Пятница | 26.04.2024 | 09:41
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Тематическое планирование [6]
Разработки уроков [29]
Олимпиады, конкурсы, контрольные работы [1]
Дидактические материалы [19]
Внеклассная работа [15]
Исследовательская деятельность [4]
Иное [4]

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Методичка 
Главная » Файлы » Музыка. ИЗО » Разработки уроков

Последние обновления на форуме:
  • Конкурсы и гранты для учителей и учащихся
  • [Общение]
    Последнее сообщение: (16.04.2024) 17:27 Всего сообщений:(167)
  • Модернизация среднего профессионального образования в Москве
  • [Стандарты нового поколения]
    Последнее сообщение: (12.04.2024) 17:30 Всего сообщений:(0)
  • Развитие качества школьного образования в Москве
  • [Проекты модернизации образования]
    Последнее сообщение: (05.04.2024) 18:13 Всего сообщений:(0)



    Урок музыкальной литературы на тему «Маршевая музыка» в 4 классе ДМШ и ДШИ (конспект)

    Скачать с сервера (27.0 Kb) 31.01.2013, 15:25
    Автор: Кузнецова М.Г., Кравец Е.В. (преподаватели теории музыки и фортепиано, КГКП Школа искусств №2 г.Караганды)

    Цель: ознакомить учащихся с многообразием разновидностей жанра марша и через эвристическую деятельность выявить основополагающие признаки маршевой музыки.
    Задачи:

    а) образовательная - сформировать устойчивые знания по теме, умение находить и формулировать определения по проблемным вопросам, навыки целенаправленного слушания и анализа музыкального материала.
    б) развивающая - расширение общемузыкального кругозора через музыкально-иллюстративный материал.
    в) воспитывающая - привитие чувства значимости и ценности музыкального наследия, формирование культуры межличностного общения, сотрудничества на уроке.
    Техническое оснащение урока: фортепиано, компьютер, ИД

    Ход урока

    I. Оргмомент. Объявление темы урока, целеполагание.
    Теоретик (Т) - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас новая тема: «Маршевая музыка».
    Урок будет интегрированным, и сегодня два учителя – я как теоретик, и преподаватель фортепиано, Кравец Елена Викторовна, – будем направлять вас в ваших рассуждениях по теме «Марши». Музыкальные примеры будут исполнять ученики класса Елены Викторовны.
    Сегодня, как и всегда, при объяснении новой темы, основной акцент будет сделан на вашем активном участии в освоении нового материала. Поэтому настройтесь на активный поиск ответов на все ключевые вопросы урока.
    Ваша задача состоит в том, чтобы, опираясь на предложенные музыкальные примеры,
    1.дать определение – что такое «марш» как музыкальное произведение;
    2.классифицировать марши в зависимости от характера и области применения;
    3.выявить основополагающие признаки жанра марша.
    Я думаю, что вы успешно справитесь с заданием, потому что знакомы с этим жанром с раннего детства, и ваш собственный личный опыт поможет вам сделать верные выводы. Мы попытаемся совместными усилиями обобщить все то, что вы знаете о маршевой музыке.

    II.Объяснение нового материала

    Пианист (П) - ребята, вам, конечно известно имя композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. У него очень много детской музыки, и он также писал книги о музыке для детей. Хочу задать вам несколько неожиданный вопрос: знаете ли вы, как представляли себе землю люди в древности? Какую она имела форму? На чем держалась?
    Дети(Д) - она была плоской и стояла на трех слонах (варианты - черепахах, китах и т.д.).
    П - Не только земля, но и музыка, как считал композитор, имеет три важнейшие опоры - а как они называются, вы скажете мне, когда прослушаете музыкальные примеры (звучат фрагменты из "Польки" Глинки, песни Красёва "Маленькой елочке" и марша из оперы Верди «Аида»"). Как называются эти три важнейших жанра?
    Д - танец, песня и марш
    П – Правильно, именно так Кабалевский называет этих" трех китов" музыки. А мы с вами сегодня подробно поговорим об одном из них, имя которому - марш.
    Т - когда любой из нас сталкивается с чем-то новым, неизвестным, то естественным образом рождается вопрос-"Что такое марш?" И мы тоже начнем с определения. Давайте выработаем его вместе, но сначала заглянем в русско-французский словарь, чтобы узнать его перевод. Читаем: - "марш" в переводе с французского – «ходьба». А "музыкальный марш" - это то, что мы видим, читаем или слышим?
    Д - Мы слышим звуки, это музыка.
    Т - Для чего она предназначена, что нужно под нее делать?
    Д - Чётко, организованно шагать. Без нее можно сбиться с ритма.
    Т- Вот вы и вышли на определение понятия «марш»: это что?
    Д - (хором) - музыка, которая сопровождает шествие людей.
    Т - Какими бывают марши? Чтобы ответить на этот вопрос, прослушайте в аудиозаписи музыкальные примеры и сделайте нужные выводы.
    (Пример №1). В Аудиозаписи звучит марш "Прощание славянки"
    Д -учащиеся определяют его как военный, походный марш, анализируют характер музыки.
    В подтверждение сказанного просматривают видеофрагмент этого произведения.
    (Пример №2) Прослушивают "Марш Черномора» из оперы Глинки " Руслан и Людмила" –
    Д - находят его сказочным, фантастическим. Просматривают видео, комментируя ссылками на поэму А.С.Пушкина.
    (Пример №3) - ученица класса пед. Кравец Е.В. играет "Спортивный марш» И.Дунаевского
    Д - сразу узнают эту музыку и дают верное определение типу маршу-спортивный.
    (Пример №4)
    П - исполняет фрагмент из "Похоронного марша" Шопена
    Д - дают определение-«похоронный», объясняя это траурным характером музыки, по ходу анализируя средства музыкальной выразительности.
    (Пример №5)
    П - исполняет фрагмент "Свадебного марша" Мендельсона
    Д - ученики безошибочно узнают его. Характеризуют музыку и комплекс выразительных средств (смотрят видео).
    (Пример №6)
    Т - исполняет "Марш деревянных солдатиков" из "Детского альбома" Чайковского.
    Как вы думаете, эта музыка звучит так же весомо, значительно , как и предыдущий фрагмент?
    Д - Нет, она какая-то игрушечная.
    Т - А кто развлекается игрушками?
    Д - Маленькие дети.
    Т - Как вы считаете, о ком и о чем рассказывает музыка из сборника "Детский альбом", который написал великий русский композитор П.И.Чайковский?
    Д - О детях и об их играх.
    Т - В самом деле, это так. Пьеса, которую я вам сыграла, называется "Марш деревянных солдатиков". Как можно назвать такой марш?
    Д - Детским (характеризуют музыку). Смотрят видеофрагмент
    (Пример №7)
    Т – Как может исполняться марш? Его исполняют на инструментах или поют? (звучит песня Л.Тухманова «День Победы») Имеет ли эта музыка отношение к нашей сегодняшней теме?
    Д - Это песня, но она имеет маршевый характер и во всем остальном совпадает с прослушанными инструментальными маршами.
    Т - Давайте определим ее как песню-марш. И теперь мы делаем вывод: в зависимости от способа исполнения марши бывают …?
    Д- есть 2 вида -инструментальный и песня-марш
    П – А теперь будьте особенно внимательны. Сейчас с известной вам музыкой начнут происходить удивительные вещи. Какие - вы скажете сами (играет "Свадебный марш" Мендельсона не в 4-дольном, а в 3-дольном размере)
    Д - музыка просто перестала быть маршевой! Она похожа на вальс (определяют ее трёхдольность).
    Т - А какой размер дает возможность маршу не терять своё «лицо»?
    Д – 2/4 или 4/4
    П - исполняет марш "Прощание славянки" без пунктирного ритма). Чем отличается этот вариант от ранее прослушанного?
    Д - Музыка стало вялой, неактивной.
    П - А почему?
    Д – изменились длительности, теперь они звучат «ровно».
    Т - Ребята, сейчас вы убедились в том, что отдельные выразительные средства, которые характерны для марша, действительно, играют для него очень важную роль. Какой ритм «жизненно необходим» для марша?
    Д – Пунктирный – ( записывают пунктирный ритм длительностями).
    Т - Ребята, скажите, какие инструменты чаще всего используют композиторы, когда сочиняют марши?
    Д – Без ударных и медных духовых инструментов не обходится ни один марш.
    Т – а почему именно эти инструменты мы чаще всего слышим в маршах?
    Д – их можно взять с собой на улицу, к тому же они громко звучат.
    Т - Скажите, в какой форме пишется марш? Для этого еще раз прослушайте "Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского .
    Д - (слушают в аудиозаписи) – ответ – в 3-частной.

    III. Закрепление нового материала, подведение итогов урока

    Т – По ходу урока вы дали определение понятию «марш», далее вы прослушали разные марши, выяснили, что их характер зависит от ситуации, в которой они звучат. Ещё раз перечислите их.
    Д – перечисляют названные ранее типы маршей
    Т - Но есть в них и такие черты, которые дают возможность не спутать их с другими жанрами, например, с танцами. Вы сейчас самостоятельно определили главные отличительные признаки марша как жанра
    Д - перечисляют основные признаки марша ( метр, ритм и т.д.)
    Т - Можно подвести итоги нашего урока. Тема, которая сегодня была освещена, не является для вас чем-то совершенно новым, неизвестным. Вы достаточно часто сталкивались с ней с раннего возраста, когда, будучи в детском саду, дружно маршировали на музыкальных занятиях. Просто пришло время систематизировать эти знания. Хотя бы потому, что маршевая музыка еще не раз встретится вам на уроках музыкальной литературы.
    П - и, конечно же, в классе специальности. Будут случаи, когда произведение будет называться не маршем, а иначе, и, тем не менее, будет иметь черты марша. И я думаю, что после такого подробного разговора о маршах вы будете исполнять их по-взрослому - более осмысленно и зрело.

    IV. Оценка деятельности детей

    Т - А для того, чтобы проверить, как вы запомнили музыку, предлагаю всем учащимся поучаствовать в музыкальной викторине (звучат фрагменты прослушанных на уроке произведений).
    Проводится коллективная перекрёстная самопроверка письменных ответов учащихся.
    Т- оценивает степень участия и уровень ответов детей.

    V. Домашнее задание

    Т- Домашнее задание: используя Интернет-ресурсы, создать презентацию из 7-10 слайдов на тему «Такие разные марши».

    VI. Окончание урока

    Благодарим за активное участие педагога фортепианного отделения Кравец Е.В. и учащихся её класса.
    Всем спасибо за участие. Урок окончен.

    Использованные источники

    Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?» Советский композитор, М., 1977.
    Г. Виноградов, Е. Красовская «Занимательная теория музыки» Советский композитор, М., 1991
    Царева Н.А. Слушание музыки. Методическое пособие. М., Росмэн, 2002
    Программа курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДМШ Ушпиковой Г.А.
    Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972

    Интернет-ресурсы

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F0%F8_(%EC%F3%E7%FB%EA%E0)
    http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=45908
    http://www.umk-garmoniya.ru/electronic_support/fonochrestomatiya.php
    http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D0%B1%D1%8B%D1%82%D1%83
    http://metodisty.ru/m/files/view/zhanry_marshevoi_muzyki-_8_klass
    «Прощание славянки» http://www.youtube.com/watch?v=xQ2FgBvzHZ0
    «Марш Черномора» http://www.youtube.com/watch?v=GYrld3Q81rs
    Сл. Лебедева-Кумача, муз. Дунаевского Спортивный марш http://www.youtube.com/watch?v=iGJmQ2LfDQU
    «Свадебный марш» Мендельсона http://www.youtube.com/watch?v=3sc_CKtMZhQ
    «Марш деревянных солдатиков» http://www.youtube.com/watch?v=J6hGHTFuemo
    Марш из оперы Верди «Аида» http://www.youtube.com/watch?v=l3w4I-KElxQ
    Тухманов Д.. «День Победы» http://www.youtube.com/watch?v=WG0-vrKTSsg
    Категория: Разработки уроков | Добавил: 5soldo | Теги: музыка, Интеграция, литература, марш, Ритм, жанр
    Просмотров: 4175 | Загрузок: 674 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 0.0/0
    Похожие материалы:
    Всего комментариев: 10
    Оценить комментарий  0   Спам
    Уважаемая Марина Геннадьевна! Ваша работа выполнена в соавторстве с Кравец Еленой Викторовной, поэтому считать Вашу работу авторской никак нельзя. Будьте добры, внесите ФИО вашей коллеги в Пояснительную записку и в кратком описании материала.

    Оценить комментарий  0   Спам
    2 5soldo   (31.01.2013 17:46) [Материал]
    Уважаемая Галина Валентиновна! Вписывая фамилию коллеги по школе, я хотела отметить факт её участия (подготовку детей фортепианного класса). Поэтому сделала от её имени отдельные текстовые "включения" . Будучи преподавателем музыкальной литературы, я полностью компоновала текст и определяла структуру урока. Поэтому, для того, чтобы восстановить истинное положение вещей, я воспользуюсь Вашими советами и внесу необходимые изменения в указанные разделы. Благодарю за комментарий, ведь у меня нет опыта работы с публикациями такого рода.

    Оценить комментарий  0   Спам
    Марина Геннадьевна, но в Пояснительной записке я так и не увидела имя Кравец Елены Викторовны, преподавателя фортепиано. Кроме того, перед загрузкой своего материала Вы заполняли специальные поля, в том числе информацию об авторах. Внесите ещё все данные о своей коллеге.

    Оценить комментарий  0   Спам
    4 5soldo   (04.02.2013 18:46) [Материал]
    Уважаемая Галина Валентиновна, благодарю за принятое Вами решение разместить работу от
    моего имени, т.к. это справедливо. Получила от Вас ценные замечания и советы, надеюсь на дальнейшее позитивное сотрудничество.

    Оценить комментарий  0   Спам
    Уважаемая Марина Геннадьевна, никто ещё никакого решения не принимал. Ваша работа проходит модераторскую проверку и будет либо принята к публикации, либо отклонена. Всё зависит от того, как Вы будете устранять все недостатки, на которые укажут модераторы. Пока что я не вижу, чтобы Вы внесли ФИО Кравец Елены Викторовны, преподавателя фортепиано в качестве соавтора. С таким же успехом ваша коллега может претендовать на авторство по данной работе. Будьте добры, исправьте, пожалуйста.

    Оценить комментарий  0   Спам
    6 5soldo   (05.02.2013 07:20) [Материал]
    Уважаемая Галина Валентиновна, я внесла указанные Вами изменения в титульный лист, пояснительную записку и в краткое описание материала, удалила прежний файл-архив и закачала новый, исправленный.

    Оценить комментарий  0   Спам
    Марина Геннадьевна, работа активирована. Приглашайте коллег к знакомству и обсуждением материала. Желаем удачи.

    Оценить комментарий  0   Спам
    8 5soldo   (05.02.2013 08:45) [Материал]
    Уважаемая Галина Валентиновна, спасибо. А моожно прислать разработку интегрированного урока с участием филолога, художника и музыканта? Только первые двое участников не занимаются публикованием материалов, поэтому мне приходится это делать самой. Если такой вариант возможен, то помогите, пожалуйста, довести материал до должного уровня.

    Оценить комментарий  0   Спам
    Марина Геннадьевна, в соавторах может быть преподаватель из любой учебной области. Здесь ограничений нет. Важно, чтобы материал соответствовал Правилам публикации, принятых на сайте Методсовет.

    Оценить комментарий  0   Спам
    10 Angelik   (08.07.2013 16:05) [Материал]
    Марина Геннадьевна, спасибо за предоставленный материал. Оцениваю только с позиции общей методики: структурное занятие, ученики вовлекаются в активный диалог, рассуждают, делают выводы; большое количество музыкальных произведений (отрывков), на примере которых ребята наблюдают особенности марша (и не только). Отдельных пятёрок заслуживает работа со словарём, подводка к понятию "марш", концовка занятия (викторина), обобщающее домашнее задание с поиском информации. Заявленная цель достигается в ходе занятия.
    С уважением, Анжела Григорьевна.

    Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    Мы "ВКонтакте"

    Поиск

    Наши планы
    Приглашаем Вас ознакомиться
    с планами нашего портала

    Афоризм дня
    Какое чудо - восхищаться в живописи тем, чем в реальности не восхищаешься !
    /Э. Делакруа/


    Файлообменник

    Реклама

    Рейтинг@Mail.ru
    "Методсовет" © 2010 - 2024
    My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы