урок русского языка - 3 Декабря 2013 - Дневник - Методсовет
  Вторник | 06.12.2016 | 13:12
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Личный дневник
Портфолио

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Дневник 
Главная » 2013 » Декабрь » 3 » урок русского языка
17:38
урок русского языка
Подробный конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе

ТЕМА
Роль односоставных предложений в художественном тексте.

- Сегодня у нас урок словесности. Откройте тетради, запишите:
«Восемнадцатое ноября. Классная работа».
- Урок мы начнём с речевой разминки. Дети, да подчас и взрослые часто допускают в письменной и устной речи ошибки. Давайте попробуем исправить такие ошибки.
Речевая разминка.
Служебное заявление.
Прошу меня категорически уволить, потому что я, пребывая на службе в ночное время, уснул, Заранее благодарен.
Сторож Петров.
В данном заявлении произошло смешение стилей речи. «Служебной» называется записка, а не заявление; нельзя «категорически» уволить; в официальных документах не употребляют выражение «заранее благодарен».
- К какому стилю речи относится заявление? (Официально-деловому)
- А какие стили речи ещё есть в русском языке? Художественный, научный, разговорный, публицистический)
- Какова особенность художественного стиля речи? (В нём используются художественно-выразительные средства языка)
- Назовите их.
- Давайте обратимся к таким текстам

Всё вокруг бесшумно сияло, сверкало, искрилось от морозного света. Едва успев разгореться, светило начало краснеть над дальними лесными верхами. Царство безмолвного холода захватывало глубины небес и земного пространства.
Зимний день. Тонкая берёзка, одетая в сказочный наряд. Небольшая осиновая роща. Щурюсь от ослепительно блистающего мягкого снега. Легко дышится морозным острым воздухом. Любуюсь небом, раскинувшимся над безмолвным лесом.

Задания к текстам:
• Прочитайте выразительно текст (1 в. – текст 1, 2 в. – текст 2)
• Зашифруйте орфограммы, т.е. составьте для соседа по парте словарный диктант из 6 - 8 слов своего текста, подчеркнув изученные вами орфограммы. Затем поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выделения орфограмм.
• Проверка: Словарный диктант читают по 1 человеку с каждого варианта, ещё 2 добавляют свои примеры.
• Представьте себе, что вы – учитель. Какие предложения для пунктуационного разбора из текста своего варианта вы бы предложили и почему? Запишите эти предложения в тетрадь, произведите разбор.
(Спросить тех же учеников, что читали словарный диктант и поставить оценки)
• Сравните тексты: что общего (тема, идея, стиль и тип речи) и чем различаются (в 1 тексте двусоставные предложения, а во 2 – односоставные). Назовите грамматические основы.
• Как вы думаете, односоставные предложения умаляют художественность, выразительность текста? Докажите. (Следует назвать художественно-выразительные средства из 2 текста)

- К сказанному вами я добавлю, что односоставные предложения сами по себе являются средством выразительности, украшают текст. И поэтому
тема нашего урока звучит так:
Роль односоставных предложений в художественном тексте.

- Запишите тему урока в тетрадь.
- Работая над односоставными предложениями в течение нескольких уроков, вы, я думаю, уже увидели их особую красоту, так как односоставные предложения обладают удивительной эмоциональностью.
Многие поэты и писатели активно использовали такие предложения в своих произведениях.
- Предлагаю вам стать исследователями.
Класс делится на 3 группы по рядам, на каждую парту раздаю по карточке с текстом: 1 ряд – Тургенев «Лес и степь», 2 ряд – Бунин «Сосны», 3 ряд – Фет «Шёпот, робкое дыханье…» К каждому тексту даётся задание. На подготовку 4-5 минут.
На время выполнения работы включаю музыку, на экране – слайд с изображением пейзажа.
Текст Тургенева «Лес и степь», на фоне – портрет писателя)
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зелёной, испещрённой тенями дорожке; большие жёлтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идёт к запаху ландышей… Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо.
Задания к тексту:
• Прочитайте текст выразительно.
• Какие предложения по строению грамматической основы использует автор? (Односоставные и двусоставные)
• Как они расположены?
(Идёт чередование односоставных и двусоставных предложений. Двусоставные означают быструю смену впечатлений, односоставные – меняют ритм)
Текст Бунина «Сосны», на фоне – портрет писателя)
Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зелёным бором. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, замерли под глубоким небом.
Задания к тексту:
• Прочитайте текст выразительно.
• Предложения какого типа в зависимости от грамматической основы использует писатель в начале представленного отрывка?
• С какой целью?
(Начало текста – односоставные предложения. Они готовят читателя к эмоциональному восприятию картины)
Текст стихотворения Фета «Шёпот, робкое дыханье…», на фоне – портрет поэта)
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Задание к тексту:
• Прочитайте текст выразительно.
• Посмотрите, какие предложения использует поэт?
• Сколько их?
• Что это даёт?
(Стихотворение состоит только из одного предложения, в котором нет глаголов, а движение всё равно ощущается. Односоставное назывное предложении передаёт красоту мира)
- Анализ текстов. Вывод.
- Чем являются односоставные предложения при правильном их использовании?
(Это яркое средство выразительности)

- А теперь вам всем предстоит самим попробовать стать творцами.
Текст стихотворения «Берёза», портрет С.Есенина на фоне заснеженной берёзы)
Белая берёза И стоит берёза
Под моим окном В сонной тишине,
Принакрылась снегом, И горят снежинки
Точно серебром. В золотом огне.

На пушистых ветках А заря, лениво
Снежною каймой Обходя кругом,
Распустились кисти Обсыпает ветки
Белой бахромой. Новым серебром.

Задание:
• Предложения какого типа использовал поэт, чтобы описать берёзу? (Двусоставные)
 Опишите картину, которую вы увидели при помощи односоставных предложений. (Задание выполняется письменно)
• Проверка. Оценки.

- Домашнее задание.
Выпишите из художественного произведения отрывок (6 – 8 предложений), в котором преобладают односоставные предложения, подчеркните грамматическую основу, определите вид односоставных предложений.
Категория: Личный дневник | Просмотров: 1141 | Добавил: larrrra | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы "ВКонтакте"

Поиск

Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться
с планами нашего портала

Афоризм дня
Кто привык быть неискренним с другими, тот в конце концов перестает быть искренним с собой.
/Ф. Ларошфуко/


Реклама

Рейтинг@Mail.ru
"Методсовет" © 2010 - 2016
My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы