Автор: Бурдейная Наталья Викторовна (Воспитатель дошкольного образования, МКДОУ "Улыбка" г. Бородино Красноярского края)
НОД детей подготовительной к школе группы с использование ИКТ
« Хлеб - всему голова»
Цель: Систематизировать знания детей о хлебе, какой путь проходит хлеб, прежде чем дойти до стола. Задачи: Расширить представления детей о хлебе.
Научить видеть и уважать труд хлебороба.
Прививать детям бережное отношение к хлебу.
Ход
Воспитатель:
Ребята я вчера увидела страшное зрелище!
И решила поделиться с вами увиденным… (просмотр ролика на youtube.com/ «Подростки играют хлебом в футбол») Воспитатель: Ваше мнение об увиденном? (дискуссия)
Воспитатель:
А что вы знаете о хлебе?
(ответы детей) Воспитатель:
Ребята, когда я была в вашем возрасте, часто не доедала хлеб, а что бы этого не узнали взрослые, выбрасывала недоеденные кусочки в ведро для мусора. Но однажды услышала от своего деда, бывшего заключённого фашистского лагеря про то, каким хлебом их кормили в плену…
Я расскажу вам рецепт «Хлеба» фашистских концлагерей.
Дело в том, что гитлеровцы выпекали для русских военнопленных специальный «БРОД» по особому рецепту. РЕЦЕПТ отжимки сахарной свеклы – 40%,
отруби – 30%,
древесные опилки – 20%,
целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%.
«Хлеб войны» не может оставить равнодушным ни одного человека, особенно того, кто испытал на себе страшные лишения в период войны - голод, холод, издевательства. А моему деду волею судьбы пришлось пройти эти мучения плена.
- «А вот тем и питались» - говорил он, «Для русского вся еда это - хлеб да вода», а вода тоже была особенная, она скапливалась после дождя в лужах, в которых мыли сапоги фашистские солдаты.
- «Сдвину плесень рукой, наберу воды в ладошку, а она прелая, болотом пахнет…» и замолчал.
Заключенные концлагерей, знают цену хлеба и преклоняются перед ним.
«Вот так-то дружок» - добавил мой дед и улыбнулся, но глаза его при этом не выражали никакого веселья, а скупая, мужская слеза скатывалась по щеке…
С тех пор моё отношение к хлебу сильно изменилось! Воспитатель:
Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово – «жизнь».
И никакое золото не перевесит крошку хлеба.
Сегодня на наших столах, всегда лежит хрустящий, с аппетитной корочкой хлеб. Но как он появляется ? Откуда он берётся? (ответы детей) Воспитатель:
Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. Профессия пекаря – одна из древних на земле.
Трудно и тяжело достаётся хлеб. Много людей помогают ему «дойти» до стола. Воспитатель:
Я предлагаю посадить маленькое зёрнышко и посмотреть, что из него вырастет. Физкультминутка:
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зёрнышко-
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает-
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
Воспитатель:
Сейчас предлагаю совершить виртуальную экскурсию, что бы узнать всё о хлебе . (просмотр презентации)
1 слайд
«Хлеб - всему голова»
2 слайд
Россия издавна славилась хлебом.
3 слайд
Хлеб и сейчас - богатство нашей страны.
4 слайд
А труд земледельца – самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.
5 слайд
Недаром народ сложил о хлебе столько пословиц и поговорок:
6 слайд
«Одно зерно горсть даёт» Воспитатель:
А какие пословицы о хлебе вы знаете?
(дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе)
• Не трудиться - хлеба не добиться.
• Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
• Плох обед, коли хлеба нет.
• Без сохи и бороны и царь хлеба не найдёт.
• Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.
• Без хлеба и у воды худо жить.
• Без хлеба не обедают.
• Будет хлеб - будет и обед.
• В поле - по хлеб, в лес - по дрова.
• Глубже пахать, больше хлеба жевать.
• Горька работа, да хлеб сладок.
• Ешь пироги, хлеб береги.
• Захочешь есть - о хлебе заговоришь.
• Много снега - много хлеба.
• Не шуба греет, а хлеб.
• Не трудиться - хлеба не добиться.
• Хлебушко - калачу дедушка.
• Хлеб да вода - чем не еда?
• Хлеб да вода - богатырская еда.
• Хлеб всему голова.
7 слайд
Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны. Хлеб мы едим каждый день, и он не приедается.
8 слайд
Как же его выращивают? Кого мы должны благодарить за хлеб на нашем столе? Кто знает, как называются люди, которые выращивают хлеб? (ответы детей)
9 слайд
Отправимся в небольшое путешествие на поле.
10 слайд
Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу.
11 слайд
Солнце светит, дождик идет. Вскоре на полях, появляются зеленые ростки - всходы.
12 слайд
Летом вырастают колоски, а в них много-много зёрен.
13 слайд
Осенью пшеница созревает и колоски убирают машинами - комбайнами.
15 слайд
Зернышки достают из колосков - обмолачивают. Вот сколько много получается зерна.
16 слайд
Зерно перетирают - мелят и получают муку.
В муку добавляют воду и другие продукты и замешивают тесто.
17 слайд
Из теста лепят хлеб, булочки или лепешки. Тесто кладут в формочки и выпекают в печи или в духовке. Воспитатель:
Ребята, как называется тот человек, который выпекает хлеб? (ответы детей)
18 слайд
И получается вкусный, ароматный хлеб.
19 слайд (ребёнок рассказывает стихотворение)
Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
охраняло, берегло. Воспитатель:
Ребята, мне очень хочется прочитать вам стихотворение Сергея Михалкова «Булка»
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Воспитатель:
Ребята, в завершении нашей беседы, мне хотелось бы предложить вам, организовать проект «Хлеб – это жизнь!» Вы согласны?
(ответы, пожелания, предложения детей)
Воспитатель:
Я предлагаю вам изобразить в рисунках, что вам больше всего запомнилось.
(Художественное творчество)
Источники информации:
«Азбука физкультминуток для дошкольников»
Ковалько В.И. (Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр)
- М.: ВАКО, 2005. - 176 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)
http://oppps.ru/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%B2%D0%BE-%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F-%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B-%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%81%D0%BE.html Что ели во время войны.
http://www.hlebopechka.net/h41.php пословицы и поговорки о хлебе
http://www.poslovitza.ru/o_hlebe.html пословицы и поговорки о хлебе
Наталья Викторовна! По Правилам публикации на портале, материал должен носить законченный характер. В архив необходимо добавить конспект занятия, на котором используется представленная презентация. Ждём доработки материала. О внесении изменений в работу, пожалуйста, сообщайте на этой странице.
Наталья Викторовна, спасибо за предоставленный ресурс. Актуальная тема, интересный подход. Конкретно, кратко , с опорой на зрительный ряд дана последовательность выращивания хлеба. Большое количество пословиц для обсуждения. Ваше занятие можно смело рекомендовать не только для детей старшего дошкольного возраста, но и младших школьников. С уважением, Анжела Григорьевна.
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Ссоры не продолжались бы так долго, если бы виновата была только одна сторона. /Ф. Ларошфуко/