Автор: Окунева Наталья Фёдоровна (учитель русского языка и литературы, МОБУООШ № 27)
Окунева Наталья Фёдоровна, учитель русского языка и литературы МОБУООШ № 27 станицы Советской муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края
Урок объяснение нового материала в цикле уроков по теме «Имя числительное». Урок с использованием презентации.
ЦЕЛЬ: закрепить знания об имени числительном как части речи; дать понятие о простых, сложных и составных числительных, формировать навык их различия; воспитывать стремление к здоровому образу жизни. ОБОРУДОВАНИЕ: доска, мультимедийный проектор, экран, учебник «Русский язык» (УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской).
ХОД УРОКА: «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья». Артур Шопенгауэр.
1. Организационный момент. Настрой на работу. Здравствуйте ребята! Я задам вам вопросы, а вы быстро и дружно все вместе отвечайте: Таких, что с физкультурой Не дружат никогда Не прыгают, не бегают, А только спят всегда. Не любят лыжи и коньки И на футбол их не зови, Раскройте мне секрет: Таких из собравшихся здесь нет? Дети: Нет. Кто с работой дружен Нам сегодня в классе нужен? Дети: Нужен. Таким ребятам хвала и честь Такие ребята в классе есть? Дети: Да!
2. Слово учителя. Эх, жить бы мне долго-долго! Но краток наш бренный век Увы, человек не Волга, Не Каспий и не Казбек. Когда-нибудь путь замкнётся, И вот на восходе дня Город мой вдруг проснётся Впервые уже без меня. Э. Асадов Каждый из нас хочет жить долго и счастливо, а это значит, что каждый должен уметь беречь великий дар – здоровое тело и здоровый дух. В последние полтора-два века люди немало узнали о здоровье и о том, как его поддерживать. Сегодня на уроке русского языка мы познакомимся с новой частью речи - имя числительное. Но урок мы посвятим не только этой части речи. А вот речевую тему урока вы мне скажите сами, ещё раз прочитав эпиграф к уроку и расшифровав анаграммы. ЗКУЛЬФИТРАУ – физкультура ДКАЗАРЯ – зарядка ЛКАЗАКА – закалка ЕНГИАГИ – гигиена 3. Синтаксический разбор предложения. Здоровье - это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно. [ ], ( ).
4. Работа с диаграммой. Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.
Запишите числительные. Разберите их по составу.
Сто, двадцать, десять, пятьдесят. Что вы увидели? Какой вывод можно сделать? Вывод: числительные могут быть простыми (один корень) и сложными (два корня). 5. Работа с текстом Долгожитель Ф. Углов По данным на 2009 год, около 350 тысяч жителей России являются долгожителями, достигшими возраста 90 и более лет. 6 800 россиян перешагнули столетний рубеж. Фёдор Григорьевич Углов, доживший почти до 104 лет, работал хирургом больше 70 лет, прошёл войну и пережил блокаду Ленинграда. В свои 100 лет он делал хирургические операции, читал без очков и водил машину. Его 3 основные правила долголетия: никогда не употребляй спиртное, не кури и не переедай! Каждый человек должен знать, что его здоровье, его долголетие во многом находятся в его собственных руках.
Докажите, что перед вами текст. Озаглавьте его. Выпишите словосочетания с числительными. ( до ста сорока лет, две тысячи девятый год, девяноста лет, шесть тысяч восемьсот россиян, семьдесят лет, три правила, сто лет) Укажите среди выписанных числительных сложные. Будет слово столетний числительным. (Нет, это прилагательное) Вывод: числительные бывают простыми (одно слово) и составными (два и более слов). 6. Физминутка для глаз. ( Во время физминутки проветривается кабинет). Это полезно знать! «Куда не проходит солнечный луч, туда часто заходит врач» (итальянская пословица) Вместе с пылью в воздухе всегда содержатся бактерии и микробы. В 1м3 воздуха класса до начала занятий 2600 микробов, а концу занятий – 13500. Из одной бактерии через каждые 30 минут образуется две. Для организма вреден воздух душных помещений: в нем много ядовитых газов – аммиака, сероводорода, углекислого газа. Нужно следить за чистотой воздуха помещения. Его нужно проветривать и убирать.
7. ЭТО ИНТЕРЕСНО! Кутузов в 67 лет разбил Наполеона, Суворов в 70 лет перешел Альпы, разбив Массену при СенГотарде, Лев Толстой в 70 лет закончил «Воскресение». Все три российских нобелевских лауреата по физике старше 70 лет и продолжают успешно работать. Академик Федор Углов был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый старый хирург в мире, продолжающий делать операции. Руководителю Московского камерного академического музыкального театра Борису Покровскому было 98 лет. Желание жить долго и оставаться бодрым и здоровым — мечта любого человека. Наши предки не одну сотню лет искали эликсир молодости и долголетия.
8. Прочитайте высказывания великих людей, запишите одно, наиболее понравившееся вам. Подчеркните числительное и определите, какое оно: простое, составное, сложное. Наш организм создан для 120 лет жизни. Если мы живём меньше, то это вызвано не недостатками организма, а тем, как мы с ним обращаемся. (К. Купер) Пусть будут врачами твоими трое: весёлый характер, покой и уверенность в жизни. (Древняя мудрость)
9. Прочитай пословицы. В них указаны старинные меры длины и веса. Запиши две пословицы, в скобках указывая значения мер. Аршин = 0.71 вершок = 1/16 аршина = 4.45см пядь = 1/4 аршина, 18 см сажень = 3 аршина, 2 м 13 см верста = 1.06 км пуд = 16 кг фунт = 454 г золотник = 4,26 г центнер = 100 кг тонна = 1000 кг 1. Фунт(…) пуду(…) уступает (русская). 2. Чужой вершок(…) видит, а свой аршин(…) не замечает (японская). 3. Дела на вершок(…), болтовни на сажень(…) (индонезийская). 4. Болезнь приходит пудами(…), а уходит по золотнику(…) (башкирская). 5. И у насекомого с вершок(…) полвершка(…) душа занимает (японская). 6. Семи пядей(…) во лбу (русская). 7. За семь верст(…) комара искали, а он на носу (русская). 8. Человека узнаешь, когда с ним пуд(…) соли съешь (русская). 9. Мал золотник(…), да дорог (русская). 10. Знает, почем фунт(…) лиха (русская). 11. Один грамм хвастливости портит центнер (…)достоинства (французская).
И ещё хочу вам сказать, что «люди со скверным характером долго не живут». Это абхазская пословица. Чему она нас учит? А как она соотносится с темой урока? 10. Рефлексия «Продолжи мысль». Я понял, что… Мне понравилось, что… Я хочу… Мне необходимо…
11. Домашнее задание. П. 60, упражнение 349. Работа с текстом. Вставить пропущенные числительные. Наш класс Наш класс появился на свет __ (________) сентября _____ (____) года. Тогда нас называли ____ (_______), а сейчас мы - ____________ (_________). В нашем классе ______ (______) человек. ______ (______) мальчиков, ______ (______) девочек. За каждой партой сидит _______ (_______) ученика. Каждый день мы получаем по ______ (______) оценок. Мы очень стараемся, потому что хотим быть лучшим классом. Составить текст на тему «Белая Олимпиада 2014 года», используя числительные.
12. ИТОГ УРОКА, НАПУТСТВИЕ Я желаю вам, ребята, Быть здоровыми всегда, Но добиться результата Не возможно без труда. Постарайтесь не лениться, Каждый раз перед едой Прежде чем за стол садиться, Руки вымойте водой. И зарядкой занимайтесь Ежедневно по утрам. И конечно закаляйтесь, Это так поможет вам. Свежим воздухом дышите По возможности всегда, На прогулки в лес ходите Он вам силы даст, друзья.
В конце урока немного позитива, чтобы учащиеся немного расслабились после работы и на следующий урок пошли в хорошем настроении.
http://im2-tub.yandex.net/i?id=175736255-02 свиток http://rg.foto.radikal.ru/0708/c8/e9659483dfb3.png книга http://im5-tub.yandex.net/i?id=58777874-12 глаза http://im5-tub.yandex.net/i?id=81119746-01 футболист http://www.sostav.ru/articles/rus/2009/01.12/news/images/1pora8.jpg Так я буду ещё красивее! http://img1.nnm.ru/4/c/8/6/b/4c86b59bf1249ecf1af35c39a6e38ab1.jpg танцующий хомяк http://i038.radikal.ru/1003/81/0cecbd7ad2ee.jpg хомячок http://s56.radikal.ru/i154/0906/b0/6029b31565f3.jpg Щенок http://img13.nnm.ru/imagez/gallery/9/2/5/1/3/92513fafb500f2b109ed88853cb9a4ab_full.jpg Кошечка с вишней http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/59/947/59947486_1275783156_066.jpg ромашки на лугу http://animashky.ru/flist/objiv/2/7.gif бабочки
Уважаемая Наталья Фёдоровна! Очень интересный урок вы представили. Мне понравилось, что всё занятие организовано двумя логическими стержнями: разряды числительных и значение отношения человека к своему здоровью. Спасибо за пример методически грамотного урока. С уважением, Т.Ю.
Наталья Фёдоровна! Я не перестаю восхищаться Вашими работами! Спасибо за интересный урок! Вами подобран хороший дидактический материал, который способствует закреплению знаний учащихся об имени числительном, развивает у школьников стремление к здоровому образу жизни. Очень понравились следующие моменты: использование в начале урока задания "Анаграммы", что активизировало учащихся, настроило на плодотворную работу на уроке; работа с диаграммой, физминутка для глаз, рубрики "Это интересно!" и "Немного позитива". Уверена, что этот урок запомнился Вашим ученикам, что они получили позитивные эмоции.
Уважаемые коллеги! Всем большое спасибо за тёплые слова в адрес моей работы. Всегда рада поделиться своим опытом с вами. С уважением к вам, Наталья Фёдоровна .
Уважаемая Наталья Фёдоровна! Какой интересный урок, разнообразный материал, эмоциональный настрой на протяжении всего урока! Замечательная рефлексия и напутствие в конце урока! спасибо за Урок! С уважением, Любовь Николаевна.
Уважаемая, Наталья Федоровна! Мне очень понравился ваш урок, в нем много интересного, поучительного, научного материала. Очень интересная рефлексия урока. Спасибо!
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Ошибочно думать, что многознание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания. /Л.Толстой/