Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А. Плешакова «Окружающий мир. Мир вокруг нас» УМК «Школа России»
«Что такое деньги?»
Автор: учитель начальных классов Исаева Светлана Борисовна Образовательное учреждение: МОУ СОШ имени В.М. Комарова с углубленным изучением английского языка Звездного городка
Цели:
1. Образовательная:
1) В процессе дидактической игры подвести детей к понятию БАРТЕР, показать трудности такого обмена.
2) Вывести понятие «ДЕНЬГИ», исследуя причины, по которым люди использует деньги, рассмотреть происхождение денег, познакомить учащихся с историей развития различных форм денег, денежными единицами других стран.
2. Развивающая:
1) Через обобщение (синтез) и выделение отличительного признака (анализ) способствовать развитию логического мышления
2) Развивать индивидуальные способности ребят, умение использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач.
3) Развивать диалогическую речь учащихся.
4) Способствовать развитию памяти, внимания учащихся.
5) Продолжить работу по формированию навыка взаимопроверки, взаимопомощи.
6) Совершенствование коммуникативных навыков – совершенствование умения слушать другого человека
3. Воспитательная:
1) Вырабатывать у детей умение работать в коллективе, ответственно относиться к своему труду и уважительно - к труду своих одноклассников.
2) Способствовать формированию спокойного отношения к деньгам в том случае, когда они есть, и тогда, когда их нет.
3) Поддерживать интерес к изучению окружающего мира и других областей знаний.
Методы обучения: рассказ, беседа, самостоятельная работа.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Виды деятельности и формы работы:
* фронтальная работа: * индивидуальная работа на местах - тесты; * работа в группах; * самостоятельная работа;
Межпредметные связи: история, литература, математика, русский язык.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, учебник Мир вокруг нас 3 класс (Плешаков А.А.), рабочие тетради, металлические деньги (Презентацию к уроку можно скачать отдельно)
Ход урока: Оргмомент. Проверка домашнего задания (Слайд 2)
Одна группа детей работает с тестом, другая – отвечает на предложенные вопросы:
* Назовите известные вам отрасли промышленности. * Чем занимаются добывающая промышленность и электроэнергетика? * Что производят металлургия и машиностроение? * Чем обеспечивает население и экономику химическая промышленность? * Что производят лёгкая и пищевая промышленность?
Кроссворд (Слайд 3)
1. Главная потребность человека. Необходим для добывания природных богатств, производства товаров.(Труд)
2. Он на дорожках во дворе,
Он очень нужен детворе,
Он на стройке и на пляже,
Он в стекле расплавлен даже. (Песок)
3. Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, и на стол клали. (Лён)
4. Химическая ….. – составная часть экономики. (Промышленность)
5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те, или иные потребности других людей. (Услуги)
6. Он очень прочен и упруг,
Строителям - надёжный друг,
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит) Сообщение темы и целей урока Работа с деформированной пословицей (Слайд 4)
Хорошо, когда пироги печёт сапожник, а сапоги шьёт пирожник.
- Согласны ли вы, дети, с этой пословицей? Как нужно переставить слова, чтобы вы согласились?
Хорошо, когда пироги печёт пирожник, а сапоги шьёт сапожник.
- А если начать со слова "плохо", как должна звучать пословица?
Составляется новый вариант:
Плохо, когда пироги печёт сапожник, а сапоги шьёт пирожник. Обмен простой и сложный
Ситуация 1 (Слайд 5)
- Что делать, если сапожник захочет вкусный пирог?
- Найти пирожника, которому нужны сапоги, и обменять.
Обсудить:
а) Насколько удобно, быстро, можно совершить такой обмен.
б) При каких условиях совершается обмен.
в) Кто при обмене оказывается в выигрыше; есть ли проигравшие.
Ситуация 2 (Слайд 6)
- Сапожнику понадобился (захотелось) опять вкусный пирог, а пирожнику не нужны сапоги. Что делать сапожнику?
- Сапожник должен спросить, что нужно пирожнику.
У пирожника сломалась его любимая чашка: Что должен делать сапожник?
- Искать гончара.
- Любой ли гончар обменяет своё изделие на сапоги?
- Нет. Только тот, кому нужны сапоги.
Обсудить:
возможность и трудности такого обмена.
Вывод: неудобно.
Какие возникают трудности? Найди и поменяй (Слайд 7)
На столах у учащихся лежат карточки. На одной стороне карточки нарисована картинка - это тот товар, который есть у ребенка. На другой - написано, что ему нужно получить в обмен на этот товар.
Карточки составлены таким образом, что обмен может состояться только через посредника.
1 группа:
1 ученик имеет карточку: есть цыпленок, нужна курица;
2 ученик: есть курица, нужна собака;
3 ученик: есть собака, нужен цыпленок.
2 группа:
1 ученик имеет карточку: есть зерно, нужна ткань;
2 ученик: есть ткань, нужно масло;
3 ученик: есть масло, нужно зерно.
Цель игры: поменяться карточками так, чтобы получить нужный товар.
Игра: дети ищут нужный предмет и пытаются обменяться. Когда все обмены состоялись, проходит обсуждение.
Выводы по игре: Какие возникают трудности в таком обмене?
1. Затрачивается много времени.
2. Сложность и неудобство поиска.
3. Обмен может сорваться.
Работа с учебником (Слайд 8)
Учебник страница 68
Прочитайте и найдите ответ на вопрос: Как можно назвать ваши действия по обмену товаров с точки зрения экономики? Физкультминутка (Слайд 9) Сказка (Слайд 10)
Учитель: К сегодняшнему уроку я вас просила вспомнить русскую народную сказку «Петушок и бобовое зернышко». Кто главный герой сказки?
Что делала курочка чтобы спасти петушка?
Дети: Менялась.
Учитель: Что могло случиться с петушком, пока курочка менялась?
Дети: Петушок мог задохнуться и умереть.
Учитель: А как курочка очень быстро могла бы получить маслице.
Дети: Если бы у нее были бы деньги, она могла бы быстро купить.
Учитель: Как только у курочки появились деньги, как ее можно было бы назвать?
Дети: Покупатель.
Учитель: А тот, у кого товар?
Дети: Продавец.
Учитель: А вы уверены, что продавец возьмет деньги за свой товар? Что он будет с ними делать?
Дети: Он может купить то, что ему нужно.
Делаем вывод, что за деньги можно
купить любой товар, продать любой товар
Учитель: Как удобнее: меняться товарами или покупать за деньги?
Дети: Покупать удобнее. Быстрее. Надежнее.
(Слайд 11)
Деньги - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже.
Словарь Ожёгова История возникновения денег (Слайд 12)
В разное время у разных народов все эти вещи были деньгами, так как большинство людей брали их в уплату за свои товары.
Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь.
Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги.
(Слайд 13)
Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие.
(Слайд 14)
У металлических денег всё же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места.. Богатым купцам, которые торговали с далёкими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.
(Слайд 15)
Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.
Первые бумажные деньги в России появились при императрице Екатерине Второй. Работа с учебником
Учебник страница 69
Прочитайте материал учебника на с.69 и найдите ответ на вопрос: Как называется другой способ обмена, в котором участвуют деньги?
Что такое цена товара? Практическая работа (Слайд 16)
Рассматривание металлических денег: 1 рубль и 1 копейка
Определение частей монет. Денежные единицы разных стран (Слайды 17-18)
Исторически понятие «рубль» возникло в XIII веке в Новгороде.
Рубли были частями гривны или кусками серебра с зарубками, означавшими их вес. Гривну рубили пополам и каждую половину называли рубль (слиток серебра массой ок. 200 грамм). Решение практической задачи: (Слайд 19)
Мальвина дала Буратино на покупку канцелярских товаров 50 рублей.
Хватит ли Буратино денег на покупку 3 ручек, 2 ластиков, 1 тетради и 1 блокнота.
Сколько он должен получить сдачи? Самостоятельная работа учащихся в рабочей тетради с последующей проверкой.
Рабочая тетрадь страница 19 Релаксация (Слайд 20)
* Я узнал… * Я научился… * Мне понравилось… * Я бы хотел… * Новые знания мне пригодятся…
Уважаемая Светлана Борисовна! Ваш урок хорош по содержанию, планированию и представлению. Содержание соответствует выбранной теме, задачам урока. Все этапы урока выстроены в логической последовательности. Содержательна и иллюстративно оправданна презентация к уроку. Анализируя Ваш урок с позиций Стандартов образования второго поколения, который существует пока в виде проекта, можно сказать, что в ходе учебной деятельности Вы формировали у учащихся практически все ключевые компетенции. Один только фрагмент урока - разрешение проблемы через групповую игру - формирует у учащихся учебно-познавательную, ценностно-смысловую, кооперативную и коммуникационную компетентности. Если говорить о формировании информационной компетенции учащихся, то она была бы выражена в уроке в большей мере, если бы к подтеме урока "История возникновения денег" сообщения заранее подготовили несколько ребят или поиск этой информации был бы выполнен ими прямо на уроке. Также можно было предложить ребятам практическую задачу, которую решал Буратино, дифференцированно, в нескольких вариантах (различные данные и представленные в различной форме, например, в форме таблицы). Дифференцированным могло быть и домашнее задание. Спасибо за Ваш урок. Обязательно воспользуюсь им в своей работе.
Колеги, не могу скачать презентацию из-за большого веса. Спасибо всем, кто участвует в обсуждении. Не могу быть объективной в анализе конспекта, так как он сильно завязан с мультимедийным продуктом. У меня только один вопрос к автору. Что входит в релаксацию в конце урока? Может быть Вы перепутали термин - РЕФЛЕКСИЯ???
Грамотный урок, в основе которого лежит деятельностный подход. Всё структуированно, чётко организовано. Широкий спектр межпредметных связей, главное - всё в тему. Интересна завязка со сказкой. В целом, содержательная смысловая нагрузка урока прекрасно сочетается с формами и приёмами работы, именно РАБОТЫ - каждый этап предполагает новое мысленное усилие. Возможно, нет смысла в презентации делать слайды с сылкой на страницы учебника (смысл?). Релаксация - это в другом месте:)), здесь рефлексия. В прошлом году проводила эту тему, жаль не было Вашей разработки, воспользовалась бы обязательно. Спасибо за замечательный материал!
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Если есть что-либо почтенное, то это цельность всей жизни. /Цицерон/