Среда | 07.12.2016 | 13:28
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Тематическое планирование [12]
Разработки уроков [61]
Олимпиады, конкурсы, контрольные работы [5]
Дидактические материалы [37]
Подготовка к ЕГЭ и ГИА [0]
Внеклассная работа [30]
Проектная деятельность [2]
Иное [11]

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Методичка 
Главная » Файлы » Русский язык » Разработки уроков

Последние обновления на форуме:
  • РЕФЛЕКСИЯ Сетевой проект «Унылая пора! Очей очарованье!»
  • [Сетевые проекты]
    Последнее сообщение: (28.11.2016) 19:23 Всего сообщений:(44)
  • Беседка 2
  • [Общение]
    Последнее сообщение: (27.11.2016) 13:40 Всего сообщений:(274)
  • Внеклассная работа по иностранному языку
  • [Иностранные языки]
    Последнее сообщение: (21.11.2016) 11:55 Всего сообщений:(11)



    Урок развития речи

    Скачать с сервера (20.5Kb) 12.02.2011, 21:12
    Автор: Журбина Вера Васильевна (учитель русского языка и литературы, МОУ "СОШ №6 МО "Ахтубинский район")

    Урок развития речи в 9 классе

    Подготовка к сочинению-рассуждению
    на основе прочитанного и прослушанного текстов
    «Милосердие – черта настоящего врача»

    Цель: развивать умение учащихся анализировать прочитанный и прослушанный тексты, аргументировать свою точку зрения по поднятой в текстах проблеме; формировать умение самостоятельно мыслить; развивать творческие способности учащихся; воспитывать милосердие.
    Оборудование: сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, дидактические материалы.

    Программа урока.

    1. Организационный момент.

    2. Слово учителя.
    - Сегодня мы будем писать сочинение, посвященное ярким личностям. Смысловой центр в нем – человек, мир его чувств, его стремлений, его нравственных ценностей.
    3.Актуализация знаний учащихся.
    • Прочитайте эти высказывания (упражнение 1).
    1.«Родиться – самая простая наука, прожить – это уже мудрено» (Д. Писарев).
    2.«Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества» (А. Маклин).
    3.«Да здравствует бьющийся ум человека!» (К. Симонов).
    4.«Ни сил, ни чувств дня ближних не щади» (С. Маршак).
    5.«Смело сердце положи на весы людского счастья» (В. Луговской).
    6.«Недовольство собой есть необходимое условие разумной жизни» (Л. Толстой).
    7.«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро» (А. Чехов).
    8.«Истинно велики те, чье сердце бьется для всех» (Р. Роллан).
    9.«Такие личности не созданы природой, а самостоятельно сделали себя тем, чем они были; они стали тем, чем хотели быть, и остались верными своему стремлению до конца жизни» (Г. Гегель).
    10. «Себялюбие — самоубийство... но самолюбие, как деятель¬ное стремление к совершенству, есть источник всего великого...» (И. Тургенев).
    11.«Жизнь человеческая на земле не просто воинское служе¬ние, а бой» (Ф. Петрарка).
    12.«Чтоб озарять светом других, нужно носить солнце в себе» (Р. Роллан).
    13.«Душа человека — величайшее чудо мира» (Данте).
    14.«Они ушли во тьму, но не исчез их след» (В. Шекспир).
    15.«Надо много пережить, чтобы стать человеком» (А. де Сент-Экзюпери).

    Выполните задания, которые позволят вам отобрать нужные высказывания, выявить их глубинный смысл.
    1.Найдите высказывание, в котором говорится о высокой от-ветственности человека.
    2.Найдите высказывание, в котором выражена мысль о том, что истинное величие человека определяется его любовью к другим людям.
    3.В каком высказывании говорится о том, что стремление к вы¬сокому, вечный поиск, саморазвитие необходимы человеку, чтобы не угасла его душа?
    4.В каком высказывании говорится о том, что подлинный че¬ловек должен вырасти, созреть, пройдя тяжкий путь жизненных ис¬пытаний?

    4. Словарная работа:
    Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся; деятельное проявление милосердия ––различного рода помощь, благотворительность и т.п.

    5. Беседа:
    1) А необходимо ли милосердие врачу?
    2) Как вы понимаете слова «настоящий врач»?
    3) Какими качествами должен обладать врач?
    4) Какая черта характера, на ваш взгляд, должна быть ведущей в характере врача?

    6.Работа по тексту № 64, посвященному доктору Янсену:
     Выразительное чтение текста;
     Выполнение теста;
     Выполнение упражнений по тексту.

    Тест.

    1) Какое название отражает тему этого текста?
    а) «Отдавший себя людям»
    б) «Жажда подвига»
    в) «Гордое сердце врача»
    г) «Без праздников и выходных»

    2) Какая черта является главной в характере доктора Янсена?
    а) находчивость
    б) альтруизм
    в) жизнелюбие
    г) жажда риска

    3) Определите стиль и тип речи этого текста.
    а) Публицистический, описание и повествование
    б) художественный, рассуждение
    в) научный, описание и рассуждение
    г) разговорный, описание

    4) Значение какого слова определено неверно?
    а) ореол – неумеренное восхваление
    б) ворот – простейшая грузоподъемная машина, горизонталь¬ный вал, на который наматывается трос с грузом
    в) преисподняя – ад
    г) смрадный издающий отвратительный запах

    5) Какое художественное средство неправильно проиллюстриро¬вано примером?
    а) антитезы («зимой и летом, в слякоть и в вьюгу, днем и но¬чью»)
    6) эпитеты («великое терпение», «благодарная молва»)
    в) синтаксический параллелизм («Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе...»)
    г) гипербола («Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена выше, чем можно себе вообразить в наше время»)

    б) В каком предложении содержится ответ на вопрос, почему доктора Янсена возвели в ранг святого?
    а) «Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека...».
    б) «Нет, он не искал героическую гибель, а героическая гибель искала его».
    в) «Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора».
    г) «Он обладал редчайшим даром жить не для себя...».

    7) Какое изречение наиболее точно отражает главную мысль это-> текста?
    а) «Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек» (X. Хименес).
    б) «Нужно обладать большой смелостью, чтобы решиться быть самим собой» (Э. Делакруа).
    в) «Светя другим, сгораю» (Ван Тюльп).
    г) «Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не отречемся» (Н. Вавилов).

    8) В каком предложении нет грамматической ошибки?
    а) Автор показывает о том, как доктор спас двух мальчишек.
    б) Люди до сих пор преклоняются и помнят доброго доктора.
    в) Рисуя светлый образ врача, в тексте используются разнооб¬разные художественные средства.
    г) В благодарных сердцах навсегда сохранится память о челове¬ке, пожертвовавшем собою ради других.

    Выполнение упражнения 2.
    Ι. Напишите текст, основанный на развертывании вопроса.
    Для чего приходит в этот мир человек: (в-1, гореть; пылать; сиять; тлеть) головёшкой в мусоре мелочных забот или ____________ огнем (назовите высокое чувство) __________?
    Ясный и емкий ответ на этот вопрос содержится в _______________.

    ΙΙ. В качестве иллюстрации приведите рассказ о докторе Янсене.

    7.Слово учителя о докторе Гаазе.

    8.Выступление учащегося с краткой биографической справкой о докторе Гаазе.

    9.Работа с текстом:
     Выразительное чтение текста;

    «Спешите делать добро!» - этот девиз принадлежит замечательному человеку, врачу, истинному христианину Фёдору Петровичу Гаазу (так все называли его в Москве).
    В 1828 году к нему обратился князь Голицын, набирая состав московского «Комитета попечительства о тюрьмах». Гааз горячо откликнулся на призыв и был назначен главным врачом московских тюрем. У него началась совсем другая жизнь.
    Для того чтобы понять, за что уже не одно столетие поминает Фёдора Петровича Гааза вся громадная Россия, надо знать положение тюрем того времени. Мрачные, сырые камеры, лишённые чистого воздуха, с земляным или гнилым деревянным полом ниже уровня земли, окна с выбитыми стёклами.
    Ещё ужаснее было положение ссыльных на этапе в Сибирь. Путь каторжан совершался в особых кандалах: на толстый железный прут надевалось до 10 наручников, замыкающихся на руках арестантов. Прут соединял различных по возрасту, здоровью, росту, походке и силам людей. Нанизанные на прут арестанты сбивались с ног, не поспевали друг за другом, слабые тяготили сильных, крепкие негодовали на немощных. С таким положением вступил в борьбу Ф.П. Гааз и вёл её почти 25 лет, до самой кончины.
    Но главный подвиг совершил Ф.П. Гааз, когда добился отмены прута. Следующим по этапу арестантам он раздавал книги, бельё, тёплую одежду, купленную на свои деньги. Разговаривал, ободрял, обещал побеспокоиться о родных. Часто выкупал у помещиков целые семьи, чтобы они могли уйти на поселение вместе с осуждённым. После его смерти оказалось, что он выкупил 74 семьи крепостных.
    Всё это вызвало недовольство, раздражение и ироническое отношение людей, считавших, что арестанты не заслуживают сострадания. А Фёдор Петрович говорил: «...Пусть они грешные, пусть есть преступные и даже злодеи, но все они люди... Крещёные люди».
    Никого не удивляло, когда видели, что вместе с партией шёл высокий старик во фраке. Все знали, что это - «Фёдор Петрович», «святой доктор» и «Божий человек», так привык звать его народ.
    Во все времена года на этой могиле и сейчас лежат цветы — не официальные венки, а живые, чаще всего скромные букетики ландышей, ромашек. (По В.К. Константиновой)

     Беседа по вопросам:
    1) Почему Ф. П. Гааза называли «истинным христианином»?
    2) В чем состоит подвиг Гааза?
    3) Почему Гааз сострадал арестантом?
    4) Что значит «святой доктор»?
    5) Как автор подчеркивает всенародную любовь к Ф. П. Гаазу?
    6) Каков девиз жизни врача?
    7) Как автор относится к Гаазу?

     Заполнение таблицы.

    1. Тема текста.

    2. Проблема, над которой размышляет автор.

    3. Позиция автора.

    10.Итоговая беседа:
     Какая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?
     Что сближает доктора Янсена и доктора Гааза?
     Укажите высказывание(я) из упражнения 1, в котором выражена мысль, объединяющая тексты.
     Согласны ли вы с утверждением, что «милосердие – черта настоящего врача»? Почему?
     Приведите примеры настоящих врачей.

    11.Подведение итогов урока.

    12.Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Милосердие – черта настоящего врача».

    Категория: Разработки уроков | Добавил: Вера4523 | Теги: речи, развития, урок
    Просмотров: 4379 | Загрузок: 516 | Комментарии: 14 | Рейтинг: 5.0/3
    Похожие материалы:
    Всего комментариев: 141 2 »
    Оценить комментарий  0   Спам
    1 Светлана   (12.02.2011 21:41)
    Уважаемая Вера Васильевна, добавьте, пожалуйста, Пояснительную записку. Спасибо.

    Оценить комментарий  0   Спам
    2 Вера4523   (12.02.2011 21:45)
    Сейчас сделаю.

    Оценить комментарий  0   Спам
    3 учитель9681   (12.02.2011 23:14)
    Добрый вечер,Вера Васильевна.Ознакомилась с Вашим материалом.Уроки ,связанные с нравственными темами, очень актуальны.Спасибо за материал.Только Вы не отразили в пояснительной записке, по какому учебнику дается урок. В конспекте имеется ссылка на номера упр.Уточните, пожалуйста. С уважением Одинцова Ольга Александровна.

    Оценить комментарий  0   Спам
    4 Вера4523   (13.02.2011 00:06)
    Эти упражнения взяты из книги Александрова В.Н. Письменный экзамен. Русский язык. 9 класс. Они распечатаны и даны каждому ученику.

    Оценить комментарий  0   Спам
    5 Лариса_М   (18.02.2011 08:27)
    Вера Васильевна! Спасибо Вам за интересный и нужный ресурс. Очень понравились подобранные Вами задания. Вы прекрасно подводите учащихся к теме: проводите работу с "мудрыми" мыслями, словарную работу. Задания подобраны разнообразные: тест, упражнения по тексту, заполнение таблицы... Хочется отметить воспитательное значение данного урока. Желаю Вам удачи! С уважением, Лариса Михайловна.

    Оценить комментарий  0   Спам
    6 Вера4523   (18.02.2011 11:05)
    Спасибо за теплые слова.

    Оценить комментарий  0   Спам
    7 Наталья_Фёдоровна   (02.03.2011 19:59)
    Уважаемая Вера Васильевна! С огромным интересом прочитала Вашу работу. Материал прекрасный, тема, я считаю, актуальна. Понравилась актуализация знаний, Вы не просто даёте "мудрые" мысли, а заставляете учащихся над ними задуматься, поработать с ними. Разнообразные задания - это пример здоровьесбережения на уроке. О воспитательной стороне урока я даже не говорю, она прекрасна. Я вот только удивлена, у Вас красной нитью через урок проходит тема милосердия, а вот в целях урока об этом ничего не сказано. Я бы добавила. Спасибо Вам большое за нужный ресурс. Желаю вам дальнейших успехов. С уважением, Наталья Фёдоровна.

    Оценить комментарий  0   Спам
    8 Вера4523   (03.03.2011 07:10)
    Спасибо за комментарий. Замечание правильное.

    Оценить комментарий  0   Спам
    9 Лариса_М   (05.03.2011 20:43)
    Вера Васильевна! Материал готовим к переносу в основную Методичку. Будете цели корректировать?

    Оценить комментарий  0   Спам
    10 Вера4523   (05.03.2011 20:58)
    Да. Как это сделать?

    1-10 11-14
    Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    Мы "ВКонтакте"

    Поиск

    Наши планы
    Приглашаем Вас ознакомиться
    с планами нашего портала

    Афоризм дня
    Уразумей, чтобы уверовать.
    /Августин/


    Файлообменник

    Реклама

    Рейтинг@Mail.ru
    "Методсовет" © 2010 - 2016
    My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы