Автор: Ушакова О.В. (зам.директора по ВР, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ п.Заволжский)
I. Орг. момент. II. Слово учителя. Слайд № 1. - Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем путешествовать по стране "Фонетика”, проведем соревнования и выясним, кто же у нас в классе лучший знаток этой страны. За каждый правильный ответ я буду давать жетон, а в конце урока мы посчитаем, у кого больше будет жетонов, тот и победитель. Готовы к трудностям? Тогда вперёд! III. Конкурсная программа. 1) Слайд № 2 Задание: даны слова, составьте из них пословицу, объясните её значение. Хлеб, язык, дело, кормит, портит, и, и. (Язык и хлебом кормит, и дело портит.) - Запишите предложение, произведите его синтаксический разбор. 2) Задание: Вы уже знаете, что "фон” - означает звук, а "граф” - пишу. Эти части слова и определяют значения фонетика и графика. Что же изучает фонетика ? ( это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки). А что изучает графика? (она знакомит со способами обозначения звуков на письме). Но "фон” и "граф” могут образовывать и другие слова. (Слайд № 3) . . . . . . . . . . . фон . . . . . . . . . . . . граф (ия) . . . На схемах показаны некоторые из них . Количество точек обозначает здесь количество пропущенных букв. Какие же слова здесь зашифрованы? (телефон, магнитофон, микрофон; биография, фотография, география) 3) - Вам известно, что звуки речи составляют слова, каждое слово обозначает какое-то понятие. Имеют ли такое свойство – обозначать понятие – звуки речи? Произнесите звуки: (слайд № 4) [п] [р] [к] и [а] [о] [ы] - Будет ли понятно, что вы хотели сказать, если вы произнесёте каждый звук в отдельности или в том порядке, в котором они даны? Задание: составьте слова, используя только гласные или только согласные. Возможно это сделать? А теперь объедините их и составьте как можно больше слов, используя данные звуки.Запишите слова в тетрадь. (парк, карп, парок, пар, пры [к],рак, порка, ры[п]ка …) - Какой же вывод мы сделаем? (Сами по себе звуки речи не обозначают какого-нибудь понятия, но если звуки подобраны определенным образом в слове, то они приобретают смысл). 4) - Послушайте стихотворение Я.Козловского, определите, почему так произошло, какая особенность звуков использована в нём? Слайд № 5 Зевнул наборщик на работе и вместо "и” поставил "о”.
Поймёте вы, когда прочтёте, что получилось у него. Маляр повесил кисть на гвоздь, глядит: пред ним Не КИСТЬ, а КОСТЬ. В ведре не СУРИК, а СУРОК. В УГЛУ не веник, а ВЕНОК. (Замена лишь одного звука в слове приводит к образованию слова с новым значением) Задание: Отгадайте метаграммы –нужно заменить в слове одну букву другой - и тогда вы получите новое слово. Слайд № 6 1. С к в полях меня найдете, С г романсы запоёте, С в косички заплетете. (колос-голос-волос) 2. С ч летаю над волною, С л не дам волкам покою, С м рубашка-безрукавка. (чайка-лайка-майка) 5) – Представьте, что вы у себя на кухне. Ух, сколько здесь разных предметов! Какие предметы вы видите? Подберите к ним проверочные слова и запишите полученные пары. Слайд № 7. Чашка, ложка, кружка, нож. - На какое правило вы записали слова. Что нужно сделать, чтобы правильно написать данные слова? (Чтобы правильно написать согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором после согласного произносится гласный или другой согласный – [м] [л] [р] [н] ) Физкультминутка. Назвали все предметы по порядку, Теперь всех приглашаю на зарядку. Мелкие шажки – раз, два , три. Лёгкие прыжки – раз, два, три. Вот и вся зарядка – раз, два, три, Мягкая посадка – раз, два, три. - А теперь перед нами карта маршрута, по которому нам нужно с вами пройти. Итак, перед нами страна… ? Слайд № 8 (карта) - Правильно, "Фонетика”. Посмотрите, какой извилистый путь предстоит нам пройти. Но я думаю, что вы справитесь со всеми трудностями, итак, в путь! Слайд № 9 Первая остановка на станции "Гласная” - Каких гласных звуков не хватает в данных словах? каюта, земля ( [э] [о] [ы] ) Слайд № 10 Станция "Согласная” - Определите, сколько встречается в предложениях указанный звук. [т] Документ подписан директором. ( 3:документ, подписан, директором) [к] Язык мой – друг мой. (2: язык, друг) [д] Дед Демьян ходил на молотьбу (4: дед, Демьян, ходил , молотьбу) Станция "Алфавитная”.....
Здравствуйте, Светлана! Картинки взяты из коллекции Клипарт, который был в моем компьютере, если честно я даже не знаю как указать ссылки? Может заменить картинки?
Ольга Владимировна! Спасибо за интересный ресурс. Вы подобрали интересные задания, составили яркую презентацию. Думаю, материал будет полезен для коллег. Ольга Владимировна! Проверьте, пожалуйста, навигацию (Слайд "Страна "Фонетика"). Удачи Вам! С уважением, Лариса Михайловна.
Уважаемая Ольга Владимировна, путешествие по стране "Фонетика" получилось увлекательным и занимательным. Составлена красочная презентация. Желательно было бы вывести на экран ответы к заданиям (иногда дети отвлекаются и могут что-нибудь пропустить + работает не только слуховая память, но и зрительная). С уважением, Нина Николаевна.
Ольга Владимировна, очень интересная разработка, может использоваться и как итоговый урок по теме. В ходе мероприятия учитель задает вопросы, думаю, что активные дети за ответы тоже могут получить жетон. Скажите, пожалуйста, а гиперссылки на картинках сделаны специально или это какая-то ошибка? Возникает ощущение, что должно что-то произойти - а ничего нет, загружается картинка и все . На мой взгляд, на некоторых слайдах (3, 4, 6, 14) можно сделать покрупнее шрифт. Хотя, может, я и ошибаюсь.
Здравтвуйте, уважаемые коллеги! Спасибо за интерес и добрый отзыв о моей работе. Насчет гиперссылок - сама в недоумении почему они установились - не пойму, вообще-то я их не планировала... По поводу вывода ответом на экран, наверное, Вы правы Нина Николаевна, надо исправить... Еще раз спасибо. С уважением, О.В.
Фестиваль "Язык мой - друг мой" завершен Работа переносится в категорию "Новые", просим автора внести коррективы для переноса материала в методичку портала
Уважаемая Ольга Владимировна! Я ещё раз посмотрела Вашу работу. Вы так и не убрали гиперссылки с картинок... При "случайном" наведении курсора и нажатии возникает опасность "ухода"с презентации. Каково предназначение Слайда № 8? Это просто знакомство с маршрутом Путешествия? В этом случае - замечаний нет, слайды следуют друг за другом. Если же Вы предполагаете переход от этого слайда на указанные станции, тогда надо настроить навигацию. Ждём доработки материала. Желаю Вам удачи! С уважением, Лариса Михайловна.
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Лучше совсем не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода. /Р. Декарт/