Магия чисел и числительных - Русский язык
  Вторник | 06.12.2016 | 03:51
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Тематическое планирование [12]
Разработки уроков [61]
Олимпиады, конкурсы, контрольные работы [5]
Дидактические материалы [37]
Подготовка к ЕГЭ и ГИА [0]
Внеклассная работа [30]
Проектная деятельность [2]
Иное [11]

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Методичка 
Главная » Файлы » Русский язык » Разработки уроков

Последние обновления на форуме:
  • РЕФЛЕКСИЯ Сетевой проект «Унылая пора! Очей очарованье!»
  • [Сетевые проекты]
    Последнее сообщение: (28.11.2016) 19:23 Всего сообщений:(44)
  • Беседка 2
  • [Общение]
    Последнее сообщение: (27.11.2016) 13:40 Всего сообщений:(274)
  • Внеклассная работа по иностранному языку
  • [Иностранные языки]
    Последнее сообщение: (21.11.2016) 11:55 Всего сообщений:(11)



    Магия чисел и числительных

    Скачать удаленно (3.82 МБ) 17.01.2011, 22:55
    [ Сообщить о нерабочей ссылке ]
    Автор: Климова Татьяна Геннадиевна... (учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №42 им. Л.Н. Толстого п. Лев Толстой Липецкой обл.)

    муниципальное общеобразовательное учреждение
    средняя общеобразовательная школа № 42 им. Л.Н. Толстого
    п. Лев Толстой Липецкой области

    интегрированный урок по русскому языку и математике

    Авторы работы:
    Климова Татьяна Геннадиевна
    учитель русского языка и литературы
    Пахомова Ольга Алексеевна
    учитель математики

    Пояснительная записка.
    Тип урока:
    орфоэпический и орфографический практикум; обобщающий интегрированный урок по русскому языку и математике.
    Цели урока:
    • повторить особенности правописания числительных;
    • развивать умение пользоваться справочными материалами;
    • развивать интерес к двум наукам (русскому языку и математике) на базе получения дополнительной информации;
    • совершенствовать мыслительные (обобщение, классификация, установление аналогий) и общеучебные умения и навыки;
    • показав взаимосвязь разных наук, дать целостное представление об окружающем мире.
    Задачи.
    1) Обучающая.
    Знать:
    • чем отличается число от имени числительного;
    • в чем состоят особенности склонения числительных;
    • о языковой норме употребления числительных в устной речи;
    Уметь:
    • грамотно употреблять в устной и письменной речи имя числительное, работая с математическими текстами;
    • высказываться на лингвистическую тему - пользоваться справочной литературой.
    2) Развивающая:
    • развивать творческие способности учащихся: быстроту реакции, ассоциативность мышления, речь, зрительную память.
    3) Воспитательная:
    • воспитывать уважение и любовь к родному языку даже при изучении столь сложной темы, используя материал других школьных дисциплин – географии, математики, литературы.
    Оборудование: таблица «самостоятельные части речи»; карточки с текстами; справочники, толковые словари, учебник русского языка для 6 класса под редакцией М.Т. Баранова, учебник математики для 6 класса под редакцией Н.Я. Виленкина.
    Методы и приёмы:
    Вербальные – беседа, рассказ. Визуальные – таблица, тексты.
    Краткий методический комментарий. Интегрированные уроки в системе школьного образования должны занимать особое место, так как перспективная цель таких уроков - показать ребятам глубокую взаимосвязь разных наук, дать целостное представление об окружающем нас мире.
    Данный урок - результат поиска решения одной из важнейших проблем школьного образования - развития общеучебных умений и навыков. Очевидно, что в "базовом" школьном образовании должна быть продумана целая система интегрированных уроков.
    Особенность данного урока в том, что в нем объединены два предмета (русский язык и математика). Вести его будут два учителя. Проведение такого урока целесообразно, так как темы "Имя числительное” (русский язык) и "Число” (математика) как нельзя лучше дают представление о цельности окружающего нас мира.

    Содержание:
    1. Вступительное слово учителя под музыку песни «Дважды два четыре».
    2. Сообщение темы урока, цели и задачи.
    3. Устный счёт.
    4. Работа с отрывками из стихотворений Ванды Хотомской.
    5. Соотнесение цифр и имён числительных.
    6. Работа с деформированным текстом.
    7. Решение уравнений.
    8. Определение частей речи.
    9. Беседа о связи чисел и числительных.
    10. Подведение итогов урока: 1) беседа; 2) решение устной задачи; 3) решение ребусов; 4) извлечение лишнего; 5) домашнее задание, комментированное выставление оценок.

    Ход урока.
    1. Вступительное слово учителя под музыку песни «Дважды два четыре».
    С помощью языка люди передают друг другу разнообразные сведения, выражают свои мысли и чувства или, как говорят, обмениваются информацией. В мире существует около двух тысяч различных языков, на которых говорят, пишут, читают разные народы. Это естественные языки. Они возникли и развивались вместе с народами. По мере изучения математики вы постепенно знакомитесь с математическим языком. Он относится к искусственным языкам, но неразрывно связан с русским языком. Этот урок, ребята, будет для вас несколько необычным, вы видите перед собой не одного, а двух учителей: учителя математики и учителя русского языка. Чем это вызвано? Сегодня мы своим уроком хотим помочь вам понять, как все наши школьные науки близки друг другу, как они дружно живут бок о бок, помогая вам разобраться в трудных вопросах этой жизни. Одна наука не может быть обособлена, она опирается на знания других наук, и человек, который это осознает и умеет пользоваться этими знаниями, может считать себя всесторонне развитой личностью. Вот послушайте, я сделала выписки из нескольких учебников, вы сейчас без труда узнаете, что это за науки:
    В 1991 году население планеты составило пять миллиардов триста восемьдесят четыре миллиона человек.
    Поверхность всего земного шара равна 510 млн. км2. На долю суши приходится около 149 млн. км2 или 29 % всей поверхности Земли.
    Что это за наука?
    (география)
    Древняя русская летопись впервые упомянула имя Москвы в тысяча сто сорок седьмом году, а в 1156 году город укрепил суздальский князь Юрий Долгорукий.
    (история)
    В 100 граммах семян бобов содержится до 45 гр. белка, до 27 гр. растительного масла. Бобы имеют стебель высотой до 170 см. На каждом стебле от 20 до 70 плодов бобов, дающих от 40 до 190 гр. семян с одного растения.
    (биология)
    Итак, ребята, мы убедились, что без числительных не может существовать ни одна наука.
    2. Объявляется тема урока, цели и задачи.
    Сегодня мы погрузимся в магию чисел и числительных и будем учиться отличать число от числительного.
    3. Устный счёт.
    С помощью языка люди передают друг другу разнообразные сведения, выражают свои мысли и чувства или, как говорят, обмениваются информацией.
    В мире существует около 2000 различных языков, на которых говорят, пишут, читают разные народы. Это естественные языки. Они возникли и развивались вместе с народами.
    По мере изучения математики вы постепенно знакомитесь с математическим языком. Он относится к искусственным языкам, но неразрывно связан с русским языком. Давайте прочитаем задания и переведем с русского на математический язык и обратно.
    Задания.
    1) Два в кубе 23=8
    2) Произведение всех делителей числа восемь 1*2*4*8=64
    3) Сумма цифр числа триста пятьдесят девять 3+5+9=17
    4) Частное суммы чисел сорок три и три и разности чисел сто сорок и сто семнадцать (43+3): (140-117)=2
    А теперь переводим с математического языка на русский (при этом обмениваемся тетрадями и проверяем, что получилось у соседа по парте).
    Решаем № 1080.
    А) Произведение 25 и суммы чисел (12 и 8).
    Б) Сумма 5 и произведения чисел 6 и 8.
    4. Попытаемся разобраться, чем число отличается от имени числительного. Прочитайте тексты-отрывки из забавных стихотворений Ванды Хотомской:
    Три
    Есть у нас 3 сес3цы
    Вы не знаете их?
    Как бы мне ухи3ться
    Рассказать о троих?
    У одной, что С3жова
    Над окошком жил с3ж.
    С3чь она мастерица –
    Приходи к ней, малыш.
    Сто
    У про100го 100рожа –
    Не про100рный дом,
    Ча100 в нем 100ножка
    Бродит под 100лом.
    Дорожит 100ножка
    Чи100тою ног
    и 100личной ваксой.
    Чистит 100 сапог.
    Вме100 двух не про100
    Вычистить все 100
    Сразу 100лько обуви
    Не носил никто!
    (Перевод Л. Кондратенко.)
    - Почему трудно читать эти тексты?
    - Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?
    - Какая запись числа принята?
    - Объясните разницу между понятиями "число” и "имя числительное”. (Число – математическая величина, имя числительное – часть речи, которая обозначает число.)
    5. Запишите ответы на вопросы словами, затем цифрами:
    - Сколько лет жили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина? (Тридцать лет и три года – 33)
    - Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»? (семь богатырей – 7)
    - Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения? (семь пятниц – 7)
    - Сколько коробов можно наврать? (три короба – 3)
    - О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи», «одинаковые»? (две капли – 2)
    - Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать? (два зайца – 2)
    - Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать? (семь раз – 7)
    6. Исправьте ошибки.
    Около триста миллионов лет назад наша Земля была совсем другой. Некоторые деревья достигали почти сорок метров. Пассажирский самолет летит со скоростью до девятьсот километров в час. Эта необычная антенна имеет диаметр около семьдесят метров в глубину не менее четырнадцать метров.
    (Записано на доске. Ученикам только переписать и исправить на доске).
    Проверим вашу работу.
    Около трёхсот миллионов лет назад наша Земля была совсем другой. Некоторые деревья достигали почти сорока метров. Пассажирский самолет летит со скоростью до девятисот километров в час. Эта необычная антенна имеет диаметр около семидесяти метров в глубину не менее четырнадцати метров.
    7. Физминутка. Необходимо быстро проверить, правильно ли выполнено задание, если «да», то руки вытянуть вперед, если «нет», то поднимаете руки вверх. Учитель показывает карточки с заданиями. Например: 142 – четное число, верна ли пропорция 6:2=12:3 и т. д .
    Проверим, кто самый внимательный.
    - Я буду называть слова разных частей речи. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, когда я назову числительное
    Двойной, тройка (лошадей), шестой, удвоить, четырехэтажный, пятеро, восьмой, десятичная (дробь), три, две седьмых, пятиклассника, сто, столетний, сотый (по списку).
    8. Работа с уравнениями:
    -при чтении уравнений и буквенных выражений помните, что названия букв x,y,z мужского рода, а названия остальных латинских букв среднего рода. Склонять названия букв в математике не принято, например:
    x+25=50 - сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти;
    x=25 - икс равен двадцати пяти.
    Произведения читают, называя каждый множитель в родительном падеже, например:
    175х60 - произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти
    - теперь самостоятельно прочитайте правило в учебнике "Математика” (6 класс под ред. Н.Я. Виленкина, 2001г.) на стр.221, вычислите устно:
    • №1268 (1 вариант – а, б; 2 вариант – в, г),
    • №1274 – а, б.
    Замечание: при чтении разностей следите за верным сочетанием глаголов и предлогов Глагол вычесть требует предлога из.
    Глагол отнять требует предлога от.
    - какие особенности чтения примеров, уравнений вы запомнили?
    - приведите подобные примеры.
    9. На доске опорная таблица. Проверим, как вы умеете определять части речи.
    Таблица. "Части речи”
    Части речи:
    Имя существительное
    Имя прилагательное
    Имя числительное
    Глагол Вопросы:
    Кто? Что?
    Какой? Чей?
    Какой? Сколько?
    Что делать? Что сделать?
    - Что обозначает каждая часть речи?
    - Достаточно ли грамматического вопроса для определения части речи?
    - Прочитайте словосочетания:
    Тройка (за ответ), (три) товарища, трехместная (лодка), утроить (усилия). Десятый (по списку),сто (деревьев), столетний (друг), (стал) пятиклассником, пять (секунд), второй (день).
    - Определите части речи, пользуясь опорной схемой.
    - Ответьте на вопросы:
    1) Что общего в словах?
    2) Чем они отличаются друг от друга?
    (Ученики определяют грамматические отличия слов. Обязательно подчеркнуть взаимосвязь на основе общей семантики – значения числа.)
    10. Беседа о связи чисел и числительных.
    Учитель русского языка проводит беседу:
    1. Какие числа называются положительные?
    2. Какие числа называются отрицательные?
    3. Как умножить два отрицательных числа?
    4. Как умножить два числа с разными знаками?
    5. Как разделить два отрицательных числа?
    6. Как разделить два числа с разными знаками?
    1. Что такое имя числительное?
    2. Какие бывают числительные?
    3. Какие имена числительные называются количественными?
    4. Какие имена числительные называются порядковыми?
    5. Назовите разряды количественных числительных?
    6. Как отличить имена числительные от других частей речи с числовым значением?
    11. Итоги урока:

    1) Беседа:
    - Чем различаются запись числа и числительного? Для чего используется числительное в речи?
    - Для чего проводился совместно урок русского языка и математики?
    Чтение стихотворения:
    Как обойтись бы без числа
    Наука точная могла?
    Расчет во всяком деле нужен,
    Ты и с числительным будь дружен.
    • что нового вы узнали на уроке?
    • чему научились?
    • было ли интересно?
    2) Это интересно…
    Некоторые единицы измерения
    Числительное Древней Руси Современная единица измерения
    Аршин 75 см
    Ведро 12,999 л
    Верста 1,0668 км
    Вершок 4,44 см
    Десятина 1,092 га
    Доля 44,435 мг
    Золотник 4,27 г
    Лот 12,8 г
    Сажень 2,13 м
    Миля 7,467 км
    Пуд 16,381 кг
    Фунт 409,5 г
    Фут 30,488 см
    Дюйм 2,54 см
    Четверик 26,24 л
    Пользуясь таблицей, решите устную задачу.
    Известно, что рост А.С. Пушкина равен 5 футам 3 дюймам. Вырази его в сантиметрах, Результат округли до единиц.
    Решение: 5*30, 488 + 3*2, 54 = 152, 44 + 7, 62 = 160, 06 = 160 см = 1 м 60 см
    3) Решите ребусы:
    Смор 1 а
    По 2 л
    Ви 3 на
    100 рона 7я 40а о5
    4) Найдите "четвертое лишнее”.
    А) Двадцать один, восемь, седьмой, пять;
    Б) Девятый, первый, семеро, одиннадцатые;
    В) Тридцатый, восьмой, пятиэтажный, третий;
    Г) Пятеро, шестнадцать, двое, семеро.
    - Что мы повторяли?
    - Каковы морфологические особенности имен числительных?
    5) Домашнее задание (по выбору), комментированное выставление оценок:
    • сочинить сказку, в которой есть числительные
    • подобрать из художественных произведений эпизоды с числительными
    • написать мини-сочинение на тему: "Мой друг - имя числительное”
    • произвести запись на любой носитель информации, содержащую имена числительные (прогноз погоды, результаты спортивных соревнований…)

    Литература к уроку.
    Беляева О.В., Даценко О.А. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 классов ср. шк.- М.: Просвещение,1989.
    Вартаньян Э. Из жизни слов.- М., 1963.
    Виленкин Н. Я., Чесноков А. С. Учебник математики для 6 класса. - М., 2002.
    Григорян Л. Т. Язык мой - друг мой. - М., 1988.
    Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения: 5 - 7 классы. - М., 1991.
    Кривин Ф. Карманная школа. - Ужгород, 1962.
    Саплина Е. В., Саплин А. И. Путешествие в историю. Пособие для учащихся. М.: ЦГО, 1995.
    Энциклопедический словарь юного филолога/ Сост. М. В. Панов.- М.: Педагогика,1984.
    Интернет-ресурсы
    http://fileshare176.depositfiles.com/auth-128239989366425d87fa26965f660513-95.179.115.109-1911060781-23558495-guest/FS176-5/Text.rar - фон презентации http://rusgram.narod.ru/1366-1383.html (имя числительное) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE_(%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0) (грамматическое число –Википедия) http://www.ruslang.ru/?id=book_igdrja4_06 (историческая грамматика…)

    Категория: Разработки уроков | Добавил: LeFF | Теги: магия, чисел, числительных
    Просмотров: 6883 | Загрузок: 416 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 0.0/0
    Похожие материалы:
    Всего комментариев: 12
    Оценить комментарий  0   Спам
    1 Светлана   (18.01.2011 20:16)
    Уважаемая Татьяна Геннадиевна, все бы хорошо, только по положению в "Марафоне точных наук" участвуют внеклассные мероприятия.

    Оценить комментарий  0   Спам
    2 Августина   (21.01.2011 20:41)
    Татьяна Геннадиевна, действительно, по положению в Фестивале участвуют разработки внеклассных мероприятий
    Как Вы относитесь к тому, чтобы несколько изменить форму работы, внести коррективы в разработку?

    Оценить комментарий  0   Спам
    3 LeFF   (22.01.2011 23:41)
    если она достойна участия в конкурсе, то, конечно, я согласна её подкорректировать...

    Оценить комментарий  0   Спам
    4 Августина   (23.01.2011 14:16)
    Пока все зависит от Вас и редактирования
    Ждём Вашего решения
    С уважением Августина

    Оценить комментарий  0   Спам
    5 Лариса_М   (26.01.2011 10:09)
    Татьяна Геннадиевна! Я с большим интересом познакомилась с Вашим необычным уроком. Материал подобран интересный. Интегрируются не только русский язык и математика, но и литература, история, география, биология. Действительно, ни одна наука не может существовать без числительных.
    На мой взгляд, "слияние" учебных предметов получилось очень удачным. Ресурс способствует расширению и углублению знаний учащихся об имени числительном, развитию речи и кругозора школьников.
    Материал, конечно, достойный. Не бросайте свою работу! С уважением, Лариса Михайловна. smile

    Оценить комментарий  0   Спам
    6 LeFF   (26.01.2011 17:26)
    благодарю за лестную оценку biggrin

    Оценить комментарий  0   Спам
    7 Августина   (26.01.2011 23:49)
    Татьяна Геннадиевна, жаль, что Вы не внесли коррективы в работу в соответствии с положением Фестиваля
    Думаю Ваш материал будет интересен и полезен коллегам, но, к сожалению с Фестиваля внеклассных мероприятий он снимается
    Надеемся на понимание
    С уважением, Августина

    Оценить комментарий  0   Спам
    8 LeFF   (27.01.2011 08:12)
    мне тоже жаль, я внесла изменения и отправила новый вариант ещё 25 января, не понимаю, почему он не дошёл...

    Оценить комментарий  0   Спам
    9 LeFF   (27.01.2011 08:14)
    я поняла свою ошибку: отредактированный вариант я отправила новым архивом, теперь уже, конечно, поздно

    Оценить комментарий  0   Спам
    10 Августина   (28.01.2011 21:46)
    Уважаемая Татьяна Геннадиевна, сегодня я еще раз просмотрела Ваш материал, он как был заявлен интегрированным уроком, так уроком остался и по сей момент
    Именно по этой причине и был снят с Фестиваля внеклассных мероприятий
    Урок интересный, без сомнения полезный
    Спасибо
    С уважением, Августина

    Оценить комментарий  0   Спам
    11 LeFF   (28.01.2011 23:03)
    я отправила новый архив, изменённый, эта работа не может участвовать в конкурсе или нужно изменить именно урок?

    Оценить комментарий  0   Спам
    12 Августина   (29.01.2011 21:08)
    Уважаемая Татьяна Геннадиевна Фестиваль внеклассные мероприятия "Марафон точных наук" был завершен 26 января
    Приглашаем Вас принять участие в новых проектах портала
    Будем рады общению с Вами на форуме
    С уважением, Августина

    Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    Мы "ВКонтакте"

    Поиск

    Наши планы
    Приглашаем Вас ознакомиться
    с планами нашего портала

    Афоризм дня
    И мелкие неприятности могут отравить жизнь, если нет крупных.
    /Р. Гомес де ла Серна/


    Файлообменник

    Реклама

    Рейтинг@Mail.ru
    "Методсовет" © 2010 - 2016
    My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы