Лекция № 3. Предложение как основная синтаксическая единица
1. Основные признаки предложения. 2. Грамматическая организация предложения (синтаксические связи, их иерархия; предикативная основа, структурная схема). 3. Парадигма предложения.
Слова и сочетания при помощи определенных форм, интонации и порядка расположения образуют предложения. Предложение – наименьшая единица речевого общения, грамматически и интонационно оформленная, выражающая сообщение, вопрос или волевое побуждение. Например: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Божественная ночь! Очаровательная ночь! Неподвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя (Н. Гоголь). Отрывок состоит из нескольких предложений, каждое из которых законченно по смыслу и отделяется от соседнего предложения паузой. По тону речи, по остановкам голоса (паузам) слышно, где кончается одно предложение и начинается другое. Предложение служит для сообщения чего-либо, и этим оно отличается от словосочетания. Ср.: Девочка читает и читать рассказ. В первом случае перед нами предложение, которое сообщает, что некто (девочка) совершает определённое действие (читает); во втором случае – словосочетание, называющее действие (читать) и объект, на который направлено действие (рассказ), но не содержащее сообщения о том, происходит ли действие. Каждому предложению свойственны предикативность и модальность. Предикативность –
... Читать дальше »
1. Понятие о словосочетании. 2. Словосочетание в соотношении со словом и фразеологической единицей. 3. Свободные и несвободные словосочетания. 4. Классификация словосочетаний: а) по главному слову; б) по структуре; в) по смысловым отношениям между словами в словосочетаниях; г) по грамматической связи в словосочетании. 5. Синонимия словосочетаний.
I. Словосочетание – это сочетание двух и более знаменательных слов, связанных между собой подчинительной связью. Например, каменная стена, дом отца, увлекаться музыкой, бежать быстро, приехать отдохнуть, сильный духом и т.д. В этих словосочетаниях слова стена, дом, увлекаться, бежать, приехать, сильный являются главными (подчиняющими, стержневыми), а слова каменная, отца, музыкой, быстро, отдохнуть, духом – зависимыми (подчиненными). От главного к зависимому слову можно поставить вопрос: стена (какая?) каменная; дом (чей?) отца; увлекаться (чем?) музыкой; бежать (как?) быстро; приехать (для чего? зачем?) отдохнуть; сильный (чем?) духом и т.д. Словосочетание образуется путем распространения главного слова зависимыми (пояснительными) словами, например: яблоко – вкусное яблоко; умный – очень умный; читать – читать книгу; дороже – дороже золота; трое – трое детей и т.д. Однако не все сочетания слов могут быть словосочетаниями. Так, не являются словосочетаниями такие соединения слов, в которых ни одно из слов не подчинено другому, наприме
... Читать дальше »
1. Предмет синтаксиса. Задачи синтаксической науки. 2. Основные синтаксические единицы. 3. Грамматические значения синтаксических единиц. 4. Синтаксические средства русского языка. 5. Связь синтаксиса с морфологией и лексикой.
Синтаксис (греч. syntaxis- составление) - один из разделов грамматики, изучающий способы соединения слов в словосочетании и предложении, а также типы предложений, их строение, функции и условия употребления. Например, словосочетания добежать до рощи, дойти до станции, дотянуться до мяча различны по своим лексическим значениям, но все построены по одному образцу (глагол с приставкой до- и существительное в родительном падеже с предлогом до), все имеют одно и то же общее отвлеченное значение (действие и его пространственный предел). Предложения Весна наступила; Птицы поют; Снег растаял; Человек идет имеют разное содержание, состоят из слов с разными лексическими значениями, но все они построены по общему правилу: это предложения, состоящие только из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), и общее отвлеченное значение у них одно и то же; они обозначают предмет и его действие. Таким же образом в синтаксисе изучаются и другие типы предложений. В синтаксисе выделяют две части: 1) учение о словосочетании, которое рассматривает типы синтаксических отношений между словами и разновидности подчинительных словосочетаний, и 2) учение о предложен
... Читать дальше »
Рашит Нигмати 9 февраля (27 января по старому стилю) 1909 года родился народный поэт Башкортостана, драматург, переводчик, автор семи пьес, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почета» Рашит Нигмати (Рашит Нигматуллович Нигматуллин), чьим именем названа улица в Демском районе Уфы.
Рашит Нигмати родился в деревне Денгизбаево Николаевского уезда Самарской губернии, ныне Большечерниговского района Самарской области. В 1916-1918 годах учился в медресе родной деревни. В десять лет он лишился матери, через два года умирает отец. В 1921 году Рашит вместе с другими голодающими детьми был вывезен в самарский детский дом, затем их отправили в город Белая Церковь, что на Украине. В 1924 году он вернулся в Уфу и поступил в школу-интернат для детей-сирот имени В.И.Ленина, в 1930 году окончил рабфак.
В 1931 году Рашит Нигмати начал работать в туймазинской районной газете «Ленин юлы» («Ленинский путь»). Отслужил в рядах Красной Армии на Дальнем Востоке, затем продолжил работу в газете. С 1937 года трудился литературным консультантом Союза писателей республики.
С началом войны Рашит Нигмати был мобилизован и направлен инструктором саперного дела в воинскую часть, находящуюся в Алкино, что неподалеку от Уфы. В 1943 году после поездки в Башкирскую кавалерийскую дивизию с группой деятелей культуры он заболел воспалением легких. Лечился в одном из госпиталей Уфы, долго находился при смерти, и был комиссован. Работал ответственным секрет
... Читать дальше »