Автор: Трусов Александр Анатольевич (учитель физики, МБОУ Пичаевская СОШ)
Тема урока. Масса как мера инертности тела. 7 класс
Цели урока : - Сформировать представление об инертности как свойстве тел, сформировать понятие о массе, как о физической величине, которая характеризует инертность, раскрыть зависимость результата взаимодействия тел от их свойств - инертности. - развивать логическое мышление учеников, умения анализировать и сравнивать результаты исследований, - сформировать научное мировоззрение. Задачи: 1. Образовательная: повторить основные величины, понятия при помощи фронтального опроса; 2. Развивающая: развить умение решать задачи по физике 3. Воспитательная: повысить интерес к предмету
Оборудование: две тележки с упругой стальной пластиной, желоб, штатив, два шарика разной массы, стакан, картон, монета.
Тип урока : комбинированный. План урока № Этап урока Время Методы и приемы 1 Проверка дом. задания. Актуализация опорных знаний. 8 мин. Устный опрос 2 Демонстрации 5мин. Наблюдение и анализ опытов, записи на доске, в тетради, создание проблемной ситуации 3 Изучение нового материала 15 -20 мин. Беседа, записи на доске, в тетрадях, анализ опыта, объяснения опыта 4 Закрепление нового материала 10 - 15 мин. Беседа, решение задач, записи на доске, в тетрадях 5 Домашнее задание 1 - 2 мин. Записи на доске и в дневниках
ХОД УРОКА 1. Актуализация опорных знаний После проверки домашнего задания проводится устный опрос учащихся по следующим вопросам: - ремень безопасности в автомобиле удерживает человека от наклона вперед. В каких аварийных ситуациях помогает этот ремень? - Вы забиваете гвоздь в стену. Какие тела взаимодействуют при этом? - Птица, которая сидела на ветке, вспорхнула и улетела, куда, в какой момент и почему отклонится ветка? - Приведите примеры инерции в природе и технике? - Приведите примеры, которые показывают, что в результате взаимодействия происходит деформация тел? - Выберите взаимодействия в результате которых изменяется скорость: а) при падении камня? б) при полёте птицы? в) при полёте стрелы? г) при движении автомобиля? - Спортсмен прыгает на батуте. По каким признакам можно утверждать, что между батутом и спортсменом происходит взаимодействие?
2. Демонстрации - на столе расположены две одинаковые тележки, соединенные упругой металлической пластиной, которая перевязана нитью. Нить пережигают. Тележки отталкиваются и начинают двигаться в разные стороны. Результат: скорости тележек одинаковы. - желоб устанавливают горизонтально. По нему пускают два шарика разной массы. Результат: скорость более легкого шарика после столкновения изменяется больше. Вывод: при взаимодействии разные тела по разному изменяют свою скорость. Вопрос к классу : Почему так происходит?
Деятельность учителя Деятельность учеников Проведение демонстрации наблюдение Вопрос относительно результатов опытов анализ результатов опытов, вывод Запись вывода на доске запись вывода в тетради Создание проблемной ситуации попытка объясить проблемную ситуацию
3. Изучение нового материала Это происходит, потому что одни тела более инертны (с большей массой) и им больше времени требуется на изменение своей скорости, а другие легче и значит быстрее изменяют свою скорость, то есть они менее инертны.
Вопрос к классу : А от чего зависит инертность тел? (от массы тела) Запись в тетради: Масса - мера инертности тела.
Во Вселенной всё имеет свою массу! Масса неотъемлемая характеристика любого тела. Чтобы не происходило с телом - двигается оно, покоится ли, находится на Земле, в космическом пространстве, его масса не изменяется, он сохраняет свою целостность. Вводится условное единица массы измерения в СИ, и закон отношения масс тел и их скоростей : m1/m2=υ2 ∕ υ1
Опыт: стакан накрывается сверху картоном, на который кладется монета. Резко выбиваем картонку. Результат: монета падает в стакан. Вопрос: объясните опыт.
Деятельность учителя Деятельность учеников Решение проблемной ситуации Роль слушателей, ответа на вопрос учителя, записи в тетради Изложение нового материала (записи на доске) Записи в тетрадях Проведение опыта Анализ опыта и его результатов
4. Закрепление нового материала Решение задач
Задача 1. Из неподвижной лодки массой 30 кг на берег прыгает мальчик массой 45 кг. При этом лодка приобрела скорость 2 м ∕с. Какой была скорость мальчика?
Задача 2. Из пушки массой 3т выстрелили в горизонтальном направлении ядром массой 20 кг. При этом ядро приобрело скорость 300 м ∕с. Какую скорость приобрела пушка при отдаче?
Вопрос на закрепление материала : - Почему мы можем стряхнути грязь и снег с обуви? - Почему боксеров объединяют в весовые категории? - Может ли водитель автомобиля использовать явление инерции для экономии топлива? Каким образом?
5. Домашнее задание § 20 упр.6 № 1-3 Творческое задание: Инертность свойственна всем телам. Приведите примеры позитивных и негативных сторон этого свойства.
Александр Анатольевич, Вы опубликовали свою разработку и в социальной сети работников образования. Об этом надо указать в ПЗ в специальной графе. Кроме того, разъединиет, пожалуйста, цель и задачи занятия (у Вас всё хорошо прописано, добавьте: Цель...., а ниже: Задачи). Вид ресурса заявлен текстовой. А почему тогда указано, что можно использовать компьютер? В данной ситуации тех.оснащение не требуется. Внесите, пожалуйста, корректировки в ПЗ и сообщите здесь, в комментариях. Сам урок довольно плотный, содержательный, построен на основе диалога и практической деятельности. Я не учитель физики, но мне было интересно познакомиться с содержательной стороной представленного ресурса. Спасибо Вам! С уважением, Анжела Григорьевна.
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Открытия приходят лишь к тем, кто подготовлен к их пониманию. /Л. Пастер/