Четверг | 25.04.2024 | 08:02
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Тематическое планирование [16]
Разработки уроков [71]
Олимпиады, конкурсы, контрольные работы [11]
Дидактические материалы [96]
Внеклассная работа [18]
Проектная деятельность [6]
Иное [10]

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Методичка 
Главная » Файлы » Начальная школа. Русский язык » Иное

Последние обновления на форуме:
  • Конкурсы и гранты для учителей и учащихся
  • [Общение]
    Последнее сообщение: (16.04.2024) 17:27 Всего сообщений:(167)
  • Модернизация среднего профессионального образования в Москве
  • [Стандарты нового поколения]
    Последнее сообщение: (12.04.2024) 17:30 Всего сообщений:(0)
  • Развитие качества школьного образования в Москве
  • [Проекты модернизации образования]
    Последнее сообщение: (05.04.2024) 18:13 Всего сообщений:(0)



    Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе через дидактическое многообразие

    Скачать с сервера (35.1 Kb) 27.03.2014, 16:24
    Автор: Логунова Елена Александровна (учитель начальных классов, МБУ лицей №60 г.о.Тольятти)

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №60
    городского округа Тольятти

    Развитие орфографической зоркости
    на уроках русского языка в начальной школе через дидактическое многообразие

    Автор: учитель начальных классов
    Логунова Елена Александровна

    Тольятти
    2014
    Из практики обучения в начальной школе известно, что работа по орфографии не всегда даёт желаемые результаты. Одна из важнейших причин этого – неумение учащихся видеть орфограммы. «Неумение распознавать в «лицо» знакомую орфограмму, неумение при слуховом восприятии выделить слово с такой орфограммой – вот одна из причин, тормозящих развитие орфографических навыков.
    Чтобы выяснить уровень орфографической зоркости учащихся класса, я провела списывание с заданием: подчеркнуть все буквы на изученные правила. Предложила следующий текст:
    Одуванчик золотой
    Постарел и стал седой.
    А как только поседел,
    Вместе с ветром улетел.

    Веселее в синем небе
    Солнце красное, свети.
    Лучше Родины любимой
    В мире края не найти.

    В этом тексте орфограммы встречаются в приставке, корне, окончании. Во время работы с текстом поведение младших школьников было не одинаково. Одни довольно быстро подчеркнули орфограммы, другие подчёркивали их только после того, как произносили слово про себя, третьи же ничего не подчёркивали. Из этого я сделала вывод, что не все ещё учащиеся моего класса владеют единым способом выделения орфограмм. Способность видеть орфограммы – это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Вопрос заключается в том, как это сделать. Имеющийся уже опыт позволяет говорить о наличии двух основных путей решения проблемы:
    1). Умение обнаружить орфограмму развивается у учащихся на интуитивной основе с помощью целевой установки: «Ищи сомнительные написания» или «Отделяй знаю от не знаю».
    2). Умение обнаружить орфограмму развивается на теоретической основе в результате целенаправленных упражнений, выполняя которые учащиеся обращают внимание, например, на фонетические условия.
    В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. Это задача уроков 1 класса. Во 2 классе указанная работа продолжается, увеличиваясь в объёме и сокращаясь во времени, т.к. у детей уже выработаны определённые умения и навыки.
    Упражнения по выработке орфографических умений и навыков по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание, можно расположить в следующей последовательности. Работу по нахождению «опасных мест» я начинаю со знакомства учащихся с основными признаками этих «опасных мест» сначала для гласных, потом для согласных. Работа в классе проводилась мною в игровой форме. Выглядело это так:
    Я говорю: «Знайка предлагает Незнайке написать слова, а Незнайка ему в ответ: «Что тут писать то. Как слышишь, так и пиши». Знайка предостерегает его, говорит об опасности, но Незнайка не верит.
    - Ребята, объясните Незнайке, прав ли он».
    Учащиеся отвечают, что Незнайка неправ, что многие слова, например, сосна, лови, росли, леса пишутся не так, как произносятся. «Тут Знайка рассказывает всем секрет», - продолжаю я. Для гласных все положения без ударения «опасные места». Их надо или проверять, изменяя по принципу «один - много», или посмотреть в словаре, или спросить у учителя.
    - Ну-ка, ребята, напишите эти слова, пропустив «опасные места», чтобы потом их правильно заполнить. Запись выглядит так: с…сна, л…ви, р…сли, л…са. Коллективно заполняют пустые места. На вопрос, какие же места для гласных «опасные» или «трудные», дети отвечают: «Места без ударения».
    При знакомстве с правилом «Жи-ши» тоже выясняется, что это «опасные» места, и объясняю, почему. Знакомство с «опасными» местами для согласных происходит при участии сказочных героев Знайки и Незнайки. Незнайка утверждает, что уж согласные то можно писать, как слышишь. Учащиеся его исправляют, говоря, что тоже встречали слова, в которых написание и произношение не совпадают. Например, ряд, медведь, сказка. Витоге данных уроков получается таблица:
    Для гласных Для согласных
    1. Положение без ударения. 1. Положение на конце слова, кроме л, м, р, н.
    2. Положение под ударением; жи-ши, ча-ща, чу-щу. 2. Положение перед другой согласной, кроме л, м, р, н.

    Для развития орфографической зоркости я использую в своём классе следующие упражнения:
    1. Письмо с проговариванием (в основе этого письма – проговаривание по слогам). Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву сдлога, затем проговаривают гласную и записывают её. Например, «За – пишу з с гласной а» и т.д. Слоги сос течением согласных проговаривают так: «Нра – н пишу, пишу ра р с гласной буквой а». Такое письмо исключает пропуски букв. Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривание шёпотом, постепенно переходя на мысленное проговаривание. Результатом данной работы является грамотное письмо. Сначала образец проговаривания давала сама – 1-2 слова по слогам, потом учащиеся диктовали себе хором по образцу. После хорового проговаривания всегда были желающие попробовать свои силы проговаривать индивидуально.
    2. Списывание. Оно основывается на проговаривании по слогам. Этот вид предполагает большую самостоятельность. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Некоторые учащиеся отвлекаются, смотрят по сторонам и не успевают выполнить всё упражнение. Сосредоточить их внимание на списывании, не дать им отвлечься помогают игры типа «Как птичка зёрнышки клюёт?» Задаю этот вопрос перед списыванием. Учащиеся показывают движением головы: вверх-вниз, вверх-вниз. А на вопрос : «Как мы будем зёрнышки клевать?», хором отвечают: «В книгу – в тетрадь, в книгу – в тетрадь». А сегодня мы узнаем, кто будет самой лучшей птичкой. А самой лучшей птичкой будет тот, кто всё задание выполнит быстро, красиво, грамотно. В процессе списывания у учащихся развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение (соотнесение количества слов в тетради и в книге), воспитываются такие качества, как самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
    3. Комментированное письмо. Этот вид работы строится тоже на проговаривании по слогам. Учащиеся не только проговаривают по слогам предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала практикуют сильные ученики, постепенно включаются остальные. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.
    4. Письмо под диктовку. Сначала диктую слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, учащиеся проговаривают его по слогам хором или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал неправильно, то предлагаю ещё раз повторить слово всем, потом одному (кто ошибся). Учащиеся исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. При такой работе ошибок типа «на деревьев» вместо «на деревьях» нет.
    5. Письмо по памяти. Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, самоконтроль.
    6. Творческие работы учащихся. Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения рассредоточить его и на составление предложений, и на запись своих предложений, и на логику изложения. Самые лёгкие творческие работы – это составление предложений по опорным словам. Очень любят мои ученики писать творческие диктанты. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это показатель вдумчивого, сознательного отношения к работе. Обязательна проверка работы. Она трёхразовая. Я предлагаю пользоваться такой памяткой при проведении творческих работ.
    Памятка.
    1. Составь рассказ.
    2. Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.
    3. Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно, подбери проверочные слова.
    4. Проверь по слогам каждое слово.
    5. Проверь, все ли нужные мысли ты записал.
    Развивать сознательное восприятие слова помогают мне грамматические зарядки, которые включаю в каждый урок русского языка. В чём их суть?
    Произношу слово, одновременно на доске изображаю его схему ( в виде ), учащиеся вдумываются в смысл, определяют, с маленькой или большой буквы писать и почему. Если с большой, я пририсовываю длинную вертикальную черту. «Какие ещё правила «спрятались» в слове»» - спрашиваю. Приведу некоторые варианты грамматических зарядок. Какие буквы спорят? Какие побеждают?
    №1
    Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука… .
    №2.
    Ря(д,т), Бочаро(в,ф), Гусе(ф,в), кру(г,к), су(п,б), гла(с,з)?
    Для меня очень важно знать уровень усвоения изучаемого материала каждым учеником. При проверке тетрадей фиксирую их ошибки, на их основании составляю грамматические зарядки, даю дифференцированные и индивидуальные задания в тетрадях. Систематическое проведение вышеперечисленных видов работ помогает мне формировать у учащихся орфографическую зоркость.
    Приведу ещё ряд примеров использования заданий для развития орфографической зоркости:
    1. Проведение звукового анализа слова с последовательным его проговариванием или доказательством написания слова по правилу.
    2. Использование сигнальных карточек, «светофориков», «памяток», орфографического словаря.
    3. Использование таблиц, изготовление родителями, содержащих трудные случаи написания.
    4. Выписывание учителем на доске слов, написание которых в данном классе не изучено.
    5. Использование на уроках русского языка тематических кроссвордов помогает повысить грамотность обучающихся.
    6. В последние годы всё чаще использую в работе стихотворные строчки. Они служат для выделения орфограммы и запоминания её правописания в стихотворной форме.
    а) Имена, фамилии, клички, города
    Всё с заглавной буквы пишется всегда.
    б) Начинает буква важные слова:
    Иванова Анна,
    Шуя и Москва.
    в) Сочетанья ща и ча
    В словах пища и свеча,
    Куча, гуща, каланча,
    Туча, роща, саранча,
    Чаща, дача и печать –
    Нужно с буквой а писать!
    Диапозон методических приёмов работы с данными упражнениями довольно широк. Можно предлагать их учащимся в различных вариантах:
    - полное и частичное списывание с доски, вставкой пропущенных букв или сочетаний;
    - письмо по памяти с опорой на схемы, регулирующие постепенное нарастание трудности задания;
    - зрительные, зрительно-слуховые и слуховые предупредительные диктанты обучающего характера;
    - выборочное письмо на основе диктовки, списывания или письма по памяти;
    - составление словосочетаний и предложений с одним из орфографически трудных слов рифмовки по выбору учащихся.
    Разнообразные виды работ на уроке чередую с работой над заданиями учебника. Всё это способствует овладению прочными знаниями.

    Используемая литература:
    1. Приступа Г.Н. Пути повышения эффективности урока русского языка в начальной школе. РТПИ, 1988.
    2. Низамов Р.А. Активизация учебной деятельности учащихся.- Казань, 1989.
    3. Канакина В.П. Радость познания – в слове. – Москва, Новая школа, 1996.
    4. Ушаков Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах, - Москва, 1971.
    5. Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне/Т.Н.Бакурина// Начальная школа. -2002- №2-С.56
    6. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н.Богоявленский// Начальная школа. -2003 - №4-С.39
    7. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. -2002- №1-С.90
    8. Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием/Л.С.Лаптева//Начальная школа. -2004. -№8-С.58
    9. Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками/А.Ясова//Начальная школа. -2001. №4- С.42
    Категория: Иное | Добавил: strokina29 | Теги: через, языка, школе, на, развитие, уроках, зоркости, русского, орфографической, начальной
    Просмотров: 4809 | Загрузок: 843 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
    Похожие материалы:
    Всего комментариев: 6
    Оценить комментарий  0   Спам
    1 Angelik   (29.03.2014 11:37) [Материал]
    Елена Александровна, материал активирован, приглашайте коллег для знакомства с Вашей работой.

    Оценить комментарий  0   Спам
    2 adambayeva   (08.04.2014 17:37) [Материал]
    Добрый вечер, Елена Александровна. Познакомилась с Вашей работой. Тема актуальна во все времена: и в традиционной педагогике, и в инновационной. Найти эффективный способ научения детей пользоваться словом, а именно, богатейшим русским языком – вот главная задача учителя начальной школы. Вы такие способы открыли для себя в своей педагогической деятельности. Знакомясь с Вашей работой, можно отследить как Вы учите детей определять орфографическое пространство, направленное на развитие орфографической зоркости и орфографического навыка. Приятно было осознать, что такой этап формирования орфографической зоркости как проговаривание по слогам – комментируемое управление, используете и Вы в своей практике. Это действительно проверенный и эффективный прием педагогического воздействия на формирование орфографической культуры обучающихся. Я уверена, что ваш обобщенный опыт по данному направлению будет востребован педагогами. Дальнейших Вам успехов.

    Оценить комментарий  0   Спам
    4 strokina29   (08.04.2014 19:48) [Материал]
    Людмила, здравствуйте. Я очень тронута Вашей оценкой моего скромного труда. Очень хочется, чтобы это кому-то было полезно и нужно, особенно молодому поколению учителей.Спасибо Вам.

    Оценить комментарий  0   Спам
    Уважаемая Елена Александровна. Работа Ваша никогда не потеряет актуальности. Сколько бы ни говорили о новых подходах, стандартах, современных технологиях, проблема орфографической грамотности остается не только в начальной школе, но и на уровне основного общего образования. В Вашей статье представлен опыт формирования навыков правописания: от определения слабой позиции - к самопроверке. Учитываются психологические особенности различных групп учащихся (аудилов, визуалов, кинестетиков). Приемы, о которых Вы пишете, используют на каждом уроке и педагоги начальной школы, и учителя словесники. Методические приемы и задания способствуют достижению поставленных целей. Успехов вам.

    Оценить комментарий  0   Спам
    5 strokina29   (08.04.2014 19:49) [Материал]
    Большое спасибо Вам, Марина.

    Оценить комментарий  0   Спам
    6 Ekaterina050466   (10.04.2014 05:33) [Материал]
    Елена Александровна! Познакомилась с Вашим опытом работы развития орфографической зоркости на уроках русского языка. Эта тема актуальна всегда и часто обсуждается на заседаниях МО и на педсоветах. Именно мы, учителя начальных классов, закладываем фундамент орфографической грамотности учеников. И в Вашем сообщении подробно рассказано, как сделать это грамотно и качественно. Ваша работа полезна не только молодым специалистам, но и большому кругу учителей. Сначала Вы выяснили уровень орфографической зоркости учащихся класса. После этого увидели проблемы и сделали вывод: как работать и над чем работать. Для развития орфографической зоркости Вы используете в своём классе следующие упражнения: письмо с проговариванием, списывание, комментированное письмо, письмо под диктовку, письмо по памяти, творческие работы учащихся. Разнообразие упражнений развивает познавательную активность детей. Вы проявляете творчество при составлении грамматических зарядок, дифференцированных и индивидуальных заданий в тетрадях. Ваш опыт будет обязательно востребован учителями начальных классов. Спасибо Вам за то, что Вы делитесь своими знаниями с другими учителями.

    Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    Мы "ВКонтакте"

    Поиск

    Наши планы
    Приглашаем Вас ознакомиться
    с планами нашего портала

    Афоризм дня
    В детстве я нередко сочинял заведомый вздор только для того, чтобы вызвать удивление окружающих.
    /Ч. Дарвин/


    Файлообменник

    Реклама

    Рейтинг@Mail.ru
    "Методсовет" © 2010 - 2024
    My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы