Автор: Дьяконова Марина Вениаминовна (Учитель швейного дела , ИЗО, КГБС(К)ОУ «Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»)
Урок швейного дела
Тема: Фартук «Матрёшка»
Аннотация
Урок практического повторения по теме «Фартук» разработан для учащихся 7-9 классов коррекционной школы VIII вида. При планировании учитывались интеллектуальные возможности, трудовые навыки детей, уже имеющиеся у них знания и опыт.
Урок сопровождается компьютерной презентацией, что существенно облегчает восприятие материала, способствует коррекции внимания, мышления, памяти. Анимация строго дозирована, применяется только в тех случаях, где её использование совершенно оправдано.
Учащиеся знакомятся с историей матрёшки, актуализируют знания по теме «Фартук», «Отделка», приобретают умения по изготовлению фартука «Матрёшка», закрепляют навыки работы с иглой и ножницами, на швейной машине, навыки работы по алгоритму.
Урок способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, планирующих и ориентировочных умений учащихся; воспитанию эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, уважительного отношения к культуре и традициям своего народа.
Вводный инструктаж перед практической работой проводится в доступной для детей форме, с демонстрацией операций и приемов, используется наглядность (слайды № 17-26). Во время работы звучит спокойная музыка. Русские напевы улучшают психоэмоциональное состояние учащихся.
Смена видов деятельности, чередование двигательной активности (танцевальная физминутка) и периодов сосредоточенной работы, эмоциональные стимуляторы и разгрузки (загадки, музыкальное сопровождение, анимация) – всё это создаёт необходимые условия для сохранения психического и физического здоровья детей.
Итог урока – создание ситуации успеха, положительной мотивации перспективы. Дети видят результаты своего труда.
Этап рефлексии позволяет учащимся четко осознать, что полезного и нового они узнали, где смогут применить усвоенное и какие преимущества это им дает на будущее.
Последующие уроки – это практические работы по завершению изготовления фартука с применением данной презентации.
Цель урока: Организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Фартук», закрепление материала в форме практической работы. Изготовление фартука «Матрёшка».
Задачи:
1. Образовательные: проверить сформированность ЗУН по темам «Фартук», «Отделка изделий»: анализ изделия, план пошива, рас крой деталей, выполнение окантовочного шва, эксплуатация швейной машины, чтение инструкционной карты. Закрепить навыки по выполнению аппликации. Познакомить с историей возникновения матрёшки
2. Воспитательные: воспитывать аккуратность, терпение, сосредоточенность, сознательное выполнение техники безопасности работы с инструментами.
3. Коррекционные: способствовать коррекции внимания, используя наглядность;
способствовать коррекции памяти, путём повторения, осмысления, восприятия;
способствовать развитию планирующих и ориентировочных умений, анализируя изделие и разбирая план пошива;
коррекция мелкой моторики через специальные двигательные упражнения и выполнение раскроя деталей аппликации.
Оборудование: Швейные машины; утюг; инструменты (иглы, ножницы, нитки, линейки, мелки);материалы (кусочки тканей различных цветов и размеров, «паутинка», шитьё); шаблоны выкроек; образцы готовых изделий. Матрёшка. Инструкционные карты. Мультимедийное оборудование, презентация.
Ход урока.
Этапы урока.
1. Организационный момент.
Цель: Психологический настрой учителя и учащихся.
Упражнение «Клубок». Продолжить предложение:
- Я пришла сегодня на урок для того, чтобы…
Клубок ниток передаётся от ученика к ученику.
2. Этап всесторонней проверки знаний.
Цель: Выявление знаний основных положений по теме урока. Систематизация знаний.
- Отгадайте загадку.
Он очень скромен и опрятен,
Он защищает нас от пятен,
Хозяйке служит много лет
На завтрак, ужин и обед.
- Для чего служит фартук?
- Для кого мы шили фартуки?
- Назовите детали фартука.
- От чего зависит количество деталей фартука?
- Что такое фасон?
- От чего зависит выбор фасона фартука?
- Перед вами фартуки. Чем отличаются фартуки? Что общего?
- Какие ткани применяются при пошиве фартука?
Раздать образцы тканей.
- Из каких тканей можно сшить фартук для работы в столовой? Подберите образец ткани. Выбор ткани прокомментировать.
3. Мотивация и целеполагание.
Цель: Постановка цели. Подготовить учащихся к восприятию нового материала.
- Ваше внимание на стенд «Сегодня на уроке». Назовите изделие.
- Что необычного вы заметили? ( Фартук изготовлен в виде матрёшки).
- Нравится вам такой фасон фартука?
* Предложить ученицам по желанию продемонстрировать фартук.
- Для чего его можно применить?
- Хотели бы сами изготовить такой фартук?
Назвать тему урока, сформулировать цели.
4. Введение в тему.
Цель: Организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового учебного материала.
- Отгадайте-ка ещё одну загадку
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это …
- Правильно. Это - русская матрёшка.
- Что вы знаете о матрёшке?
Показать матрёшку.
*Из истории матрёшки. (Приложение 1)
*Разнообразие видов современной матрёшки.
- Что общего у куклы матрёшки и нашего фартука?
5. Танцевальная физминутка
Ученицы выполняют танцевальные упражнения под музыку
6.Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний
Детали фартука.
Отделка фартука.
Швы, применяемые при пошиве фартука.
Используемые ткани.
План изготовления фартука.
Записать в тетрадь
* Раскроить детали из ткани
(с учётом нити основы) и клеевой паутинки.
* Перевести контрольные линии с выкройки на деталь из ткани с помощью копировальной бумаги
• Настрочить шитьё по намеченным линиям.
• Обработать карман, пришить на основную деталь фартука.
• Отделать деталь фартука аппликацией и тесьмой.
• Обработать пояса и бретель.
• Обработать срезы основной детали фартука окантовочным швом с одновременным втачиванием поясов и бретели.
• Вышить ресницы и брови ручными стебельчатыми стежками.
• Пришить пуговицы.
• Отутюжить готовое изделие.
- Можно изменить последовательность пошива? Как? Почему?
7. Практическая работа.
А. Вводный инструктаж.
Цель: Практическое применение знаний. Формирование поисково - исследовательских умений и навыков.
1. Раскроить детали из ткани
(с учётом нити основы) и клеевой паутинки.
2. Перевести контрольные линии с выкройки на деталь из ткани с помощью копировальной бумаги.
3. Отделка основной детали фартука шитьём.
4. Обработка кармана. Соединение кармана с основной деталью.
Карман необычный. Это фартук матрешки. У кармана нет боковых и нижнего срезов, что значительно облегчает работу.
- Обработку кармана выполняем самостоятельно, используя инструкционные карты. Настрачиваем карман на основную деталь – по шаблону.
5. Выполнение аппликации.
- Чтобы ваше изделие получилось красивым, и вы не допустили ошибки в выполнении практической работы, запомните следующее:
1. Подбирайте лоскутки тканей по цвету, рисунку.
2. Перед шитьём лоскутки хорошо продекатируйте.
3. Вырезая детали по шаблонам, обратите внимание на направление нити основы в ткани, на симметричность парных деталей.
4. Детали аппликации и детали «паутинки» должны быть одинаковы!
* Повторение правил техники безопасности при работе на швейной машине, с ножницами, утюгом.
Упражнение «Добрые руки»
- У меня вот какие добрые руки. А у тебя?
Ученицы нежно поглаживают руки друг друга.
- А сейчас покажите, какие у вас умелые руки.
* Напутственные слова учителя перед работой:
- Матрёшка – это не только символ России, но и символ русской женщины, характер её и стать, крепость тела и духа, величавая и яркая красота. В каждой матрёшке, как и в каждой женщине, - своя «изюминка». К тому же матрёшка не только глаз радует, но и душу возносит до светлых творческих высот, вдохновляет мастеров на поиск нового, неизведанного! Работайте с душой, с любовью и в вашем изделии появится своя «изюминка», а вы получите огромное удовлетворение от своей работы.
Работа под музыку.
Б. Текущий инструктаж.
* Целевые обходы рабочих мест учащихся:
организация рабочего места, культура труда;
соблюдение техники безопасности;
правильность выполнения приёмов и качество работы;
степень самостоятельности.
Через 15 минут самостоятельной работы проводится гимнастика для глаз.
В. Заключительный инструктаж.
Анализ выполнения практической работы.
* Показ лучших работ,
* Анализ допущенных ошибок.
8. Итог урока. Рефлексия. Оценка.
Цель: Обобщение пройденного материала, оценка.
- Вспомните цели, поставленные в начале урока.
- Насколько вы достигли цели?
- Чему научились сегодня на уроке?
- Что сегодня получилось?
- Над чем надо поработать?
- С чего начнём следующий урок?
Доброго дня, Марина Вениаминовна. Получила огромное удовольствие от знакомства с Вашим Ресурсом. Хорошо, поэтапно продуманный урок, который не состоит из одной только теории, а содержит интересные игровые моменты. Дети ненавязчиво знакомятся с историей создания матрёшки, отгадывают загадки, участвуют в обсуждении этапов урока. Прекрасное дополнение к уроку – яркая, красочная презентация. Такой урок надолго останется в душе каждого учащегося. Уважаемая Марина Вениаминовна, позвольте дать несколько советов по улучшению Вашего ресурса. Мне кажется, стоит конкретизировать цель урока: «приобщить учащихся к истокам самобытной культуры русского народа» больше относится к задачам. Допущена опечатка на слайде №10 «Какие ткани можно использовать при пошиве?» Ваша вторая ссылка http://www.okipr.ru/encyk/view/224 ведёт на страницу общества купцов и промышленников. Вот ссылка на изображение матрёшки с данной страницы http://www.okipr.ru. Хотя ссылка на данное изображение у Вас присутствует ниже, в ссылках на фотоматериалы. Возможно, вы добавили первую случайно. Желаю Вам удачи в Фестивале и успеха в вашей нелёгкой деятельности. С уважением, Татьяна Михайловна.
Здравствуйте, Татьяна Михайловна! Спасибо за внимание к моей работе! Согласна с замечаниями, обязательно отредактирую материал. С уважением, Дьяконова М.В.
Уважаемая Марина Вениаминовна! Очень приятно было познакомиться с Вашим материалом. В уроке очень хорошо продуманы этапы выполнения изделия. Все доступно и понятно! Замечательные изделия получились у Ваших учениц! Желаю Вам творческих успехов и удачи в Фестивале. С уважением, Наталья Эбертовна.
Уважаемая Марина Вениаминовна! Спасибо за участие в Фестивале! Урок интересный, продуманный. Матрешечки получились на заглядение! Согласна с коллегами, что цель нужно конкретизировать. У Вас она слишком обширная для одного урока. Ведь Вы на уроке конкретно изготавливаете матрешку для украшения фартука. Вот Вам и цель. По презентации небольшой совет. У Вас на слайде 13 матрешки. Режет глаз белый фон, причем неровный, так как матрешки разного размера. Этот фон нужно убрать. Выделяете матрешку - вверху на панели выбираете Работа с рисунками - Перекрасить - Установить прозрачный фон. И так ко всем рисункам убирается их фон там, где это необходимо. Надеюсь, мои советы помогут улучшить Ваш ресурс. С уважением, Юлия Михайловна.
Здравствуйте, Юлия Михайловна! Спасибо за подробный комментарий. Изменила цель урока согласно Вашим рекомендациям. Но , по-моему, изготовление изделия - это не цель, а задача, средство для достижения цели. Я склоняюсь к варианту: Создать условия для совершенствования знаний и умений учащихся, полученных в рамках темы "Фартук" через практическое повторение и изготовление фартука "Матрёшка". Что касается белого фона, огромное Вам спасибо за науку! Я и сама об этом думала, просто знаний не хватило. Попробовала изменить фон - всё получилось! Так просто, оказывается! С уважением, Дьяконова М.В.
Марина Вениаминовна! Мне очень понравился Ваш урок. В ходе урока учащиеся знакомятся с историей русской матрёшки, самостоятельно анализируют изделие и составляют план пошива фартука "Матрёшка", отрабатывают предметные умения и навыки (раскрой деталей, выполнение ручных и машинных работ, аппликация). Урок имеет большое воспитательное значение, направлен на развитие у учащихся навыков культуры труда. Меня потрясла содержательная сторона представленного урока: урок очень насыщенный и интересный. В конспекте урока чётко отражены все его этапы. Марина Вениаминовна! Спасибо Вам за качественный ресурс. Удачи в Фестивале! С уважением, Лариса Михайловна.
Уважаемая Марина Вениаминовна! Спасибо большое за представленный ресурс. Тщательно продуман каждый этап урока, что нашло отражение в подробном конспекте. Словесная информация подкрепляется визуально, что особенно необходимо для учащихся с данным уровнем развития. Логическая концовка - не просто выставка и анализ работ, но и создание положительной мотивации перспективы. Удачи Вам и творческих успехов! С уважением, Полякова Е.В.
Уважаемая Марина Вениаминовна! Очень приятно знакомиться с материалами людей, которые работают в школе 8 вида. Ведь можно узнать, как они преподносят знания "нашим" деткам. Ваша разработка урока соответствует требованиям, предъявляемым к урокам в коррекционной школе VIII вида. Подобранный материал соответствует принципу коррекционной направленности. Все задания способствуют развитию и коррекции высших психических функций учащихся с недостатками в развитии интеллекта, воспитывают учебную мотивацию данной категории детей. Количество видов деятельности, их чередование позволяет поддерживать активность учащихся на протяжении всего урока, предупреждает утомление. Согласна с предыдущим комментарием о необходимости подкорректировать задачи урока. С уважением, Валентина Васильевна.
Добрый вечер, уважаемая Марина Вениаминовна. С удовольствием прошелся по уроку и познакомился с процессом пошива фартука. Спасибо за науку. Урок получился, на мой взгляд, не только поучительным, но еще и развивающим: очень много дополнительной информации. И это хорошо! Некоторые методические приемы взял к себе в копилку. Например, оригинальным показался организационный момент с упражнением "Клубок". Спасибо за науку и нам - учителям! Понравилась и мультимедийное сопровождение к уроку. Фон презентации ненавязчив и, в то же время, поддерживает тему урока. Отдельное спасибо за самоанализ урока. Он помогает понять отдельные моменты. Хотя, для меня так и осталось загадкой: что такое "продекатируйте лоскутки" ??? Приставал к жене с подобным вопросом, но ответа не получил... Так что, Марина Вениаминовна, слово за Вами... В целом, урок мне очень понравился. Все четко, понятно, доступно, интересно! Желаю удачи на Фестивале!
Здравствуйте, Иван Сергеевич. Спасибо за позитивный отзыв. Мне очень приятно , что моя работа Вам понравилась. Термин "продекатировать" означает, что ткань необходимо увлажнить, а затем отутюжить. Это делается для того, чтобы ткань после стирки не усела. Х/Б ткани к этому очень склонны, и поэтому их перед раскроем рекомендуют продекатировать. Девочки знакомятся с профессиональной терминологией ещё в 5 классе, они же будущие швеи. С уважением, Дьяконова М.В.
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь самую книгу. /Жорж Санд/