Автор: Земцова Ольга Тимофеевна (учитель начальных классов, МКОУ СОШ № 4 пос. Анджиевский г.Минеральные Воды, Ставропольский край)
Представлен конспект урока русского языка во 2 классе. Программа "Школа России", автор учебника - Канакина В.П. Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
Ольга Тимофеевна, спасибо за предоставленный ресурс. К сожалению, наши коллеги все хотят, чтобы им писали комментраии, а сами другие работы не комментируют. Поэтому, и нет комментариев к Вашему материалу. По поводу представленного Вами ресурса. очень плотный, содержательный, цельный получился урок. Большое разнообразие различных приёмов, методов работы, постоянно сменяющаяся видовая деятельность. Урок выстроен в системно-деятельностной парадигме. По структуре, по организации образовательного процесса урок соответствует ФГОС. Я сама люблю используемые Вами приёмы и знаю, какова их эффективность при постоянном применении. Но вот что несколько смутило меня: 1. В познавательных целях у Вас значится "осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме". Но ведь это, чистой воды, коммуникативные УУД. 2.В ходе актуализации не понятно, окуда взялось слово "друзья"... 3. Корзина идей относится к идеям по поводу слова "друзья"? Или како-то теме? 4. Надо уточнить у профессионалов -руссоведов формулировку :- Какая буква пишется на месте звука Й? Ответ: мягкий знак. На мой взгляд, мягкий знак не пишется на месте звука Й... Ольга Тимофеевна, урок действительно хороший, но, возможно, Вы сжали его в конспекте, и не всё становится предельно понятным.Жду Вашего толкования не совсем мне понятных моментов и корректировки материала. С уважением, Анжела Григорьевна.
Уважаемая Анжела Григорьевна! Большое спасибо за комментарий. «Перелопатила» много материала. Не пожалела. 1. Данная цель относится не только к коммуникативным УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации) , но и познавательным (Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования - «осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме"). 2. Слово друзья предложено мной для сопоставления, сравнения. 3. Приём «Корзина идей» относится к слову друзья, вернее, к орфограмме в этом слове. Согласна, что нет чёткости в формулировке задания. Иногда не всё записываешь, что самому кажется понятным, а получается на деле - нет связи. 4. Ученикам предыдущего моего выпуска (тогда занимались по учебнику Т.Г.Рамзаевой) предложила сопоставить позицию – место звука й в транскрипции слова (с разделительным мягким знаком) с позицией – местом буквы в этом же слове. Такая ассоциация, по-моему, только помогла детям. В слове друзья 4 место – буква ь, в транскрипции этого слова 4 место – звук й. Учителя русского языка не совсем это воспринимают, но и ошибки не находят. А, может, и прочитала это где-то. Не помню, но с этим согласна , главное – помогло ученикам. Спасибо.
Ольга Тимофеевна, спасибо за желание сотрудничать и такое подробное объяснение. По п.1 целиком с Вами согласна, это УУД относится к разным категориям, что говорит только о непродуманности (или недодуманности) авторов придумки УУД. А по остальным пунктам - Вы абсолютно правы, иногда самой кажется всё понятно, а, когда начинаешь читать чужой материал, возникают вопросы. Но самое замечательное, что мы вступаем в диалог и понимаем друг друга, за что Вам отдельное спасибо!
Ольга Тимофеевна! С интересом познакомилась с опытом использования приемов технологии развития критического мышления в начальной школе: "корзина идей", кластер, синквейн, "толстые" и "тонкие" вопросы, афоризм на стадии вызова. Проводится работа по оценке и анализу внесенных предположений в "корзину идей" (осмысление). Однако, с точки зрения лингвистики, мягкий знак звука не обозначает. Гласные Е, Ё, Ю, Я после разделительных знаков обозначают 2 звука: [Й а] и т.п.. Поэтому неверно говорить, что на месте звука [й] пишется Ь. Как бы это ни помогало ученикам, главный принцип обучения - научность. Не совсем корректно сформулирован вывод: "Если после согласного звука слышим звук й, а потом идет гласная буква, то пишется разделительный мягкий знак". Русский язык -это наука, где недопустима импровизация. Успехов Вам.
Спасибо, Марина Александровна. Конечно же, я ежедневно помню о принципах обучения, хотя «и память стала низкого качества…» (бесподобная Лариса Рубальская). Но, если возникают вопросы, значит неверно объяснила. Импровизации нет. Есть наблюдения, сравнения, выводы. Просто обратила внимание детей на отличия в буквенной записи и звуковом составе слова. Соотнесите звуковые и буквенные обозначения слов с разделительным мягким знаком. На первой строке пишем слово друзья, на второй строке (под словом) - транскрипцию слова друзья. Можем мы задать вопрос: «Какая буква пишется (в слове) на месте звука й (в транскрипции этого слова) ?» ? Сопоставить место буквы в слове с местом звука в транскрипции это научно или нет? Это факт, это наблюдение. А принцип доступности обучения, если это помогает ребёнку? А можно так выполнить: «Полью | п а л' й ' у | - Подчеркните место буквы ь»? С уважением, Ольга Тимофеевна.
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Чем скорее и стремительнее высказывается впечатление, тем чаще оно оказывается поверхностным и мимолетным. /Н. А. Добролюбов/