Подробный конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе
ТЕМА Роль односоставных предложений в художественном тексте.
- Сегодня у нас урок словесности. Откройте тетради, запишите: «Восемнадцатое ноября. Классная работа». - Урок мы начнём с речевой разминки. Дети, да подчас и взрослые часто допускают в письменной и устной речи ошибки. Давайте попробуем исправить такие ошибки. Речевая разминка. Служебное заявление. Прошу меня категорически уволить, потому что я, пребывая на службе в ночное время, уснул, Заранее благодарен. Сторож Петров. В данном заявлении произошло смешение стилей речи. «Служебной» называется записка, а не заявление; нельзя «категорически» уволить; в официальных документах не употребляют выражение «заранее благодарен». - К какому стилю речи относится заявление? (Официально-деловому) - А какие стили речи ещё есть в русском языке? Художественный, научный, разговорный, публицистический) - Какова особенность художественного стиля речи? (В нём используются художественно-выразительные средства языка) - Назовите их. - Давайте обратимся к таким текстам
Всё вокруг бесшумно сияло, сверкало, искрилось от морозного света. Едва успев разгореться, светило начало краснеть над дальними лесными верхами. Царство безмолвного холода захватывало глубины небес и земного пространства. Зимний день. Тонкая берёзка, одетая в сказочный наряд. Небольшая осиновая роща. Щурюсь от ослепительно блистающего мягкого снега. Легко дышится морозным острым воздухом. Любуюсь небом, раскинувшимся над безмолвным лесом.
Задания к текстам: • Прочитайте выразительно текст (1 в. – текст 1, 2 в. – текст 2) • Зашифруйте орфограммы, т.е. составьте для соседа по парте словарный диктант из 6 - 8 слов своего текста, подчеркнув изученные вами орфограммы. Затем поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выделения орфограмм. • Проверка: Словарный диктант читают по 1 человеку с каждого варианта, ещё 2 добавляют свои примеры. • Представьте себе, что вы – учитель. Какие предложения для пунктуационного разбора из текста своего варианта вы бы предложили и почему? Запишите эти предложения в тетрадь, произведите разбор. (Спросить тех же учеников, что читали словарный диктант и поставить оценки) • Сравните тексты: что общего (тема, идея, стиль и тип речи) и чем различаются (в 1 тексте двусоставные предложения, а во 2 – односоставные). Назовите грамматические основы. • Как вы думаете, односоставные предложения умаляют художественность, выразительность текста? Докажите. (Следует назвать художественно-выразительные средства из 2 текста)
- К сказанному вами я добавлю, что односоставные предложения сами по себе являются средством выразительности, украшают текст. И поэтому тема нашего урока звучит так: Роль односоставных предложений в художественном тексте.
- Запишите тему урока в тетрадь. - Работая над односоставными предложениями в течение нескольких уроков, вы, я думаю, уже увидели их особую красоту, так как односоставные предложения обладают удивительной эмоциональностью. Многие поэты и писатели активно использовали такие предложения в своих произведениях. - Предлагаю вам стать исследователями. Класс делится на 3 группы по рядам, на каждую парту раздаю по карточке с текстом: 1 ряд – Тургенев «Лес и степь», 2 ряд – Бунин «Сосны», 3 ряд – Фет «Шёпот, робкое дыханье…» К каждому тексту даётся задание. На подготовку 4-5 минут. На время выполнения работы включаю музыку, на экране – слайд с изображением пейзажа. Текст Тургенева «Лес и степь», на фоне – портрет писателя) Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зелёной, испещрённой тенями дорожке; большие жёлтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идёт к запаху ландышей… Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо. Задания к тексту: • Прочитайте текст выразительно. • Какие предложения по строению грамматической основы использует автор? (Односоставные и двусоставные) • Как они расположены? (Идёт чередование односоставных и двусоставных предложений. Двусоставные означают быструю смену впечатлений, односоставные – меняют ритм) Текст Бунина «Сосны», на фоне – портрет писателя) Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зелёным бором. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, замерли под глубоким небом. Задания к тексту: • Прочитайте текст выразительно. • Предложения какого типа в зависимости от грамматической основы использует писатель в начале представленного отрывка? • С какой целью? (Начало текста – односоставные предложения. Они готовят читателя к эмоциональному восприятию картины) Текст стихотворения Фета «Шёпот, робкое дыханье…», на фоне – портрет поэта) Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. Задание к тексту: • Прочитайте текст выразительно. • Посмотрите, какие предложения использует поэт? • Сколько их? • Что это даёт? (Стихотворение состоит только из одного предложения, в котором нет глаголов, а движение всё равно ощущается. Односоставное назывное предложении передаёт красоту мира) - Анализ текстов. Вывод. - Чем являются односоставные предложения при правильном их использовании? (Это яркое средство выразительности)
- А теперь вам всем предстоит самим попробовать стать творцами. Текст стихотворения «Берёза», портрет С.Есенина на фоне заснеженной берёзы) Белая берёза И стоит берёза Под моим окном В сонной тишине, Принакрылась снегом, И горят снежинки Точно серебром. В золотом огне.
На пушистых ветках А заря, лениво Снежною каймой Обходя кругом, Распустились кисти Обсыпает ветки Белой бахромой. Новым серебром.
Задание: • Предложения какого типа использовал поэт, чтобы описать берёзу? (Двусоставные) Опишите картину, которую вы увидели при помощи односоставных предложений. (Задание выполняется письменно) • Проверка. Оценки.
- Домашнее задание. Выпишите из художественного произведения отрывок (6 – 8 предложений), в котором преобладают односоставные предложения, подчеркните грамматическую основу, определите вид односоставных предложений.