Автор: Климова Татьяна Геннадиевна... (учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №42 им. Л.Н. Толстого п. Лев Толстой Липецкой обл.)
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42 им. Л.Н. Толстого п. Лев Толстой Липецкой области
интегрированный урок по русскому языку и математике
Авторы работы: Климова Татьяна Геннадиевна учитель русского языка и литературы Пахомова Ольга Алексеевна учитель математики
Пояснительная записка. Тип урока: орфоэпический и орфографический практикум; обобщающий интегрированный урок по русскому языку и математике. Цели урока: • повторить особенности правописания числительных; • развивать умение пользоваться справочными материалами; • развивать интерес к двум наукам (русскому языку и математике) на базе получения дополнительной информации; • совершенствовать мыслительные (обобщение, классификация, установление аналогий) и общеучебные умения и навыки; • показав взаимосвязь разных наук, дать целостное представление об окружающем мире. Задачи. 1) Обучающая. Знать: • чем отличается число от имени числительного; • в чем состоят особенности склонения числительных; • о языковой норме употребления числительных в устной речи; Уметь: • грамотно употреблять в устной и письменной речи имя числительное, работая с математическими текстами; • высказываться на лингвистическую тему - пользоваться справочной литературой. 2) Развивающая: • развивать творческие способности учащихся: быстроту реакции, ассоциативность мышления, речь, зрительную память. 3) Воспитательная: • воспитывать уважение и любовь к родному языку даже при изучении столь сложной темы, используя материал других школьных дисциплин – географии, математики, литературы. Оборудование: таблица «самостоятельные части речи»; карточки с текстами; справочники, толковые словари, учебник русского языка для 6 класса под редакцией М.Т. Баранова, учебник математики для 6 класса под редакцией Н.Я. Виленкина. Методы и приёмы: Вербальные – беседа, рассказ. Визуальные – таблица, тексты. Краткий методический комментарий. Интегрированные уроки в системе школьного образования должны занимать особое место, так как перспективная цель таких уроков - показать ребятам глубокую взаимосвязь разных наук, дать целостное представление об окружающем нас мире. Данный урок - результат поиска решения одной из важнейших проблем школьного образования - развития общеучебных умений и навыков. Очевидно, что в "базовом" школьном образовании должна быть продумана целая система интегрированных уроков. Особенность данного урока в том, что в нем объединены два предмета (русский язык и математика). Вести его будут два учителя. Проведение такого урока целесообразно, так как темы "Имя числительное” (русский язык) и "Число” (математика) как нельзя лучше дают представление о цельности окружающего нас мира.
Содержание: 1. Вступительное слово учителя под музыку песни «Дважды два четыре». 2. Сообщение темы урока, цели и задачи. 3. Устный счёт. 4. Работа с отрывками из стихотворений Ванды Хотомской. 5. Соотнесение цифр и имён числительных. 6. Работа с деформированным текстом. 7. Решение уравнений. 8. Определение частей речи. 9. Беседа о связи чисел и числительных. 10. Подведение итогов урока: 1) беседа; 2) решение устной задачи; 3) решение ребусов; 4) извлечение лишнего; 5) домашнее задание, комментированное выставление оценок.
Ход урока. 1. Вступительное слово учителя под музыку песни «Дважды два четыре». С помощью языка люди передают друг другу разнообразные сведения, выражают свои мысли и чувства или, как говорят, обмениваются информацией. В мире существует около двух тысяч различных языков, на которых говорят, пишут, читают разные народы. Это естественные языки. Они возникли и развивались вместе с народами. По мере изучения математики вы постепенно знакомитесь с математическим языком. Он относится к искусственным языкам, но неразрывно связан с русским языком. Этот урок, ребята, будет для вас несколько необычным, вы видите перед собой не одного, а двух учителей: учителя математики и учителя русского языка. Чем это вызвано? Сегодня мы своим уроком хотим помочь вам понять, как все наши школьные науки близки друг другу, как они дружно живут бок о бок, помогая вам разобраться в трудных вопросах этой жизни. Одна наука не может быть обособлена, она опирается на знания других наук, и человек, который это осознает и умеет пользоваться этими знаниями, может считать себя всесторонне развитой личностью. Вот послушайте, я сделала выписки из нескольких учебников, вы сейчас без труда узнаете, что это за науки: В 1991 году население планеты составило пять миллиардов триста восемьдесят четыре миллиона человек. Поверхность всего земного шара равна 510 млн. км2. На долю суши приходится около 149 млн. км2 или 29 % всей поверхности Земли. Что это за наука? (география) Древняя русская летопись впервые упомянула имя Москвы в тысяча сто сорок седьмом году, а в 1156 году город укрепил суздальский князь Юрий Долгорукий. (история) В 100 граммах семян бобов содержится до 45 гр. белка, до 27 гр. растительного масла. Бобы имеют стебель высотой до 170 см. На каждом стебле от 20 до 70 плодов бобов, дающих от 40 до 190 гр. семян с одного растения. (биология) Итак, ребята, мы убедились, что без числительных не может существовать ни одна наука. 2. Объявляется тема урока, цели и задачи. Сегодня мы погрузимся в магию чисел и числительных и будем учиться отличать число от числительного. 3. Устный счёт. С помощью языка люди передают друг другу разнообразные сведения, выражают свои мысли и чувства или, как говорят, обмениваются информацией. В мире существует около 2000 различных языков, на которых говорят, пишут, читают разные народы. Это естественные языки. Они возникли и развивались вместе с народами. По мере изучения математики вы постепенно знакомитесь с математическим языком. Он относится к искусственным языкам, но неразрывно связан с русским языком. Давайте прочитаем задания и переведем с русского на математический язык и обратно. Задания. 1) Два в кубе 23=8 2) Произведение всех делителей числа восемь 1*2*4*8=64 3) Сумма цифр числа триста пятьдесят девять 3+5+9=17 4) Частное суммы чисел сорок три и три и разности чисел сто сорок и сто семнадцать (43+3): (140-117)=2 А теперь переводим с математического языка на русский (при этом обмениваемся тетрадями и проверяем, что получилось у соседа по парте). Решаем № 1080. А) Произведение 25 и суммы чисел (12 и 8). Б) Сумма 5 и произведения чисел 6 и 8. 4. Попытаемся разобраться, чем число отличается от имени числительного. Прочитайте тексты-отрывки из забавных стихотворений Ванды Хотомской: Три Есть у нас 3 сес3цы Вы не знаете их? Как бы мне ухи3ться Рассказать о троих? У одной, что С3жова Над окошком жил с3ж. С3чь она мастерица – Приходи к ней, малыш. Сто У про100го 100рожа – Не про100рный дом, Ча100 в нем 100ножка Бродит под 100лом. Дорожит 100ножка Чи100тою ног и 100личной ваксой. Чистит 100 сапог. Вме100 двух не про100 Вычистить все 100 Сразу 100лько обуви Не носил никто! (Перевод Л. Кондратенко.) - Почему трудно читать эти тексты? - Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами? - Какая запись числа принята? - Объясните разницу между понятиями "число” и "имя числительное”. (Число – математическая величина, имя числительное – часть речи, которая обозначает число.) 5. Запишите ответы на вопросы словами, затем цифрами: - Сколько лет жили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина? (Тридцать лет и три года – 33) - Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»? (семь богатырей – 7) - Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения? (семь пятниц – 7) - Сколько коробов можно наврать? (три короба – 3) - О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи», «одинаковые»? (две капли – 2) - Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать? (два зайца – 2) - Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать? (семь раз – 7) 6. Исправьте ошибки. Около триста миллионов лет назад наша Земля была совсем другой. Некоторые деревья достигали почти сорок метров. Пассажирский самолет летит со скоростью до девятьсот километров в час. Эта необычная антенна имеет диаметр около семьдесят метров в глубину не менее четырнадцать метров. (Записано на доске. Ученикам только переписать и исправить на доске). Проверим вашу работу. Около трёхсот миллионов лет назад наша Земля была совсем другой. Некоторые деревья достигали почти сорока метров. Пассажирский самолет летит со скоростью до девятисот километров в час. Эта необычная антенна имеет диаметр около семидесяти метров в глубину не менее четырнадцати метров. 7. Физминутка. Необходимо быстро проверить, правильно ли выполнено задание, если «да», то руки вытянуть вперед, если «нет», то поднимаете руки вверх. Учитель показывает карточки с заданиями. Например: 142 – четное число, верна ли пропорция 6:2=12:3 и т. д . Проверим, кто самый внимательный. - Я буду называть слова разных частей речи. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, когда я назову числительное Двойной, тройка (лошадей), шестой, удвоить, четырехэтажный, пятеро, восьмой, десятичная (дробь), три, две седьмых, пятиклассника, сто, столетний, сотый (по списку). 8. Работа с уравнениями: -при чтении уравнений и буквенных выражений помните, что названия букв x,y,z мужского рода, а названия остальных латинских букв среднего рода. Склонять названия букв в математике не принято, например: x+25=50 - сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти; x=25 - икс равен двадцати пяти. Произведения читают, называя каждый множитель в родительном падеже, например: 175х60 - произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти - теперь самостоятельно прочитайте правило в учебнике "Математика” (6 класс под ред. Н.Я. Виленкина, 2001г.) на стр.221, вычислите устно: • №1268 (1 вариант – а, б; 2 вариант – в, г), • №1274 – а, б. Замечание: при чтении разностей следите за верным сочетанием глаголов и предлогов Глагол вычесть требует предлога из. Глагол отнять требует предлога от. - какие особенности чтения примеров, уравнений вы запомнили? - приведите подобные примеры. 9. На доске опорная таблица. Проверим, как вы умеете определять части речи. Таблица. "Части речи” Части речи: Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Глагол Вопросы: Кто? Что? Какой? Чей? Какой? Сколько? Что делать? Что сделать? - Что обозначает каждая часть речи? - Достаточно ли грамматического вопроса для определения части речи? - Прочитайте словосочетания: Тройка (за ответ), (три) товарища, трехместная (лодка), утроить (усилия). Десятый (по списку),сто (деревьев), столетний (друг), (стал) пятиклассником, пять (секунд), второй (день). - Определите части речи, пользуясь опорной схемой. - Ответьте на вопросы: 1) Что общего в словах? 2) Чем они отличаются друг от друга? (Ученики определяют грамматические отличия слов. Обязательно подчеркнуть взаимосвязь на основе общей семантики – значения числа.) 10. Беседа о связи чисел и числительных. Учитель русского языка проводит беседу: 1. Какие числа называются положительные? 2. Какие числа называются отрицательные? 3. Как умножить два отрицательных числа? 4. Как умножить два числа с разными знаками? 5. Как разделить два отрицательных числа? 6. Как разделить два числа с разными знаками? 1. Что такое имя числительное? 2. Какие бывают числительные? 3. Какие имена числительные называются количественными? 4. Какие имена числительные называются порядковыми? 5. Назовите разряды количественных числительных? 6. Как отличить имена числительные от других частей речи с числовым значением? 11. Итоги урока:
1) Беседа: - Чем различаются запись числа и числительного? Для чего используется числительное в речи? - Для чего проводился совместно урок русского языка и математики? Чтение стихотворения: Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчет во всяком деле нужен, Ты и с числительным будь дружен. • что нового вы узнали на уроке? • чему научились? • было ли интересно? 2) Это интересно… Некоторые единицы измерения Числительное Древней Руси Современная единица измерения Аршин 75 см Ведро 12,999 л Верста 1,0668 км Вершок 4,44 см Десятина 1,092 га Доля 44,435 мг Золотник 4,27 г Лот 12,8 г Сажень 2,13 м Миля 7,467 км Пуд 16,381 кг Фунт 409,5 г Фут 30,488 см Дюйм 2,54 см Четверик 26,24 л Пользуясь таблицей, решите устную задачу. Известно, что рост А.С. Пушкина равен 5 футам 3 дюймам. Вырази его в сантиметрах, Результат округли до единиц. Решение: 5*30, 488 + 3*2, 54 = 152, 44 + 7, 62 = 160, 06 = 160 см = 1 м 60 см 3) Решите ребусы: Смор 1 а По 2 л Ви 3 на 100 рона 7я 40а о5 4) Найдите "четвертое лишнее”. А) Двадцать один, восемь, седьмой, пять; Б) Девятый, первый, семеро, одиннадцатые; В) Тридцатый, восьмой, пятиэтажный, третий; Г) Пятеро, шестнадцать, двое, семеро. - Что мы повторяли? - Каковы морфологические особенности имен числительных? 5) Домашнее задание (по выбору), комментированное выставление оценок: • сочинить сказку, в которой есть числительные • подобрать из художественных произведений эпизоды с числительными • написать мини-сочинение на тему: "Мой друг - имя числительное” • произвести запись на любой носитель информации, содержащую имена числительные (прогноз погоды, результаты спортивных соревнований…)
Литература к уроку. Беляева О.В., Даценко О.А. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 классов ср. шк.- М.: Просвещение,1989. Вартаньян Э. Из жизни слов.- М., 1963. Виленкин Н. Я., Чесноков А. С. Учебник математики для 6 класса. - М., 2002. Григорян Л. Т. Язык мой - друг мой. - М., 1988. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения: 5 - 7 классы. - М., 1991. Кривин Ф. Карманная школа. - Ужгород, 1962. Саплина Е. В., Саплин А. И. Путешествие в историю. Пособие для учащихся. М.: ЦГО, 1995. Энциклопедический словарь юного филолога/ Сост. М. В. Панов.- М.: Педагогика,1984. Интернет-ресурсы http://fileshare176.depositfiles.com/auth-128239989366425d87fa26965f660513-95.179.115.109-1911060781-23558495-guest/FS176-5/Text.rar - фон презентации http://rusgram.narod.ru/1366-1383.html (имя числительное) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE_(%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0) (грамматическое число –Википедия) http://www.ruslang.ru/?id=book_igdrja4_06 (историческая грамматика…)
Татьяна Геннадиевна, действительно, по положению в Фестивале участвуют разработки внеклассных мероприятий Как Вы относитесь к тому, чтобы несколько изменить форму работы, внести коррективы в разработку?
Татьяна Геннадиевна! Я с большим интересом познакомилась с Вашим необычным уроком. Материал подобран интересный. Интегрируются не только русский язык и математика, но и литература, история, география, биология. Действительно, ни одна наука не может существовать без числительных. На мой взгляд, "слияние" учебных предметов получилось очень удачным. Ресурс способствует расширению и углублению знаний учащихся об имени числительном, развитию речи и кругозора школьников. Материал, конечно, достойный. Не бросайте свою работу! С уважением, Лариса Михайловна.
Татьяна Геннадиевна, жаль, что Вы не внесли коррективы в работу в соответствии с положением Фестиваля Думаю Ваш материал будет интересен и полезен коллегам, но, к сожалению с Фестиваля внеклассных мероприятий он снимается Надеемся на понимание С уважением, Августина
Уважаемая Татьяна Геннадиевна, сегодня я еще раз просмотрела Ваш материал, он как был заявлен интегрированным уроком, так уроком остался и по сей момент Именно по этой причине и был снят с Фестиваля внеклассных мероприятий Урок интересный, без сомнения полезный Спасибо С уважением, Августина
Уважаемая Татьяна Геннадиевна Фестиваль внеклассные мероприятия "Марафон точных наук" был завершен 26 января Приглашаем Вас принять участие в новых проектах портала Будем рады общению с Вами на форуме С уважением, Августина
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Все влюбленные клянутся исполнить больше, чем могут, и не исполняют даже возможного. /В. Шекспир/