Автор: Вершинина Наталья Викторовна (учитель начальных классов, МБОУ "СОШ с. Свердлово Калининского района Саратовской области")
Урок - исследование окружающего мира "Насекомое", проведенный в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века", формирует новые знания о насекомых. Работа на уроке идёт по плану исследования, в ходе которого учащиеся под руководством учителя исследуют проблему "Паук - это насекомое?", и сопровождается презентацией, которая способствует повышению учебной мотивации учащихся, активизирует их внимание. На уроке присутствуют следующие формы работы: коллективная, парная, индивидуальная.
Здравствуйте! Спасибо большое за советы. Не жалею, что попробовала поучаствовать, пусть даже и "первый блин комом". Мне это было интересно и я научилась многому! Надеюсь, что теперь я правильно внесла изменения, хотя это может быть и поздно. Ещё раз спасибо и всего доброго!
Наталья Викторовна! Познакомилась с вашей работой. Урок - исследование интересный и познавательный урок в 1 классе. Перед детьми бала поставлена проблема и они весь урок её решали. Такие уроки заставляют детей думать, рассуждать, делать выводы. Но у меня есть советы для вас. На 5, 6, 7 слайдах желательно, чтобы на слайде сначала появлялась загадка, а потом ответ и картинка. На 8 и 7 слайдах много текста. Спасибо за ресурс! Удачи на Фестивале!
Здравствуйте, Наталья Викторовна! Мне кажется, что начало урока не совсем удачное, уместнее на этапе актуализации знаний предложить учащимся фонограммы голосов насекомых. В презентации нецелесообразно сразу предъявлять учащимся отгадку - необходимо настроить анимацию или триггер. На слайде 10 и 11 необходимы триггеры. И я бы убрала слайды с указанием страниц работы по учебнику, а на слайд с рефлексией внесла ее текст. Очень понравилась сама идея исследования. Спасибо.
Уважаемая Екатерина Степановна! Что касается замечаний по презентации, я с Вами полностью согласна. Действительно, эти слайды не доработаны. Обязательно добавлю анимации. Спасибо за замечания!
Здравствуйте, Ольга Александровна! Спасибо за замечания! Конечно, голоса насекомых были бы и лучше, но насекомые - это тоже животные. Я думаю, если на этапе актуализации знаний ввести сразу голоса насекомых, то на этапе мотивации учебной деятельности необязательны тексты, так как дети после прослушивания голосов насекомых сразу бы назвали тему урока. Наверное, можно и так, и так. Презентацию, конечно, доработаю!
Уважаемая Наталья Викторовна, здравствуйте! Познакомилась с Вашим конкурсным материалом. Сама тоже представляю на Фестиваль урок - исследование по химии, поэтому интерес очевиден. Что хочется отметить - продуманность каждого этапа урока, вовлечение детей в активную исследовательскую деятельность, завершенность работы над темой. Рефлексия просто замечательна - тут вам и насекомые на картинках, и оценка собственной деятельности на уроке в форме сбора букета цветов. И физкультминутка необычная - тоже посвящена насекомым. Но есть и несколько моментов, на которые хочется обратить Ваше внимание и получить пояснения: а справились ли ученики 1 (!!!) класса с такой объемной учебной информацией? Уложились за 40 - 45 минут? Урок проводится когда? В начале, середине или конце учебного года? Вопрос возникает потому, что Вы предлагаете читать текст учебника, текст из энциклопедии (кстати говоря, а из какой именно? Вы указываете страницу, а в списке использованной литературы нет никакой энциклопедии). Предполагается, что дети уже бегло и быстро читают? А что за видеоролик Вы им показываете? Урок - исследование соответствует предъявляемым требованиям, но вот зачитывать детям подробный план работы необязательно, достаточно делать акцент на определенных этапах урока: "проблема", "гипотеза", "исследование", "анализ результатов исследования" и т.д. Некоторые советы по презентации: убрать слово "презентация" с титула; на слайде 3 эффект "завершить воспроизведение звука" настроен "После текущего слайда", поэтому, все голоса в итоге сливаются в многоголосый хор, и звучать они все будут до тех пор, пока не перейдем на другой слайд. И появление изображений здесь не выполняет функцию верного ответа. Настроить можно так: триггер на звуковую кнопку на каждый голос, появление изображения с верным ответом "По щелчку". С уважением, Ольга Дмитриевна
Уважаемая, Ольга Дмитриевна! Спасибо за комментарий, учту все Ваши замечания по поводу презентации. А сейчас постараюсь дать пояснения к конспекту урока. Конечно, дети 1 класса - это не дети более старших классов, но и в старших классах бывает такой подбор детей, что их не сдвинешь с места. Урок - исследование по теме "Насекомые" проводился в конце марта. Дети прекрасно справились со всеми заданиями. Конечно, учитель помогает, направляет, деятельность - то совместная. Тексты прочитали легко и быстро (на начало года 2 девочки из 6 учеников были бегло читающими), а это уже вторая половина учебного года. Да и тексты соответствуют возрастным особенностям учащихся 1 класса. Более сложные тексты разве не может читать учитель?! В начальных классах первичное знакомство с текстом делает учитель. А если полистать учебники 1 класса, то можно сразу заметить, что с первых уроков на страницах уже представлены тексты для разноуровневой работы. Ещё раз спасибо за советы! Успехов Вам! С уважением, Наталья Викторовна!
Уважаемая Наталья Викторовна! Внимательно ознакомилась с Вашим ресурсом. Сама интересуюсь проблемой исследовательской деятельности на уроках окружающего мира. На уроке вы используете энциклопедию, тем самым учите самостоятельному получению знаний из других источников, развиваете интерес к чтению. Первоклашки очень любят играть, игра в учёных (хоть это и не преподносится как игра) с рассматриванием насекомого через лупу, несомненно увлекает детей в процесс исследования.Замечательно была проведена рефлексия урока: смогли оценить уровень самостоятельности детей и сработал воспитательный момент- бережное и заботливое отношение к животным. Знакомить детей с планом работы учёного-исследователя и работать по этому плану достаточно сложная, на мой взгляд, работа для учащихся 1 класса. Я вот не рискнула выйти с детьми на такой уровень в 1-м классе. Могу порекомендовать книгу А.И.Савенкова "Методика исследовательского обучения младших школьников", где описаны методические приёмы и эффективные формы организации исследовательского обучения младших школьников. Соглашусь с Натальей Викторовной, что для детей 1 класса нет необходимости акцентировать внимание на определённых этапах урока. Поясните, пожалуйста, некоторые моменты. На этапе подготовки отчёта исследователя Вы рекомендуете использовать схемы, чертежи и рисунки. Как это было реализовано на уроке первоклассниками? Обращаясь к энциклопедии ученик сам находит необходимую информацию или делает это с помощью учителя? Спасибо за возможность использовать вашу работу в своей практике. С уважением Светлана Владимировна.
Добрый день, Наталья Викторовна. Познакомилась в Вашим уроком. Вами представлена интересная форма форма урока. Организовать исследовательскую работу в начальной школе нелегко (возраст детей). Но Вы начинаете эту работу уже с 1 класса, это прекрасно. Ваши первоклассники на уроке узнают, откуда можно получить информацию, т. е. с 1 класса Вы приучаете детей к поиску информации разнообразными способами. На уроке прослеживается смена видов деятельности, что очень важно для 1-классников. (нужно уметь удержать их внимание). Эффективно проведена рефлексия. Соглашусь с коллегами, что можно не знакомить с планом исследования - трудно для восприятия 7-летних детей. Мне не понятен этап актуализации знаний: Для чего вам звуки животных на этом уроке? Вот если бы Вы включили бы звуки насекомых или хотя звук одного насекомого, то мне кажется можно легко перейти к теме Вашего урока, была бы какая-то связь. А то этот этап как бы выпадает из урока. В презентации у Вас предусмотрена анимация картинок на слайдах 5, 6, 7? У меня при просмотре сразу идет текст и картинка. Лучше, конечно, сначала текст, потом картинка. Слайды 4 и 8 считаю лишними. Они дублируют Ваши задания. А когда вы читаете сказку, только отвлекает внимание детей. Это только рекомендации. Спасибо, Вам за предоставленный материал. С уважением, Букатина Марина Александровна.
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь. /Н.В. Гоголь/