Автор: Ларионова Ирина Валерьевна (учитель русского языка и илитературы, МОУ " СОШ №13г.Пугачёва Саратовской области")
Основная задача педагога в работе с учащимися – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей каждого ребенка, организация образовательного пространства с учетом индивидуальных потребностей. Как показывает мой многолетний опыт, есть дети, для которых изучение литературы «не интересно» и «не «нужно». А есть дети, которым требуется постоянное внимание, их увлекает мой предмет, они с энтузиазмом берутся за любое творческое задание. Поэтому в своей работе я использую технологию ИСУД (индивидуальный стиль учебно - познавательной деятельности). Данная технология позволяет составить индивидуальную программу развития ребенка и тем самым активизировать познавательную деятельность обучаемого. Цель технологии - проектирование индивидуальных программ развития обучающихся и их применение для достижения необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса. Технология была разработана Натальей Львовной Галеевой, кандидатом биологических наук, доцентом кафедры управления развитием школы МПГУ [2].Первый шаг в работе - выявление творческих возможностей, личных особенностей, специальных интересов и способностей детей. Для этого учителем проводится диагностика уровней развития всех параметров учебного успеха ребёнка. Первый блок диагностируемых параметров психологические: внимание, память, функциональная асимметрия полушарий головного мозга и модальность.
Второй блок диагностируемых параметров - педагогический. В него входят регулятивные УУД, коммуникативные УУД, познавательные УУД, уровень развития мотивационно - потребностной сферы. Затем заполняется матрица ИСУД ученика в начале учебного года. Далее составляются индивидуальные программы развития учеников с учётом результатов внутреннего и внешнего мониторингов.
Третий этап - результаты деятельности в технологии ИСУД, составленные на каждого ребёнка, хранятся в портфолио для индивидуализации процесса обучения.
Данные индивидуальных программ развития позволяют мне условно разделить школьников на группы по типологии одарённости:
• дети с очень высоким общим уровнем развития по сравнению с большинством сверстников
• дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук
• дети с высокими творческими (художественными) способностями.
• дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
• дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления.[3,4].
Работа с каждой группой детей строится по-разному. Первой группе предоставляется пробовать себя в разных видах исследовательской деятельности. Обучающиеся принимают участие в конференциях различного уровня. Ежегодно мы проводим школьную научную конференцию «Посвятим ум на радость творчеству». Поражает широта исследования: от выращивания кристаллов до обычаев и нравов народов Поволжья. В этом году мы заключили сотрудничество с научным журналом «Пытливые умы», на страницах которого опубликованы научно - исследовательские работы наших юных исследователей.
Детям из второй и третьей группы предоставляется специализированная поддержка по тому направлению, в котором в большей степени проявляются признаки одарённости. Поэтому учителю необходимо иметь «картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по матрице учебного успеха ученика»
Уважаемая Ирина Валерьевна с большим удовольствием ознакомился с вашей методической разработкой .И вспомнились слова Великого Педагога ..отдавшего жизнь во имя детей :«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения. Во-первых, ЛО технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей.
Во- вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект, он - цель образовательной системы.
В-третьих, вместо традиционной фронтальной работы - разнообразие форм учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Ирина Валерьевна при разработке данного методического ресурса и проведение в дальнейшем урока.ставила следующие задачи: 1-.формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта; 2-.оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов; 3 -содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства. И судя по содержанию разработки Ирина Валерьевна смогла справиться с поставленными целями.Дай Бог вас здоровья и дальнейших успехов в вашем непростом труде..С уважением Силин Юрий Викторович
Ирина Валерьевна, с большим интересом познакомилась с Вашей статьёй, потому что технология ИСУД в педагогике новая, но успешно прошедшая апробацию. Полностью с Вами согласна, что технология в настоящее время актуальна, так как позволяет учителю достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса. Ценность Вашей статьи вижу в том, что вы делитесь собственным опытом работы в конкретной школе. Вы достаточно подробно раскрываете, какие этапы работы предшествуют составлению индивидуальных программ развития учеников с учётом результатов внутреннего и внешнего мониторингов. В вашей школе результаты деятельности в технологии ИСУД, составленные на каждого ребёнка, хранятся в портфолио для индивидуализации процесса обучения. По Вашей работе чувствуется, насколько Вы увлечены своим делом, ищете интересные, социально значимые формы работы. Спасибо за вашу работу, новых Вам открытий!
Данная статья посвящена актуальной технологии учёта и развития индивидуального стиля учебной деятельности ученика – новейшему ресурсу реализации метапредметных результатов обучения. Автор описывает блоки диагностируемых параметров и группы школьников по типологии одарённости. Я считаю, каждый учитель должен учитывать индивидуальные способности детей. Одни учащиеся легко и с удовольствием излагают мысли в поэтической форме, а для других это сложное испытание. Кто-то обладает хорошими организаторскими способностями, а кто-то прирождённый шоу-мен. Особенно необходимо помнить об этом руководителям проектов и исследовательских работ. Поддерживать и безболезненно для детей раскрывать их таланты. Данная разработка мотивирует на дальнейшее знакомство с трудами Н.Л. Галеевой, разработчика технологии ИСУД, важность которой бесспорна!
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Неразумно бояться того, что неизбежно. /Публилий Сир/