Здоровьесбережение - Физическая культура
  Понедельник | 05.12.2016 | 17:27
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Тематическое планирование [0]
Разработки уроков [10]
Внеклассная работа [25]
ИКТ на уроках физкультуры [8]
Подготовка к ЕГЭ и ГИА [0]
Исследовательская деятельность [3]
Иное [11]

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 26
Гостей: 25
Пользователей: 1
gorupaika

Наша кнопка

Методсовет


 Методичка 
Главная » Файлы » Физическая культура » Иное

Последние обновления на форуме:
  • РЕФЛЕКСИЯ Сетевой проект «Унылая пора! Очей очарованье!»
  • [Сетевые проекты]
    Последнее сообщение: (28.11.2016) 19:23 Всего сообщений:(44)
  • Беседка 2
  • [Общение]
    Последнее сообщение: (27.11.2016) 13:40 Всего сообщений:(274)
  • Внеклассная работа по иностранному языку
  • [Иностранные языки]
    Последнее сообщение: (21.11.2016) 11:55 Всего сообщений:(11)



    Здоровьесбережение

    Скачать с сервера (29.6Kb) 07.11.2010, 15:23
    Автор: Мезинова Светлана Александровна (учитель начальных классов, МОУ СОШ № 16 г. Батайска Ростовской области)

    Из опыта работы
    МОУ СОШ № 16
    города Батайска
    Ростовской области.

    Оглавление.
    1. Введение.
    2. Глава 1. Теоретическая часть.
     1.1. Актуальность необходимости введения в образование здоровьесберегающих технологий.
     1.2. Факторы риска, влияющие на ухудшение состояния здоровья детей.
     1.3. Факторы, влияющие на отношение школьника к своему здоровью.
    3. Глава 2. Практическая часть.
     2.1. Актуальность систематизации здоровьесберегающих технологий.
     2.2. Основные направления программы «Школа здоровья»
     2.3. Материальная база нашего учебного заведения.
     2.4. Учебно-педагогическое направление.
    • 2.4.1.Основополагающие принципы обучения.
    • 2.4.2. Ценности гуманной педагогики.
    • 2.4.3. Вариативность обучения.
    • 2.4.4. Зачетная система в начальной школе.
    • 2.4.5. Двигательная активность в обучении.
     2.5. Оздоровительно-воспитательное направление.
     2.6. Работа с родителями.
    4. Глава 3. Выводы.
    5. Приложения.

    Введение.
    ЧТО есть здоровье? Только в доступных нам источниках можно встретить около тридцати формулировок термина «здоровье». Такая пестрота в понимании предмета будет сохраняться до тех пор, пока не будет создана единая наука, которая в конечном итоге позволит выстроить единую непрерывную цепь здоровьесберегающего (валеологического) образования.
    «В здоровом теле – здоровый дух». Это высказывание, известное нам издавна перекликается со словами известного физиолога В.Я. Данилевского: «Культурность населения понижает смертность и заболеваемость, удлиняет продолжительность жизни. Даже вопреки недостаточной материальной обеспеченности…» А нездоровье практически означает признак бескультурья, который может быть ликвидирован введением в образование здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих осознанное отношение к своему организму, выработка практических навыков контроля, сохранения и развития здоровья.
    В чем же актуальность введения в детские и другие образовательные учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий?
    Ведущим основанием такого введения является то, что именно образовательные детские учреждения могут своим содержанием, средствами и методами снять острейшую проблему современности – наметившуюся антропологическую катастрофу развития человека (деградация телесной, психической и нравственной сфер).
    Чтобы разобраться в этой проблеме, необходимо выяснить, с чем связано резкое снижение здоровья детей и подростков.
    Опираясь на ранее приведенное высказывание В.Я. Данилевского, можно сделать следующий вывод. Оно прежде всего связано с низкой культурой населения, если рассматривать культуру как способность видеть мир во всем многообразии его взаимоотношений, где особая роль принадлежит человеку, знающему свой организм, осознающего свое место в природе, умеющего регулировать свое поведение.
    Однако для этого необходимо создание у человека стойкой мотивации на здоровье, ибо рождаясь здоровым, он не ощущает здоровья до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения.
    Такая мотивация может достаточно быстро формироваться в условиях, когда в обществе имеется мода на здоровье, а в стране существует последовательная и непрерывная система обучения здоровью, чего, к сожалению, у нас еще нет. Отдельные положительные изменения в общественном сознании уже имеют место, но также очевидно, что решающего перелома еще не произошло.
    Многочисленные факты по проблеме неблагоприятного воздействия школы на здоровье учащихся обусловило всплеск интереса наших учителей к психолого-педагогическим технологиям, позволяющим оградить здоровье школьников от таких нежелательных воздействий или по крайней мере свести эти воздействия к минимуму.

    Языком цифр.
    Самые неболеющие страны
    (возраст, до которого житель страны остается практически здоровым)

    Япония ------------------------- 73,8
    Швейцария ------------------- 72,1
    Австралия ------------------------- 71,5
    Швеция -------------------------- 71,4
    Италия ---------------------------- 71,2
    Греция ---------------------------- 71,1
    . . . . . .
    Россия ---------------------------- 55,5

    Языком цифр.
    Здоровый образ жизни – это

     отсутствие вредных привычек--- 41%
     занятия спортом-------------------------- 26%
     правильное питание------------------- 14%
     внимание к здоровью --------------- 6%
     полноценный отдых ------------------ 4%
     другое ----------------------------------------- 9%

    Глава 1.
    Теоретическая часть.

    1.1.Актуальность необходимости введения в образование здоровьесберегающих технологий.

    По данным Министерства здравоохранения Ростовской области в школьном возрасте ухудшение здоровья ярко выражено и четко прослеживается от начало обучения к его концу.

    Специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой. Это убедительно доказывают данные Института возрастной физиологии РАО, в соответствии с которыми в школу приходит около20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60%.
    На сегодняшний день перед образовательными учреждениями остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся. И хотя собственно учебная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится именно состояние здоровья школьника.
    Таким образом, одной из главных задач начальной школы является создание условий, гарантирующих формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
    Очевидно, что наша школа успешно может решить поставленную задачу, при условии, если она станет «Школой здоровья», где любая деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а так же прием пищи, двигательная активность и др.) будет соответствовать возрастно-половым физиологическим нормативам и осуществляться в допустимых санитарно-гигиенических условиях.

    1.2.Факторы риска, влияющие на ухудшение состояния здоровья детей.

    Причины, приводящие к снижению уровня здоровья детей, - как общегосударственные, так и чисто педагогические.

    Общегосударственные факторы риска

     Ухудшение социально-экономического положения большинства населения.

     Недостаточное финансирование отраслей образования по всем статьям.

     Аномальная экология.

     Гиподинамия.

     Снижение культурного уровня населения.

    Педагогические факторы риска.

     Отсутствие учета анатомических и физиологических, возрастных особенностей детей
     Слабая психологическая подготовка учителя или ее отсутствие в плане психогигиены учебно-воспитательного процесса.
     Неисполнение необходимых утвержденных санитарных норм и правил

    Нас интересуют школьные факторы риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей:
     Стрессовая педагогическая тактика
     Интенсификация учебного процесса
     Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
     Нерациональная организация учебной деятельности
     Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья
     Отсутствие системы работы по формированию ценностей здоровья и здорового образ жизни (в том числе профилактике вредных привычек, полового воспитания, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта ит.д.)

    1.3. Факторы, влияющие на отношение школьника к своему здоровью.

    Отметим так же факторы, влияющие на отношение школьника к своему здоровью:
    Во-первых, это семья, система ценностей родителей (родительское программирование), их образ жизни, их отношение к здоровью, их реальное поведение и способы общения.
    Во-вторых, это школа, школьный климат, который складывается из отношений к этой проблеме прежде всего директора, классных руководителей, школьного врача, преподавателей физкультуры.
    В-третьих, это коллектив: мнение сверстников, превалирующее над авторитетом взрослых
    В-четвертых СМИ – отсутствие цензуры и навязывание детскому сознанию агрессии, жестокости, вредных привычек, которые влияют на формирование мотивации саморазрушительного образа жизни.

    1.4.Факторы, способствующие, активной профилактике заболеваний и формированию мотивации у школьника на здоровый образ жизни.

    Далее отметим факторы, способствующие, активной профилактике заболеваний и формированию мотивации у школьника на здоровый образ жизни:
     Работа с семьей по повышению педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания у детей ценности здоровья и привитию навыков здорового образа жизни, повышение ответственности родителей за здоровье собственных детей
     Проведение школой активной профилактической воспитательной работы и создание здоровьеобразующей среды, благоприятствующей сохранению здоровья младших школьников, начиная от контроля за соблюдение санитарно-гигиениеческих норм до переоценки мышления самих педагогов в отношении к здоровью, как собственному, так и учеников. Это может изменить общий настрой школьной атмосферы в решении этой проблемы
     Научно-методическая деятельность по разработке методик и технологий работы с младшими школьниками с целью влияния на их среду, с учетом возрастных особенностей.
     Государственные мероприятия по нейтрализации вредного влияния СМИ на психику детей младшего школьного возраста, с включением их в профилактическую работу.

    Школа здоровья – это такое образовательное учреждение, в котором обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой, это педагогическая система, в которой должны быть методики обеспечение психолого-медико-социального сопровождения
    каждого ребенка из группы «риска», постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника, эффективная коррекционная и реабилитационная работа с учетом медицинских показателей учащихся, методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность, способы формирования личностных концепций здоровья, выработка умений, относящихся к саморегуляции эмоциональных состояний. Самоконтроля в стрессовых ситуациях. Создание комплексной стратегии улучшения здоровья учащихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть школьник, является основой формирования здоровьесберегающей среды школы

    Глава 2.
    Практическая часть.
    2.1. Актуальность систематизации здоровьесберегающих технологий.
    «Забота о здоровье ребенка – это не просто
    комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…
    Это, прежде всего забота о гармоничной полноте
    всех физических и духовных сил, и «венцом» этой
    гармонии является радость творчества»
    В.А. Сухомлинский
    Анализируя работу методического объединения начальных классов за 2003-2004 учебный год, учителя выразили свою озабоченность тем, что в каждом классе есть резерв учащихся, которые могли бы давать более высокие показатели обученности. Но почему-то этот резерв остается «замороженным» или, что еще хуже, пополняет ряды учащихся, показывающих стойко удовлетворительные знания. А ведь педагоги нашего методического объединения это опытные учителя в большинстве имеющие первую и высшую категории. Общий стаж работы в основном более 25 лет. Проанализировав причины и опираясь на повседневные педагогические наблюдения за снижением качества знаний таких учащихся, учителя заметили следующую закономерность: значительную роль на качество обученности оказывает резкое снижение всех показателей здоровья учащихся. Повышенная чувствительность детского организма к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в сочетании с непродуманным внедрением новых методик и технологий (интенсификация учебного процесса) являются факторами, влияющим на ухудшение состояния здоровья детей, что ведет к систематическим пропускам некоторых ребят по состоянию здоровья. Так же на качество знаний влияют социальные причины, низкая школьная мотивация.
    Установление гармонической связи между обучением и здоровьем, по мнению наших педагогов, обеспечит качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса.
    На этом же заседании учителя выразили свое желание работать на сохранение и укрепление здоровья учащихся путем внедрения в свою практическую деятельность здоровьесберегающих технологий. Ведь проблема эта на сегодняшний день очень актуальна. Большинством здоровьесберегающих способов учителя овладевают на практике путем «проб и ошибок». Несмотря на то, что многие из них
    прошли курсы повышения квалификации по данной проблеме, все эти «пробы и ошибки» не отражаются должным образом на качестве обучения и здоровья учащихся.
    Поэтому для более успешной ее реализации педагоги пришли к следующему выводу:
     Нужно не только попытаться выполнять отдельные требования и приемы здоровьесберегающих технологий, а системно построить всю работу начальной школы, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся, то есть разработать единую программу здоровья, сформулировать задачи, распределить обязанности, возложить ответственность и т.д. Ведь в этой работе не просто важен, а необходим системный подход, реализация которого позволила бы отдельный разрозненный опыт наших учителей объединить в стройную систему, направленную на достижение запланированного результата, то есть в технологию.
     Необходимо обучить педагогов новейшим здоровьесберегающим технологиям
     Необходимо обеспечить объективный контроль за результатами проводимой работы.
    Только при таком подходе к данной проблеме можно надеяться, что результаты работы начальной школы будут носить здоровьесберегающий характер, то есть успеваемость школьников не будут достигаться за счет эксплуатации ресурсов их здоровья.
    Итак, учителями нашей начальной школы здоровье ребенка отнесено к приоритетным направлениям в области образования, а саму программу решено назвать «Школой здоровья» - это школа для детей, школа для учителей, школа для родителей.

    2.2. Основные направления реализации программы «Школа здоровья»
    Работа по программе «Школа здоровья» ведется по четырем направлениям:
    1. Материальная база нашего образовательного учреждения.
    2. Учебно-педагогическое направление.
    3. Оздоровительно-воспитательное направление.
    4. Работа с родителями.
    Обобщая опыт работы нашего методического объединения по здоровьесберегающим технологиям, остановимся более подробно на каждом из этих направлений по трем позициям:
     Что имелось в наличии
     Что мы сделали за четыре года работы
     Что мы предполагаем в будущем

    2.3. Материальная база нашего учебного учреждения.

    С чего мы начинали.
    В нашей школе уже имелась материальная база для проведения мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья учащихся: оборудованный спортивный зал и школьная спортивная площадка, отдельное пространство для начальной школы, оптимальное естественное освещение (все окна выходят на южную сторону), оборудованная столовая и буфет.
    Работают школьный врач и медицинская сестра, социальный педагог, опытные учителя начального звена, квалифицированные и опытные преподаватели по физической культуре.

    Что же сделано за последние четыре года?
    Улучшены косвенные показатели санитарно-гигиенических требований : заменены окна и мебель во всей начальной школе, проведена реконструкция классных комнат, т.е. оборудованы в классных кабинетах уголки отдыха, в классах много зелени, позволяющей поддерживать естественный микроклимат учащихся.
    На переменах звучит легкая музыка. Проводятся минутки здоровья по школьному радиоузлу, введена обязательная гимнастика до уроков, которая не заменяет, а дополняет утреннюю зарядку и подготавливает детей к долгому пребыванию в одной позе, помогает сосредоточить внимание; проводятся занятия по лечебной физкультуре в специально отведенном помещении.
    Психолог Квачева Н.Е. работает с детским коллективом по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности, проводит коррекцию школьной тревожности и неуспешности.
    Дети, имеющие проблемы с речью, занимаются с логопедом-дефектологом Е.Ю. Петровской.
    Систематически поставляется в классы питьевая очищенная вода, тем самым соблюдается питьевой режим школьников.
    Большое внимание уделяется рациональному и полноценному питанию учащихся (около 90 %учащихся обеспечены как платным, так и бесплатным горячим свежеприготовленным питанием.) Учитываются возрастные особенности детей, вкусовые пристрастия. Питание сбалансировано и витаминизировано за счет введения в меню натуральных соков, фруктов, овощных салатов.
    На территории школьного двора появились «экологические островки». Это пока еще молоденькие хвойные и лиственные деревца, но в будущем, мы надеемся, они превратятся в настоящий парк отдыха.
    Планы на будущее.
    В планах на будущее произвести ремонт санитарно-гигиенических комнат в соответствии с современными требованиями, произвести частичный ремонт отопления для оптимального соблюдения температурного режима.
    В каждый кабинет начальных классов приобрести ионизатор или фонтан для обеспечения оптимальной влажности воздуха.
    Оборудовать отдельное пространство начальной школы (картины, фонтаны, озеленение) для того, чтобы повысить положительный психоэмоциональный фон у учащихся. Для удобства каждая рекреация начальной школы будет оснащена комплектом мягкой мебели.
    Учитывать в организации питания детей медицинские показания.
    Проблема.
    Существует проблема, с которой мы столкнулись, и которую школа самостоятельно решить не может. Это отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей работу в школе медицинских работников. Как следствие, отсутствие согласованной программы действий органов образования и здравоохранения с прописанной степенью ответственности и заинтересованности в раннем и постоянном мониторинге здоровья учащихся. Это ощутимо тормозит осуществление здоровьесберегающей программы.
    2.4.Учебно-педагогическое направление.

    Направление учебно-педагогической работы по программе «Школа здоровья» предусматривает организацию образовательного процесса в соответствии с условиями, способствующими всестороннему развитию ребенка, получению им высокого уровня знаний при сохранении его здоровья на уроках.
    С чего мы начинали.
    В первом классе адаптационный период идет практически две четверти. Количество обучающихся в классе не превышает вместимости общеобразовательного учреждения, наполняемость классов не превышает 25 человек. Первые две недели в первом классе проводится по три урока, а на протяжении первой и второй четвертей уроки проводятся по 35 минут. Далее идет динамическая пауза, которая продолжается уроком на природе. Проводится не более четырех уроков в день. Основные уроки проводятся на 2-3 уроках. В первом классе – безотметочная система, что способствует более спокойному усвоению знаний, на уроке царит свобода мысли, сотрудничества, как с учителем, так и между учащимися. Оцениваются же знания не столько учителем, сколько самими учащимися и его товарищами. Это обеспечивает успех и закрепляет в ученике уверенность в своих возможностях, формирует интерес к познанию. Первые две четверти в 1 классе не задается домашних заданий. Так же существуют недельные каникулы в середине третьей четверти, чтобы дети могли отдохнуть и не перенапрягаться. К тому же в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки.
    Что сделано за последние четыре года.
    2.4.1.Основополагающие принципы обучения.

    Прежде всего, учителя нашего МО разработали основополагающие принципов программы «Школа здоровья»
     Создание образовательной среды, обеспечивающее снятие всех стрессообразующих факторов учебно-образовательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизического развития.
     Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях активных методов и форм обучения.
     Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок – субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
     Построение учебно-образовательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действий, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.
     Предпочтение значимого осмысления содержания при освоении нового материала, обучение «по единицам, а не по элементам», принцип целостности.
     Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным – он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.
     Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям школы: до 50% снижается общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.
     Обеспечение адекватного восстановление сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активности необходима во избежание переутомления детей.
     Обеспечение прочного запоминания научно-обоснованная система повторения – необходимое условие здоровьесберегающих технологий.
     Комплексная система закаливания детей.

    2.4.2.Ценности гуманной педагогики.
    Исходя из вышеперечисленных принципов, учителя сделали своим программным документом следующие образовательные «Ценности гуманной педагогики»:
    Ребенок самоценен. Учитель не формирует личность, а создает условия для ценностных проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, вслушивается в него и принимает его таким, какой он пришел.
    Учитель воздерживается от нравственных оценок личности, он дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины.
    Учитель стремится гуманизировать обучающее пространство. С этой целью осваиваются гуманистические образовательные технологии.
    Учитель организует работу учащихся в школе исходя из гуманистических принципов:
    • Ребенок учится только через действие.
    • Ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности.
    • Ребенок осваивает мир в целостном восприятии.
    • Ребенок учится от другого ребенка так же, как и от учителя на уроке.
    • Ребенок успешен в учении, когда ему хорошо.
    • Ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют.
    • Ребенок успешен в учении, когда учитель является свободной личностью.
    • Ребенок успешен в учении, когда его родители активно участвуют в школьной жизни.

    2.4.3.Вариативность обучения.
    Учителя начального звена, набирающие первые классы, совместно с воспитателями выпускных групп ДОУ№149, врачами ЦГБ: окулистом, ЛОР-врачом, хирургом и психиатром, психологом и логопедом ДОУ №149 создали медико-педагогическую комиссию для проведения диагностического обследования будущих первоклассников. Результаты показали настолько большую разницу в соматическом, физическом, психическом и интеллектуальном развитии детей, что перед нами стал вопрос о необходимости введения в образовательный процесс вариативного обучения.
    Учителя нашей школы осваивают учебно-методические комплекты: «Начальная школа ХХ1 века», по системе Л.В. Занкова. В этом году вводится традиционно-развивающее обучение по учебно-методическим комплектам «Планета знаний», «Школа 2100»
    Изучив факторы риска ухудшения состояния здоровья, педагоги нашего МО пришли к выводу о необходимости введения в школе классов КРО.
    Сегодня таких классов уже четыре (по одному в каждой параллели), в которых обучаются 59 человек. Все они работают по комплектам «Школа России».
    Ежегодные обследования детей, обучающихся в системе КРО, показывают хорошие результаты. В классах нет отстающих, дети с ЗПР работают по индивидуальным программам, составленным по рекомендации Министерства образования РФ (автор Шевченко С.Г); с двух человек снят диагноз ЗПР, с одного ребенка снят диагноз «педагогическая запущенность».
    Создана группа «Надежда», в которую вошли учителя, работающие по программам КРО, психолог, логопед, социальный педагог, учителя физкультуры, завуч начального обучения.
    Ими совместно разрабатываются индивидуальные сопроводительные медико-педагогические карты на всех учащихся и намечаются совместные программы работы с каждым ребенком индивидуально. Ими же разрабатываются различные способы тестирования и диагностирования ребят, с целью оказание своевременной помощи.
    Для более точного диагностирования занятия с будущими первоклассниками проводятся уже с февраля месяца.
    Класс, обучающийся по системе Л.В. Занкова (учитель высшей категории Голубова Е.Е.) скомплектован из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями физической подготовленности к учебному процессу. Однако, мы включили сюда и детей со средними учебными возможностями, но достаточно сильной мотивацией учения и высоким уровнем развития познавательного интереса. Целью своей учитель поставил развитие познавательных интересов у ребят, так как если ребенку неинтересно учиться, это может повлиять на снижение эмоционального здоровья. Главным для учителя является организация обучения в соответствующем темпе, не тормозящая естественный ускоренный процесс развертывания психических функций. Существенным моментом для учителя является ориентация на самостоятельность учащихся. Для наиболее одаренных детей предполагается разработка индивидуальной стратегии обучения и развития. В 1 классе учитель работала по программе, рекомендованной Н.К.Винокуровой, используя ее на интегрированных уроках. Эта программа состоит из 10 занятий, каждое из которых единый блок с точки зрения содержания и последовательности предъявленного материала. Они представляют собой тщательно разработанную систему познавательных задач в соответствии со схемой последовательности этапов познавательной деятельности (восприятие-понимание-запоминание-применение-обобщение-систематизация) и сориентирована не столько на диагностику определенного уровня развития умственных способностей, сколько на их планомерное развитие, на формирование устойчивого интереса и положительной мотивации учения.

    2.4.4.Зачетная система в начальной школе.
    При вариативном обучении учителя нашей школы столкнулись с проблемой разработки системы оценивания. Чтобы преодолеть травмирующие результаты традиционной пятибалльной отметки, проявляющиеся в искажении учебной мотивации, в повышении тревожности и невротизации детей учителя нашей школы ищут новые приемы оценивания достижений учащихся.
    На заседании МО начальной школы мы ознакомились с опытом работы учителя начальной школы г. Волгограда Пчелиной Л.В, который помогает обеспечить наиболее разностороннюю проверку содержания каждой учебной темы (широту, глубину), обеспечивает условия, позволяющие младшим школьникам использовать имеющиеся знания в нетипичных условиях.
    Ею разработана система средств «активного» контроля, позволяющая в сжатые сроки получить наиболее достоверные результаты. Таким образом, оценивая знания учащихся, учитель избегает выставления отметки.
    В связи с тем, что до сих пор не разработаны единые нормативы бозотметочного обучения, учителя вводят частичное безотметочное обучение экспериментальным путем.
    Зачетная система- это особая форма организации проверки знаний, умений, навыков младших школьников, является одним из эффектных средств контроля, которая позволяет обеспечить быструю связь, т.е. проверить не только теоретический, но и практический материал.
    Цель - активизировать мыслительную и познавательную деятельность младших школьников, способность критически мыслить.
    Многие учителя стали использовать в своей практике нестандартную для начального общего образования форму учебных занятий «Зачетная система», это:
    1) урок-лекция;
    2) урок-семинар;
    3) урок решения ключевых задач;
    4) урок-консультация;
    5) урок-зачет;
    Форма организации урока:
    - работа в группах;
    - предметное тестирование;
    - задания с элементами творчества.
    Представленная система педагогических средств интегрирует в себе уже известные в методике и практике учителей начального общего образования средства (предметные тесты, перфокарты) и новые средства (задания с элементами творчества, зачетная система). Такая система помогает уменьшить интенсивность урока. А именно интенсификация учебного процесса ведет к переутомлению учащихся и нарушению всего функционального состояния детского организма.
    Применение уже известных средств и приемов практикуется в новых условиях на новом языковом материале и направлено на то, чтобы обеспечить высокую активность младших школьников и сужение временных рамок использования описанных средств.
    Таким образом, указанные средства способствуют созданию новой системы средств «активного» контроля, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.
    2.4.5. Двигательная активность в обучении.
    Одна из основных задач «Школы здоровья» - развитие двигательной активности детей не только во внеурочное время, но и во время уроков.
    Прежде всего – это правильная организация уроков физкультуры, на которых будут активно работать не только те дети, у которых высокая мотивация в занятиях физкультурой и спортом, но и ребята с низкой мотивацией на двигательную деятельность.
    Для того, чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Систематическое использование физкультминуток на уроках приводят к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношений к себе и своему здоровью. Можно предложить проводить физкультминутки самим детям. Они охотно и с большим удовольствием выполняют такие поручения.
    Дети после физкультминутки становятся более активными. Их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
    Задачи завтрашнего дня.
    Вариативность обеспечивает базу здоровьесберегающих технологий в обучении. Вместе с тем следует отметить и ряд проблем, которые необходимо решить в будущем.
    Как только появились параллельные программы, учителя стали теряться в их изобилии. Они не знают, что выбрать, чему отдать предпочтение. Но самое главное, трудно предвидеть результат. Необходимо наработать свой собственный опыт (банк) как положительных, так и отрицательных сторон новых программ, объективно оценивая их.
    Необходимо переосмыслить новые программы в рамках здоровьесберегающих технологий. Многие из них по своему содержанию перегружены, т.к предусматривается изучение материала, с которым ученик будет работать в 5, 6 и даже в 7 классах. А ведь мы ратовали за четырехлетнее обучение первой ступени для того, чтобы разгрузить младшего школьника, сохранить его здоровье и избавить от излишней утомляемости.
    Перед школой встает вопрос о продолжении в среднем звене обучения учащихся классов КРО по программе компенсирующего образования для создания целостности и преемственности применения здоровьесберегающих технологий со следующей ступенью обучения.
    Необходима информатизация начальной школы. Игровая, исследовательская форма учебных заданий, мгновенная реакция компьютера на правильность их выполнения поможет значительно повысить мотивацию учения. За счет индивидуального темпа и последовательности выполнения заданий различного уровня сложности информатизация начальной школы поможет расширить дифференциацию процесса обучения. При этом необходимо обязательное соблюдение норм и правил, санитарно-гигиенических требований к организации работе с компьютером.

    Проблема.

    Проблема преемственности между начальным и средним звеном не разрешилась, а усугубилась. Достаточно обратить внимание, что в основном звене образование представлено одной государственной системой образования – традиционной.

    2.5. Оздоровительно-воспитательное направление.

    С чего мы начинали.
    Оздоровительно-воспитательная работа в начальной школе проводилась постоянно. Каждый учитель начальной школы имел свой план работы по охране жизни и здоровья детей. Отдельно использовались программы по изучению правил дорожного движения и по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Велась активная работа по пропаганде здорового образа жизни: работали спортивные секции, различные кружки и студии.
    Но вся работа в этом направлении не была приведена в единую систему. Это мешало проводить диагностику и выходить на конечный результат оздоровительно-воспитательной работы в целом. Следовательно, снижало возможность объективного анализа проделанной работы.

    Что сделано за четыре года.
    Учителя методического объединения начальных классов поставили цель – школа должна стать учебно-культурно-оздоровительным центром микрорайона, в котором живут наши малыши. Проанализировав предыдущий опыт работы в этом направлении, мы пришли к выводу, что все в наших силах. Для этого необходимо привести всю нашу воспитательную здоровьесберегающую работу в единую систему, выделить основные ее направления и продумать пути ее реализации.
    Программа построения оздоровительно-воспитательной работы нашей начальной школы спроектирована на развитие трех общечеловеческих потенциала.
     Коммуникативный потенциал.
     Культурный потенциал
     Физический потенциал.
    Коммуникативный потенциал – это владение умениями и навыками культуры общения, способность сдерживать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в кризисных жизненных ситуациях.
    Культурный потенциал – это умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в чтении книг, посещении библиотек, театров, выставок, музеев, концертов. Стремление творить прекрасное в любом виде деятельности, в своем поведении, в отношениях с окружающими.
    Физический потенциал – это стремление к физическому совершенствованию, к здоровому образу жизни.
    Приведем пример воспитательно-оздоровительной программы, по которой работают учителя нашего МО в этом учебном году.
    «Культура и мы».
    1.Культура умственного труда.
     Книга как источник знаний
     Культура письменной и устной речи
     Культура постановки и решения проблем
     Культура восприятия информации
    2. Экологическая культура и приобщение к ней.
     Природа – как источник эстетического наслаждения
     Способы общения человека с природой.
     Общение человека с животными.
     Уход человека за животными.
    3. Культура поведения человека.
     В общественных местах
     На лоне природы
     Мы – дома
    4. Физическая культура и приобщение к ней.
     Физические упражнения для совершенствования организма
     Язык тела
     Физкультура и спорт: в чем их различие.
     Что значит физическое здоровье и как его сохранить
    5. Гигиениче

    Категория: Иное | Добавил: svetlanmezinov | Теги: здоровьесбережение, начальная школа
    Просмотров: 4063 | Загрузок: 427 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 0.0/0
    Похожие материалы:
    Всего комментариев: 9
    Оценить комментарий  0   Спам
    1 Светлана   (07.11.2010 16:35)
    Светлана Александровна, на титульном листе добавьте, пожалуйста, автора или авторов работы, на последней странице укажите список использованной литературы. Перед загрузкой работу необходимо заархивировать. Спасибо!

    Оценить комментарий  0   Спам
    2 svetlanmezinov   (08.11.2010 18:21)
    Как заархивировать? Составляла я сама, будучи руководитиелем МО. Материалы использовала из разных источников: брала в библиотеке, спрашивала литературу у учителей-предметников. Что-то из своей методичекой копилки. Сейчас уже не вспомню. Но в основном это личная моя исследовательская работа для выступления на городском МО. Просто анализировала работу нашей началки и всей школы в направлении здоровьесбережения. Столько "перелопачено". Может бьть кому-то пригодится. Буду рада помочь.

    Оценить комментарий  0   Спам
    3 ToGooZoff   (08.11.2010 18:55)
    Как упаковать в архив смотрите здесь http://metodsovet.moy.su/faq/kak_upakovat_fajly_v_odin_arkhiv/0-0-5

    Оценить комментарий  0   Спам
    4 Валерий   (27.11.2010 23:41)
    Светлана, изучил Вашу работу. Очень понравилась! Сильно! Но у меня вопрос: "У Вас в школе такие сильные возможности, чтобы замахнуться на звание "Школа здоровья"? В свое время я изучал этот вопрос. И установил для себя три модели образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья: 1. "Школа здоровья". 2. "Центр содействия укреплению здоровья обучающихся" и 3. "Школа, содействующая сохранению здоровья детей".
    У нас в школе мы поняли, что подпадаем под категорию № 3. И занимались в этом напрвлении. Слишком, уж, много требований.
    А в общем: спасибо за материал. Думаю, что пригодится.

    Оценить комментарий  0   Спам
    5 svetlanmezinov   (28.11.2010 11:11)
    Наша школа успешно замахнулась и известна в городе как "Школа успеха". Стараемся соответствовать этим требованиям. Именно по этому направлению и получили миллионный Гранд. Правда вот уже 4 года в эксперименте. Созданы профильные классы, у нас 5 семестров, зачетная система оценивания по нескольким предметам. В своей работе мы с методобъединением отчитывались о работе нашего МО в направлении здоровьесбережения.

    Оценить комментарий  0   Спам
    6 Валерий   (29.11.2010 21:29)
    Светлана, я очень рад за Вас и Вашу школу! Сейчас заново изучал Вашу работу и мне в глаза бросилось то, что нет списка использованной литературы (как бы кто не стал предъявлять Вам претензии по поводу авторства?). Я, ведь, тоже в свое время (лет 5 назад) скачивал из инета материал по различным программам здоровьесбережения. Но использовал его с осторожностью (многое изменял и дополнял свое).

    Оценить комментарий  0   Спам
    7 svetlanmezinov   (30.11.2010 16:38)
    Эту работу мы писали еще в 2006 году. Интернетом тогда я еще не владела. Поэтому использовала литературу из различных областей: и медицинскую, и журналы, и статьи, и методическую. И по библиотекам искала. Но в основном обобщала наш опыт работы школы. А он также использовался с опорой на различные источники. Очень многое брала из наших курсов повышения квалификации. Наша администрация была на курсах в Москве, привезла также много интересного материала. Как раз в то время это было ново и злободневно. В городе уже появились лицеи и гимназии. А нам захотелось сделать школу для детей: такой "Дом радости и знаний". Вот и появилась Школа успеха.Но в то время я не собиралась никак использовать свою работу публично. Я и сейчас не для того ее послала в методичку, чтобы что-то получить. Просто есть наработка, затрачен труд. И кому-то, может быть, она пригодится. Зачем же ей "пылиться" у меня в компьютере?

    Оценить комментарий  0   Спам
    8 Валерий   (30.11.2010 21:10)
    Светлана, Вы правильно сделали, что выложили на сайт такой богатый материал. Ваш опыт работы будет актуален и через 10 лет!

    Оценить комментарий  0   Спам
    9 svetlanmezinov   (30.11.2010 23:07)
    Спасибо огромное и за добрые слова, и за внимание.

    Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    Мы "ВКонтакте"

    Поиск

    Наши планы
    Приглашаем Вас ознакомиться
    с планами нашего портала

    Афоризм дня
    Личное присутствие вредит славе.
    /Ф. Петрарка/


    Файлообменник

    Реклама

    Рейтинг@Mail.ru
    "Методсовет" © 2010 - 2016
    My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы