Автор: Глушанина Вера Александровна (учитель русского языка и литературы, МОУ Пологрудовская средняя общеобразовательная школа Тарского района омской области)
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-8 классов по развитию культуры речи. Соблюдай чистоту языка Цель: повышение речевой культуры учащихся, расширение представления о богатстве родного слова, его влиянии на восприятие смысла. Оборудование: компьютер, проектор, презентация, выставка словарей.
Ход мероприятия Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. В.Шефнер 1.Вступительное слово Ребята, нашу встречу хочется начать с анализа исследования, которое провели учащиеся 8 класса. Анкетирование проводилось среди учащихся 5 – 11лассов (Количество опрошенных по классам: 5 класс- 20, 6 класс-14, 7 класс-16, 8 класс-18, 9 класс-10, 10 класс-10, 11 класс-10. Всего опрошено 98 учащихся.)
№ п/п Вопросы 1 Употребляете ли вы ненормативную лексику? Да - 84 Нет - 4 Иногда - 10 2 В какой обстановке вы чаще всего употребляете такие слова? В разговоре с кем? Дома, с родителями – 5 На улице, в разговоре со сверстниками - 52 В школе на перемене - 48 3 Следите ли вы за своей речью и речью собеседника, замечая её недостатки? Нет, « не вижу необходимости, и так всё понятно» - 69 «Замечаю недостатки, но ничего не могу с этим поделать» - 20 «Постоянно стараюсь себя контролировать» - 11 4 Считаете ли вы употребление ненормативной лексики признаком хорошего тона? «Нет, это некрасиво, грубо, плохо» - 59 « Не вижу ничего плохого» - 31 «Меня не будут воспринимать в компании, если я буду говорить не так, как все» - 10 5 Молодые люди какого возраста чаще всего употребляют такие слова? 6-10 лет - 29 11-14 лет - 43 15 – 17 лет - 28 6 Хотели бы вы , чтобы преподаватели в школе общались с вами на таком языке, слышать такую речь от учителей на уроках? Нет - 86 Да - 12 7 Стали бы вы читать произведения русских классиков, переведенные на молодежный сленг? «Да, это было бы интересно» - 80 «Нет, нельзя позорить русскую классику» - 18 8 Как вы относитесь к не нормативной лексике а) в школе ,б) на улице, в) в СМИ. В школе: Плохо-56 Хорошо -74 На улице: Плохо -65 Хорошо - 65 В СМИ: Плохо -98 Хорошо -32 9 Употребляют ли ваши одноклассники мат? Да - 98 10 Употребляют ли матерные слова ваши родные дома? Да - 35 Нет - 55 Иногда - 8 11 Как вы относитесь к мату? Отрицательно - 70 Обычное явление - 28 12 Как вы оцениваете состояние современного русского языка? Плохое - 64 Хорошее - 34
Цифры говорят сами за себя. Анализируя данные результаты мы приходим к выводу о том, что речевая культура наших учащихся находится на очень низком уровне. Да, действительно, и причин тому несколько: падает интерес к изучению русского языка и русской литературы; снижается речевая культура и грамотность; речь переполнена сквернословием; люди стали значительно меньше читать. Возникает традиционный вопрос: кто виноват и что делать. О русском языке и о нынешнем с ним обращении за последнее время много сказано и написано, но от слов сегодня мало что меняется. «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». Эти слова А.И.Куприна особенно актуальны сегодня.
2. Первоучители словенские Именно так, первоучителями словенскими, называют во всём мире, особенно в славянских странах, равноапостольных Кирилла и Мефодия. За что? За то, что они создали славянскую азбуку. Именно ту, которую вы изучали в 1 классе. Конечно, написание букв изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа обязательно должна быть своя письменность. Они говорили: «Разве не для всех светит солнце, разве не для всех идёт дождь, разве не всех кормит земля. Все люди равны, все люди - братья. Все равны перед Господом, и всем нужна грамота». (Из «Русской АЗБУКИ» Горецкого.)
Святой равноапостольный Кирилл (в миру Константин) был седьмым ребёнком в семье. В 7 лет его начали учить грамоте. И в это время святому приснился сон, как будто ему предлагают выбрать невесту из стоящих девушек, и он выбирает самую красивую девушку, которую звали София. А София по-гречески значит премудрость. В школе святой Кирилл был лучшим учеником. А любимым его предметом был Закон Божий. Слух об успехах мальчика дошёл и до царского двора, и святого взяли в товарищи к его сверстнику царю Михаилу. Здесь он продолжал учиться. Когда святой Кирилл вырос, то вместе со своим старшим братом Мефодием составил азбуку для славянских народов, в том числе и для русского, и перевёл на славянский язык Священные книги. 3.Русский язык богат, могуч и выразителен. Обратимся к русским народным пословицам и поговоркам о языке и слове. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. Язык мой — враг мой. Свой язычок первый супостат. Язык мой — враг мой: прежде ума (наперед ума) глаголет. Говорить, так договаривать; а не договаривать, так и не говорить. Язык телу якорь. Язык с богом беседует. Мал язык, да всем телом владеет. Красна речь слушаньем (а беседа смиреньем).
Как вы понимаете смысл этих выражений7 Какие красивые. Мудрые мысли!
3.Кто бранится – Бога не боится. Слова человека несут в себе определенную энергию. Они соединяют человека с силами добра и зла, с ангелами или демонами. Но как часто мы слышим не только добрые, но и неприличные, скверные, злые слова. Недаром в старину говаривали: «От тех, кто сквернословит, Божья Матерь отворачивается». «От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься», - говорил своим ученикам Иисус Христос. Скверные слова несут в себе невидимую грязь, которая оседает на стенах жилища, въедается в вещи, пропитывает своим зловонием одежду. Брань – это отказ от Бога и молитва к сатане. Попытаемся понять смысл бранных слов, и мы увидим, что они далеко не так безобидны, как принято считать. Именно по этому поводу сокрушается святой апостол Павел: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4, 29). Следует отметить: Мат – явление нерусское! Есть в нашей речи слова не такие «обидные», на первый взгляд, и не такие «ругательные», как считают многие. Давайте же попробуем повнимательнее присмотреться к ним. Возьмем, к примеру, слово «сволочь». Оно означает мусор, который собирают, сволакивают в кучу, а затем выбрасывают за порог жилища.
Поэтому слово «сволочь» - пожелание, чтобы человек был лишен своего дома, выкинут из вечного жилища как мусор и отрепье. Оно означает также «выброшенный, изгнанный».
Возьмем следующее слово, которое мы слышим очень часто, - «мерзавец». Это слово означает мерзлый, замерзший, холодный, безжизненный. «Мерзавец» - это человек, в котором нет Бога, который потерял любовь. В теле змеи нет теплоты, поэтому «мерзавец» - то же самое, что и потерявший любовь демон и гад, ползающий по земле. Здесь пожелание, чтобы человек был холоден, безжалостен и жесток.
• 4. Соблюдай чистоту языка. Как избавиться от всего, что оскверняет наш язык? Предлагаю несколько положений, с которыми если их принять, легче преодолеть эту беду Правило первое. Не говори плохих слов сам. Вспоминаются слова А.И. Солженицына, сказанные по другому поводу, но здесь уместно их привести: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, – но не через меня». Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Не нужно бояться быть белой вороной. «Все – пусть говорят, а я не буду!» Конечно, для этого требу¬ется мужество. Правило второе. Желание достой¬ной среды несовместимо с недостой¬ным словом. Нужно осознавать и ценить меру своего авторитета, свой рейтинг. «Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст». . Правило третье. Как быть с теми, кто сквернословит? Нереально стоять на улице и хватать за рукав бранящихся прохожих. Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь как бы не пристает, есть на кого опереться, с кем вместе противостоять злу.
И давайте научимся просить про¬щения, если что-то с языка вдруг сорвалось. Подытоживая сказанное, повторим как своеобразное кредо: Я исключение. Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри.
Использованная литература 1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 5, 6, 7 классах» 2. Голуб И.Б. Культура письменной и устной речи. 3. Рудь Л.Г. Культура речи: учебное пособие.
Уважаемая Вера Александровна, спасибо Вам за интересный и полезный ресурс. К сожалению, поднятая вами тема сегодня очень актуальна. Интересны и в то же время печальны результаты анкетирования, проведённые учащимися 8 класса. Небольшое пожелание по поводу презентации: в 6-м слайде зелёный цвет очень режет глаза, пожалуйста, поменяйте его на более спокойный. С уважением, Нина Николаевна
Вера Александровна! Вы заглянули в суть роблемы - заговорили о чистоте русского языка. Несомненно, эта проблема очень актуальна и современна. Представленный Вами материал очень глубокий: Вы проводите мониторинг учащихся, углубляя заявленную проблему. Спасибо Вам за интересный материал! Успехов! С уважением, Ольга Семёновна.
Вера Александровна! Тема, выбранная Вами и, правда, животрепещущая и необходимая. Мне тоже захотелось провести подобное мероприятие со своим 3 классом. Вроде маленькие, но уже засоряющие свою речь! Несколько советов по презентации: Слайды 1,3 - старайтесь не применять некачественных иллюстраций. Хотя они и анимированы, но общий вид слайда теряет привлекательность. Слайды 4,5 - не понятно назначение появляющегося маркера. Слайд 6 - ядовито - зелёный цвет шрифта не сочетается с серо-голубым цветом фона. Шрифтом нужно пользоваться очень аккуратно. Рекомендуется использовать один вид шрифта, в единой цветовой гамме на протяжении всей презентации. Ведь данная презентация является учебным документом, носит образовательный характер. А любой документ смотрится выигрышнее, если он выполнен в одном стиле. Спасибо Вам за идею! Творческих вам успехов!
Вера Александровна! Спасибо Вам за участие в Фестивале! Действительно, тема Вашего внеклассного мероприятия очень актуальна. Приглашаю Вас в предметный Форум: http://metodsovet.su/forum/3-16-1 Здесь мы обсуждаем вопрос о необходимости сохранения русского языка. Ждём Ваши сообщения в этой теме. Спасибо! С уважением, Лариса Михайловна.
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Недостаточно быть умным. Необходимо быть достаточно умным, чтобы не позволить себе стать умным сверх меры. /А. Моруа/