Автор: Василенко Нина Николаевна (учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №10 г.Апатиты Мурманской области)
I Организационный момент
II Повторение ранее изученного
А. Буквы -ч-, -щ- в суффиксе -чик- (-щик-) (устный ответ одного учащегося, оценивание) (СЛАЙД №2)
1. В училище готовили шлифов..иков, набор..иков и переплёт..иков. 2. Смаз..ик смазал колёса вагона. 3. Фонар..ик зажёг старые фонари. 4. Извоз..ик перевозит людей. 5. Камен..ик, стеколь..ик и водопровод..ик ремонтировали дом. 6. Рез..ик по дереву работал с краснодерев..иком, гранит..иком и облицов..иком.
Б. Словарный диктант (один учащийся работает у доски, остальные записывают в тетради)
(Проверка диктанта ученика, работавшего у доски, учащимися и учителем. Оценивание.)
III Объяснение нового материала
- Вспомним, в каком разделе лингвистики изучается существительное (морфология, орфография, культура речи).
- Что же такое существительное как часть речи? Привести примеры. (Ответ учащегося оценить.) (во-первых, обозначает предмет, во-вторых, имеет морфологические признаки: постоянные и непостоянные, в-третьих, синтаксическая роль в предложении – может быть всеми членами предложения)
- Проведём небольшое исследование, когда в существительных пишется суффикс -ик- (-чик-), а когда -ек-. Прочитайте слова (СЛАЙД №3).
- Не записывая проверочного слова, вы должны правильно записать существительные, вставив суффикс -ик- или -ек-. Пользуйтесь рассуждением, кому трудно, тот может записать с проверочным словом.
Раз – все встали, потянулись; Два – назад все оглянулись; Три – руками помахали; На четыре – пол достали; Пять – все дружно повертелись; Шесть – за парты все уселись. (повторить 2 раза)
VI Закрепление орфограммы №34
- Давайте ещё раз вспомним правило написания суффиксов -ик-, -ек- в существительных. Сначала хором правило проговорят мальчики. Девочки внимательно слушают и дают оценку.
- А теперь послушаем девочек.
VII Тренировочные упражнения
А. Объяснительный диктант (СЛАЙД №7): в первый столбик выписать слова с суффиксом -ек-, во второй – с суффиксом -ик- (-чик-).
У гном..ка был ключ..к, Он открывал чуланч..к, В котором находились Станоч..к и кирпич..к, Платоч..к и футлярч..к, Горош..к и огурч..к, Бараш..к и бананч..к.
гномик станочек ключик платочек кирпичик горошек футлярчик барашек огурчик бананчик (Оценить ответ одного ученика) (СЛАЙД №8)
Б. Работа с текстом (СЛАЙД №9) (Читает учитель)
Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.
- Докажите, что это текст. (предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью)
- Как можно озаглавить текст? (После дождя)
- В каком предложении содержится основная мысль? (во втором)
- Выполняем выборочный диктант (самостоятельная работа): в первый столбик выписать слова с суффиксом -ек-, во второй – с суффиксом -ик- (-чик-).
(Пока учащиеся выполняют выборочный диктант, один ученик у доски выполняет морфологический разбор существительного ручеёчек)
Обратите внимание, что в слове лютик корень -лютик-.
(Оценить ответ одного ученика) (СЛАЙД №10) Дополнительный вопрос: при каком условии пишется суффикс -ек-, -ик- (-чик-)? (В суффиксах существительных -ек-, -ик- пишется -е-, если при склонении гласная выпадает, если гласная остаётся, пишем -и-)
II Нач. ф. – ручеёчек; пост. пр.: нариц., неодуш., муж. р., 2 скл.; непост. пр.: в им. п., в ед. ч.
III Превратился (что?) ручеёчек (подлежащее)
- Кто быстрее посчитает количество букв и звуков в этом слове? Ответ обоснуйте. (8 букв, 9 звуков; буква ё после гласной обозначает два звука – [й’], [о])
VIII Вывод
- Какую тему изучали?
- Когда в суффиксах существительных пишется -ек-, а когда -ик- (-чик-)?
- Посмотрим, что нужно сделать. (Задание читает ученик)
- Стол. Как напишем? (столик) Понятно, как надо выполнять?
- Спасибо всем за урок. Вы сегодня хорошо работали. Многие получили оценки. Я хочу ещё оценить активно работающих в течение урока (назвать фамилии 2-3-х человек).
Литература
Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы/В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 35-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1987
Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – 26-е изд. – М.: Просвещение, 2008
Нина Николаевна! Спасибо Вам за полезный ресурс. Урок направлен на решение образовательных задач. Вы развиваете у учащихся умение находить слова на изучаемую орфограмму, отрабатываете навыки применения на письме алгоритма написания суффиксов существительных -ек , -ик, проводите попутное повторение ранее изученного материала. Очень понравилась презентация, сопровождающая урок. Всё наглядно, появляющиеся правильные ответы помогают быстро проверить выполнение заданий. Очень "оживляет" урок физминутка. Звучит такая зажигательная музыка. Уверена, что такая физминутка поможет избежать утомляемости учащихся на уроке. К сожалению, у меня почему-то не воспроизводится в презентации музыкальный файл. Нина Николаевна! Ждём Ваши новые работы. Желаю Вам удачи! С уважением, Лариса Михайловна.
Уважаемая Лариса Михайловна, большое спасибо за Ваш комментарий. Приятно слышать тёплые слова. Ресурс я загрузила заново, музыка теперь должна звучать. С уважением, Нина Николаевна.
Нина Николаевна! Какой замечательный ресурс Вы представили! Все логично, интересно, познавательно. Какая славная задумка с физкультминуткой! Это просто здОрово! Спасибо за идеи и творчество! Ольга Семёновна.
Нина Николаевна! Присоединяюсь к восторженным отзывам коллег. Отличный ресурс у Вас получился! С большим интересом просмотрела презентацию. Мне очень понравилась работа с текстом. Ручеёк на слайде - одно загляденье! Спасибо Вам! С уважением, Евгения.
Урок замечательный, заслуживает только похвалу и высокую оценку. Спасибо, Нина Николаевна!
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Нет ничего опасней для новой истины, как старое заблуждение. /И. Гете/