Степанова Наталья Владимировна
учитель начальных классов
МОУ «Петуховская яСОШ №2»
г. Петухово, Курганской обл.
Тема: Состав слова. Суффикс.
Цель:
Дать определение суффикса. Познакомиться с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Задачи:
1) Образовательная: дать понятие о суффиксе, как значимой части слова;
2) Развивающая: развитие логического мышления, обогащение активного словаря, развитие внимания;
3) Воспитательная: способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
4) Здоровьесберегающая: создание атмосферы успешности каждого ученика, создание благоприятного психологического климата, предупреждение утомляемости детей.
Оборудование: Учебник А.В. Поляковой Русский язык, часть 1, мультимедиа проектор, компьютер с подключением к интернету, электронная презентация.
Ход урока.
1. Минутка чистописания .
СЛАЙД 1.
Учитель: - Заполнив клетки кроссворда, определим букву для минутки чистописания.
(Слова: ёж, щенок, утёнок, телёнок, котёнок, ребёнок, цыплёнок)
У: - Какую букву пишем? (ё)
- Что можете сказать об этой букве?
(Обозначает 2 звука: [й о], гласная, если она есть в слове, то всегда под ударением.)
СЛАЙД 2
У: – Составьте цепочку, используя следующий шифр:
бёп вёф …
(Берутся парные согласные, между ними «ё»)
У: - Какое слово «лишнее»?
(щенок – не имеет буквы ё;
Утёнок – начинается с гласного звука;
Ёж – не обозначает детеныша, это слово нельзя перенести, оканчивается на звук [ш] .)
2. Введение в тему урока.
У: - Запишите слова. Какую предложите выполнить работу?
(Можно поставить ударение, обозначить орфограммы, разделить на слоги, выделить корень)
СЛАЙД 3
У: - Что заметили, когда выделили корень?
(Слово «ёж» имеет только корень, а остальные слова еще и суффикс. Среди слов с суффиксами «щенок» лишнее, так как в нем –ок, а в остальных -ёнок)
СЛАЙД 4
У: - Итак, тема нашего урока «Знакомство с суффиксом». Хотя мы уже с первого класса знаем, где стоит суффикс, как его выделять, но что это такое, еще не учили.
У: - Что же такое суффикс?
(Дети дают свое определение суффикса. В моем классе оно прозвучало так:
- Суффикс – это кусочек слова, который стоит после корня)
У: - Вы правы, только говорят не «кусочек», а часть слова. Посмотрите на экран.
ФЛЕШ - АНИМАЦИЯ №2 . СКАЗКА О КОРНЕ И СУФФИКСЕ
У: - Что можете сказать?
Физминутка СЛАЙД 5
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям - физкультпривет!
3. Работа над образованием новых слов с помощью суффиксов.
СЛАЙД 6
У: - У нас на уроке в гостях уравнения, только в математике уравнения с буквой, а у нас с цифрами.
У: - Рассмотрите первое уравнение и скажите, что обозначает цифра 2?
(Она говорит о том, что с помощью двух букв из слова «сыр» надо получить слово «сырок»)
СЛАЙДЫ 7 – 11 Аналогичная работа. Образованные слова записывают в тетрадь и выделяют корень.
СЛАЙД 12
У: - Проверьте слова.
У: - На какие 2 группы можно разделить эти слова?
(Если бы я не уточнила количество групп, то вариантов несколько, но на 2 группы можно разделить только по родам: мужской и женский)
У: - Что есть у существительных женского рода, но нет у мужского?
(Окончание А. Это тема 2-го класса.)
У: - Выделите окончания у существительных женского рода.
- Выделите суффикс. Как можно уточнить наше правило?
(Суффикс стоит после корня перед окончанием)
У: - Для чего же служит суффикс?
(Мы с помощью него образовали новые слова, значит для образования новых слов он и служит)
УЧЕБНИК, стр. 37
У: - Сравните наш вывод с правилом в учебнике. Что можете сказать?
(Мы были правы, только у нас правило точнее, мы добавили, что суффикс стоит перед окончанием)
СЛАЙДЫ 13, 14 ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ
4. Понятие об уменьшительно-ласкательных суффиксах.
СЛАЙД 15.
У: - Определите, какое задание предстоит нам выполнить.
(Выбрать из стихотворения слова, подходящие к схемам)
У: - Попробуйте выполнить это задание самостоятельно, потом проверим.
СЛАЙД 16. Проверка.
У: - Что можете сказать о словах? Когда говорят «штанишки», «братишка»?
(Когда хотят сказать ласково)
У: - Зачем нам говорить слова ласково?
- Вот начало одной известной сказки «Жили-были сестра Алена и Брат Иван.»
Что скажете? Нравится? А представьте, кем стал Иванушка, когда попил из козлиного копытца, если ласковых слов в русском языке не было бы.
- Как назвать суффиксы –ИШК, -УШК, -ОШК, -ОК, если они образуют ласковые слова?
УЧЕБНИК Стр. 37, упр. 56. Самостоятельная работа. Можно организовать по вариантам, если поджимает время.
У: - Какие уменьшительно-ласкательные суффиксы встретились в задании?
(-ок-, -ик-, -ёк-.)
У: - Какие из них можно назвать орфограммами и почему?
(-ок- и -ик-, так как в них может быть безударная гласная)
5. Рефлексия. Подведение итогов урока.
СЛАЙДЫ 17 – 20. Проверка знаний в форме теста
У: - Ну а теперь соберем вместе все правильные ответы и еще раз повторим, что же такое суффикс.
СЛАЙД 18. Итог урока.
Домашнее задание: Стр.37, выучить правило, упр. 59.
Наталья Владимировна, спасибо за предоставленный материал. Урок интересный с целесообразным использованием презентации. В основе работы лежит деятельностный подход. Авторские пометки разъясняют зарождающиеся вопросы. Построение урока чёткое, грамотное: есть и предположение, и опора на имеющиеся знания, и поиск, и самостоятельная работа, экспресс-тестирование. Единственный момент - ссылки должны вести на конкретные источники, проверьте, пожалуйста, их ещё разок. С уважением, Анжела Григорьевна.
Уважаемая Наталья Владимировна, спасибо за предложенный ресурс. Тема взята очень интересная, даёт большое поле для фантазии, что Вы и постарались продемонстрировать в своей презентации. На что хотелось бы обратить Ваше внимание. 1. Титульный слайд правильнее оформлять первым. (у Вас последний), где указать ваши данные. тему урока, класс, УМК. 2. 2 слайд. В каких словах можно встретить такое сочетание букв? 3. 5 слайд. Лягушки очень плохого качества. 6 слайд - сырок плохого качества. 4. 6, 7, 10 слайды - белый фон у картинок желательно убрать. Спасибо за понимание. С уважением, Елена Николаевна.
Здравствуйте, уважаемая Елена Николаевна. Я поменяла неудачные картинки в презентации на другие и перенесла титульный слайд. По поводу смены фона: не считаю это целесообразным, так как эти кадры будут отличаться от остальных. По поводу буквосочетаний, эта минутка чистописания имеет цель не только учить красивому письму, но и развивать логику. С уважением, Н.В. Степанова.
Урок мне очень понравился. Несмотря на то, что я работаю по программе "Перспективная начальная школа", обязательно применю его на своих уроках. Материал продуман, интересен. Конечно полностью урок провести, к сожалению, не удастся. Но в вашей работе есть возможность применения её на нескольких уроках. Большое спасибо.
Наталья Владимировна, спасибо за работу. Вы подобрали интересный материал, продумали до мелочей ход урока, умело выстроили межпредметные связи, мне это очень симпатизирует. Думаю живо пройдет на уроке тестирование, есть где и задуматься и улыбнуться "Белые рубашки" у картинок, о который упоминает Елена Николаевна в презентации так и остались. Я соглашусь с Леной, эти белые поля смотрятся несколько кричаще, выподают из общего стиля. Попробовала убрать сама: на 2м слайде у ежика убирается легко, а вот у коровы никак не хочет Наталья Владимировна, я не обнаружила в работе Пояснительной записки, пожалуйста исправьте этот момент. С уважением, Августина
Наталья Владимировна. Большое спасибо за работу. Все продумано и плавно вытекает одно из другого. Дети подводятся в ходе урока к самостоятельному выводу. Это перекликается и с УМК "Песпективная начальная школа". С вашего разрешения возьму ваш урок на вооружение.
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Не слово, а несчастье есть учитель глупцов. /Демокрит/