Уроки доброты (по рассказу В.Астафьева «Конь с розовой гривой» и «Притче о Блудном сыне»)
Цели урока: 1) показать добрый и светлый мир народной жизни, 2) раскрыть черты детского характера, 3) выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее
Оформление: портрет В.Астафьева, выставка его книг, рисунки учащихся
Метод(ы): слово учителя, опрос, беседа, словарная работа, словесное рисование, инсцени- ровка эпизода, сравнительный анализ произведений
Эпиграф к уроку: Добро спешите делать друг для друга! Нет ничего прекраснее добра!
Ход урока
1.Вступительное слово учителя. Определение цели урока. Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель, наш современник. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве, которое было удивительно прекрасной порой. Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. Наша с вами задача сегодня: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие уроки он несет.
2. Определение места и времени действия рассказа «Конь с розовой гривой». - Прочитав рассказ, как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»? : Действие происходит в одной из сибирских деревень на берегу Енисея в первые годы после Гражданской войны. - Что это было за время? Как жилось людям? : а) мать Вити утонула б) колхозы еще не создали – дед живет на заимке в) дядя Левонтий работает на батогах г) главной сладостью был обычный пряник д) дети Левонтия питались травой, луком
3. Работа с иллюстрацией «Уголок сибирской деревни». Словарная работа. 1) Словесное рисование. Задание: Зрительно представьте жизнь и быт отдаленного сибирского села, а помогут вам эти иллюстрации. -А как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири? Ответ: Показывая народную жизнь, автор использует «сибирские» диалектизмы. 2) Словарная работа. * увал – пологий холм * туесок – берестяная корзина с крышкой * батого – длинные поленья * супротив – напротив * заполошная – суетливая * сенцы – передняя часть строения * наличники – накладная планка на дверном или оконном проеме * шуровать – беспокоить, приводить в действие * зариться – завидовать * заимка – земельный участок вдали от села, освоенный его владельцами * яр- крутой край оврага
4. Инсценировка сцены из рассказа. Беседа. - И вот мы знакомимся с главными героями рассказа.
Бабушка: Наберешь туесок. Я поведу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник. Внук: Конем, баба? Бабушка: Конем, конем. Внук: Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Пряник можно засунуть под рубашку, бегаешь и слышишь, как конь лягает копытами, в голый живот. Холодея от ужаса – потерял – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться, что тут он, конь-огонь! С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе и так и эдак ластятся и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его.
2) Обсуждение инсценировки. Пересказ эпизода.
- Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком? - Вот и отправляется наш герой с ребятами дяди Левонтия в лес за земляникой, чтобы трудом своим заработать пряник. Расскажите от лица героя, что произошло в лесу? (эпизод об «интересном и веселом» дне)
3) Инсценировка № 2. Действующие лица: Санька и герой (Витя).
Санька: Бабушки Петровны испугался! Эх, ты! Герой: Зато мне бабушка пряник конем купит! Санька: Может кобылой? Скажи уж лучше – боишься ее, и еще жадный! Герой: Я? Санька: Ты! Герой: Жадный? Санька: Жадный! Герой: А хочешь все ягоды съем? Санька: Слабо! Герой: Мне слабо? Мне слабо? Вот! Ешьте вместе со мной!
4) Обсуждение инсценировки. Анализ эпизода.
- Правильно ли поступил герой? Как вы думаете? Обратите внимание: «Понял, что понял на уду». - А тут Санька опять со своим советом: «Ты в туес травы натолкай, а сверху ягоды – и готово дело!» Повздыхал, повздыхал он, так и сделал. - Вспомните поведение мальчика, что пришлось пережить ему? - Осуждаете ли вы его за это? - Когда, по-вашему, переживания героя особенно обострились? - С чем это было связано?
5. Сравнение рассказа В.Астафьева и «Притчи о блудном сыне».
- Как вы думаете, почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему пряник? Какие качества ее проявились в этом эпизоде? : Да, бабушка сумела понять и простить внука. Любое живое существо на Земле заслуживает того, чтобы окружающие услышали его, каждый заслуживает быть понятым другим. - А что значит «понять»? : * «Понять» - значит «услышать» переживания, мысли другого, разделить его чувства, «приоткрыть» свое сердце и обязательно дать почувствовать другому, что он понят, «услышан». - Как вы думаете, просто ли это? Что для этого требуется? : Понять другого не просто. Для этого надо иметь особое душевное свойство, надо приложить усилия, быть милосердным. - Милосердие – это… - Как вы оцениваете в другом человеке и в себе качество, как умение понять другого, простить? : Это то, что вызывает уважение окружающих и за что можно уважать себя. - Вспомним «Притчу о Блудном сыне». В чем сходство этих произведений? :а) родителей (бабушку) обидели б) перед бабушкой (в рассказе) и перед отцом (в притче) стоит выбор: они могут хранить обиду и отвергнуть сына (внука), упрекнуть его. Но оказывается родительская любовь – то, без чего нельзя жить, она выше справедливости, которой придерживается старший сын. Милосердие и родительская любовь оказались выше.
6. Подведение итогов урока.
- Прочитайте заключительные строки рассказа: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой». - Почему такими словами заканчивает Астафьев повествование? - Какие выводы, мысли возникли у вас после прочтения рассказа? : 1. Люби ближнего своего как самого себя. 2. Чтобы очистить свою душу – покайся. 3. Как важно понять человека. 4. Надо быть милосердным всегда. 5. Лучше простить, чем наказать. 6. Спешите делать добро. 7. Делая добрые дела, мы приобретаем собственное счастье.
7. Домашнее задание: прочитать другие рассказы В.Астафьева из сборника «Конь с розовой гривой».