Суббота | 03.12.2016 | 20:45
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Тематическое планирование [11]
Разработки уроков [54]
Олимпиады, конкурсы, контрольные работы [2]
Дидактические материалы [48]
Внеклассная работа [33]
Проектная деятельность [51]
Иное [11]

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 14
Пользователей: 1
Tatjana69

Наша кнопка

Методсовет


 Методичка 
Главная » Файлы » Литературное чтение » Дидактические материалы

Последние обновления на форуме:
  • РЕФЛЕКСИЯ Сетевой проект «Унылая пора! Очей очарованье!»
  • [Сетевые проекты]
    Последнее сообщение: (28.11.2016) 19:23 Всего сообщений:(44)
  • Беседка 2
  • [Общение]
    Последнее сообщение: (27.11.2016) 13:40 Всего сообщений:(274)
  • Внеклассная работа по иностранному языку
  • [Иностранные языки]
    Последнее сообщение: (21.11.2016) 11:55 Всего сообщений:(11)



    Зимние календарные праздники. Детский фольклор. Методическое пособие

    12.07.2010, 07:51
    Автор: Ольга (., .)

    Муниципальное образовательное учреждение
    дополнительного образования детей
    Дом детского творчества

    Зимние календарные праздники

    (Материал к занятиям по детской бытовой, народной - обрядовой культуре)
    Методическое пособие

    ДРЕВНЕСЛАВЯНСКИЕ НАЗВАНИЯ МЕСЯЦЕВ ГОДА

    У древних славян год делился на двенадцать месяцев, названия которых были тесно связаны с явлениями природы.

    Сечень (январь) — время вырубки леса;
    лютый (февраль) — лютые морозы;
    березозол (март} — брали сок из берез;
    цветень (апрель} — цветение садов;
    травень (май) — зеленеет трава;
    червень (июнь) — краснеют вишни;
    липец (июль) — цветение липы;
    сержень (август) — идет жатва;
    вересень (сентябрь) — цветение вереска;
    листопад (октябрь) — опадание листьев у деревьев;
    грудень (ноябрь) — от слова "груда" — мерзлая колея на дороге;
    студень (декабрь) — студено, холодно.
    Многие древнеславянские названия месяцев года позже перешли в ряд славянских языков.

    Новогодние частушки

    Новогодние частушки
    Мы сейчас вам пропоём,
    Чтобы знали все ребята,
    Как мы этот праздник ждём.

    Дед Мороз спешит к нам в гости,
    Он подарки нам несёт.
    Ждут его уже ребята
    С нетерпеньем у ворот.

    У него мешок огромный
    И всё тот же красный нос.
    Это значит: на морозе
    У Мороза нос замёрз.

    У Снегурочки до пола
    Уже выросла коса.
    Пока шла по коридору,
    Пол косою подмела.

    Да! На ёлочке игрушек
    Нам с тобой не перечесть.
    Лишь завхоз наш точно знает,
    Сколько их на ёлке есть.

    Громко музыка играет,
    Пляшет весь честной народ.
    Кому места не хватает,
    Приглашаем в хоровод.

    Дед Мороз раздал подарки,
    Радуется детвора.
    Только Дедушка не весел,
    Сам остался без мешка.

    Снег кружится и летает,
    И ложится на поля.
    Серебром лес украшает
    Наша Зимушка-зима.
    Я на саночки сажусь,
    Смело с горочки качусь,
    Пусть от снега белая,
    Зато какая смелая!

    Возле дома, у катка
    Я лепил снеговика,
    Из морковки сделал нос,
    Получился Дед Мороз.

    Папа мне костюм надел
    Человека – паука.
    Оглянуться не успел –
    Я свисаю с потолка.

    С мамой ёлку нарядили,
    И фонарики включили.
    Будет ёлочка моя
    Самая красивая!

    Я сегодня рано встала.
    Сразу к ёлке побежала.
    Вот спасибо, Дед Мороз,
    Что подарки мне принёс!

    Бабушка костюм мне сшила
    Беленького зайчика,
    Дать морковку позабыла
    Маленькому мальчику.

    С Новым годом поздравляю,
    Новогодний шлю привет!
    Маме с папой я желаю,
    Чтобы жили до ста лет!
    Загадки
    (ответы написаны задом наперед)
    1.
    Словно перышки Жар-птицы,
    Весь сверкает и искрится,
    Запорошил лес, лужок
    Зимний беленький ...
    (коженс)
    2.
    Мы зимой "войну" устроим,
    Крепость снежную построим!
    Чем же будем "воевать"?
    Каждый "воин" должен знать!
    Угадай скорей, дружок,
    Шарик кругленький - ...
    (коженс)
    3.
    Ночь. Зима. На небе звезды.
    Детки спят, совсем уж поздно,
    Месяц на небе - рожок,
    Выпал беленький ...
    (коженс)
    4.
    Едут сани по дороге,
    Вьется ниточкой стежок
    От полозьев след остался,
    Запорошил след ...
    (коженс)
    5.
    Поглядели мы в в окно,
    Аж, глазам не верится!
    Все вокруг белым - бело
    И метет ...
    (ацилетем)
    6.
    Кто зимой метет и злится,
    Дует, воет и кружится,
    Стелет белую постель?
    Это - снежная ...
    (ьлетем)
    7.
    Эту зимнюю хозяйку
    Все боятся, даже зайка
    Не боится лишь апрель
    Снежно-белую ...
    (ьлетем)
    8.
    Солнце скроет, с ветром воет,
    Небо синее закроет
    И поземкой стелется
    Зимняя ...
    (ацилетем)
    Стоит, колючая, как еж,
    Зимою в платье летнем.
    А к нам придет
    Под Новый Год —
    Ребята будут рады.
    Хлопот веселых
    Полон рот:
    Готовят ей наряды.
    (Елка)

    * * *
    Отгадай, что за игрушка?
    Колпачок, как у Петрушки.
    Маленький, удаленький,
    Вырос ростом с валенки.
    (Гном)

    * * *
    Отдыхают мужики,
    На них белы колпаки,
    Не шиты, не вязаны.
    (Деревья в снегу)

    * * *
    Две сестренки, две плетенки
    Из овечьей шерсти тонкой.
    Как гулять - так надевать,
    Чтоб не мерзли пять да пять.
    (Рукавички)

    * * *
    Их треплют, катают,
    А зиму таскают.
    (Валенки)

    * * *
    Бегут полозки,
    Задрав носки.
    (Лыжи)

    * * *
    Бегут по дорожке
    Доски да ножки.
    (Лыжи)

    * * *
    На дворе горой, а дома водой.
    (Снег)

    * * *
    Кто никуда никогда
    не опаздывает?
    (Новый год)

    * * *
    В круглом окне днем стекло разбито,
    К вечеру вставлено.
    (Прорубь)

    * * *
    Лежало одеяло,
    Мягкое, белое,
    Землю грело.
    Ветер подул,
    Одеяло согнул.
    Солнце припекло,
    Одеяло потекло.

    ГАДАНИЯ
    ГАДАНИЕ ПО КНИГЕ.
    Гадающий наугад раскрывает какую-нибудь книгу и смотрит, о чем идет речь на этой странице. Что написано, того и следует ожидать.
    ГАДАНИЕ ПО СВЯЩЕННОЙ КНИГЕ.
    Берут какую-нибудь книгу, преимущественно, духовного содержания, и, не раскрывая ее, задают себе номер страницы и строчку сверху или снизу, наобум. Потом открывают эту страницу и читают. То, что вычитывается из определенной неведомой страницы и строчки, служит ответом на задуманный вопрос. Если ответ будет не прямой, то его растолковывают по-своему.
    ГАДАНИЕ НА ПРУТЬЯХ.
    Каждый берет по прутику и втыкает его в землю у дома. Чьи прутики останутся стоять до утра, тем в наступающем году обеспечены успех и благополучие, а чьи упадут - должны поостеречься.
    ГАДАНИЕ ПО РАФЛЯМ.
    «Рафли» — это разграфленный лист бумаги, где в каждой клетке написано или нарисовано событие, интересующее гадающего. На рафли, то есть на гадательный лист, бросали горошину или пшеничное зерно (можно любую фишку). По той клетке, где остановится фишка, и определяют будущее.
    ОКЛИЧКА ПРОХОЖИХ ИЛИ ПРОЕЗЖИХ.
    Это гадание состоит в том, что во время вечера или ночи выходят из дома и, стоя у него, девушки спрашивают у мужчин: "Как ваше имя?" с той целью и уверенностью, что будущий жених будет иметь то же самое имя и ту же красоту, которую имеет виденный и опрошенный.
    КОЛЬЦО В ВОДЕ.
    Надо взять обыкновенный стакан с гладким дном без всяких рисунков, налить в него три четверти воды и осторожно опустить на середину дна обручальное кольцо, предварительно вычищенное. Затем сравнительно продолжительное время надо смотреть через во внутрь опущенного кольца. Те, кто имеет богатую фантазию, уверяют, что так можно увидеть лицо будущего жениха.
    ЛИТИЕ ВОСКА.
    Чтобы выполнить это гадание, берут свечу и, разломав ее на мелкие кусочки, кладут в металлическую ложку, нагревают ложку на огне до тех пор, пока кусочки воска не превратятся в расплавленную жидкость. И затем одним духом выливают ee в приготовленный таз с водой. Получится некая форма. По ней и гадают, причем большую роль играет фантазия. Одни видят в застывшей восковой фигуре автомобиль, другие же — лицо молодого человека...
    ГАДАНИЕ С ЛОДОЧКОЙ.
    Для этого гадания берут таз, наполненный до краев водой. По краям этого таза вешают бумажные лодочки с именами гадающих или пишут на них возможные события: свадьба, болезнь, страстная любовь, проигрыш, смерть и т. д. Затем берут скорлупу ореха и устанавливают в ней огарок елочной свечи. Лодочку пускают на середину таза и поджигают свечу. В зависимости от того, к какому краю она подплывает и какую бумажку подожжет, судят о будущем.
    ГАДАНИЕ ПО ТЕНЯМ.
    Для этого берется лист бумаги, лучше всего газета. Его надо измять руками так, чтобы он превратился в форменную массу, комок, избегая формы шара. Когда бумага готова, ее кладут на дно опрокинутой тарелки и поджигают. Сгоревшую бумагу, не шевеля и не разрушая формы пепла, подносят к освещенной стене, осторожно поворачивая тарелку, пока не вырисуется на стене какая-либо тень. По ее очертаниям судят о будущем.
    ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ.
    Надо заготовить маленькую бумажку и карандаш к тому времени, когда в Новый год начнут бить часы. После первого удара необходимо успеть написать свое желание, сжечь бумажку, размешать пепел в бокале с шпанским и выпить прежде, чем часы закончат бить 12 раз. Не совсем приятно, но, говорят, гарантия, что желание исполнится в наступившем году.
    ГАДАНИЕ НА КУСКЕ ОТ УЖИНА.
    Первый кусок от ужина кладет девушка под подушку, приглашая суженого: «Ряженый, суженый, приди ко мне ужинать». И он является во сне.
    ГАДАНИЕ ПО ИГЛЕ.
    Запекают иглу в хлеб и если она попадется девушке острием на язык — к замужеству.
    ГАДАНИЕ НА ОРЕХАХ, ГОРОХЕ ИЛИ КОФЕЙНЫХ ЗЕРНАХ.
    Наберите полную горсть орешков, горошин или кофейных зерен, встряхните их несколько раз и затем выкладывайте по одному на стол, каждый раз приговаривая по слову. Например:
    "Светлана, Наталия, Тонкая талия, Смуглая кожа, Страшная рожа, Обжора, Певица, Тощая девица, Русая коса, Чудная краса..."
    Что произнесено на последнем зернышке, то и сбудется.

    СТИХИ ПРО ЗИМУ

    Зимушка-зима (Татьяна Бокова)
    В ледяной карете мчится зимушка-зима
    Ветер крыльями стучится в сонные дома.
    Расцветают скверы, парки снежной белизной.
    И мороз возводит арки над тропой лесной.

    Я еду! ( Татьяна Бокова)
    Я еду! Я еду по тропке лесной!
    Здороваюсь с дубом, берёзой, сосной.
    Я еду! Снежинки руками ловлю.
    Я еду! Я ехать на санках люблю.
    Под горку быстрее. Наверх тяжелей.
    А птицы щебечут: "Коня пожалей!
    Своими ногами до дома беги
    И бабушке санки везти помоги".

    Снеговик (Татьяна Бокова)
    Вокруг меня веселье, ребячий шум и крик.
    Сегодня новоселье справляет Снеговик.
    Ведёрко на головке,
    Отличный нос морковкой.
    Всю зиму за порядком я во дворе слежу.
    Глазами-угольками по сторонам гляжу.
    Чтоб было больше толку,
    Мне дворник дал метёлку!
    Пусть лето не приходит в мой дворик никогда.
    Мне лучше для здоровья снега и холода.
    Вот только снежной Бабой
    Дразнить меня не надо!

    Встреча зимы ( И.С. Никитин)
    Ночь прошла. Рассвело.
    Нет нигде облачка.
    Воздух легок и чист,
    На дворах и домах
    Снег лежит полотном
    И от солнца блестит
    Разноцветным огнём.
    Грязи нет, весь двор одело,
    Посветлело, побелело -
    Видно, есть мороз.

    Пришла зима( И.Черницкая )
    Пришла зима веселая
    С коньками и салазками,
    С лыжнею припорошенной,
    С волшебной старой сказкою.
    На елке разукрашенной
    Фонарики качаются.
    Пусть зимушка веселая
    Подольше не кончается!

    Снегири( А.Прокофьев)
    Выбегай поскорей
    Посмотреть на снегирей.
    Прилетели, прилетели,
    Стайку встретили метели!
    А Мороз-Красный Нос
    Им рябинки принес.
    Хорошо угостил,
    Хорошо подсластил.
    Зимним вечером поздним
    Ярко-алые грозди.

    Я знаю, что надо придумать( Агния Барто)
    Я знаю, что надо придумать,
    Чтоб не было больше зимы,
    Чтоб вместо высоких сугробов
    Вокруг зеленели холмы.
    Смотрю я в стекляшку
    Зелёного цвета,
    И сразу зима
    Превращается в лето.

    Новогоднее чудо( Шакиров Шамиль )
    Этим сияющим зимним днем
    Было все словно в сказке:
    Деревья горели холодным огнем,
    Пылали белые краски.
    Но в парке, бледный, словно тень,
    Котенок ходил несчастный.
    Ему не казался сияющий день
    Таким уж и распрекрасным.
    Но Новый год не просто день,
    А время, когда чудеса
    Приходят и, братец, ты верь-не верь,
    Сбываются навсегда.
    И может быть именно потому
    Котёнок имеет кров,
    И ныне мурлычет на ухо тому,
    Кто взял его под покров.

    Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит...( Федор Тютчев)
    Чародейкою Зимою
    Околдован, лес стоит,
    И под снежной бахромою,
    Неподвижною, немою,
    Чудной жизнью он блестит.
    И стоит он, околдован,
    Не мертвец и не живой -
    Сном волшебным очарован,
    Весь опутан, весь окован
    Лёгкой цепью пуховой…

    Солнце зимнее ли мечет
    На него свой луч косой -
    В нём ничто не затрепещет,
    Он весь вспыхнет и заблещет
    Ослепительной красой.

    Новогодние сны( Шакиров Шамиль)
    Белые хлопья летят и летят,
    Это зима оставляет свой след.
    Можно увидеть сказку зимы
    И новогодние милые сны.
    Если поверить в зимы
    Сказочный мир,
    Можно понять и увидеть опять
    Старые сны.
    Белые хлопья летят и летят,
    Сказку пойми...

    Хитрые санки( И. Бурсов)
    Мои санки едут сами,
    Без мотора, без коня,
    То и дело мои санки
    Убегают от меня.
    Не успею сесть верхом,
    Санки — с места и бегом…
    Мои санки едут сами,
    Вез мотора, без коня.
    А под горкой мои санки
    За сугробом ждут меня.
    Непослушным, скучно им
    Подниматься вверх одним.

    Трое (А. Босев)
    Тpое на заснеженной полянке
    Я, Зима и санки.
    Только землю снег покpоет -
    Собиpаемся мы тpое.
    Веселимся на полянке -
    Я, Зима и санки.

    Скрип шагов вдоль улиц белых, Огоньки вдали...( Афанасий Фет)
    Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали;
    На стенах оледенелых блещут хрустали.
    От ресниц нависнул в очи серебристый пух,
    Тишина холодной ночи занимает дух.
    Ветер спит, и все немеет, только бы уснуть;
    Ясный воздух сам робеет на мороз дохнуть.

    Сколько шапок разных-разных!( Эмма Мошковская)
    Сколько шапок разных-разных!
    Синих, красных, чистых, грязных!
    В разных шапках много разных -
    даже грустных и несчастных.
    Снег посыпал густо-густо
    и засыпал грустных-грустных…
    Нет ни грустных, ни ворчливых -
    много белых и счастливых!

    Синее и белое( Франтишек Грубин)
    Белая зима. Все в инее.
    Снежная баба от стужи синяя.
    Ни обеда не ест, ни ужина.
    Снежная баба, ты простужена?
    — Что ты, чудак, тепла мне не нужно.
    С синею стужей живу я дружно.
    Что может быть лучше мороза да инея?
    Земля белая. Небо — синее.
    Санки Семен Островский
    Съезжают санки сами вниз,
    Но есть у них один каприз.
    Чтоб с горки мчались сани,
    Мы вверх их тащим сами.

    С приходом стужи( Семен Островский)
    Почему с приходом стужи
    Стали хрусткими дорожки?
    Потому что ночью лужи
    Стёкла вставили в окошки.
    Ну, зима!.. Сугробит, стужит...В. Александров
    Ну, зима!.. Сугробит, стужит,
    Заметает, крутит, вьюжит,
    Жжет морозом, душит льдом,
    Загоняет в жаркий дом.
    Новогодней елкой броской
    В дом впорхнет почти стрекозкой.
    Распушится, рассмеется,
    Снежной влагою прольется.

    Ну и ветер!(Уолтер Де ла Мэр)
    Ну и ветер! Ну и ветер!
    До чего ж силен и весел!
    Шапки снежные расвесил
    Небывалой красоты
    На ограды и кусты.
    Там, где летнею порою
    В маргаритках нежный луг,
    Нынче снежной пеленою
    Затянуло все вокруг.
    В ожидании восхода
    Под огромною луной
    Блещет, искрится природа
    Серебром и сединой.
    Все покрыли белым цветом
    Ветер, вьюга и мороз.
    Отчего ж зимой — не летом -
    У меня краснеет нос?

    Морозный день...(Валентин Берестов)
    Морозный день… Зато над головою
    В переплетенье сучьев, в черной сетке,
    Стекая по стволам, по каждой ветке
    Висит лавиной небо голубое.
    И верится: вот-вот весна начнется.
    И чудистя: она уже явилась.
    И ни один сучок не покачнется,
    Чтоб небо невзначай не обвалилось.

    Мороз ( Валентин Берестов)
    "Бураны, вьюги и метели…
    Как много с ними канители,
    Как много шума, толкотни!
    Как надоели мне они!" -
    Так проворчал мороз угрюмый,
    И речку лед сковал без шума,
    Деревья скрыла седина,
    И наступила тишина.

    Ловкость рук (Семен Островский)
    На трюки мастер был мороз.
    Сказал Мороз: "Довольно слёз!" -
    И превратился в снегопад
    Дождь, ливший третий день подряд.
    Ответил трюком я на трюк.
    Зовётся трюк мой "Ловкость рук".
    Мгновенье - и снежинку
    Я превратил в смешинку!

    Кто рисует так искусно...( М. Лесна-Раунио)
    Кто рисует так искусно,
    Что за чудо-фантазеры,
    Ледяной рисунок грустный:
    Реки, рощи и озера?
    Кто нанес орнамент сложный
    На окно любой квартиры?
    Это все один художник.
    Это все его картины.
    Порезвясь в широком поле
    И устав в лесу скитаться,
    Дед Мороз от скуки, что ли,
    В теплый дом решил забраться.
    Но испуганные люди
    Дверь держали на запоре,
    И Морозко — будь что будет -
    Сквозь окно полез к ним вскоре.
    Но и там была преграда -
    В окнах стекла были всюду,
    И Морозко от досады
    Навредить решился людям.
    Он прикинул хитрым оком,
    Кисти взял, белил, эмали -
    И к утру все стекла окон
    Света в дом не пропускали.

    Как наступит зима, снегом выбелит лес...(В. Лейкин)
    Как наступит зима, снегом выбелит лес,
    Тут и зайчик становится белым.
    Он на юг не упрыгал, а в нору залез,
    Так какой же, скажите, ему интерес
    Рисковать своим маленьким телом?
    От лисицы схоронится в белом снегу
    И сидит как сугробик. А сам ни гугу.
    И тихонько мечтает про лето:
    Как он будет скакать на зеленом лугу
    В легкой шубке зеленого цвета.
    Зря слёз не трачу Семен Островский
    Я Зима. Люблю мороз.
    Довожу людей до слёз.
    А сама их зряне трачу.
    Уходя, однако, плачу.
    Зимою всего веселей Саша Черный
    Зимою всего веселей
    Сесть к печке у красных углей,
    Лепешек горячих поесть,
    В сугроб с голенищами влезть,
    Весь пруд на коньках обежать.

    ИГРЫ
    Игра- регулятор всех жизненных позиций ребенка.
    Игра хранит и развивает в детях,
    она их школа жизни и практика развития
    Рубинштеин С.Л.

    Ключевые слова: русские народные игры, классификация, воспитание национального самосознания, историческое наследие.
    Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.
    Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
    Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
    Применение русских народных игр в учебном процессе требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:
    1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).
    2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).
    3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).
    4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).
    5. С учетом возрастных особенностей детей 7, 8, 9, 10 лет. для 1 - 4-х классов с включением в нее русских народных игр.
    6. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).
    7. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).
    8. По отношению к структуре занятия (для подготовительной, основной, заключительной частей занятия).
    Данная классификация предназначена для того, чтобы облегчить педагогам планирование занятий и наглядно обозначить соответствие русских народных игр разделу программы.
    Основная функция этого компонента - воспитание национального самосознания. Народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения обучающимися, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностыо и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности.
    Русские народные игры, входящие в первый компонент, поделены на четыре раздела. Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
    Сюда относятся русские народные игры: "Гуси-лебеди", "Волк во рву" , "Волк и овцы" , "Вороны и воробьи", "Змейка" , "Зайцы в огороде" , "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки" , "У медведя во бору", "Коршун и наседка" , "Стадо" , " Хромая лиса" , "Филин и пташки". "Лягушата", "Медведь и медовый пряник", "Зайки и ежи" , "Ящерица", "Хромой цыпленок", "Оса" и их различные варианты.
    С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел первого компонента - "Быт русского народа", в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входят народные игры: "Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Встречный бой", "Заря", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка",
    "Продаем горшки", "Защита укрепления", "Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты.
    С большим интересом современные школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел первого компонента. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: "Бабки", "Городки", "Горелки", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Ляпка", "Пятнашки", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.
    «Снежинки, ветер и мороз».
    Игра воспитывает спокойное восприятие холодных качеств Природы как радостных и полезных.
    Она даёт возможность детям выразить свои симпатии, а педагогу увидеть их и укрепить.

    Ход игры: Игроки — «снежинки» встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
    Ой, летят, летят снежинки,
    Словно белые пушинки
    На дороги, на поля.
    Стала белой вся Земля.
    На каждое слово делают хлопок то в свои ладоши, то в ладоши с товарищем.
    Далее приговаривают: «Дзинь, дзинь», пока не услышат сигнал «Ветер!» «Снежинки» разлетаются в стороны
    и сбегаются в большую «снежинку» из несколько кружков. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в общий круг и берутся за руки.
    Правила игры. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!».
    В игру можно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, кружение парами и т.д.

    ИМЕНА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

    Попадая в мир русских слов, начиная изучать русский язык, мы одновременно попадаем и в необычный мир имен и названий, которые употребляются в русской речи. Человека с детства окружают имена, через них он, как и через другие источники, познает мир. Очень важно, чтобы он знал их происхождение, смысл и значение.
    Слова – имена входят в систему русского языка. В этой работе вы узнаете о происхождении имен, об их значении, какие имена были популярны в разное время и многое другое.
    До принятия христианства на Руси существовали личные имена людей. Эти древнерусские имена образовывались от нарицательных слов, так же детей сравнивали с животными и растениями: Рябой, Бел, Черныш, Кудряш, Меньшак, Ждан, Дуб, Береза. Или в порядке их рождения: Первак, Вторак, Третьяк и т.д.
    Древнерусские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось как примета, по которой можно было бы выделить его из семьи или рода, по каким-либо внешним признакам или по положению в семье, а иногда – по роду его занятий. Имена давались не только в раннем детстве, но и в зрелом возрасте. При этом «взрослое» имя иногда жило одновременно с «детским». В Древней Руси никакой разницы между именем и прозвищем не было.
    Когда приняли христианство, древнерусские имена были заменены церковными именами.. Отсюда и пошли имена древнегреческие (Кира – «госпожа, владычица»,Ирина – «мир, покой», Ксения – «гостеприимство», Петр – «камень», Николай – «победитель народов»);латинские: (Наталия – «родная, природная», Диана – «божественная», Стелла – «звезда», Валерий – «крепкий, здоровый», Виталий – «жизненный», Константин – «твердый, постоянный»), древнееврейские: (Мария – «любимая, желанная», Анна – означает «милость», Илья – «крепость Господня», Михаил – «кто как бог»).
    До XVII века детям давали по два имени одно имя христианское, дававшееся церковью, а другое – мирское: «боярин Феодор, зовомый Дорога; Федот Офонасьев сын, прозвище Огурец; князь Михайло, зовомый Святополк». И, наконец, к XVIII – XIX векам древнерусские имена были забыты и их уже не употребляли.
    В дореволюционной России давались только церковные имена в честь святых православной церкви. Эти имена употреблялись в конкретной социальной среде. Люди делились на сословия.
    В XVIII веке в крестьянских семьях девочек называли следующими именами: Василиса, Федосья, Фекла, Мавра. Яркий пример тому – повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Именем Акулина молодая барышня называет себя по той причине, что это имя было употребительно именно в крестьянской среде. Ну а если девочка родилась в семье дворян, она получала такое имя, которое было неупотребительно у крестьянок: Ольга, Екатерина, Елизавета, Александра, Татьяна. Кстати говоря, благодаря А. С. Пушкину и его роману «Евгений Онегин» имя Татьяна получила вторую жизнь так, как оно уже все реже и реже появлялось в дворянских семьях.
    Календарные имена Мария, так же, как и Иван были самыми популярными в России. В 18-19 веке каждая 10-15 женщина носила имя Мария.

    «Что же обозначает наше имя?» - у многих возникает такой вопрос. Так мы познакомим вас с краткими сведениями о значении имени, и из какого языка оно пришло. В скобках указан тот язык, к которому относится имя.
    Дарья (персидское) – «сильная, побеждающая»
    Клавдия (латинское) – «хромая»
    Галина (греческое) – «тишина, кротость, безветрие»
    Таисия (египетское) – «посвященная Изиде»
    Прасковья (греческое) – «пятница»
    Каролина (латинское) – «королева, увенчанная»
    Екатерина (греческое) – «чистая, непорочная»
    Елена (греческое) – «солнечная, светлая»
    Татьяна (греческое) – «учредительница»
    Александр (греческое) – «защитник»
    Алексей (греческое) – «отражающий, предотвращающий»
    Артем (греческое) – «посвященный Артемиде» или «здоровый»
    Андрей (греческое) – «мужественный»
    Вадим (русское) – «сеющий смуту»
    Арсений (греческое) – «мужественный»
    Сергей (греческое) – «высокий, высокочтимый»
    Олег (скандинавское) – «святой»
    Петр (греческое) – «камень»
    Николай (греческое) – «победитель народов»
    Леонид (греческое) – «подобный льву»

    ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
    ДЕКАБРЬ
    7 декабря -Екатерина -санница.Первое катание на санях
    8 -Климент.Климентьев день:зима клин клином вышибает
    9-Георгий-Победоносец ,Егорий(Юрий) осенний, холодный,Юрьев день .Юрий работы начинает,Юрий и кончает
    13-Андрей Первозванный.Вечером девушки гадают о своих суженых
    14-Наум- грамотник.Наум поставит на ум, научит грамоте
    19-Никола Чудотворец.Покровитель земледелия, скотоводства, хозяин земных вод, милостивый святой, заступник от всех бед и несчастий.В Николин день во всяком доме пиво.
    25-Спиридон - поворот, Спиридон - сонцеворот.От Спиридона солнце на лето, зима на мороз.

    ЯНВАРЬ
    Году начало, зиме середина
    1-Новый год- к весне поворот.
    4-Анастасия - узорешительница
    Покровительнице беременных
    молятся при родах
    7-Рождество.Снеги глубоки-так травы хороши и хлеб
    13-Маланья.День прибывает на куриный шаг
    14-Василий Великий.Старый Новый год.Васильева ночь звездится- лето ягодится18
    Крещенский вечер. Второй сочельник.
    Главный день святочный гаданий
    19-Крещение.Иордан.Наступают знаменитые крещенские морозы
    25-Татьяна -крещенская.Снег на Татьяну- лето дождливое.
    ФЕВРАЛЬ
    Снежень, бокогрей, широкие(кривые) дороги
    1-Макареьв день.Какова погода первого числа, таков и весь февраль
    7-Ефим Сирин, запечник, прибаутник, сверчковый заступник.На Ефрема ветер понесся- к сырому году
    15-Сретенье.Сретенье - зима с летом встретилась
    29-Касьян зависливый, злопамятный, скупой.Самый страшный день.Касьян на что не взглянет- все
    вянет.

    Информационная памятка.

    Святые вечера.
    Святки – волшебное, колдовское время. По преданию, в святочные дни открывались двери в счастливую семейную жизнь.
    Святые вечера посвящались колядованию и девичьим гаданиям. Наряжаясь, ходили по дворам, пели песни – колядки, желая хозяевам урожайного года, добра в доме….
    В Рождество любой гость считался священным. Хозяева одаривали колядовщиков угощением.
    Святочный период начинается с Сочельника (7 января) и продолжается до Крещения (19 января). Включает в себя Рождество, Святые вечера, Старый Новый год, Васильев день, Страшные вечера.

    Рецепт рождественских пряников.

    Тесто для пряников
    Замешивается заранее, за сутки
    Рецепт теста:
    1 стакан сахара пережечь до чернотыДобавить один стакан тёплой воды;
    2 стакана песку и 0,5 стакана мёда;
    пачку корицы; 0,5 чайной ложки соды;
    пачку маргарина. Вбить 1 яйцо и 2 желтка.
    Добавить 8 стаканов просеянной муки.
    Глазурь: 2 белка и 2 стакана сахарной пудры взбить в миксере.

    БУМАЖНЫЙ АНГЕЛ
    «Ангел, дней моих хранитель,
    С лампой в комнате сидел.
    Он хранил мою обитель...»
    Николай Заболоцкий
    Переведите через копирку на картон силуэт нарисованной здесь фигурки ангела и вырежьте картонную заготовку. Обводя получившийся шаблон, ребята могут вырезать фигурки из плотной альбомной бумаги, раскрашивать их цветными карандашами, акварелью, украшать блестящей аппликацией и аккуратно склеивать, чтобы фигурки получились объемными и их можно было подвесить или поставить .

    КОЛЯДКИ
    Колядки - песни, которые пелись накануне Рождества. Это были праздничные песни, содержащие в себе поздравления с Новым годом и Рождеством, пожелания здоровья всем членам семьи домашней скотине, пожелания богатого урожая, счастья и всяческих благ на следующий год.
    Дети собирались небольшими группами, брали мешки для угощения, подарков и ходили по всей деревне. Хозяева обязаны были пригласить колядовавший в дом. После исполнения песен-колядок детей щедро благодарили, угощали праздничной стряпней:

    Здравствуй, хозяин с хозяюшкою!
    На полице есть пирог,
    -Тому двору бы скота!
    Девяносто быков,
    Ты не режь, не ломай
    Лучше весь отдавай!
    Кто подаст пирога,
    Полтораста коров.
    Они маслом бы цедили
    И сметаной бы доили!

    Коляда, Коляда,
    Всех зовёт за ворота!
    Открывай-ка сундучки,
    Доставай-ка пяточки!
    И житие, и богатство идёт!
    Пришла Коляда накануне Рождества
    С маслицем, молочком,
    Со сладеньким пирожком.
    Хозяюшка, подавай,
    Подавай, не ломай!

    Не дать угощения было нельзя, так как это могло обернуться бедой для хозяев, да и колядовщики могли спеть нелестную колядку:

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1.Алмазов С., Питерский П. Праздники православной церкви. - М., 1962.
    2.Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. – М., 1994.Т.3.
    3.Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1969.
    4.Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. – М., 1988.
    5.Бакланова Т.Н. Международный проект этнохудожественного образования «Русская художественная культура» // Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров. – М., 1994.
    6.Баллер Э.А. Приемственность в развитии культуры. – М.: Наука, 1969.
    7.Браглей Ю.В. Этнос и этнография. – М., 1973. Бакланова Т.Н. Народная художественная культура. – М., 1995. – С. 5.
    8.Беловинский Л.В. История русской материальной культуры. – М., 1995.
    9.Богатырев ЛюГ. Вопросы теории народного искусства. – М., 1971.
    10.Василенко В.М. «Русское прикладное искусство». – М., 1977
    11. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия, 1991.
    12.Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985.
    13.Зенцовский И.И. Методика календарных песен. – М., 1975.
    14.Климишин И.А. Календарь и хронология. - М.: Наука, 1990.
    15.Костанян Н.Н. Русская народная словесность. - М.: Просвещение, 1994.
    16.Кравцов, Лазутин. Русское устное народное творчество. - М., 1983.
    17.Минц С. И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика: Хрестоматия. - М., 1971.
    18.Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М.: Правда, 1989.
    19.Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Т. 1, 2. - М.: ОЛМА-Пресс, 1998.
    20.Ранович А. Происхождение христианских таинств. - М.-Л., 1931.
    21.Снегирев И.М. Русские народные праздники и суеверные обряды. – М., 1937 – 1839.
    22.Степанов Н.П. Народные праздники на Святой руси. – М., 1992.
    23.Связующая нить. Праздники, обряды, традиции. – М.: Московский рабочий, 1984.
    24.Тульцева Л.А. современные праздники и обряды народов СССР. – М.: Наука, 1985.
    25.Щуров В.М. Песня. Традиции. Память. – М., 1987.
    26.Щуров В.М. региональные традиции в русском музыкальном фольклоре //Музыкальная фольклористика.
    27.Щеглов Е. Не здесь ли зарождаются национальные проблемы? – М. Дет.лит, 2001.

    Сведения об авторе:
    Пермякова Ольга Анатольевна, п. Шаля, МОУ ДОД Дом детского творчества, педагог дополнительного образования 1 категории, руководитель детского объединения "Горница"

    Категория: Дидактические материалы | Добавил: ОЛЬГА | Теги: Праздники, зимние, методическое пособие, Фольклор, календарные, детский
    Просмотров: 4947 | Загрузок: 0 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 5.0/1
    Похожие материалы:
    Всего комментариев: 10
    Оценить комментарий  0   Спам
    1 Августина   (12.07.2010 12:20)
    Ольга Анатольевна, спасибо за материал, собраны разные направления работы, интересные игры, стихи, познавательный теоретический материал.
    Было бы очень интересно познакомиться с разработкой ваших занятий, одно дело методическая подборка и совсем другое логически последовательное изложение.

    Оценить комментарий  0   Спам
    2 ОЛЬГА   (12.07.2010 14:26)
    на этом же сайте программа для детей ОВЗ "Рукодельница" и сценарий праздника весеннего цикла "Троицкие гулянья".
    Спасибо.

    Оценить комментарий  0   Спам
    3 ОЛЬГА   (12.07.2010 14:57)
    этот материал был подготовлен к областному семинару педагогов дополнительного образования
    как методическое пособие к занятиям по этнокультурному направление

    Оценить комментарий  0   Спам
    4 ОЛЬГА   (12.07.2010 15:19)
    к этому семинару был подготовлен сценарий и презентация,могу отправить.

    Оценить комментарий  0   Спам
    6 Августина   (13.07.2010 18:35)
    это было бы просто замечательно
    Ждём Ваши работы

    Оценить комментарий  +2   Спам
    5 Angelik   (13.07.2010 16:49)
    Подборка стоит внимания не только педагогов дополнительного образования, но и учителей начальных классов. Разноплановый тематический материал, использовать можно на многих зимних школьных праздниках. Спасибо за работу!
    Августина, может, стоит перенести в дидактические материалы? Здесь может затеряться...

    Оценить комментарий  0   Спам
    7 ОЛЬГА   (14.07.2010 13:44)
    Добавила разработку итогового занятия "Зимние праздники народного календаря" с которым выступала с детским объединение "Горница" на областном семинаре ПДО Свердловской области в этом году, но к сожалению так и не научилась добавлять презентации в материал на сайте>( .Извините.

    Оценить комментарий  0   Спам
    8 ОЛЬГА   (15.07.2010 07:02)
    ни как не получается загрузить презентацию...............................................П О М О Г И ТЕ

    Оценить комментарий  0   Спам
    9 Августина   (15.07.2010 14:44)
    Ольга, поясните в чем проблема? Вы загружаете на сайт текстовый документ, так же и файл с презентацией, вроде разницы нет, единственное на сайте существует ограничение по по размеру файла, внимательно прочтите Правила публикации

    С уважением


    Оценить комментарий  +1   Спам
    10 nikitina   (01.08.2010 23:52)
    Спасибо! Ваш материал очень интересный и познавательный для учеников начальной школы.Сама не раз искала,что обозначают древнеславянские месяцы.

    Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    Мы "ВКонтакте"

    Поиск

    Наши планы
    Приглашаем Вас ознакомиться
    с планами нашего портала

    Афоризм дня
    Человек прекрасно слышит голос разума, но он ему противен.
    /Авессалом Подводный/


    Файлообменник

    Реклама

    Рейтинг@Mail.ru
    "Методсовет" © 2010 - 2016
    My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы