Автор: Глушанина Вера Александровна (учитель русского языка и литературы, МОУ Пологрудовская СОШ)
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса
ТЕМА: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса» Тип урока: комбинированный Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между синтаксисом и пунктуацией? Какая связь называется сочинительной, а какая – подчинительной? Синтаксические средства связи слов. Дать определение. Отличать сочинительную связь от подчинительной. Выделять синтаксические средства связи слов. Уметь связывать слова с помощью разных видов связи. Уровни В, С. Какая связь между морфологией и синтаксисом? Определять синтаксические значения и средства выражения этого значения. Понимать и объяснять, что значит «Синтаксические средства – знаки. Знаки в языке». Цели: Познавательные: 1) выяснить, что такое синтаксис и какова его функция; 2) единицы синтаксиса; 3) средства связи единиц синтаксиса . Воспитательные: 1) поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; 2) воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним доброжелательными. Развивающие: 1) развивать критическое мышление через чтение информационного текста; 2) развивать логическое мышление; 3) развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка; 4) развивать умение работать в команде . ХОД УРОКА 1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Эмоциональный настрой на работу. 2.Стадия вызова Вспомните, по каким ступенькам языкознания (или лингвистики) мы уже с вами прошли в этом учебном году? Начните с самой первой (фонетика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология). Обратимся к тексту на стр. 21 учебника: Синий май. Заревая теплынь. Не прозвякнет кольцо у калитки. Липким запахом веет полынь. Спит черёмуха в белой накидке. ( С.Есенин) (Слайд №1) В чем нам помогает фонетика? Морфемика и словообразование? Лексикология и фразеология? А теперь представьте себе, что в этом отрывке пропали все знаки препинания, а слова стояли бы в своей начальной форме и писались бы с маленькой буквы. Преобразуйте текст. Что получилось? Синий май заревой теплынь не прозвякнуть кольцо у калитка липкий запах веять полынь спать черемуха белый накидка (слайд №2) Что пропало, исчезло? (Законы сочетания грамматических форм в связное высказывание, цель высказывания.) Какие же разделы науки о языке позволяют восстановить текст? (Морфология – наука о формах слов и синтаксис – наука о сочетании слов в словосочетания и предложения.) Итак, определим тему урока: «Синтаксис». Запишем тему урока в тетрадь. Какое же название имеют следующие ступеньки? (Морфология и синтаксис.) А теперь определим цели нашего урока. (Учитель вместе с учащимися формулирует цели урока.) Вспомните все, что вы уже знаете на тему «Синтаксис». Для этого «соберите» предложение, которое «рассыпалось» на следующие словоформы: • Заходящего, от лучей, сосен, казались, солнца, стволы, золотыми. Структурируйте сведения, оформив их кластером. Какие трудности встретились вам при выполнении задания? Слайд № 3
3.Стадия осмысления Задание 2. Прочитайте текст , который лежит перед вами на парте, используя известный вам прием маркировки. После прочтения заполните таблицу с соответствующими маркировке графами (можно делать пометки карандашом в тексте). Алгоритм действий учеников: читая текст, учащиеся делают пометки карандашом и заполняют таблицу с графами: Таблица ( слайд № 4) «V» – знаю «+» – новое «–» – вызывает сомнения
Синтаксис (греч. syntaxis – строй, построение, сцепление, соединение) – это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные единицы – словосочетания и предложения. Морфология и синтаксис – два раздела грамматики, два этажа в здании грамматики. «Морфология – это грамматика слова; синтаксис – грамматика словосочетания и предложения», – узнали вы в 5-м классе. Теперь об этом подробнее. Морфология изучает строение слова и формы изменения слов. Она отвечает на вопрос: как изменяются слова, в какие грамматические классы (части речи) объединяются слова по формам изменения. Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. В синтаксисе находим ответ на вопрос, зачем слова изменяются: чтобы они могли войти в общение друг с другом. Можно сказать и так: морфология предлагает синтаксису средства связи — возможность словам соединиться. Синтаксис использует предлагаемые морфологией средства связи и дает законы сочетания слов. Изучая морфологию, мы уже очень многое узнали о синтаксисе. Ведь мы постоянно говорили о том, для чего нужны окончания и служебные слова – они выражают отношения между словами; говорили и о той роли, которую играют разные части речи в предложении. Разграничивая предикативные и непредикативные формы глагола, мы основывали это разграничение на их роли в предложении – на том, способны ли они выступать в роли сказуемого. Как осуществляется синтаксическая связь слов? Возьмем какое-нибудь предложение, например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Лермонтов) Вспомним, что каждое слово всегда представлено в предложении одной из своих словоформ. Предложение выбирает из парадигмы словоформ, составляющих слово, только одну словоформу, нужную, подходящую, единственную, чтобы получилось правильное сочетание слов и чтобы мы смогли правильно выразить свою мысль. Итак, белеет парус – это, несомненно, связанные друг с другом слова – подлежащее и сказуемое. Парус какой? Одинокий. Слова парус одинокий также связаны друг с другом. Белеет где? В тумане. Белеет в тумане – еще одна пара связанных слов. В тумане чего? В тумане моря. В тумане каком? В тумане голубом. Мы видим, что не каждая словоформа в предложении связана с каждой. Словоформы «сцеплены» попарно. Это один из главных законов синтаксиса <...>. Беседа с классом по вопросам: 1. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо? 2. Какую новую информацию вы получили? 3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны? 4. Давайте зададим «тонкие» и «толстые» вопросы и постараемся на них ответить. 4.Стадия рефлексии Вернемся к кластеру. Какими деталями мы можем его уточнить? (Единицы морфологии – формы слов используются синтаксисом для соединения слов в словосочетания и предложения; средства связи: вопросы, окончания и предлоги.) Дополним кластер с учетом того нового, что мы узнали. ( слайд № 5)
Выполнение практического задания Задание№1 . Выполните упражнение 38 по учебнику: из данных слов составить два предложения, разбить предложения на грамматически связанные пары. Задание №2. Выполните упражнение 39 учебника. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Н.Рубцова «Ночь на Родине». Какие мысли и чувства вызвало у вас это стихотворение? Какие языковые средства использует поэт, чтобы передать ощущение тишины и покоя? Как вы будете читать стихотворение: громко или тихо? Почему? Приведите примеры номинативных и коммуникативных языковых единиц.
5.Заключительный этап Итак, подведем итоги. Мы достигли поставленных целей? Чему научились?
6.А теперь запишем домашнее задание: подготовьте «тонкие» и «толстые» вопросы к тексту учебника на стр. 22.
План занятия № Структурные элементы Деятельность учителя Деятельность учащихся Время реализации 1 Организационный момент Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Положительный настрой на урок. 1 2 Стадия вызова. Вхождение в тему. Кластер. Определение темы и целей работы на уроке. Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Идет графическая систематизация материала. На доске заполняется кластер. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу. Самостоятельное определение уровня собственных знаний. Систематизирует информацию до изучения нового материала. 8 3 Стадия осмысления. Работа с текстом Фиксируется недопонятая информация. Формируется вызов на получение новой информации Ученик читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации. 10 4 Стадия рефлексии Наблюдение, помощь по просьбе учащихся. Дополним кластер с учетом того нового, что мы узнали.
Выполнение практических заданий на основе изученной информации. 19 5 Итог урока. Побуждение к дальнейшему рас¬ширению информационного поля Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса. 3 6 Задание на дом Разъяснение задания на дом Запись в дневниках. 1
Литература 1. Павлова, А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка/ А. И. Павлова// Русский язык в школе.— 2007. — № 8. — С. 11-15. 2. Столбунова, С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо/ С.В. Столбунова// Русский язык. Прил. к газете «Первое сентября». — 2005. — № 18. — С. 5-11; № 19. — С.10-18.
Вера Александровна! В Пояснительной записке Вы указали, что представленный материал состоит из презентации и текстового ресурса, что "презентация сопровождает работу учителя и учащихся в течение всего урока". Презентация в архивной папке отсутствует...
Вера Александровна! Теперь с загрузкой всё в порядке. У меня возникло несколько замечаний к презентации: 1) на первом слайде изображение наложено на текст; 2) слайды 3 и 4 дублируют друг друга, при просмотре на 4 слайде не видно первую строку; 3) на слайдах много "пустоты", можно добавить изображения, ответы на вопросы (это бы "оживило" презентацию и сам урок).
Уважаемая Лариса М. ! На третьем слайде дан текст по стихотворению Есенина, а на четвертом использованы слова из этого текста , но в начальной форме. Это необходимо для наглядной иллюстрации роли морфологии и синтакстса. С уважением , Глушанина.
Вера Александровна! Я согласна с мнением Ларисы Михайловны: презентация требует доработки. Мне кажется, на слайде №2 вопросы необходимо разместить на разных строчках. На слайдах №5 и №7, где используются кластеры, текст разплывчатый. Вряд ли он будет хорошо читаться. А если Вы не хотите перегружать слайды изображениями, просто по-иному разместите текст. А сам урок хорош! Спасибо. Успехов! Ольга Семёновна.
Спасибо за совет! попробую исправить, только я не настолько хорошо владею навыками составления презентаций к уроку, чтобы учесть все ваши пожелания. С уважением, Глушанина.
Вера Александровна! Материал хороший, но, действительно, презентация требует доработки. Посказываю Вам, что на некоторых слайдах текст поднят слишком высоко и первые строки не читаются, в то же время на слайде остаётся много пустоты. А насчёт опыта работы с презетацией, я советую прислушиваться к советам коллег и у Вас всё получится, Вы всё осилите. Удачи Вам.
Вера Александровна! Первые строчки я так и не увидела. А исправляется это просто... Согласна с Натальей Фёдоровной, что у Вас всё получится. Успехов Вам!
Здравствуйте, Уважаемая Лариса М! Спасибо за рекомендации. Постаралась исправить презентацию в соответствии с вашими советами. Всего хорошего, Глушанина.
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала