Автор: Глушанина Вера Александровна (учитель русского языка и литературы, МОУ Пологрудовская СОШ)
Урок литературы в 9 классе Женщины, воспетые Пушкиным «Я помню чудное мгновенье»
«Могу ль на красоту взирать без умиленья…»
Цели урока Обучающая: познакомить учащихся с любовной лирикой поэта и музыкой, написанной на стихи А.С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта. Развивающая: сопоставить взгляды поэта с проблемами сегодняшнего дня. Воспитывающая: создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии и музыки.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, романсы на стихи Пушкина.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Ни в чем так полно, радостно и светло не выражается душа человека, как в любви. Когда к человеку приходит любовь, то в его душе умирает все случайное и раскрываются лучшие ее стороны. Тем более если это душа поэта. Поэта Александра Сергеевича Пушкина. «Поговорим о странностях любви, иного я не мыслю разговора.» Женщинам, вдохновившим поэта на создание удивительных, неповторимых произведений, посвящается этот урок.
( звучит романс Мусорского «Не пой красавица при мне»)
2 Сообщения учащихся. Чтение стихотворения, рассказ о судьбе героини стихотворения.
Екатерина Павловна Бакунина. Свое чувство к Бакуниной Пушкин выразил в цикле элегий 1816 года: «Уныние», «Месяц», «Певец», «Осеннее утро». «Я счастлив был! ... вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, - сладкая минута! Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов - ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив пять минут..» ( из дневника А.С.Пушкина)
Амалия Ризнич Полуитальянка, полунемка. Муж – крупный одесский коммерсант. Поэт познакомился с ней в июле 1823 года в г. Одессе . Ризнич была высока ростом, с прекрасными, вразительными глазами, огромной черной косой. Одевалась экстравагантно , носила непомерно длинные платья и мужские шляпы с огромными полями. Умерла очень рано от чахотки .
Окружена поклонников толпой, Зачем для всех казаться хочешь милой, И всех дарит надеждою пустой Твой чудный взор, то нежный, то унылый?
Стихотворения, посвященные А.Ризнич: «Простишь ли мне ревнивые мечты...», 1823г., «Под небом голубым страны своей родной», 1826
Елизавета Ксаверьевна Воронцова ( урожденная графиня Браницкая), жена начальника Пушкина по службе, была на семь лет старше поэта, что в его неполные 25 лет составляло существенную разницу. Однако выглядела молодо, была хороша собой и отличалась утонченной любезностью полячки и светской дамы. Познакомился с ней осенью 23 г. Привычное внимание к молодой и красивой женщине скоро перешло в глубокое серьезное чувство. «Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Всё её существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою приветливостью, таким неукоснительным щегольством, что легко себе объяснить, как такие люди, как Пушкин, Раевский и многие, многие другие, без памяти влюблялись в Воронцову…» (Ф.Сологуб)
Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в день печали был мне дан. Ей посвящены стихотворения «Сожжённое письмо», «Храни меня, мой талисман», «Всё в жертву памяти твоей», «Талисман».
Семья Раевских. Южная ссылка. 1820 год. Очаровательные, образованные сестры Раевские: Екатерина, Елена, Мария. Екатерина – самостоятельна, красива, наделена твердым характером. Вышла замуж за генерала Орлова, разделила с мужем ссылку в калужскую деревню. Работая над трагедией «Борис Годунов» , Пушкин пишет : «Моя Марина славная баба, настоящая Катерина Орлова!» Жизнь Марии была мукой. Жизнь – подвиг. Разделила участь мужа-декабриста Сергея Волконского, осужденного к двадцати годам каторжных работ. Она вынуждена была рвать свое сердце : сына взять с собой не разрешили , со стариком-отцом приходилось прощаться навсегда. Ей посвящена поэма «Полтава». На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою,
Анна Петровна Керн Племянница Осиповых – соседей поэта. Красавицу Керн шестнадцати лет выдали замуж за пожилого генерала. Не только красивая, но и милая, добрая женщина с несчастливой судьбой.
Я помню чудное мгновенье Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье , Как гений чистой красоты. Эти стихи А.П.Керн сообщила А.Дельвигу, который их поместил в своих «Северных цветах». М.И.Глинка написал на них прекрасную музыку, и романс посвятил своей возлюбленной, дочери А.П.Керн. ( прослушивание романса Глинки)
Анна Оленина ( 1828 год) В 1828 году А.С.Пушкин серьезно увлекался ею. Она Могла стать женой поэта. Он писал ей в альбомы, рисовал её профили. Однако сватовство не состоялось; Оленина не стала его женой, но ей посвящено не одно стихотворение. «Ее глаза», «Не пой ,красавица, при мне», «Ты и вы», «Я вас любил…»
Глаза Олениной моей! Какой задумчивый в них гений, И сколько детской простоты, И сколько томных выражений, И сколько неги и мечты!.. (Исполнение романса "Я вас любил”)
Екатерина Николаевна Ушакова Екатерина Николаевна очень любила Пушкина, вышла замуж только после смерти поэта. Перед свадьбой по настоянию жениха она сожгла свои альбомы, исписанные и разрисованные рукой поэта.
Когда я вижу пред собой Твой профиль, и глаза, и кудри золотые, Когда я слышу голос твой И речи резвые, живые, Я очарован, я горю И содрогаюсь пред тобою
Екатерина Семеновна Семенова — жемчужина петербургских театров 20-х годов, трагическая актриса. В то время находилась в расцвете своей славы. На юного Пушкина она действовала не столько своей величавой и торжественной красотой, сколько обаянием таланта.
Евдокия Ильинична Истомина В 1817 году Пушкин, подобно своему Онегину, стал «почетным гражданином кулис».
Наталья Николаевна Гончарова А. Дементьев «Натали» М.Цветаева: «Судьба выбрала самое простое и верное орудие смерти - красавицу» «Но какую же трудную ей предстоит нести судьбу – быть женой поэта, и такого поэта. Как Пушкин…» ( Долли Фикельмон) За шесть лет . которые они прожили вместе, четверо детей, семья. Дом. Перед смертью он скажет :"Жена моя – ангел»
Исполнились мои желанья. Творец . Тебя мне ниспослал ,тебя ,моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. («Мадонна»,1830) «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете - а душу твою люблю я еще более твоего лица», - писал Александр Сергеевич в письме от 21 августа 1833года. «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив», - признавался он жене в другом письме. Итог урока Учитель: любовь для Пушкина-лирика – предмет высокой поэзии. Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них выражены представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений.Красота, гармония, любовь, поэзия, музыка - всё это наполняет наш мир, делая его прекрасным и удивительным. Нужно любить этот мир с его радостями и печалями, взлётами и падениями. Этот мир придуман не нами, но мы можем многое изменить в нём. Использованная литература Лотман Ю. М.: А. С. Пушкин: Биография писателя. Непомнящий В. С.: «Пушкин А. С.» (БСЭ — 1975) Литература (учебно-методическая газета для учителей словесности)№11,2010 http://pushkin.niv.ru/
Вера Александровна! Спасибо за представленный материал. Согласна со Светланой: необходимо указать использованные источники. Ссылки на использованные материалы указываются на последней странице (слайде) именно того документа, где они были использованы. Кроме этого, в работе чувствуется некоторая поспешность... Проверьте, пожалуйста, постановку знаков препинания, уберите лишние пробелы. О возможности внесения изменений в материал можно узнать здесь: http://metodsovet.su/faq/ Надеюсь на понимание! Вера Александровна! Содержание Вашего урока соответствует поставленным целям: учащиеся знакомятся с любовной лирикой А. С. Пушкина, с прекрасными возлюбленными, вдохновившими поэта на создание шедевров любовной лирики, с романсами... Всё это замечательно! А проводите ли Вы анализ лирических произведений?
Здравствуйте! Спасибо за советы. Попробую исправить. Анализ лирических произведений я провожу. На этом конкретно уроке в связи с обилием биографического материала этой работе отводится совсем мало времени. мне хотелось. чтобы ребята увидели не Пушкина-классика, а Пушкина-человека, умеющего ценить и воспевать красоту.
Вера Александровна! В текстовом документе и на последнем слайде презентации надо указать использованные источники (литература, Интернет-сайты, иллюстрации). Спасибо за понимание!
Уважаемая Лариса М.! Следуя вашим советам , редактирую материал, однако спустя какое-то время пересматриваю его и опять не вижу изменений. Наверное . мне не судьба разместить его на сайте. Не хватает у меня компьютерных навыков. увы! Спасибо за внимание к моим проблемам.
Вера Александровна! Посмотрите, извлекаете ли Вы свою работу из архива перед редактированием? Ваши проблемы могут быть из-за размещения папки в архиве. Удачи. Ольга Семёновна.
Вера Александровна! Материал богатый. Вы говорите о том, что не хватает компьютерных навыков, но это поправимо. Со временем приобретёте навыки, главное, чтобы было желание. У меня есть несколько замечаний по презентации: некоторые фотографии размытые, щрифт с тенью в мелком тексте лучше не использовать, так как затрудняется чтение. Я Вас очень прошу не обижаться на замечания, потому что только так мы сможем помочь Вам в создании ресурса на "5". Не бросайте работу, доработайте, ведь проделана бОльшая часть. осталось только убрать маленькие недочёты. Успехов Вам. Спасибо за пониание. Наталья Фёдоровна.
Уважаемая Наталья Федоровна! Обиди никакой нет, просто нет времени. Пока приду со школы, подготовлюсь к следующему дню: уже и глубокая ночь на дворе.Нет у меня цели как-то особо отметиться в интернете. Скажу честно. Работаю в небольшой сельской школе. Впервые предстоит проходить аттестацию в новой форме. Нужно проявить себя на всех уровнях педагогической деятельности. Интернет предоставляет такую возможность. Вот и пытаюсь, как могу.
Коллеги, но на нашем портале нет таких требований, чтобы методические разработки загружать толко с электронными презентациями. Если у человека не хватает компьютерных навыков, то можно удалить презентацию и оставить только замечательную разработку урока. А со временем Вера Александровна доработает эту презентацию и загрузит её отдельно в раздел "Дидактический материал".
Здравствуйте, уважаемая Евгения! Спасибо за поддержку и понимание. Считаю, что никакая презентация не спасет урок, если не будет Учителя. Наверное, в современной школе уж слишком увлеклись техническими новшествами, забыв о том, что порой можно, имея только мел и тряпку, совершить чудо...
Коллеги, позвольте и согласиться и не согласиться с Вами Соглашусь, времени всегда не хватает, хочется много сделать, много куда успеть, к сожалению не всё и не всегда получается Презентация в данном уроке служит его гармоничным продолжением, усилением восприятия, ведь теперь дети не только могут прочесть строки, созданные великим поэтом, но еще и увидеть те образы, которые навеяли ему их, были его музами-вдохновением Никакая презентация не спасёт урок- это верно, но мелом и тряпкой, боюсь, пушкинские образы изобразить сможет не каждый Вера Александровна, в Вашей презентации есть основа, а вот сделать презентацию действительно полноценным ресурсом, думаю в Ваших силах, было бы желание Конечно Вы можете оставить только урок, удалив презентацию, решать Вам С уважением, Августина
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Нельзя желать того, что до этого не было познано. /Фома Аквинский/