Воскресенье | 26.10.2014 | 05:00
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Тематическое планирование [12]
Разработки уроков [60]
Олимпиады, конкурсы, контрольные работы [5]
Дидактические материалы [24]
Подготовка к ЕГЭ и ГИА [0]
Внеклассная работа [29]
Проектная деятельность [2]
Иное [11]

Новости партнеров

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Методичка 
Главная » Файлы » Русский язык » Разработки уроков

Последние обновления на форуме:
  • Сетевой проект "Карусель сказок"
  • [Сетевые проекты]
    Последнее сообщение: (25.10.2014) 23:14 Всего сообщений:(27)
  • Оцените работу!
  • [Биология, химия, экология]
    Последнее сообщение: (25.10.2014) 22:08 Всего сообщений:(15)
  • Обмен опытом
  • [ОБЖ]
    Последнее сообщение: (25.10.2014) 14:45 Всего сообщений:(37)



    Гласные в суффиксах существительных -ек-, -ик- (-чик-)

    Скачать удаленно (3.68 МБ) 09.03.2011, 19:45
    [ Сообщить о нерабочей ссылке ]
    Автор: Василенко Нина Николаевна (учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №10 г.Апатиты Мурманской области)

    I Организационный момент

    II Повторение ранее изученного

    А. Буквы -ч-, -щ- в суффиксе -чик- (-щик-) (устный ответ одного учащегося, оценивание) (СЛАЙД №2)

    1. В училище готовили шлифов..иков, набор..иков и переплёт..иков.
    2. Смаз..ик смазал колёса вагона.
    3. Фонар..ик зажёг старые фонари.
    4. Извоз..ик перевозит людей.
    5. Камен..ик, стеколь..ик и водопровод..ик ремонтировали дом.
    6. Рез..ик по дереву работал с краснодерев..иком, гранит..иком и облицов..иком.

    Б. Словарный диктант (один учащийся работает у доски, остальные записывают в тетради)

    Телеграмма, великолепный, состязание, подражать, поражение, генерал, лейтенант, командир, салфетка, бахрома, квартира, карниз, трибуна, преодолеть, преподаватель, присутствовать, арматура, профессия, бетон, препятствие, агент, арматура, троллейбус.

    (Проверка диктанта ученика, работавшего у доски, учащимися и учителем. Оценивание.)

    III Объяснение нового материала

    - Вспомним, в каком разделе лингвистики изучается существительное (морфология, орфография, культура речи).

    - Что же такое существительное как часть речи? Привести примеры. (Ответ учащегося оценить.) (во-первых, обозначает предмет, во-вторых, имеет морфологические признаки: постоянные и непостоянные, в-третьих, синтаксическая роль в предложении – может быть всеми членами предложения)

    - Проведём небольшое исследование, когда в существительных пишется суффикс -ик- (-чик-), а когда -ек-. Прочитайте слова (СЛАЙД №3).

    гвоздик – гвоздика
    карманчик – карманчика
    ящичек – ящичка
    звоночек – звоночка

    - В каком падеже стоят существительные во втором столбце? (родительный падеж)

    - Что произошло с гласными в суффиксах при склонении? (буква -и- осталась, -е- – выпала)

    - Не заглядывая в учебник, сформулируйте правило: При каком условии пишется -е-, -и- в суффиксе? (спросить 2-3-х учащихся)

    - А теперь проверим, правильно ли вы сформулировали правило. Откроем учебник, параграф 45. (читает учащийся)

    - Как мы рассуждаем? (учащийся читает рассуждение)

    - Кому непонятно правило? (если есть вопросы, ещё раз обратиться к СЛАЙДУ №3 и попросить объяснить правило тех, кто усвоил материал)

    - Давайте составим алгоритм правописания суффиксов существительных -ек-, -ик- (-чик-). (СЛАЙД №4)

    - Шаг первый: поставьте существительное в форму родительного падежа (ед.ч.).

    - Шаг второй: если гласная суффикса не выпадает, то пишу -ик- (носик – носика; шкафчик – шкафчика); если выпадает, то -ек- (сыночек – сыночка; орешек – орешка). (учащиеся записывают алгоритм в тетради)

    IV Закрепление изученного

    А. (По цепочке к доске приглашаются учащиеся, проговаривая правило вслух, объясняют написание слов – работа на доске и в тетради)

    василёчек – василёчка
    стебелёчек – стебелёчка
    мальчик – мальчика
    козлёночек – козлёночка
    любимчик – любимчика
    узорчик – узорчика
    дождик – дождика
    костюмчик – костюмчика
    дружочек – дружочка

    Б. Самостоятельная работа (упражнение №251).

    - Не записывая проверочного слова, вы должны правильно записать существительные, вставив суффикс -ик- или -ек-. Пользуйтесь рассуждением, кому трудно, тот может записать с проверочным словом.

    (Проверка упражнения – взаимопроверка) (СЛАЙД №5)

    Сыночек, подарочек, мячик, самолётик, звоночек, дружочек, ключик, карандашик, орешек, пузырёчек, кирпичик, василёчек, огонёчек, кусочек, ларчик.

    V Физминутка (СЛАЙД №6)

    Раз – все встали, потянулись;
    Два – назад все оглянулись;
    Три – руками помахали;
    На четыре – пол достали;
    Пять – все дружно повертелись;
    Шесть – за парты все уселись. (повторить 2 раза)

    VI Закрепление орфограммы №34

    - Давайте ещё раз вспомним правило написания суффиксов -ик-, -ек- в существительных. Сначала хором правило проговорят мальчики. Девочки внимательно слушают и дают оценку.

    - А теперь послушаем девочек.

    VII Тренировочные упражнения

    А. Объяснительный диктант (СЛАЙД №7): в первый столбик выписать слова с суффиксом -ек-, во второй – с суффиксом -ик- (-чик-).

    У гном..ка был ключ..к,
    Он открывал чуланч..к,
    В котором находились
    Станоч..к и кирпич..к,
    Платоч..к и футлярч..к,
    Горош..к и огурч..к,
    Бараш..к и бананч..к.

    гномик станочек
    ключик платочек
    кирпичик горошек
    футлярчик барашек
    огурчик
    бананчик
    (Оценить ответ одного ученика) (СЛАЙД №8)

    Б. Работа с текстом (СЛАЙД №9) (Читает учитель)

    Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.

    - Докажите, что это текст. (предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью)

    - Как можно озаглавить текст? (После дождя)

    - В каком предложении содержится основная мысль? (во втором)

    - Выполняем выборочный диктант (самостоятельная работа): в первый столбик выписать слова с суффиксом -ек-, во второй – с суффиксом -ик- (-чик-).

    (Пока учащиеся выполняют выборочный диктант, один ученик у доски выполняет морфологический разбор существительного ручеёчек)

    - Проверим, что получилось.

    лучик дождичек
    колокольчик ручеёчек
    кузнечик цветочек
    бутончик

    Обратите внимание, что в слове лютик корень -лютик-.

    (Оценить ответ одного ученика) (СЛАЙД №10) Дополнительный вопрос: при каком условии пишется суффикс -ек-, -ик- (-чик-)? (В суффиксах существительных -ек-, -ик- пишется -е-, если при склонении гласная выпадает, если гласная остаётся, пишем -и-)

    - Проверим морфологический разбор существительного ручеёчек. (СЛАЙД №11)

    I Ручеёчек – сущ.; (что?)

    II Нач. ф. – ручеёчек; пост. пр.: нариц., неодуш., муж. р., 2 скл.; непост. пр.: в им. п., в ед. ч.

    III Превратился (что?) ручеёчек (подлежащее)

    - Кто быстрее посчитает количество букв и звуков в этом слове? Ответ обоснуйте. (8 букв, 9 звуков; буква ё после гласной обозначает два звука – [й’], [о])

    VIII Вывод

    - Какую тему изучали?

    - Когда в суффиксах существительных пишется -ек-, а когда -ик- (-чик-)?

    IX Домашнее задание

    - Запишите домашнее задание. (СЛАЙД №12)

    1. Выучить правило «Правописание суффиксов существительных -ек-, -ик-»;
    2. Упражнение №252 (письм.)

    - Посмотрим, что нужно сделать. (Задание читает ученик)

    - Стол. Как напишем? (столик) Понятно, как надо выполнять?

    - Спасибо всем за урок. Вы сегодня хорошо работали. Многие получили оценки. Я хочу ещё оценить активно работающих в течение урока (назвать фамилии 2-3-х человек).

    Литература

    Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы/В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 35-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1987

    Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – 26-е изд. – М.: Просвещение, 2008

    Категория: Разработки уроков | Добавил: Nina-nik | Теги: гласные, -ек-, -ик-, существительных, суффиксах, -чик-
    Просмотров: 24477 | Загрузок: 1330 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 5.0/3
    Похожие материалы:
    Всего комментариев: 8
    Оценить комментарий  0   Спам
    1 Лариса_М   (10.03.2011 17:53)
    Нина Николаевна! Спасибо Вам за полезный ресурс. Урок направлен на решение образовательных задач. Вы развиваете у учащихся умение находить слова на изучаемую орфограмму, отрабатываете навыки применения на письме алгоритма написания суффиксов существительных -ек , -ик, проводите попутное повторение ранее изученного материала. Очень понравилась презентация, сопровождающая урок. Всё наглядно, появляющиеся правильные ответы помогают быстро проверить выполнение заданий. Очень "оживляет" урок физминутка. Звучит такая зажигательная музыка. Уверена, что такая физминутка поможет избежать утомляемости учащихся на уроке. К сожалению, у меня почему-то не воспроизводится в презентации музыкальный файл. Нина Николаевна! Ждём Ваши новые работы. Желаю Вам удачи! С уважением, Лариса Михайловна.

    Оценить комментарий  0   Спам
    2 Nina-nik   (17.03.2011 22:06)
    Уважаемая Лариса Михайловна, большое спасибо за Ваш комментарий. Приятно слышать тёплые слова. Ресурс я загрузила заново, музыка теперь должна звучать. С уважением, Нина Николаевна.

    Оценить комментарий  0   Спам
    3 Лариса_М   (17.03.2011 23:29)
    Нина Николаевна! Отлично! biggrin

    Оценить комментарий  0   Спам
    4 Ольга_Семёновна   (22.03.2011 13:41)
    Нина Николаевна! Какой замечательный ресурс Вы представили! Все логично, интересно, познавательно. Какая славная задумка с физкультминуткой! Это просто здОрово! Спасибо за идеи и творчество! Ольга Семёновна. tongue biggrin

    Оценить комментарий  0   Спам
    5 Nina-nik   (22.03.2011 18:05)
    Уважаемая Ольга Семёновна, большое спасибо за положительный отзыв о моей работе. smile С уважением, Нина Николаевна.

    Оценить комментарий  0   Спам
    6 Евгения   (28.03.2011 19:35)
    Нина Николаевна! Присоединяюсь к восторженным отзывам коллег. Отличный ресурс у Вас получился! С большим интересом просмотрела презентацию. Мне очень понравилась работа с текстом. Ручеёк на слайде - одно загляденье! Спасибо Вам! С уважением, Евгения.

    Оценить комментарий  0   Спам
    7 Nina-nik   (29.03.2011 15:24)
    Уважаемая Евгения Николаевна, спасибо за Ваш комментарий. Я рада, что моя работа пришлась Вам по душе. С уважением, Нина Николаевна.

    Оценить комментарий  0   Спам
    8 iraida77   (09.09.2011 13:28)
    Урок замечательный, заслуживает только похвалу и высокую оценку. Спасибо, Нина Николаевна! smile

    Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    В методичке
    Методических разработок:
    2470
    Снято с публикации за нарушение авторского права:

    Поиск

    Наши планы
    Приглашаем Вас ознакомиться
    с планами нашего портала

    Афоризм дня
    Предосторожность проста, а раскаяние многосложно.
    /И. Гёте/


    Файлообменник

    Реклама

    Рейтинг@Mail.ru Создать сайт бесплатно
    "Методсовет" © 2010 - 2014
    My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы