Суббота | 27.04.2024 | 06:39
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Тематическое планирование [12]
Разработки уроков [64]
Олимпиады, конкурсы, контрольные работы [5]
Дидактические материалы [44]
Подготовка к ЕГЭ и ГИА [0]
Внеклассная работа [31]
Проектная деятельность [7]
Иное [14]

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Методичка 
Главная » Файлы » Русский язык » Разработки уроков

Последние обновления на форуме:
  • Конкурсы и гранты для учителей и учащихся
  • [Общение]
    Последнее сообщение: (16.04.2024) 17:27 Всего сообщений:(167)
  • Модернизация среднего профессионального образования в Москве
  • [Стандарты нового поколения]
    Последнее сообщение: (12.04.2024) 17:30 Всего сообщений:(0)
  • Развитие качества школьного образования в Москве
  • [Проекты модернизации образования]
    Последнее сообщение: (05.04.2024) 18:13 Всего сообщений:(0)



    Основные единицы синтаксиса

    Скачать с сервера (134.3 Kb) 14.01.2011, 20:03
    Автор: Глушанина Вера Александровна (учитель русского языка и литературы, МОУ Пологрудовская СОШ)

    Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
    Основные единицы синтаксиса

    ТЕМА: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса»
    Тип урока: комбинированный
    Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между синтаксисом и пунктуацией? Какая связь называется сочинительной, а какая – подчинительной? Синтаксические средства связи слов. Дать определение. Отличать сочинительную связь от подчинительной. Выделять синтаксические средства связи слов. Уметь связывать слова с помощью разных видов связи.
    Уровни В, С. Какая связь между морфологией и синтаксисом? Определять синтаксические значения и средства выражения этого значения. Понимать и объяснять, что значит «Синтаксические средства – знаки. Знаки в языке».
    Цели:
    Познавательные:
    1) выяснить, что такое синтаксис и какова его функция; 2) единицы синтаксиса; 3) средства связи единиц синтаксиса .
    Воспитательные:
    1) поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; 2) воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним доброжелательными.
    Развивающие:
    1) развивать критическое мышление через чтение информационного текста; 2) развивать логическое мышление; 3) развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка; 4) развивать умение работать в команде .
    ХОД УРОКА
    1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Эмоциональный настрой на работу.
    2.Стадия вызова
    Вспомните, по каким ступенькам языкознания (или лингвистики) мы уже с вами прошли в этом учебном году? Начните с самой первой (фонетика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология). Обратимся к тексту на стр. 21 учебника:
    Синий май. Заревая теплынь. Не прозвякнет кольцо у калитки. Липким запахом веет полынь. Спит черёмуха в белой накидке. ( С.Есенин) (Слайд №1)
    В чем нам помогает фонетика? Морфемика и словообразование? Лексикология и фразеология? А теперь представьте себе, что в этом отрывке пропали все знаки препинания, а слова стояли бы в своей начальной форме и писались бы с маленькой буквы. Преобразуйте текст. Что получилось?
    Синий май заревой теплынь не прозвякнуть кольцо у калитка липкий запах веять полынь спать черемуха белый накидка (слайд №2)
    Что пропало, исчезло?
    (Законы сочетания грамматических форм в связное высказывание, цель высказывания.) Какие же разделы науки о языке позволяют восстановить текст?
    (Морфология – наука о формах слов и синтаксис – наука о сочетании слов в словосочетания и предложения.)
    Итак, определим тему урока: «Синтаксис». Запишем тему урока в тетрадь. Какое же название имеют следующие ступеньки?
    (Морфология и синтаксис.)
    А теперь определим цели нашего урока.
    (Учитель вместе с учащимися формулирует цели урока.)
    Вспомните все, что вы уже знаете на тему «Синтаксис». Для этого «соберите» предложение, которое «рассыпалось» на следующие словоформы:
    • Заходящего, от лучей, сосен, казались, солнца, стволы, золотыми.
    Структурируйте сведения, оформив их кластером.
    Какие трудности встретились вам при выполнении задания? Слайд № 3

    3.Стадия осмысления
    Задание 2. Прочитайте текст , который лежит перед вами на парте, используя известный вам прием маркировки. После прочтения заполните таблицу с соответствующими маркировке графами (можно делать пометки карандашом в тексте).
    Алгоритм действий учеников: читая текст, учащиеся делают пометки карандашом и заполняют таблицу с графами:
    Таблица ( слайд № 4)
    «V» – знаю «+» – новое «–» – вызывает сомнения

    Синтаксис (греч. syntaxis – строй, построение, сцепление, соединение) – это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные единицы – словосочетания и предложения.
    Морфология и синтаксис – два раздела грамматики, два этажа в здании грамматики. «Морфология – это грамматика слова; синтаксис – грамматика словосочетания и предложения», – узнали вы в 5-м классе. Теперь об этом подробнее.
    Морфология изучает строение слова и формы изменения слов. Она отвечает на вопрос: как изменяются слова, в какие грамматические классы (части речи) объединяются слова по формам изменения.
    Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. В синтаксисе находим ответ на вопрос, зачем слова изменяются: чтобы они могли войти в общение друг с другом.
    Можно сказать и так: морфология предлагает синтаксису средства связи — возможность словам соединиться. Синтаксис использует предлагаемые морфологией средства связи и дает законы сочетания слов.
    Изучая морфологию, мы уже очень многое узнали о синтаксисе. Ведь мы постоянно говорили о том, для чего нужны окончания и служебные слова – они выражают отношения между словами; говорили и о той роли, которую играют разные части речи в предложении. Разграничивая предикативные и непредикативные формы глагола, мы основывали это разграничение на их роли в предложении – на том, способны ли они выступать в роли сказуемого.
    Как осуществляется синтаксическая связь слов? Возьмем какое-нибудь предложение, например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Лермонтов)
    Вспомним, что каждое слово всегда представлено в предложении одной из своих словоформ. Предложение выбирает из парадигмы словоформ, составляющих слово, только одну словоформу, нужную, подходящую, единственную, чтобы получилось правильное сочетание слов и чтобы мы смогли правильно выразить свою мысль.
    Итак, белеет парус – это, несомненно, связанные друг с другом слова – подлежащее и сказуемое. Парус какой? Одинокий. Слова парус одинокий также связаны друг с другом. Белеет где? В тумане. Белеет в тумане – еще одна пара связанных слов. В тумане чего? В тумане моря. В тумане каком? В тумане голубом.
    Мы видим, что не каждая словоформа в предложении связана с каждой. Словоформы «сцеплены» попарно. Это один из главных законов синтаксиса <...>.
    Беседа с классом по вопросам:
    1. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо?
    2. Какую новую информацию вы получили?
    3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?
    4. Давайте зададим «тонкие» и «толстые» вопросы и постараемся на них ответить.
    4.Стадия рефлексии
    Вернемся к кластеру. Какими деталями мы можем его уточнить? (Единицы морфологии – формы слов используются синтаксисом для соединения слов в словосочетания и предложения; средства связи: вопросы, окончания и предлоги.)
    Дополним кластер с учетом того нового, что мы узнали. ( слайд № 5)

    Выполнение практического задания
    Задание№1 . Выполните упражнение 38 по учебнику: из данных слов составить два предложения, разбить предложения на грамматически связанные пары.
    Задание №2. Выполните упражнение 39 учебника. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Н.Рубцова «Ночь на Родине». Какие мысли и чувства вызвало у вас это стихотворение? Какие языковые средства использует поэт, чтобы передать ощущение тишины и покоя? Как вы будете читать стихотворение: громко или тихо? Почему?
    Приведите примеры номинативных и коммуникативных языковых единиц.

    5.Заключительный этап
    Итак, подведем итоги.
    Мы достигли поставленных целей?
    Чему научились?

    6.А теперь запишем домашнее задание: подготовьте «тонкие» и «толстые» вопросы к тексту учебника на стр. 22.

    План занятия
    № Структурные элементы Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
    реализации
    1 Организационный момент Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Положительный настрой на урок. 1
    2 Стадия вызова. Вхождение в тему. Кластер. Определение темы и целей работы на уроке. Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
    Идет графическая систематизация материала. На доске заполняется кластер. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу. Самостоятельное определение уровня собственных знаний.
    Систематизирует информацию до изучения нового материала. 8
    3 Стадия осмысления. Работа с текстом Фиксируется недопонятая информация. Формируется вызов на получение новой информации Ученик читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации. 10
    4 Стадия
    рефлексии Наблюдение, помощь по просьбе учащихся. Дополним кластер с учетом того нового, что мы узнали.

    Выполнение практических заданий на основе изученной информации. 19
    5 Итог урока. Побуждение к дальнейшему рас¬ширению информационного поля Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса. 3
    6 Задание на дом Разъяснение задания на дом Запись в дневниках. 1

    Литература
    1. Павлова, А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка/ А. И. Павлова// Русский язык в школе.— 2007. — № 8. — С. 11-15.
    2. Столбунова, С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо/ С.В. Столбунова// Русский язык. Прил. к газете «Первое сентября». — 2005. — № 18. — С. 5-11; № 19. — С.10-18.

    Категория: Разработки уроков | Добавил: verf | Теги: единицы, синтаксиса, основные
    Просмотров: 20441 | Загрузок: 1597 | Комментарии: 14 | Рейтинг: 3.0/2
    Похожие материалы:
    Всего комментариев: 141 2 »
    Оценить комментарий  0   Спам
    1 Лариса_М   (14.01.2011 21:30) [Материал]
    Вера Александровна! В Пояснительной записке Вы указали, что представленный материал состоит из презентации и текстового ресурса, что "презентация сопровождает работу учителя и учащихся в течение всего урока". Презентация в архивной папке отсутствует... sad

    Оценить комментарий  0   Спам
    2 verf   (15.01.2011 14:28) [Материал]
    Извините, Бога ради! Загрузила не ту папку!

    Оценить комментарий  0   Спам
    3 Лариса_М   (15.01.2011 16:08) [Материал]
    Вера Александровна! Теперь с загрузкой всё в порядке.
    У меня возникло несколько замечаний к презентации:
    1) на первом слайде изображение наложено на текст;
    2) слайды 3 и 4 дублируют друг друга, при просмотре на 4 слайде не видно первую строку;
    3) на слайдах много "пустоты", можно добавить изображения, ответы на вопросы (это бы "оживило" презентацию и сам урок).

    Оценить комментарий  0   Спам
    4 verf   (16.01.2011 12:08) [Материал]
    Спасибо Постараюсь отко9рректировать.

    Оценить комментарий  0   Спам
    5 verf   (16.01.2011 12:16) [Материал]
    Уважаемая Лариса М. ! На третьем слайде дан текст по стихотворению Есенина, а на четвертом использованы слова из этого текста , но в начальной форме. Это необходимо для наглядной иллюстрации роли морфологии и синтакстса. С уважением , Глушанина.

    Оценить комментарий  0   Спам
    6 verf   (16.01.2011 12:19) [Материал]
    Извините, но мне бы не хотелось перегружать слайды отвлекающими от сути урока изображениями. С уважением, Глушанина!

    Оценить комментарий  0   Спам
    Вера Александровна! Я согласна с мнением Ларисы Михайловны: презентация требует доработки. Мне кажется, на слайде №2 вопросы необходимо разместить на разных строчках. На слайдах №5 и №7, где используются кластеры, текст разплывчатый. Вряд ли он будет хорошо читаться. А если Вы не хотите перегружать слайды изображениями, просто по-иному разместите текст. А сам урок хорош! Спасибо. Успехов! Ольга Семёновна.

    Оценить комментарий  0   Спам
    8 verf   (22.01.2011 12:02) [Материал]
    Спасибо за совет! попробую исправить, только я не настолько хорошо владею навыками составления презентаций к уроку, чтобы учесть все ваши пожелания. С уважением, Глушанина.

    Оценить комментарий  0   Спам
    9 Августина   (22.01.2011 18:52) [Материал]
    Вера Александровна, ничего страшного, исправляйте, тренируйтесь, никто не родился с навыками владения компьютером
    У Вас всё получится smile

    Оценить комментарий  0   Спам
    Вера Александровна! Материал хороший, но, действительно, презентация требует доработки. Посказываю Вам, что на некоторых слайдах текст поднят слишком высоко и первые строки не читаются, в то же время на слайде остаётся много пустоты. А насчёт опыта работы с презетацией, я советую прислушиваться к советам коллег и у Вас всё получится, Вы всё осилите. Удачи Вам.

    Оценить комментарий  0   Спам
    11 Евгения   (23.01.2011 22:14) [Материал]
    Вера Александровна! Первые строчки я так и не увидела. А исправляется это просто... Согласна с Натальей Фёдоровной, что у Вас всё получится. Успехов Вам! smile

    Оценить комментарий  0   Спам
    12 verf   (01.02.2011 13:15) [Материал]
    Здравствуйте, Уважаемая Лариса М! Спасибо за рекомендации. Постаралась исправить презентацию в соответствии с вашими советами. Всего хорошего, Глушанина.

    Оценить комментарий  0   Спам
    13 Лариса_М   (02.02.2011 21:46) [Материал]
    Вера Александровна! Теперь всё в порядке! Спасибо Вам за терпение. Удачи Вам! С уважением, Лариса Михайловна.

    1-10 11-11
    Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    Мы "ВКонтакте"

    Поиск

    Наши планы
    Приглашаем Вас ознакомиться
    с планами нашего портала

    Афоризм дня
    В доме без жильцов - известных насекомых не обрящешь.
    /К. Прутков/


    Файлообменник

    Реклама

    Рейтинг@Mail.ru
    "Методсовет" © 2010 - 2024
    My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы