Автор: Малинина Алена Викторовна (учитель изобразительного искусства, черчения, МХК, МБОУ "СОШ №12" г. Усолье - Сибирское. Иркутской области)
Тема: Древние образы в современных народных игрушках
Цель: знакомство с древней русской игрушкой, формирование работы с пластическим материалом.
Задачи:
Образовательные
• продолжить знакомство с народным творчеством, познакомить с новыми способами выполнения некоторых деталей.
Развивающие
• продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса, умения наблюдать и анализировать; совершенствовать навыки культуры труда; продолжить развивать самостоятельность в получении нужной информации.
Воспитательные
• учиться художественному видению окружающего мира, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия.
Предварительная подготовка. Нескольким учащимся заранее даются темы сообщений о месте происхождения : Филимоновских, Дымковских и Каргопольских игрушек. Ребята готовят сообщение, стихи, иллюстрации.
Музыкальный ряд: весёлая народная музыка.
Литературный ряд: стихи о народных промыслах.
Метапредметные связи: музыка, литература, история, технология.
Вид урока: индивидуально-коллективная работа в группах.
Уважаемые эксперты, гости и участники фестиваля! Представляю на Ваше обсуждение методическую разработку урока изобразительного искусства. Буду рада ответить на все интересующие Вас вопросы! С уважением, Малинина Алена Викторовна.
Алёна Викторовна, доброе утро! Спасибо за предоставленный материал на Фестиваль и за желание делиться опытом работы! У меня к Вам вопрос: Объясните, пожалуйста, в чем заключается метапредметность Вашего урока. С уважением, Скворцова Татьяна.
Здравствуйте, Татьяна Александровна! Урок, представленный на фестиваль «Древние образы в современных народных игрушках» знакомит с древней русской игрушкой. А метапредметный подход заключается в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем. Ведь учащиеся создают собственные продукты в освоении знаний. Я не пытаюсь навязать готовый образец и не регламентирую пошаговое «изготовление» той или иной игрушки. Я доверяю исследовательским, поисковым возможностям учеников, и у них получается произведение, а не шаблонное «изделие». Я обучаю инструментарию, художественному действию, а ребенок на основе своих переживаний, в опоре на свой жизненный опыт и свои индивидуальные качества, учится искать и находить свое решение заданий. С уважением, Малинина Алена Викторовна.
Алёна Викторовна, здравствуйте. Я просмотрела Ваш урок: Древние образы в современных народных игрушках. Вы продумали метапредметные связи: музыка, литература, история, технология. Но, мне кажется слабо описана практическая работа в группах , не понятно каким образом будет идти овладение приёмом работы (по инструкционной карте), какая она, карта. Я бы посоветовала подробнее описать ход работы. Желаю удачи на фестивале. С уважением, Татьяна Николаевна.
Алёна Викторовна, спасибо что ответили. Но, у меня вновь возник вопрос, а какие условия на своём уроке Вы создали для формирования у детей самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем? Если Вы им предоставили весь материал в готовом виде. И в то-же время Вы мне отвечаете: «Я доверяю исследовательским, поисковым возможностям учеников». Они самостоятельно только изготовили игрушки. В конспекте урока написано: «Метапредметные связи: музыка, литература, история, технология». Каким образом, и на каком этапе урока это можно проследить? С уважением, Скворцова Татьяна.
Добрый день, Татьяна Александровна! Почему же я представила детям все в готовом виде? Позвольте с Вами не согласиться. В I четверти мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. Данный урок знакомит с древней русской глиняной игрушкой Филимоновской, Каргопольской и Дымковской. О Родине каждой игрушки в отдельности, ребята самостоятельно искали материал и представляли его (об этом указано в конспекте занятия) Разве это не поисковые возможности? На уроке ребята научились различать формы разных глиняных игрушек, а вот вылепили все же свою. Да, форма, была похожа, но игрушки были разнообразными, неповторимыми. А разве не об исследовательских возможностях говорит тот вопрос: «Какими свойствами обладает пластилин в отличие от глины?» Ведь ребята, работая с пластилином с раннего детства, вряд ли задавались таким вопросом. «Метапредметные связи: музыка, литература, история, технология» Музыка: Русская народная плясовая музыка звучит на протяжении всего урока фоном Литература: Да, из красной обычной глины Появляются вдруг на свет Зайцы, коники и павлины И солдатики – войска цвет. (подобранные стихотворения о каждой игрушке) История: Самостоятельный поиск информации о Родине каждой глиняной игрушки. Технология: работа с пластилином. Оформляли и раскрашивали игрушку на следующем уроке, тема которого: «Единство формы и декора в народных игрушках» С уважением, Малинина Алена Викторовна.
Алёна Викторовна, добрый вечер! Вы путаете метапредметный урок и межпредметные связи в уроке. Музыку Вы применяете для создания благоприятного психологического комфорта на уроке, для снятия напряжения. То, что дети на уроке зачитывали информацию о той или иной игрушке, это тоже большой плюс урока, так как проведена пропедевтическая работа по поиску необходимой дополнительной информации, но в этом участвуют 2-3 человека из класса, а остальные пассивные слушатели. Одной особенностью метапредметного урока является то, что деятельность учащихся на уроке организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знаниями. Одним из видов метапредметности является проект. Слово «проект» обозначает «замысел», «брошенный вперёд». Дисциплина, которую Вы преподаёте, по моему мнению, благодатное поле для проектной деятельности. Целью проектного метода обучения является то, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания, причем используя различные источники: учебники, дополнительная литература, сеть интернет. Кроме этого, знания, которые они самостоятельно приобрели в ходе исследовательской деятельности, они должны использовать для решения других познавательных и практических задач, причем в других предметных областях тоже. В Вашем случае на уроке учитель и 2-3 ученика, подготовившие небольшие сочинения в готовом виде рассказали и показали. На уроке рассматриваются три вида игрушек, поэтому можно было создать три группы учащихся, которые занимались исследованием истории возникновения игрушки, технологией её изготовления, изучением ещё каких-то культурно-исторических особенностей. И на уроке затем защищали свои проекты. А разработка и защита проекта одна из форм проведения метапредметного урока. В данном случае коренным образом изменилась бы и Ваша роль. На Вашем уроке Вы - источник информации. При работе учащихся над проектом Ваша роль заключалась бы в: помощи нужного источника информации, координация процесса, т.е. быть тьютором. Прислушиваться или нет к моим рекомендациям, решать Вам. Была рада Вам помочь. С уважением, Скворцова Татьяна. Алёна Викторовна, примите участие в работе Фестиваля. Познакомьтесь с работами коллег.
Здравствуйте, Алёна Викторовна. Познакомилась с Вашим материалом. Мне всегда нравятся уроки изобразительного искусства, т.к. это уроки творчества. Урок продуман, много интересной информации; сообщения учащихся; работа в группах. Но, на метапредметном уроке, должна быть поставлена задача, проблема, а последующие действия должны быть направлены на её решение. На своём уроке при объяснении новой темы Вы просто даёте информацию детям, а они являются слушателями. Я не увидела ни постановки проблемы, ни её решения. Как итог урока, можно было, кроме выставки, конечно (это бесспорно, хорошая мысль), провести рефлексию с учащимися, чтобы зафиксировать достигнутый результат на уроке и оценить свою работу. В целом мысль с проектом интересная.Творческих успехов!
Галина Васильевна, Огромное спасибо за интерес, проявленный к моей разработке! Рада, что Вам понравилось! Спасибо огромное за теплые Ваши слова. Прочитав их хочется дальше, работать, творить, не останавливаться на достигнутом! С уважением, Малинина Алена Викторовна.
Уважаемая Алёна Викторовна! Приглашаю посмотреть мой материал. Хочется узнать Ваше мнение по поводу моего урока. Конспекта урока по физике в 9 классе: Реактивное движение. Успехи в освоении космоса. С уважением Денисова Н.В.
Здравствуйте, Наталия Викторовна! Рада, что вам понравился мой ресурс! Все замечания обязательно учту! Обязательно познакомлюсь с Вашей работой, представленной на конкурс! С уважением, Малинина Алена Викторовна.
Татьяна Александровна, добрый день! Искренне, прошу прощения! Не знала, как изменить свой материал... " Методом научного тыка" получилось это сделать только сегодня. Не судите строго... С уважением, Малинина Алена Викторовна.
Алёна Викторовна, Ваша работа осталась не перенесена поскольку существовал её дубликат и в момент переноса была не понятно в какой файл были внесены окончательные изменения. В данный момент дубликат отсутствует. Материал переносится в Методичку портала. Благодарим за сотрудничество
Уважаемая Алена Викторовна. Познакомилась с Вашим уроком. Урок продуман, интересен. Но не увидела, как дети формируют тему, цели урока, над какой проблемой будут работать. Необходимо добавить инструкцию по изготовлению игрушек. Как дети будут работать: по одному, в парах, группах? Как будет подведен итог урока? Спасибо. С уважением, Елена Аркадьевна.
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Не может долго нравиться тот, кто умен всегда на один лад. /Ф. Ларошфуко/