Форма использования: на уроках краеведения, истории Татарстана, во внеурочной, учебно-воспитательной работе.
Цель - пробуждение интереса к предмету, повышение мотивации учащихся, историко-краеведческое и патриотическое воспитание.
Задачи 1. Активизировать познавательную деятельность учащихся, опираясь на их природную любознательность; 2. Сформировать патриотические чувства и чувства гражданственности; 3. Поиск и сбор материалов краеведческого характера; 4. Учет и хранение собранных документов, предметов, материалов и их научная проверка, систематизация и методическая обработка; 5. Оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе.
СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ЛЕСНАЯ СКАЗКА» (НОВОГОДНЯЯ).
Тропинки и дорожки к месту лесного празднования Нового Года организаторами заранее отмечены разноцветными флажками, ленточками и другими забавными опознавательными знаками. В каком-то месте дорогу перед идущими детьми и взрослыми, которые их сопровождают, перегораживает большой плакат. Он висит между двумя деревьями и на нём написано большими буквами «ВХОД В СКАЗКУ». В скобочках на нём сделана приписка: «В сказку тот лишь попадает, Кто заданья выполняет». На плакате висят бумажные полоски, которых написаны разные задания для желающих пройти дальше и попасть в сказку. У плаката с его обеих сторон стоят охрана-стражники. Это или старшие ученики, или взрослые, которые соответственно одеты и «вооружены». 1 СТРАЖНИК: Стой! Кто идёт? ДЕТИ: Мы идём! 2 СТРАЖНИК: Кто это - мы? ДЕТИ: Мы – ученики (такой-то школы, такого-то класса). 1 СТРАЖНИК: Всё равно – дальше нельзя! ДЕТИ: Почему? 2 СТРАЖНИК: Потому что дальше просто так никто не пропускается, а по-другому – вы не справитесь! ДЕТИ: Справимся! 1 СТРАЖНИК: И постарше вас приходили, да не справлялись! ДЕТИ: А мы справимся! 2 СТРАЖНИК: Вы читать умеете? ДЕТИ: Умеем! УЧИТЕЛЬНИЦА: Мои ребята очень даже хорошо умеют читать, не сомневайтесь! 1 СТРАЖНИК: Работа у нас такая – сомневаться, спрашивать и предупреждать! 2 СТ
... Читать дальше »
Подробный конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе
ТЕМА Роль односоставных предложений в художественном тексте.
- Сегодня у нас урок словесности. Откройте тетради, запишите: «Восемнадцатое ноября. Классная работа». - Урок мы начнём с речевой разминки. Дети, да подчас и взрослые часто допускают в письменной и устной речи ошибки. Давайте попробуем исправить такие ошибки. Речевая разминка. Служебное заявление. Прошу меня категорически уволить, потому что я, пребывая на службе в ночное время, уснул, Заранее благодарен. Сторож Петров. В данном заявлении произошло смешение стилей речи. «Служебной» называется записка, а не заявление; нельзя «категорически» уволить; в официальных документах не употребляют выражение «заранее благодарен». - К какому стилю речи относится заявление? (Официально-деловому) - А какие стили речи ещё есть в русском языке? Художественный, научный, разговорный, публицистический) - Какова особенность художественного стиля речи? (В нём используются художественно-выразительные средства языка) - Назовите их. - Давайте обратимся к таким текстам
Всё вокруг бесшумно сияло, сверкало, искрилось от морозного света. Едва успев разгореться, светило начало краснеть над дальними лесными верхами. Царство безмолвного холода захватывало глубины небес и земного пространства. Зимний день. Тонкая берёзка, одетая в сказочный наряд. Не
... Читать дальше »
Тема урока Владимир Высоцкий «Четыре четверти пути». Цель урока: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. С. Высоцкого. 2. Раскрыть, в чем суть народности его творчества. 3. Развить при помощи стихов и песен Высоцкого чувство позитивного восприятия жизни. Оборудование урока: 1. Портреты В.С. Высоцкого. 2. Сцены из спектаклей; фотографии кадров из к/фильмов: “Опасные гастроли”, “Хозяин тайги”, “Место встречи изменить нельзя”. 3. Книги стихов В. Высоцкого. На доске плакат, на нем строки Высоцкого: Я освещен, допущен всем глазам,- Чего мне ждать - затишья или бури? Я к микрофону встал, как к образам... Нет, нет! Сегодня точно - к амбразуре! Ход урока: 1. Вступительные слова учителя Сегодня, 25 января, 2013 года, исполнилось бы 75 лет Владимиру Семеновичу Высоцкому, поэту, барду, актеру, киноактеру, человеку, сгоревшему быстро, ярко. Он прожил всего 42 года. Он прожил их с полной отдачей своего таланта и сил. Владимир Семенович Высоцкий - символ “шестидесятников”. Его любили многие, слушали все. Голос Высоцкого нельзя ни с кем спутать: надтреснутый, с хрипотой, то тихий, до шепота, то рвущийся в крике... Он - один из тех людей, о ком не хочется говорить в прошедшем времени. Я помню, как мы, студенты 60-х годов, с упоением слушали песни Высоцкого, несущиеся с магнитофонной
... Читать дальше »
Организация читательской деятельности учащихся на уроке литературы при изучении творчества М. Цветаевой
Урок литературы – это и храм, и мастерская. И человек в ней работник.
Все вы услышали отголоски тургеневского афоризма. И совершенно правильно восприняли слово «мастерская» как место, где все мастерят. И на уроке мы будем мастерить, то есть не болванки делать, а вытачивать сложнейшие детали. И каждый это будет делать самостоятельно. Любая деятельность начинается с целеполагания: зачем этот урок? Если урок технологичен, цель очевидна: надо попытаться проникнуть в художественный мир поэта, что несомненно подвигнет к выводу, как индивидуален, как неповторим, как своеобразен творческий почерк поэта, в данном случае - Марины Цветаевой. Надо также определить, в чем трагическая доминанта ее творчества. Если урок технологичен, должно произойти закрепление уже известных способов исследования и, быть может, знакомство с новыми подходами к анализу художественного (в данном случае поэтического текста). Недавнее общение с участниками олимпиады дает основание думать, что в школе культивируется приоритет содержания над формой. Это значит, что на уроке после первого знакомства с произведением (стихотворением) сразу ставится вопрос: о чем оно? И сразу дается ответ, часто правильный. Больше это произведение никакого интереса не вызывает: вот стихи, а все понятно, все на русском языке. Итак, констатируется лишь
... Читать дальше »
Уроки доброты (по рассказу В.Астафьева «Конь с розовой гривой» и «Притче о Блудном сыне»)
Цели урока: 1) показать добрый и светлый мир народной жизни, 2) раскрыть черты детского характера, 3) выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее
Оформление: портрет В.Астафьева, выставка его книг, рисунки учащихся
Метод(ы): слово учителя, опрос, беседа, словарная работа, словесное рисование, инсцени- ровка эпизода, сравнительный анализ произведений
Эпиграф к уроку: Добро спешите делать друг для друга! Нет ничего прекраснее добра!
Ход урока
1.Вступительное слово учителя. Определение цели урока. Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель, наш современник. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве, которое было удивительно прекрасной порой. Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. Наша с вами задача сегодня: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие уроки он несет.
2. Определение места и времени действия рассказа «Конь с розовой гривой». - Прочитав рассказ, как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»? ... Читать дальше »
Тема: «Человек спасается достоинством» (по повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»). До конца , До тихого креста Пусть душа Останется чиста
Н.Рубцов.
Солженицын стал кислородом нашего непродыхаемого времени. В. Астафьев.
Оформление урока: Контрастно оформленная доска: Лозунг: (одно боковое крыло доски) «Спасибо товарищу Сталину за нашу счастливую жизнь» Плакат: (другое крыло доски) «Темная ночь нашей истории» Под этими надписями – картинки о стройках, картинки о лагерях. Плакат о кол-ве репрессированных. На центральной части доски: - Тема урока - Портрет Солженицына - Таблица, на которую дети в конце урока прикрепляют ответы.
Цели для учителя: Вызвать интерес к личности и творчеству писателя; Показать необычный жизненный материал, взятый в основу повести; Подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном Государстве, воспитывать чувство собственного достоинства. Формировать умение создавать устное монологическое выступление; Научить составлять синквейны;
Цели для учащихся: Знать содержание рассказа ; На доске Уметь находить языковые особенности данного текста; Уметь анализировать текст.
Ход урока: 1.Организация класса – 1 минута. 2.Вступительное слово учителя: сообщаетс
... Читать дальше »
Тема урока: «Русский Дом: жизнь и судьба сквозь годы испытаний» (мотив Дома и Бездомья в русской литературе).
Цель урока: расширение и углубление материала, связанного с понятиями «дом» и «бездомье»; ознакомление с новыми произведени- ями за счет обращения к различным источникам.
Задачи урока: 1) развивать у учащихся навыки работы с дополнительной литературой, прививать любознательность, оказывать взаимопомощь в группе; 2) формировать у учащихся бережное отношение к традициям национальной культуры, понимание сакральной роли Дома в русской литературе; 3) способствовать развитию умения сопоставлять факты, помочь осмысливать практическую значимость сведений по теме урока.
Тип урока: урок – конференция Методы обучения: интерактивная форма научной конференции (исследо- вания по теме урока)
Приемы обучения: классификация данных, доказательства учебных гипо- тез через рассуждение, активизация всех учащихся в беседе, формулирование новых учебных выводов.
Оборудование: аудиоаппаратура, иллюстративный материал (стилизация угла дома Х1Х века, репродукции картин с изображением дома), произведения писателей, их портреты
Эпиграф к уроку: Главный-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет
Ф.Абрамов «Дом»
Учитель: Дверь отперта. Переступи порог. Мой дом открыт нав
... Читать дальше »
Данное пособие предназначено для использования на уроках истории в качестве дополнительного материала. Применяется для работы в среднем и старшем звене ( 7 – 11 классы).
Цель работы - пробудить интерес к предмету, повысить мотивацию учащихся, используя нетрадиционные формы и методы обучения.
Задачи:
1. Активизировать познавательную деятельность учащихся, опираясь на их природную любознательность, новизну учебного материала, его доступность и наглядность.
2. Сформировать патриотические чувства и чувства гражданственности.
3. Развивать критическое мышление, используя противоречивость исторического материала и другие особенности социального познания.
4. Способствовать активизации творческой и индивидуальной деятельности учащихся.
Нам представляется, что использование на уроках разнообразных поэтических образов, позволит вывести преподавание истории на более высокий уровень, обеспечит мотивацию в изучении предметов через красочное увлекательное освещение исторических событий, будет способствовать развитию у учащихся навыков самостоятельного и критического мышления, опираясь на палитру самых разнообразных, подчас противоположных по значению, образов исторического прошлого.
Особенность данного издания определяется важностью полидисциплинарного подхода в изучении школьных предметов и спецификой влияния поэзии, живописи и музыки на активизацию индивидуальной деятельности учеников. Взамен скучного учебника учащимся предлагается галерея поэтических образов, в которой история представл
... Читать дальше »
Данное пособие разработано для работы на уроках истории в среднем и старшем звене.
Цель: Показать героизм русского народа в годы Отечественной войны.
Задачи:
1. Показать причины войны 1812 г
2. Ход военных действий
3. Итоги войны
Работа с данным пособием начинается с содержания, где в каждую строчку встроена гиперссылка, которая перенаправляет пользователя в определенный раздел презентации, указанный в содержании. В интерактивном пособии интегрированы эффекты анимации.
Сами строчки содержания содержат триггеры, которые позволяют пользователю видеть поэтапно всплывающие строчки содержания, что позволяет успеть их прочесть, а уже после прочтения перейти по любой из предложенных гиперссылок, для дальнейшего ознакомления с пособием.