Среда | 07.12.2016 | 15:29
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Тематическое планирование [3]
Разработки уроков [14]
Олимпиады, конкурсы, контрольные работы [4]
Дидактические материалы [7]
Подготовка к ЕГЭ и ГИА [0]
Внеклассная работа [4]
Проектная деятельность [3]
Иное [0]

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 7
Пользователей: 1
sta1970

Наша кнопка

Методсовет


 Методичка 
Главная » Файлы » География, экономика » Дидактические материалы

Последние обновления на форуме:
  • РЕФЛЕКСИЯ Сетевой проект «Унылая пора! Очей очарованье!»
  • [Сетевые проекты]
    Последнее сообщение: (28.11.2016) 19:23 Всего сообщений:(44)
  • Беседка 2
  • [Общение]
    Последнее сообщение: (27.11.2016) 13:40 Всего сообщений:(274)
  • Внеклассная работа по иностранному языку
  • [Иностранные языки]
    Последнее сообщение: (21.11.2016) 11:55 Всего сообщений:(11)



    Дидактический материал по теме "Гидросфера"

    Скачать с сервера (347.0Kb) 31.10.2014, 21:46
    Автор: Степанова Наталья Николаевна (учитель географии, ГУ "Адаевская средняя школа отдела образования акимата Камыстинского района" село Адаевка)

    Предлагаемый дидактический материал охватывает раздел «Гидросфера» для учащихся 6 класса. Даны задания на логическое мышление, а также 4 серии заданий для индивидуальной работы. Задания каждой серии для каждого урока одинаковы по сложности и охвату материала, поэтому при раздаче карточек, нетрудно соблюдать принцип учета индивидуальных способностей учащихся.
    Ученики, получившие карточки для письменных ответов, должны знать отведенное им на эту работу время. При планировании опроса следует иметь это в виду. Такой подход к учету времени приучает учащихся четко укладываться в рамки данного этапа урока, рационально трудиться при опросе, излагать свои мысли четко и кратко, придерживаться общего ритма урока.
    Успехи в работе каждого учителя определяются прежде всего педагогическим мастерством и способностью дать каждому ученику объем знаний, определенный программой, научить учащихся разбираться в сложной взаимосвязи явлений и событий, применять полученные знания на практике. Известно, насколько важно правильно организовать проверку знаний учащихся.. Чем больше приемов и методов проверки используется на уроке, тем шире охват изучаемой темы программы, тем тверже в сознании учащихся будут формироваться и закрепляться разнообразные умения и навыки учебной работы. А это, в свою очередь, позволит учителю оперативно осуществлять дифференцированный подход к ученику с учетом индивидуальных способностей каждого. Существует много форм и методов проверки знаний, применяемых учителями в своей практической работе. Предлагаемый дидактический материал охватывает раздел «Гидросфера» для учащихся 5-6 класса. Даны задания на логическое мышление, а также 4 серии заданий для индивидуальной работы. Задания каждой серии для каждого урока одинаковы по сложности и охвату материала, поэтому при раздаче карточек, нетрудно соблюдать принцип учета индивидуальных способностей учащихся.
    Ученики, получившие карточки для письменных ответов, должны знать отведенное им на эту работу время. При планировании опроса следует иметь это в виду. Такой подход к учету времени приучает учащихся четко укладываться в рамки данного этапа урока, рационально трудиться при опросе, излагать свои мысли четко и кратко, придерживаться общего ритма урока.
    Использование карточек для письменных ответов позволяет дополнительно проверить знания целой группы учеников.
    А увеличение периодичности опроса с применением различных методов проверки воспитывает у учащихся навыки и приемы передачи полученных знаний письменно, графически, на к/к и т. д., позволяет вносить в работу элементы заинтересованности.
    Ниже высказаны некоторые советы и предложения по использованию карточек всех четырех серий.
    Серия 1. Карточки-задания для индивидуального опроса.
    Для каждого урока разработаны 6 карточек по 2 вопроса. Вопросы, составленные для письменного ответа, неодинаковы по сложности и охвату материала, поэтому при выдаче следует учитывать возможности и способности каждого ученика.
    Ученики, получившие задания, приступают к их выполнению. При необходимости они используют план местности (в атласе или в приложении к учебнику), карты атласа. Ответы должны быть краткими, конкретными, доказательными, показывать знание учеником теоретического материала и умения практически применять эти знания при выполнении того или иного задания предложенной карточки.

    Серия 2.Карточки-задания для ответов на контурной карте.
    Задания предусматривают работу на к/к в сочетании с устным ответом на дополнительный вопрос карточки. Если в кабинете географии есть стенная карта полушарий, то ученики, получившие эти карточки перед началом общего опроса, выходят к карте и работают на ней. При отсутствии карты можно пользоваться обычными контурными картами. В этом случае все надписи делаются простым карандашом с тем, чтобы после проверки выполнения записи можно было стереть ластиком. Для удобства пользования такими картами их нужно наклеить на плотный лист бумаги.
    По мере накопления знаний географической номенклатуры и усвоения навыков работы на контурной карте расширяются возможности такой формы опроса учащихся, повторение ранее изученного материала и систематическое закрепление знаний номенклатурного характера.

    Серия 3.Карточки-задания для ответов у классной доски.
    В данной серии предлагаются по 3 карточки с двумя вопросами в каждой. Ответ на первый вопрос ученики дают на классной доске, на второй отвечают устно.
    Этот метод опроса имеет определенное учебно-воспитательное значение не только для того, кто отвечает, но и для всех учащихся класса: ведь при таком ответе возникают не только слуховые восприятия (когда ученик дает пояснение своего ответа), но и зрительные – ученики видят ответ на доске. И это значение возрастает, если при анализе и оценке ответа будет обращаться внимание не только на правоту и правильность ответа, но и на качественную и эстетическую сторону результата работы на доске.
    Письменные ответы на классной доске есть своего рода небольшая
    практическая работа. Следовательно, систематическое использование такой формы опроса, помогает учителю постепенно готовить всех учеников класса к успешному выполнению
    предстоящей практической работы, предусмотренной программой по географии. Такая предварительная подготовка учащихся через систему ответов на классной доске позволит впоследствии сэкономить время на уроке, когда будет выполняться очередная практическая работа.
    В ходе письменных ответов учащиеся нуждаются в контроле за их работой, методы которого зависят от подготовленности учащихся, их способности и умения давать письменные ответы. Поэтому во время опроса с применением различных методов необходимо быть очень внимательным к каждому ученику. Ведь не секрет, что иногда достаточно только одного слова, чтобы помочь кому-то выйти из затруднительного положения. Иной ученик требует к себе большего внимания, он может продолжить ответ, если получит дополнительный наводящий вопрос.
    Нужно заметить, что опрос по карточкам требует от учителя очень серьезного отношения. Ведь кроме тех, кто отвечает письменно, есть и другие, которые вызваны для устного ответа, есть те, кто будет слушать ответы. Перед окончанием устного опроса, включая и устные ответы тех, кто работал на классной доске и контурных картах, следует заранее предупредить тех, кто пишет ответы в тетрадях или на листках бумаги, о завершении работы, затем собрать эти ответы и переходить к следующему этапу урока.

    Серия 4.Карточки-задания для фронтального письменного опроса.
    По разделу разработаны карточки в 6 вариантах по 2 вопроса в каждой. До начала урока, на котором будут использоваться карточки данной серии, необходимо размножить их по числу учеников в классе. Это позволит сэкономить время на уроке: не надо будет диктовать вопросы и записывать их на доске.
    На уроке учитель распределяет задания по вариантам. При этом следует иметь в виду индивидуальные способности отдельных учеников, с тем, чтобы дать им посильные задания.
    Поскольку в ходе опроса будут проверяться знания основного материала темы, при подготовке к такому уроку следует уделить внимание повторению отдельных параграфов или частей того или иного параграфа.
    Время ответов по этим карточкам – 12-18 минут (в зависимости от темы).
    Такая фронтальная проверка позволяет еще раз выявить знания и умения учащихся, выделить еще раз основной материал темы и привести знания учащихся в определенную систему. Научить учащихся думать, рассуждать, делать сравнения, выявлять причинно-следственные связи, овладевать приемами и навыками учебной работы – это важнейшие задачи каждого учителя. И их можно решить более успешно при условии серьезного отношения к планированию опроса, при котором раскрываются способности учащихся, обнаруживаются слабые и сильные стороны их учебной деятельности, степень усвоения материала и умения пользоваться различными приемами показа своих знаний и умений.
    Не исключено, что отдельные карточки каждой серии и каждой темы
    можно использовать как дополнительные задания отдельным ученикам, допустившим по тем или иным темам пробелы в знаниях. Возможна выдача отдельных карточек некоторым ученикам для подготовки дома устных ответов по основным вопросам, с тем, чтобы привлечь этих учеников на последующем уроке в ходе изучения нового материала к решению отдельных проблемных вопросов. В данном случае эти задания можно рассматривать как опережающие, что способствует активизации процесса изучения нового материала.
    Конечно, каждый учитель вправе с учетом своей методики и опыта проверки знаний учащихся решать вопрос о возможности и необходимости использования карточек в полном объеме или части их на том или ином уроке. Бесспорным остается факт, что разнообразить формы и методы проверки необходимо и что предлагаемые карточкам окажут помощь в работе каждого учителя в этом направлении.
    Совершенствование форм и методов проверки знаний, использование разнообразных приемов этой работы требует и соответствующего учета и контроля учебной работы учащихся .
    Вести такой контроль и учет помогает рабочий журнал учителя. Ведение такого журнала – необходимое условие, облегчающее работу учителя и оказывающее ему помощь в решении следующих вопросов:
    • Как планировать опрос и работу со слабоуспевающими;
    • Как разнообразить формы опроса;
    • Как учитывать все виды деятельности учащихся;
    • Как наглядно видеть итоги работы самого учителя;
    Главная цель применения разнообразных методов проверки с максимальным охватом учащихся не погоня за большим количеством отметок, а стремление учителя в процессе опроса не только оценить знания, но и расширить их, углубить, превратить эти знания в убеждения, ибо в ходе опроса продолжается процесс познания в той или иной форме.
    Важная задача, стоящая перед каждым учителем, заключается в том, чтобы путем систематических тренировок закрепить умения и навыки, способствующие глубокому усвоению изучаемого материала. И эту работу легче выполнять, если учитель в своей практической деятельности применяет разнообразные методы проверки знаний.
    Категория: Дидактические материалы | Добавил: geo1989 | Теги: Гидросфера, материал, теме, по, Дидактический, Естественные науки
    Просмотров: 1152 | Загрузок: 254 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 3.0/2
    Похожие материалы:
    Всего комментариев: 7
    Оценить комментарий  0  
    1 Лариса_М   (04.11.2014 21:57)
    Наталья Николаевна! Работа активирована. Приглашайте коллег к обсуждению материала.

    Оценить комментарий  0   Спам
    2 geo1989   (05.11.2014 11:36)
    Спасибо большое!

    Оценить комментарий  0   Спам
    3 gycmaer   (07.11.2014 23:14)
    Наталья Николаевна, здравствуйте. Познакомилась с Вашим материалом. Хороший методический ресурс для учителя географии Вы приготовили, включающий в себя не только варианты карточек с вопросами и заданиями, но и практические рекомендации по применению данного вида ресурса. Надеюсь, что данный материал будет востребован Вашими коллегами. Желаю Вам творческих успехов. С уважением, Марина Юрьевна.

    Оценить комментарий  0   Спам
    4 geo1989   (08.11.2014 08:26)
    Марина, Юрьевна, здравствуйте! Мне приятно ваше мнение. Спасибо.

    Оценить комментарий  0   Спам
    5 sta1970   (11.11.2014 19:44)
    Уважаемая Наталья Николаевна, добрый вечер! Познакомилась с представленным Вами ресурсом. соглашусь с Мариной Юрьевной, что с методической точки зрения ресурс поможет многим коллегам при проведении индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися. Вопросы краткие по содержанию, но предполагают развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение. Позволят как закрепить, так и обобщить знания у учащихся. С уважением, Скворцова Татьяна.

    Оценить комментарий  0   Спам
    6 geo1989   (17.11.2014 13:20)
    Спасибо, мне приятно ваше мнение и отзыв!

    Оценить комментарий  0   Спам
    7 Ruslan   (09.03.2015 11:46)
    Здравствуйте, Наталья Николаевна. Хороший теоретический и практический ресурс для учителей географии. Мне понравилось то, что каждый прием Вы обосновываете с точки зрения педагога. Идет полноценное развитие интеллектуального потенциала учащихся. Спасибо. Голос.

    Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    Мы "ВКонтакте"

    Поиск

    Наши планы
    Приглашаем Вас ознакомиться
    с планами нашего портала

    Афоризм дня
    Если судить о любви по обычным ее проявлениям, то она больше похожа на вражду, чем на дружбу.
    /Ф. Ларошфуко/


    Файлообменник

    Реклама

    Рейтинг@Mail.ru
    "Методсовет" © 2010 - 2016
    My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы