Автор: Перевалова Татьяна Петровна (Заместитель директора по ВР, учитель географии, МБОУ "ЖигайловскаяСОШ Корочанского района Белгородской области")
1. Практическая работа Размещение населения Белгородской области
Цель работы: развитие знаний, связанных с изменением численности и размещения населения Белгородской области, его естественным и механическим движением; форми-рование умений работать со статистическими материалами, картами, умения сравнивать показатели и делать выводы. Задачи: 1. Изучить статистические данные демографической обстановки в Белгородской об-ласти; 2. Выявить динамику естественного и механического движения населения; 3. Охарактеризовать расселение населения на территории области
Задание 1. Используя данные темы «Население» в «Географии Белгородской области», постройте график «Изменение численности населения Белгородской области» за 1926-2005 г.г.» (см. таблицу приложения ):
Численность населения тыс.чел 1600 1500 1400 1300 1200 1100 1000 900 800 700 600 500 400 300 200 100 0 Годы 1926 1939 1959 1970 1979 1989 2000 2005
Все население Городское население Сельское население
Задание 2. Используя карту расселения населения Белгородской области на контурную карту нанесите: 1. наиболее крупные города Белгородской области (более 20 тыс. чел.) 2. свой населенный пункт, все города и поселки городского типа вашего района; 3. выделите административные районы области с наибольшей плотностью сельского на-селения (более 20 чел на 1 км2)
Задание 3. Используя материалы § 3 в «Географии Белгородской области», охарактери-зуйте основные факторы, влияющие на современные миграционные процессы, происхо-дящие в Белгородской области. Изменяются ли они со временем причины миграции?
Приложение к практической работе «Население Белгородской области»
2. Идея учебного проекта для учащихся 8-9 классов
Проект «Причины демографического кризиса в Корочанском районе Белгородской области: проблемы и пути решения»
Цель: дать характеристику демографической ситуации в Корочанском районе Белго-родской области. Задачи: 4. Изучить статистические данные демографической обстановки в Корочанском рай-оне Белгородской области; 5. Выявить динамику демографии; 6. Определить проблемы и найти пути решения демографической обстановки в рай-оне. Основополагающий вопрос (проблема): Решение демографической проблемы рай-она По доминирующей деятельности: информационный проект Уровень познавательной самостоятельности учащихся: частично-поисковый и творческий (по группам) По предметно-содержательной деятельности: межпредметный (география, экономи-ка, информатика) Форма проведения: групповая Место выполнения работы: при предварительной подготовке – домашняя, при пре-зентации результата – классная Продолжительность выполнения: группы получают задания за 2 недели до урока- презентации Источники информации: статистические данные, картосхемы, диаграммы, материа-лы исследовательских работ по изучению географии Корочанского района Форма представления результата: промежуточного – выступления групп с текстом, графическими работами, обработанными статистическими материалами, конечного – пре-зентация
Оценка численности населения Корочанского района на 1 января 2010 года на 1 января 2011 года на 1 января 2012 года всего городское население сельское население всего городское население сельское население всего городское население сельское население 38698 5860 32838 38627 5867 32760 38513 5854 32659
Отбор дидактического и учебного материала, методов и форм обучения в соот-ветствии с поставленными целями Цель Дидактические и учебные ма-териалы Методы Формы Результат Дать характерис-тику демографичес-кой ситуации в Ко-рочанском рай-оне Белгородской облас-ти. Учебник «Гео-графия Белгоро-дской области Интернет-ресу-рсы, архивные материалы, ста-тистика Работа с учебником и дополнительной литературой, испо-льзование ИКТ, ис-следовательский ме-тод, анализ статис-тических данных Индивиду-альная, групповая Выводы по анализу ста-тистики, гра-фики, табли-цы, презен-тация Краткое описание проекта Основополагающий вопрос (проблема): 1.Определить (по выбору) Вопросы учебной темы: 1.Определение периодов снижения рождаемости и выяснение причин спада. 2.Прогнозирование повторения демографической ситуации в районе. 3.Возрастная структура населения района. Её зависимость от миграций, традиций. 4.Половой состав населения и трудовые ресурсы. 5. Национальный состав Содержательные вопросы для исследований учащихся: 1. Почему в настоящее время мы говорим о демографическом кризисе в районе? 2. Половозрастная структура населения и трудовые ресурсы 3. Движение населения: естественное (включает в себя брачность, разводимость, рож-даемость, смертность) и механическое (миграция) 4. Связь демографической ситуации и динамики экономического развития района 5. Социологический опрос: «Какие проблемы в первую очередь влияют на рождаемость в настоящее время?», «Сколько детей Вы бы хотели иметь при отсутствии у Вас серьезных сдерживающих причин и проблем?», «Какую позицию в отношении притока имми-грантов Вы занимаете?» Темы для исследования. 1.Анализ статистических данных по численности населения района 2.Динамика демографических процессов в Корочанском районе и ее причины. 3.Влияние демографической политики государства на рост численности населения Коро-чанского района. 4.Анализ и сравнение статистических данных Корочанского района с демографической ситуацией в области и России . 5. Проблемы и пути решения демографического кризиса в Корочанском районе Белгород-ской области Результаты проекта: Отчет групп о проделанной работе, представление итоговых пре-зентаций проекта «Причины демографического кризиса в Корочанском районе Белгород-ской области: проблемы и пути решения»
Использованная литература: География Белгородской области: Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеоб-разовательной школы. В 2-х частях. Часть 2. Население и хозяйство – М,: Изд-во МГУ, 2010г.г.
Уважаемая Татьяна Петровна, добрый вечер! Познакомилась с предложенной Вами практической работой по изучению населения Белгородской области. Хочу отметить, что Вами методически грамотно сформулированы цель и задачи, которые проходят красной нитью через практическую работу. Но, по моему мнению, «формирование умений работать со статистическими материалами, картами, умения сравнивать показатели и делать выводы» более подходит под развивающую задачу. Предложенные Вами задания для практической работы соответствуют возрастным особенностям учащихся, а также способствуют развитию их самостоятельности и активности в процессе усвоения знаний. Задания, которые предлагаются для выполнения учащимся, на протяжении всего урока также способствуют формированию у них всех видов УУД: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных. А также, расширению социальных границ учащихся, кругозора. Но, по моему мнению, Вами не продуман контроль за процессом и результатом практической деятельности учащихся. А также на начало урока отсутствует мотивационный компонент. Думаю, что не помешала бы и актуализация знаний. В целом ресурс заслуживает уважения, особенно Идея учебного проекта для учащихся 8-9 классов, хотя в ПЗ об этом Вы не прописали. Уверена, что многие коллеги воспользуются материалом скажут Вам спасибо. С уважением, Скворцова Татьяна.
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Еще фараон знал секрет повиновения : чтобы держать народ в страхе, карай не виноватых, карай невинных. /Неизв./