Воскресенье | 08.09.2024 | 03:23
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Тематическое планирование [12]
Разработки уроков [64]
Олимпиады, конкурсы, контрольные работы [5]
Дидактические материалы [44]
Подготовка к ЕГЭ и ГИА [0]
Внеклассная работа [31]
Проектная деятельность [7]
Иное [14]

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Методичка 
Главная » Файлы » Русский язык » Иное

Последние обновления на форуме:
  • Выплаты за медали на международных олимпиадах⁠⁠
  • [Общение]
    Последнее сообщение: (29.08.2024) 17:26 Всего сообщений:(0)
  • УМК "Гармония"
  • [Начальная школа]
    Последнее сообщение: (17.06.2024) 07:56 Всего сообщений:(19)
  • Мобильный на уроке....друг или враг?
  • [Начальная школа]
    Последнее сообщение: (17.06.2024) 07:47 Всего сообщений:(4)



    Обобщение опыта работы по теме «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

    Скачать с сервера (2.75 Mb) 27.07.2011, 23:41
    Автор: Горовая Татьяна Петровна (Учитель русского языка и литературы, МОУ "Средняя общеобразовательная школа №14", г. Новокузнецк)

    Обобщение опыта работы по теме «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»
    Слайд № 1.
    В связи с введением в 2009 году обязательного единого государственного экзамена по русскому языку возникает потребность в систематической и глубокой подготовке обучающихся к нему. Всем известно, что информационный обмен между участниками учебного процесса протекает в основном в вербальной и знаковой формах. Немудрено, что в этих условиях в выигрышном положении оказываются учащиеся с высокими уровнями развития вербального и математического интеллекта. Кинестетики, визуалы, ученики с развитыми пространственными, музыкальными способностями оказываются в заведомо худшем положении, их обычно относят к необучаемым, и они быстро превращаются в неуспевающих. Поэтому задача учителя-словесника усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой – развить потенциальные интеллектуальные и творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся. Встает вопрос: как научить учиться всех обучающихся? В книге «Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер определил цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться».
    А научить всех учащихся учиться мне помогает метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования английского психолога Тони Бьюзена и профессора Санкт-Петербургского университета Бершадской Елены Александровны. Посетив в декабре 2009 года курсы Елены Александровны, я увидела непревзойденные достоинства данного метода, его эффективность, универсальность, возможность применения на любом уроке для учащихся любого уровня обученности.
    Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.
    Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи. Изучив и обобщив исследования Елены Александровны, я занялась вплотную подготовкой методического пособия по применению данного метода на уроках русского языка. В его подготовке мне помогали мои ученики.
    Для более эффективного применения данного метода обучения мы следовали трём принципам:
    «Принимай»
    «Применяй»
    «Приспосабливай»
    Сначала учащиеся внимательно изучили все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.

    Слайд № 2. В первую очередь их привлекли следующие свойства интеллект-карт:

    Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
    Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
    Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
    Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
    Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
    Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

    А также учащиеся увидели преимущества интеллект-карт перед другими методами:

    Пишем:
    с удовольствием
    быстро
    мало
    Видим:
    взаимосвязи
    структуру изложения материала
    логику
    Развиваем:
    мышление
    память
    воображение
    Задействуем:
    весь потенциал
    творчество
    Запоминаем:
    сразу
    много
    качественно

    Используя поисковую систему Интернет, программу ConceptDraw MINDMAP, мы с учениками составили более 70 интеллект-карт по всем разделам школьного курса русского языка («Фонетика», «Орфоэпия», «Лексика», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Орфография», «Синтаксис», «Пунктуация», «Речь», «Культура речи»), которые представляют собой электронное приложение к созданному мною методическому пособию. Структура и содержание приложения соответствуют обязательному минимуму содержания образования по русскому языку, логике построения КИМов ЕГЭ и позволяют организовать изучение и повторение материала блоками.

    Слайды № 3 -12
    Эффективность данного метода заключается в том, что он:
    •отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития
    •позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время
    •приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше
    •практический материал можно использовать как образец для создания собственных интеллект-карт и как справочный, демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении, при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, разделов учебной литературы, создании презентации, организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к ЕГЭ
    электронный вариант пособия позволяет учителю использовать его как мультимедийное приложение и тиражировать материалы
    Слайд № 13
    Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:
    •изучение нового материала
    •закрепление материала
    •обобщение материала
    • написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
    •подготовка проекта, презентации
    •аннотирование
    •конспекирование
    Опыт работы по применению метода интеллект-карт на уроках русского языка был представлен мною:
    на районном семинаре «Проектная деятельность на уроках русского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий» (2010г)
    на XI городских Днях науки «Инновационная практика: вклад в развитие муниципальной системы образования» (2010 г.)
    на региональном семинаре «Формирование компетенций обучающихся по русскому языку и литературе» (2010г.)
    на муниципальном этапе областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса»

    Слайд № 14. Опыт работы показал, что использование метода интеллект-карт в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку даёт учащимся огромные возможности в процессе обучения:
    адаптироваться к условиям ЕГЭ
    задействовать оба полушария головного мозга
    повышать работоспособность
    формировать общеучебные умения и навыки
    осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности
    улучшать все виды памяти
    развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность
    формировать орфографические и пунктуационные навыки
    обогащать словарный запас
    а главное - повышать результативность (средний балл на ЕГЭ по русскому языку моих учащихся составил 66, средний балл на ГИА – 32 балла)
    Слайд № 15. Данный метод дает возможность учителю:
    повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся
    развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
    активизировать деятельность
    выявлять причины когнитивных затруднений
    корректировать знания учащихся

    Используйте интеллект-карты на уроках, и тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Э. Тоффлера, который определил стратегическую цель образования:
    «Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно - создавать интеллект-карты».

    Библиографический список:

    1. Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление [Текст]: – М.: Попурри, 2008. – 208 с.
    2. Бьюзен Т. Суперпамять [Текст]: – Минск.: Попурри, 2003. – 208 с.
    3. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам [Текст]: – Минск.: Росмэн-Пресс, 2007. -120 с.

    Категория: Иное | Добавил: gorowayatatiana | Теги: обобщение, русский, язык, Педагогического
    Просмотров: 13934 | Загрузок: 2158 | Комментарии: 13 | Рейтинг: 0.0/0
    Похожие материалы:
    Всего комментариев: 13
    Оценить комментарий  0   Спам
    Уважаемая Татьяна Петровна! Согласно Правилам публикации авторских материалов на сайте Методсовет, наличие Пояснительной записки обязательно. Скачать можно здесь Добавьте, пожалуйста. Спасибо. Надеемся на понимание.

    Оценить комментарий  0   Спам
    2 gorowayatatiana   (02.08.2011 20:29) [Материал]
    Галина Валентиновна, здравствуйте! Я внесла в архив "Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка" Пояснительную записку

    Оценить комментарий  0   Спам
    4 gorowayatatiana   (11.08.2011 11:08) [Материал]
    Уважаемая Светлана Анатольевна!Я откорректирвала ссылки в презентации к работе "Обобщение опыта работы по теме «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка" .Интеллект-карты, как я писала в своей работе. можно составлять от руки, на бумаге, а можно с помощью программы ConceptDraw MindMap. Эти ссылки как раз и ведут на эту программу, котрую можно скачать бесплатно и составлять интеллект-карты в электронном виде.

    Оценить комментарий  0   Спам
    3 gorowayatatiana   (02.08.2011 20:57) [Материал]
    Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию "Обобщение опыта работы по теме «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка». В данном материале Вы познакомитесь с методикой составления интеллект-карт. Методика очень проста. увлекательна, полезна, результативна!!! Хотите попробовать? Жду Ваших комментариев.

    Оценить комментарий  0   Спам
    5 Лариса_М   (18.08.2011 14:04) [Материал]
    Татьяна Петровна! Вы представили очень интересный метод работы с учащимися на уроках русского языка. Есть что-то общее с опорными конспектами В. Ф. Шаталова. Бесспорно, интеллект-карты способствуют формированию учебно-познавательных компетенций учащихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Хотелось бы отметить эстетичность оформления интеллект-карт. Спасибо за ресурс! С уважением, Лариса Михайловна.

    Оценить комментарий  0   Спам
    6 gorowayatatiana   (20.08.2011 16:35) [Материал]
    Лариса Михайловна, здравствуйте! Спасибо за содержательный комментарий. Очень рада, что Вас заинтересовали интеллект-карты. Я работаю с ними уже полтора года, результат меня очень даже устраивает. И даже больше. Они очень эффективны при конспектировании большого объема текстов, при создании презентаций, работе в группах, повторении материала. Согласна, интеллект-карты схожи с опрными конспектами Шаталова, но они ярче, запоминаются надолго, а главное - есть инструмен, с помощью которого их можно создавать. Скачайте программу ConceptDraw MindMap, она бесплатная, работает 1 месяц. Потом скачиваете новый вариант и снова работаете. Увидите, как ваши ученики заинтересуются интеллект-картами.

    Оценить комментарий  0   Спам
    7 Лариса_М   (20.08.2011 18:45) [Материал]
    Татьяна Петровна! Спасибо Вам за совет! Обязательно скачаю программу ConceptDraw MindMap и попробую её в деле... biggrin Я часто использую в работе с учащимися опорные конспекты, планы-карты уроков, знаю, как ребятам интересно работать с ними. Уверена, что интеллект-карты им понравятся. Спасибо! С уважением, Лариса Михайловна.

    Оценить комментарий  0   Спам
    8 учитель9681   (24.08.2011 16:08) [Материал]
    Уважаемая Татьяна Петровна.Спасибо Вам за такое подробное изложение материала по методике интеллект-карт.Действительно, чем-то это напоминает опорные карты Шаталова.Но имеются и свои особенности.С уважением, Ольга Одинцова.

    Оценить комментарий  0   Спам
    9 Евгения   (25.08.2011 00:18) [Материал]
    Согласна, что у данного метода непревзойдённые достоинства: эффективность, универсальность, возможность применения на любом уроке для учащихся любого уровня обученности. Большое спасибо, Татьяна Петровна, за представленный материал. С уважением, Евгения.

    Оценить комментарий  0   Спам
    10 gorowayatatiana   (25.08.2011 14:33) [Материал]
    Добрый день, Евгения.Да, действительно, этот метод универсален. Его может использовать любой учитель-предметник. А еще очень важно то, что он развивает ассоциативное мышление обучающихся. Кстати, при планировании урока, воспитательной работы, своей личной и общественной деятельности этот метод тоже очень хорош.

    Оценить комментарий  0   Спам
    11 iraida77   (09.09.2011 11:39) [Материал]
    Присоединяясь к высокой оценке интеллект-карт, хочу добавить, что они необходимы в современной школе. Спасибо, Татьяна Петровна!

    Оценить комментарий  0   Спам
    12 gorowayatatiana   (19.09.2011 15:59) [Материал]
    Ираида, а вы используете этот метод? Ищу единомышленников!

    Оценить комментарий  0   Спам
    13 07021969   (03.11.2011 18:30) [Материал]
    Альбицкая Елена Анатольевна. Искренняя благодарность за интересный материал!

    Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    Мы "ВКонтакте"

    Поиск

    Наши планы
    Приглашаем Вас ознакомиться
    с планами нашего портала

    Афоризм дня
    Бывают странные отцы, до самой-смерти занятые лишь одним: дать детям основания не слишком скорбеть о ней.
    /Ж. Лабрюйер/


    Файлообменник

    Реклама

    Рейтинг@Mail.ru
    "Методсовет" © 2010 - 2024
    My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы