Автор: Аверина Надежда Михайловна (учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 38 г. Сыктывкар)
Урок входит в раздел окружающего мира, изучающий историю нашей страны по УМК «Начальная школа XXI века». Материал, представленный на уроке, содержит основные понятия: имя, история и условия возникновения имен в различные исторические периоды. На уроке предусмотрена организация исследовательской деятельности детей в групповом сотрудничестве на этапе открытия нового знания
Добрый вечер, Надежда Михайловна. С удовольствием познакомилась с Вашим материалом. Хорошая структура урока, предполагающая фронтальную работу, групповую работу. Причем, группам предложено много новой информации, которую, я думаю, дети должны переработать. Такая работа на уроке всегда занимает драгоценное время. Да и в 3 классе фильтрация информации учащимся дается тяжело. Я думаю, что информацию можно сжать, убрав научность и непонятные детям слова: "неблагозвучными, культ, диктовалось необходимостью, сопутствовало наречение, возобладало и т.д.". Но это моя точка зрения. Интереснейшая презентация, прямо притягивающая. Предполагаю, что она очень украсила урок. Ещё, признаюсь, меня немного смутил мотивационный этап: "- Закройте, пожалуйста, глаза, представьте себе, что вы историки, повторите про себя: «Я - историк». - Откройте глаза. Скажите, кто вы? Учитель обходит детей и каждому индивидуально задаёт вопрос". Учащиеся отвечают: «Я – историк». Мне кажется некое принуждение к деятельности. Я думаю, что на Вашем уроке это было интригующе. Беру урок в копилочку. Спасибо.
Добрый день, уважаемая Людмила!Спасибо за комментарии к моей работе. Хочу обосновать свой выбор предложенной детям информации для работы в группах.Мои ученики с 1 класса работают таким образом, с каждым разом статьи для работы усложняются, на данном этапе я даю не переработанную информацию с первоисточников, в каждой группе есть ученики , которые хорошо умеют перерабатывать предложенный материал для урока, в данном моменте очень хорошо работает принцип сотрудничества. Во время работы группы я обязательно контролирую и направляю, но делаю это так, что дети уверены в собственном успехе. После выступления группы, обязательно даю свои комментарии более простыми слова, чтобы было понятно каждому моему ученику. Я была на семинаре по "Гуманной педагогике" у замечательного педагога и человека Шалвы Александровича Амоношвили. Я услышала такие слова: "Если Вы задали вопрос, и у Вас "лес" рук, то зачем Вы его задавали, дети знают ответ, вопрос должен озадачить, вызвать некую трудность, заставить ребёнка думать, только тогда этот вопрос уместен в уроке." Также я взяла у Шалвы Александровича прием "превращение", мои ученики превратились в историков, они воспринимают эту "игру" очень серьёзно, кропотливо работают над предложенными "документами", появляется усердие и ответственность, они чувствуют себя взрослыми. В процессе такого урока я получаю прекрасный результат. Хочу отметить, что данный приём, можно не использовать на уроке, если он не приемлем учителю. С уважением, Надежда Михайловна.
Надежда Михайловна, здравствуйте. Познакомилась с Вашим уроком окружающего мира по теме "Как рождалось имя". Вы грамотно сформулировали цель урока, прописали все универсальные учебные действия. Тип урока "Открытие нового знания", целью такого урока является формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание. Ваши дети сами добывали знания, работая в группах, выделяли главное в сложном тексте, находили ответы на поставленные вопросы. Вы навели детей на выведение темы урока, дети были смотивированы на изучение новой темы, в конце урока проведена рефлексия, дано домашнее задание нескольких уровней. В Вашем уроке не было нескольких этапов: Выявление места и причины затруднения, Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи, Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, Включение в систему знаний. Но я не думаю, что нужно строго придерживаться всех этапов урока. (мне кажется, что это иногда просто не возможно). Позвольте несколько советов. Я согласна с Людмилой Анатольевной, что не нужно принуждать детей. Может, просто спросить их "А хотели ли вы быть историками? Почему? А вы сможете? Давайте попробуем. У Вас очень качественная презентация приготовлена к уроку. Вы использовали интересный приём - лупу, настроены триггеры, использован спокойный фон презентации, единый шрифт. Маленькое замечание: в презентации для младших школьников используем букву ё (слайд 4 - ребЕнок). В приложении к уроку у Вас опечатка, вместо : - 6 (Треть указывали на его место в семье, на очерёдность или другие обстоятельства появления ребёнка6 Первый, Первак...). И мне кажется, что не хватает информации в 6 абзаце (Младенцу давали имя - оберег (прозвище), которое охраняло дитя от сглаза). Желаю удачи, успехов в труде. С уважением, Носкова М. А.
Надежда Михайловна! Познакомилась с Вашим ресурсом. Спасибо за Ваш труд и мастерство. Вы составили конспект урока и презентацию по всем требованиям ФГОС. Все этапы продуманы до мелочей. Тему урока дети назвали сами, проанализировав вопрос учителя. Была проведена работа в группах, где ученики учатся работать в коллективе, прислушиваются к мнению других, анализируют и делают выводы. В конце урока была проведена рефлексия и домашнее задание по выбору. Думаю, что урок прошёл интересно. Удивила меня необычная презентация. которая незаметно втягивает в урок своим необычным построением. Презентация выполнена по всем правилам создания учебных презентаций. По улучшению ресурса предлагаю несколько советов: 1) Цель урока должна начинаться с имени существительного "Создание условий для формирования..." 2) В Пояснительной записке не все ссылки подписаны. Желаю Вам творческих успехов в улучшении ресурса.
Доброго времени суток, Надежда Михайловна! С удовольствием познакомилась с Вашим ресурсом! Тема урока актуальна, познавательна, социально направлена, ориентирована на перспективу. Всегда задаюсь вопросом: "Как знания, умения, полученные на уроке, могут пригодиться школьнику в повседневной жизни?" После ознакомления с данным ресурсом у меня такого вопроса не возникло, т.к. урок ориентирован на зону ближайшего развития. Не скрою,я сама систематизировала и расширила знания и представления по данной тематике. Цель, которая поставлена, в полной мере определила логику изучения содержания материала и характер взаимодействия учителя с учениками. Выдержаны этапы урока, в ходе которых формулировались проблемы и способы их решения, развивалось умение работать по плану, умение делать выводы. Прекрасно организовано действие учащихся по принятию цели урока. Были использованы словесно-наглядные, практические, частично-поисковые методы обучения, которые способствовали мотивации, обеспечивали диалог в обучении. Понравился этап актуализации знаний через деятельность с лентой времени. Подобран интересный литературный ряд: с глубоким содержанием и смыслом загадки про имя, отрывок из "Одиссеи" Гомера (здорово, что уже третьеклассники знакомятся с таким серьезным произведением), "Святцы", "Конвенция о правах ребенка", "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова, рассказ Л. Успенского "Тяжелый случай" (хорошо, что читается подготовленным учеником - это придало правильный эмоциональный настрой для принятия идеи рассказа), который определенно смотивировал на изучение темы. Этап открытия нового знания представлен в виде мини-исследований в группах. Такая форма организации познавательной деятельности способствует обеспечению сотрудничества между учащимися, включению каждого ученика в деятельность по достижению цели. Информация для исследований представлена ёмкая, содержательная, что на мой взгляд, оправданно. Это и элемент опережающего обучения, и обучение на высоком теоретическом уровне. Дети должны сталкиваться с трудностью, уметь извлекать нужную информацию, обобщать её. Учитель предлагает домашнее задание на выбор - это позволит отрефлексировать свою педагогическую деятельность на данном занятии. На уроке прослеживается воспитание у детей самоконтроля за своей деятельностью, дети учатся рефлексировать свои действия. Однако, мне кажется, что прием задавания одних и тех же вопросов каждому ученику не совсем удачный. Дети понимают какой ответ необходим и приспосабливаются - выдают тот, который, как они думают, от них хотят услышать. Много рефлексивных приемов описано в литературе, я бы посоветовала воспользоваться приемом незаконченного предложения, "Синквейн", "Кластер", различными символами и только на добровольной основе. Согласна с коллегами, меня тоже смутил этап мотивации - он смотивировал ребят, но скорее посредством принуждения. Впечатлила презентация - интерактивная, качественная, стильная, которая послужила прекрасным дополнением к уроку. Беру себе на заметку этап выхода на новую тему - учитель грамотно подвел детей к изучению следующей темы; это, безусловно, смотивирует некоторых ребят на подготовительную работу к уроку - кто-то обязательно захочет узнать информацию о своей или других фамилиях. Урок получился продуктивным! Все подобранные задания способствуют достижению поставленной цели и соответствуют содержанию учебного материала. Надежда Михайловна, спасибо за ресурс! Беру его в свою копилку и посоветую коллегам. Ресурс будет актуален на уроках окружающего мира других УМК, также на уроках литературного чтения, русского языка, кружках исторической, краеведческой направленности. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! C уважением, Наталья Витальевна
Здравствуйте, Наталья Витальевна!Очень благодарна Вам за добрые комментарии к моему труду.Обязательно воспользуюсь Вашим предложением разнообразить в своей работе приёмы на этапе рефлексии. С уважением, Надежда Михайловна.
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Только свободные умы ощущают тяжесть своих цепей. /Ж. Вольфром/