Тема урока Владимир Высоцкий «Четыре четверти пути». Цель урока: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. С. Высоцкого. 2. Раскрыть, в чем суть народности его творчества. 3. Развить при помощи стихов и песен Высоцкого чувство позитивного восприятия жизни. Оборудование урока: 1. Портреты В.С. Высоцкого. 2. Сцены из спектаклей; фотографии кадров из к/фильмов: “Опасные гастроли”, “Хозяин тайги”, “Место встречи изменить нельзя”. 3. Книги стихов В. Высоцкого. На доске плакат, на нем строки Высоцкого: Я освещен, допущен всем глазам,- Чего мне ждать - затишья или бури? Я к микрофону встал, как к образам... Нет, нет! Сегодня точно - к амбразуре! Ход урока: 1. Вступительные слова учителя Сегодня, 25 января, 2013 года, исполнилось бы 75 лет Владимиру Семеновичу Высоцкому, поэту, барду, актеру, киноактеру, человеку, сгоревшему быстро, ярко. Он прожил всего 42 года. Он прожил их с полной отдачей своего таланта и сил. Владимир Семенович Высоцкий - символ “шестидесятников”. Его любили многие, слушали все. Голос Высоцкого нельзя ни с кем спутать: надтреснутый, с хрипотой, то тихий, до шепота, то рвущийся в крике... Он - один из тех людей, о ком не хочется говорить в прошедшем времени. Я помню, как мы, студенты 60-х годов, с упоением слушали песни Высоцкого, несущиеся с магнитофонной ленты огромных бабинных магнитофонов. Кто же он, Владимир Высоцкий? Поэт? Актер? Певец? Бард? Прежде всего, он - личность, от которой веет мужской силой, импульсивностью. Он был честен, искренний до безрассудства и свой для многих. Давайте полистаем отдельные страницы жизни Владимира Высоцкого.
2. Индивидуальные сообщения учащихся 1) детство В. Высоцкого 2) Юность на “Большом Каретном”. Учеба в Школе - студии МХАТ 3) Работа в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина, Московском театре миниатюр 4) Работа В. Высоцкого в Московском театре драмы и комедии на Таганке 5) В. Высоцкий - актер кино, которому веришь
В. Высоцкого при жизни не печатали. Для поэта - это трагедия. Он написал более 600 песен! Владимир выступал по всей стране и за рубежом. давайте почитаем стихи В. Высоцкого. Вслушаемся в ритмы времени, в боль её сына, гражданина, которому до всего есть дело. 6) Читаем наизусть стихи поэта: “Я не люблю” “О фатальных датах и цифрах” “Чужая колея” “Я не успел не успел” “Охота на волков” “Спасите наши души” “Кони привередливые”
7) Современники о В. Высоцком: “Он был чистого слога слуга...”
Ю. Визбор А. Высоцкий В. Смехов С. Говорухин
8) Высоцкий говорил: “Я занимаюсь авторской песней - сам пишу тексты, мелодии, сам их исполняю. Это неумирающее искусство. Для меня авторская песня - это возможность беседовать, разговаривать с людьми на темы, которые меня волнуют и беспокоят; рассказывать им о том, что меня скребет по нервам, рвет душу и так далее, - в надежде, что их беспокоит то же самое. И если у меня есть собеседник и возможность об этом рассказать, особенно такому большому количеству людей, - это самая большая для меня награда. Авторская песня предполагает непринужденную атмосферу, атмосферу раскованности, дружественности, свободы. Самое главное в авторской песне - текст, информация, поэзия. Авторская песня проста, но всегда пишется не просто”. 9) Слушаем песни В. Высоцкого в его исполнении: “Братские могилы” “Он не вернулся из боя” “Песня о друге” “Скалолазка” “Песня о кораблях” “Утренняя гимнастика” 10) Популярность песен В.Высоцкого не знала равенства. Его песни были народными, и сам он был народным артистом, и для доказательства этого ему не нужно было предъявлять удостоверение. Он почувствовал свою смерть и много писал о ней. Я помню его выступление в Калининграде, на стадионе “Балтика”, который был заполнен до отказа. Во время концерта у поэта порвались струны, он расстроился. Кто-то из зрителей, живущий недалеко от стадиона, принес свою гитару, и Высоцкий закончил концерт с огромным успехом. Это было за пол года до его смерти. Талант - это всегда тайна. И нужно было обладать великим талантом, чтобы покорить сердца стольких людей такими простыми и короткими песнями. В. Высоцкий покорил сердца миллионов навсегда. И сегодня стихи, написанные в 60-е - 70-е годы 20 века, современны, будто созданы в наши дни. В этом великая сила искусства, которое нас делает людьми.