Автор: Бобырева Елена Павловна (учитель русского языка и литературы, МОУ "Малобичинская СОШ")
Тема «Односоставные предложения»
Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности в рамках темы «Односоставные предложения» Задачи: - образовательные: формировать умение создавать и использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы по теме «Односоставные предложения»; обеспечить формулирование учащимися выводов по изученному материалу; совершенствовать умение определять вид односоставного предложения; обеспечить связь содержания учебного занятия с личностным опытом учащихся;
- развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, систематизировать, делать вывод; развивать способность учащихся к рефлексии своей деятельности, поведения; развивать коммуникативную культуру учащихся;
- воспитательные: воспитывать культуру речевого поведения; воспитывать доброе отношение друг к другу; воспитывать потребность правильно оценивать собственную деятельность;
Технологические этапы урока: - «индукция» - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика; - «самоконструкция» - индивидуальное создание решения, текста (задание по определению признаков понятия, проблемы); - «социоконструкция» - работа учащихся в группах по созданию классификационных и систематизирующих схем; - «социализация» - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция); - «афиширование» - вывешивание схем, таблиц в классе и ознакомление с ними; - «разрыв» - внутреннее осознание учащимися неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому; - «рефлексия» - самореализация учащегося на учебном занятии. Ход урока 1. Индукция Послушайте стихотворение В. Солоухина «Слово о словах» Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьется, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полет. Им можно радости прибавить. И радость людям отравить. Им можно лед зимой расплавить И камень в крошку раздолбить. Оно одарит иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя.
О чем это стихотворение? Предложите свой вариант названия (учащиеся отвечают по цепочке). Какова основная мысль этого тихотворения?
2. Самоконструкция Задание для индивидуальной работы: - найти в тексте стихотворения односоставные предложения (отметить карандашом, карточка №1); - в тетрадь запишите все, что знаете об односоставных предложениях; - сформулируйте цели учебного занятия;
3. Социоконструкция Работа в парах. Задание: - поменяйтесь тетрадями, посмотрите записи; - все ли виды односоставных предложений встретились в стихотворении? - могут ли односоставные предложения входить в состав сложных предложений? - дополните записи;
4. Социализация Работа в группе (задание выполняется на листах ватмана, цветными фломастерами) Задание: - попробуйте составить схему «Виды односоставных предложений»; - 1 учащийся в каждой группе «озвучивает» схему, остальные – оценивают, корректируют выступление;
5. Афиширование Вывешивание схем на доску, ознакомление с ними. Обсуждение полученных результатов. Учитель дает необходимые пояснения. Учащиеся задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий (схема №1).
6. Социоконструкция Работа в группе (карточки № 2, №3, № 4) Задание: - определите вид односоставных предложений; - укажите, чем выражен главный член односоставного предложения; - попробуйте составить алгоритм для определения вида односоставного предложения (задание выполняется на листах ватмана, цветными фломастерами);
7. Афиширование Листы с результатами групповой работы вывешиваются на доске для обсуждения (схема №2). Учащиеся делают необходимые дополнения, правку.
8. Разрыв Работа в паре (карточка № 5) Задание: - определите, какие предложения не являются односоставными, аргументируйте ответ; - подумайте, как могут называться такие предложения; - необходимо ли дополнить алгоритм? - укажите виды односоставных предложений текста №1 и № 2
9. Социоконструкция и социализация Задание: - составить таблицу «Способы выражения главного члена односоставного предложения» (работа с учебником, параграфы №17-22) Виды односоставных предложений Способы выражения главного члена односоставного предложения
Виды односоставных предложений Способы выражения главного члена односоставного предложения
- обсудите в группе полученные результаты; - сверьте свою таблицу с таблицей учителя, внесите необходимые исправления) (схема № 3);
10. Рефлексия 1. Как Вам сегодня работалось? (учащиеся рисуют на отдельных подписанных листочках смайлики).
2. Закончите предложения: Сегодня на занятии мне удалось…. Самым интересным для меня было…. Особенно трудным мне показалось….
11. Итоги урока Оцените свою работу и работу участников вашей группы. Домашнее задание: составить памятку «Как правильно вести спор» (использовать односоставные предложения)
Елена Павловна! Спасибо за интересный урок. Очень понравился подобранный дидактический материал: тексты, схемы. Понравилось использование на уроке различных видов работ: учащиеся работают индивидуально, в парах, в группе. Замечательно проходит работа по стихотворению В. Солоухина «Слово о словах», составление схемы и таблицы по теме «Односоставные предложения». Поставленные Вами цели и задачи реализуются на данном уроке. Спасибо! С уважением, Лариса Михайловна.
Понравилось, что в течение всего урока Вы старались обеспечить связь содержания учебного занятия с личностным опытом учащихся. Спасибо, Елена Павловна, за представленный материал! С уважением, Евгения Николаевна.
Урок в форме учебной мастерской проводила впервые. Считаю, что эта форма соответствует типу урока (обобщение и систематизация знаний). Составленные во время урока таблицы и схемы учащиеся активно используют в дальнейшей работе. Ребята с удовольствием работали в группах, выступали у доски. Содержание урока было направлено на реализацию воспитательной задачи. Коллеги, спасибо за отзывы. С уважением, Елена Павловна.
Елена Павловна! Спасибо за комментарий! Ждём Ваши новые работы!
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Можно восхищаться древностью, но следовать нужно современности. /Тацит/