Автор: Иванова Светлана Владимировна (Учитель начальных классов, МБОУ Голынковская средняя общеобразовательная школа Руднянского района Смоленской области)
В ходе урока дети в игровой форме повторяют ранее изученный материал, знакомятся с новыми звуками и буквами их обозначающими. Используется фронтальная и индивидуальная форма работы.
Светлана Владимировна! В Пояснительной записке необходимо указать выходные данные использованных источников (издательство, год издания). О внесении изменений в работу, пожалуйста, сообщайте на этой странице.
Светлана Владимировна, здравствуйте. Познакомилась с Вашей разработкой урока. Спасибо. Вы поставили цель урока: "знакомство со звуками [м], [м`] и буквами «М, м»". Мне кажется цель не совсем полная. Вы же ещё читали слоги, слова и текст с этой буквой. Вы грамотно расписали предметные и метапредметные УУД. Небольшое стихотворение в начале урока настроило детей на работу, создало соответствующее настроение у детей. На этапе актуализации Вы отгадали загадку, организовали повторение (составляли слова из букв, подбирали схемы к словам, вспоминали изученные буквы). На 3 этапе урока (целеполагание и мотивация) Вы с детьми сформулировали тему и цель урока. Очень интересно, как Ваши дети ставят цель. Мне кажется, в 1-м классе детям нужно давать слова помощники. На этом этапе Вы забыли про мотивацию. Это очень важно. Дети должны понимать зачем, для чего они изучают эту тему урока. Работая с детьми по теме урока Вы всё сделали правильно. Отгадали загадки, нашли схемы слов, выполнили звуко-буквенный анализ слов, выделили звуки, обозначили их буквами, подвели итог, закрепили игрой "Капитаны", работали с учебником, читали слова, тексты. При развитии речевого аппарата Вы использовали упражнения « Воздушный шарик», « Корова», артикуляционную разминку « Губы», « Сластёна». Можно Вас попросить расписать подробнее эти упражнения? А физминутки я бы взяла про медведя. Такую: Медвежата в чаще жили Головой своей крутили Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево) Медвежата мёд искали Дружно дерево качали Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево) И в развалочку ходили И из речки воду пили Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд) А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали! Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки) Вот болотце на пути! Как его нам перейти? Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх) Или: Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку) Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой) Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения) А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл) А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки) Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку) Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову) В конце урока был подведён итог, проведена рефлексия. Уверена, Ваш урок пригодится многим учителям, особенно тем, кто только начинает свою работу в школе. Светлана Владимировна, а почему Вы не используете ИКТ на уроке? С уважением, Носкова М. А.
Марина Александровна,спасибо за внимание к моей работе!Благодарю за подсказки! Конечно, надо было взять физкультминутки про медведя. (Как это меня увело в сторону?!)Первая физкультминутка мне хорошо знакома, а вот вторую не слышала никогда, спасибо, возьму на вооружение! Упражнение "воздушный шарик":полностью выдохнуть воздух через рот и не дышать в течение нескольких секунд, затем наполнить лёгкие воздухом за несколько коротких,активных вдохов через нос. "Корова": сделать глубокий вдох носом, а выдыхать через рот, имитируя мычание коровы: му-у-у-у. "Губы": плотно сжав губы, вытянуть их вперёд; не разжимая губ, растянуть их в улыбке; повторить упражнение 2-3 раза. "Сластёна":облизать кончиком языка верхнюю и нижнюю губы слева направо и справа налево. Марина Александровна, Вы спрашиваете, почему я не использую на уроке ИКТ, дело в том, что в нашей школе оснащены три кабинета: физика, информатика, литература.Попасть в эти кабинеты очень сложно.Я иногда "протискиваюсь" в кабинет информатики и провожу уроки окружающего мира. В начальной школе (у нас 7 классов-комплектов)поставили оборудование на весенних каникулах в одном кабинете, но запустить не могут, нет какой-то детали.Я бы с удовольствием использовала на уроках ИКТ, но желания и возможности, к сожалению, не совпадают!С уважением, Светлана Владимировна.
Светлана Владимировна, спасибо за ответ. Очень сочувствую Вам по поводу того, что кабинеты не оснащены оборудованием. У нас маленькая школа (800 учащихся), 6 кабинетов для начальной школы. Все кабинеты оснащены ноутбуками, проекторами, выходом в интернет, в двух кабинетах есть интерактивные доски.
Здравствуйте, Марина Александровна!У Вас замечательная школа!Учителю есть где развернуться, проявить своё творчество, ведь сейчас такие возможности!Но таких школ, как наша, тоже немало по России. Изменить мы ничего не в силах, а работать надо.И работать так, чтобы детки с удовольствием учились и с радостью бежали в школу!
Доброе утро, Светлана Владимировна. Познакомилась с Вашим ресурсом: реальный планируемый результат, продуктивные виды деятельности, позитивный настрой на уроке, содержание урока соответсвует психофизиологическим особенностям учащихся данного возраста. Интересное сопровождение героя на протяжении всего урока. Но взгляд со стороны всегда цепляется за некоторые моменты на уроке, которые необходимо отредактировать. Я согласна с Мариной Александровной, что в 1 классе на этапе обучения грамоте деткам тяжело самим сформулировать цель. Напраляющая помощь педагога здесь необходима. Такой вид деятельности, как "Собери слова" предусмотрен в групповой работе или в индивидуальной? Желательно уточнить. В игре "Капитаны" Вы используете слова "мальва, маргаритки, земляника" и подкрепляете их картинками или нет? Опыт показывает, что дети зачастую не знают, что под собой подразумевают эти слова. Если Вы проработали на уроке непонятные детям слова, то этим Вы обогатили их речевой аппарат, расширили словарный запас и кругозор. Просто в конспекте можно указать, что Вы подкрепляете словесный образ предмета картинкой. В процессе урока дети работают в паре над составлением рассказа о Москве. Может быть текста, а не рассказа? Уточнение позволит и Вам ввести пропедевтику изучения такой темы как "Текст". Ваш ресур взяла к себе в копилочку, так как выпускаю четвероклассников. Спасибо.
Здравствуйте, Людмила! Мне очень приятно, что Вы обратили внимание на мой ресурс, и, более того, взяли в свою копилку.Спасибо за добрые слова в мой адрес!Вы абсолютно правы, детям в 1 классе трудно самим сформулировать цель урока и здесь присутствует направляющая роль учителя. Я неточно об этом прописала. Игровое упражнение "Собери слова" чаще всего провожу в групповой работе. Индивидуально даю такие задания редко и, в основном, хорошо читающим детям. Они такие задания "щёлкают", как орешки. У меня в классе есть несколько учеников, у которых настольными книгами являются различные энциклопедии. И слова, типа мальвы и маргариток, выдают мне на уроке как раз они.С уважением Светлана Владимировна.
Светлана Владимировна, внесите, пожалуйста, некоторые коррективы в материал в соответствии с рекомендациями экспертов, и тогда Ваша разработка не вызовет вопросы. О доработке сообщайте здесь в комментариях.
Светлана Владимировна, доброго времени суток. Спасибо, что откликнулись на предложения коллег. Отредактируйте, пожалуйста, цель урока. В конспекте и пояснительной записке написано по-разному. Цель урока начинаем писать с имени существительного. Мне кажется, что цель вашего урока можно сформулировать так: "Создание условий для знакомства со звуками [м], [м`], буквами "М, м", обучение чтению слов и предложений с этой буквой". С уважением, Носкова М. А. Удачи!
Светлана Владимировна, доброго времени суток! Спасибо за урок, мне понравился! Хороший традиционный урок, все этапы урока взаимосвязаны. Вы подробно и верно прописали традиционный подход в изучении от звуков и буквы, далее слоги, слова, предложения, тексты. Развивающие и воспитательные цели урока решались в единстве с образовательными. Мне кажется было бы уместно прописать триединую цель урока: образовательные: знакомство со звуками [м], [м`], буквами "М, м"; обучение чтению слогов, предложений с этой буквой; развитие фонематического слуха; уточнение и обогащение активного словаря учащихся (цель должна предполагать формулировку, описывающую результаты обучения, выраженные через действия учеников, которые можно реально опознать - создать условия - это не значит научиться). Развивающие: развитие связной устной речи, воображения, памяти, внимания, логического мышления, операций мышления - анализ, сравнение, классификация. Воспитательные: воспитание коммуникативных качеств личности, умения работать в группе, вести учебный диалог. Считаю Ваш урок построен по стратегии "Знаю, но не всё, хотел бы узнать - узнаю". В конспекте грамотно прописаны элементы используемых Вами на уроке современных образовательных технологий, УУД. Но сам предмет называется не "Обучение грамоте", а "Чтение". Хорош организационный момент, который явился позитивным настроем на урок. На протяжении всего урока работа со сказочным персонажем, что объединило все элементы урока в единую сюжетную линию. Очень интересное задание с вопросом: "Хотите узнать, кого Медвежонок встретил в лесу?" Вы предложили некую познавательную провокацию - но мне кажется, что поторопились со следующим вопросом - дети сами бы встретили эту провокацию и обязательно обратили на неё внимание. Хорошо реализован этап по работе над темой урока. Приобретенные знания закреплялись в разнообразных заданиях, опираясь при этом на предыдущий опыт и знания. Все задания продуктивны, соответствуют возрастным особенностям первоклассников, способствуют повышению мотивации. Светлана Владимировна, Вы прописываете в пояснительной записке как основное понятие "родственные слова", но в конcпекте это никак не отражено?.. Вам уже коллеги давали рекомендации, и вижу, что Вы ими воспользовались. Позвольте мне добавить некоторые (возможно, они пригодятся Вам в деятельности в будущем). В игру "Капитаны" можно специально добавить слова, которые по Вашему мнению, не находятся в активном запасе детей - это так называемое познавательное затруднение, элемент волевой мотивации (обязательно у кого-нибудь из ребят появится желание узнать более подробную информацию, и слово из пассивного словаря перейдет в активный). Этап "Развитие речевого аппарата", на мой взгляд, целесообразнее поставить перед этапом работы по теме урока. При работе над текстом "На уроке" было предложено задание поставить к нему вопросы. Было бы интересно, если бы Вы их нам представили (какие дети больше задают вопросы: содержательные, эмоционального характера, заставляющие порассуждать - это "поле" для дальнейшей деятельности на уроках). При составлении текста о Москве можно использовать изобразительный ряд - картинки, фото, открытки о Москве, музыкальный ряд - песни о Москве, что несомненно способствует развитию творческой и познавательной активности детей. При работе над текстом "Утром" с целью обогащения словарного запаса детей поработать над лексическим значением слова: ""Какой кран вы ещё знаете (встречали)?" (Башенный). Вывод: в русском языке встречаются слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разные значения. Их мы будем часто встречать на наших уроках. В игровое упражнение "Буква потерялась" добавить разные знаки в конце предложения - что позволит прочитать его с разной интонацией и разнообразит работу над предложением (другие варианты: схема предложения, звуковые схемы слов в качестве самостоятельной, проверочной работ и т. д.). Две физминутки получились однообразными - чтобы разнообразить в качестве варианта: ученик показывает с помощью жестов и мимики объекты окружающего мира, в которых встречаются звуки [м], [м`] - другие отгадывают. Вы представили очень интересный прием чтения слогов - беру себе в копилку! Отлично реализован этап рефлексии! На память портрет Медвежонка Миши - это и рефлексия настроения, и рефлексия деятельности. Урок насыщенный, продуктивный. Главный принцип урока - принцип развития, который реализуется через все задания и на этапе изучения нового материала. Спасибо за ресурс! Дальнейших Вам творческих успехов! С уважением, Наталья Витальевна
Наталья Витальевна, думаю, образовательные, развивающие, воспитательные - это не цель урока, а задачи. По новым стандартам прописываем УУД (предметные, метапредметные). У Светланы Владимировны УУД прописаны.
Здравствуйте, Наталья Витальевна! Мне очень приятно, что вы обратили внимание на мой ресурс. Спасибо за добрые слова в мой адрес. Я внимательно прочитала всё, что Вы написали мне.Обязательно воспользуюсь Вашими советами при написании следующего конспекта.Не зря говорят, век живи - век учись.
Марина Александровна, просто существуют разные подходы. Триединая цель, распадающаяся на три вида задач. Или формулировка трех целей, каждая из которых имеет свои задачи для ее достижения. Можно и так, и так. А нацеленная деятельность на формирование УУД действительно грамотно прописана у Светланы Владимировны. И согласитесь, главное ведь не форма, а содержание. Да, существует подход, когда формулировка цели должна выражаться существительным, а задачи - глаголы. Но поверьте, этот подход не единственный. Главное, цель должна иметь следующие характеристики: быть конкретной, достижимой, измеримой, нацеленной на результат, определенной во времени. (Но это лучше почитать у Елены Александровны Годуновой, если сайт "ЭОР" еще работает? - не знаю). Остальное не так важно. А ведь на определенном этапе я тоже мучалась этими вопросами.)))) Спасибо!
Огромное спасибо сайту "Методсовет" за активацию моего ресурса! Благодарю администраторов сайта и всех, кто высказал своё мнение об уроке. Замечания, рекомендации, советы полезны и способствуют оттачиванию мастерства!
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
3лословящий есть самый лютый из диких зверей, а льстец - самый опасный из ручных животных. /Диоген/