Автор: Адамбаева Людмила Анатольевна (Учитель начальных классов, МКОУ «Школа № 5» МО г. Ирбит Свердловской области)
Необходимость проведения данного урока-общения возникла при изучении темы "Храм" по учебной дисциплине "Основы православной культуры". История православного Ирбита богата фактами и событиями, позволяющими на их основе формировать у младшего школьника ценностно-смысловые мировоззренческие нормы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры. Урок проведен в форме общения с руководителем краеведческого проекта "Ирбея" Молокотиным О.А. В ходе урока отмечен интерес у учащихся к истории православия родного города, проявившийся в рассудительной деятельности обучающихся, уместного использования житейского опыта, грамотного построения речевых действий, способности конкретно и точно задавать вопросы ирбитскому краеведу. После проведения урока Молокотиным О.А. отмечена высокая активность обучающихся и воспитательная эффективность проведенного мероприятия.
Цель урока: организация развивающего образовательного пространства, направленного на формирование у обучающихся умения комбинировать разнообразные исторические эпизоды в определенную последовательность через изучение истории православного Ирбита.
Задачи:
- познакомить учащихся с историей православного Ирбита, храмов города;
- познакомить учащихся с городским краеведом Молокотиным О.А.
- обозначить взаимосвязь между современной жизнью православия и историческими корнями;
- формировать чувство уважения к традициям, обычаям и культуре русского народа, интерес к прошлому;
- подводить обучающихся к осознанным речевым действиям, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Уважаемая Людмила Анатольевна! Прочитала Вашу пояснительную записку, конспект урока и задалась вопросом: а в чем же нестандартность данного урока? Лекционный материал, перемежающийся контролирующими вопросами, сопровождаемый презентацией. Пожалуй, нестандартной частью является интервью с гостем урока, но именно как интервью я его и не увидела. Дети не готовили вопросов, по крайне мере, они не прописаны. Написано просто "беседа". В комментариях на главной странице организаторы Фестиваля прописали виды нестандартных уроков. Пока я не могу отнести Ваш материал к какому-то из них. Мне кажется, ваш урок при определенной доработке можно было бы отнести к уроку-интервью. Жду мнение других экспертов. С уважением, Татьяна Александровна.
Доброе утро, Татьяна Александровна. Я свой урок отнесла к типу "урок - общение". Вопросы детей к городскому краеведу и не могли быть прописаны, так как возникали спонтанно в процессе общения с гостем. Нестандартность урока в том, что, согласитесь, не на каждый урок приходит человек, на чьем материале построен весть урок и не на каждый урок приходит человек, который без подготовки свободно вступает в разговор с детьми. Мне бы тоже хотелось прочитать мнения других экспертов.
Уважаемая Людмила Анатольевна! С удовольствием познакомилась с Вашим ресурсом, потому что и сама веду уроки ОРКСЭ по этому учебнику. Так хотелось подсмотреть что-нибудь интересное, найти изюминку. Но увидела просто лекционный материал. Причем, в конспекте нигде не прослеживается деятельность детей! Везде говорит только учитель. А как же дети? В чем заключается их работа на уроке? Интервью я тоже не увидела. Возможно, Ваш урок прошел намного интереснее, чем Вы его здесь описали. К сожалению, мы на нем не присутствовали, а только можем прочитать конспект. Сама идея знакомства с храмами очень интересна. Может как-то организовать работу детей по группам? Пусть они находят материалы о разных храмах, а потом знакомят с найденным других одноклассников? Прошу Вас подумать и доработать. Сама идея очень хорошая. С уважением, Юлия Михайловна.
Добрый вечер, Юлия Михайловна. Безусловно, дети работали и в групппах (экспертная деятельность в конце урока), а также рассуждения детей о пользе посещения Воскресной школы при церкви, так как в моем классе есть дети, которые посещают данную школу, о необходимости приобщения к культуре русского народа, рассказы отдельных детей о служении своих родителей в ирбитских соборах. Но изюминка урока в том, что весь урок построен на краеведческом материале города, изюминка в том, что в процессе урока дети мотивировались к общению, к рассуждению, к высказыванию своей точки зрения, к построению аргументированных выводов, обобщений. За рекомендации спасибо. Обязательно подумаю над Вашим предложением.
Людмила Анатольевна, несомненно, урок прошел просто замечательно и общение стало на нем ведущим видом деятельности. Но Вы предлагаете нам конспект, из которого мы должны это понять! Мы не видим урок, не видим сам процесс общения! В конспекте видна Ваша деятельность. Деятельность остальных участников диалога остается в тени! Вот что обращает на себя внимание! Суть не в том, что Ваш урок не подходит под понятие "нестандартный", а в том, что структуру "общения" надо суметь показать коллегам. Согласна, задача нелегкая и надо продумывать, как нам ее преподнести!С уважением, Татьяна Александровна!
Людмила Анатольевна, спасибо за предоставленный ресурс. Урок – общение. Да, есть такая форма урока. Форма очень интересная, и в тоже время организация такого урока требует от учителя большого мастерства. Давайте посмотрим что у вас получилось. Во-первых, обратимся к тому, что такое общение? Общение- это процесс обмена информацией между людьми. Сущность общения состоит в: 1. получении знаний об окружающем мире; 2. передаче опыта; 3. усвоении культурных и нравственных ценностей человечества; 4. оценке поступков и отношений людей; 5. усвоение правил поведения; 6. развитии интересов человека (материал из Интернета). Во-вторых, обращаемся к вашим задачам: подводить обучающихся к осознанным речевым действиям, способствовать развитию коммуникативных навыков. Смотрим конспект урока. Учитель …., учитель …. Учитель рассказывает, а что дети делают: слушают, отвечают на вопросы. Вот все действия обучающихся. Репродуктивная деятельность. А где продуктивная деятельность? Где развитие коммуникативных навыков? А где информация от обучающихся по данной теме? Здесь, на мой взгляд, можно было провести работу в группах, в которых обучающиеся выполнили мини-проекты, мини-исследование по обозначенным в конспекте вопросам (Ведь историю храмов можно было отдать обучающимся, предоставив материалы (возможно избыточную) в группы, где ребята могли бы отобрать нужную информацию на поставленные вопросы. После выполнения заданий в группах, обучающиеся могли обменяться информацией, защитить свой мини-проект. Есть еще вопросы, но…возможно неудачно оформлен конспект. На мой взгляд, ваш урок – это урок – беседа, можно еще обозначить его как урок вдвоем., т.к. в ходе урока принимал участие Молокотин Олег Алексеевич, который не только рассказывал, но и отвечал на вопросы обучающихся (в конспекте, к сожалению, не приведены вопросы обучающихся. Ведь урок прошел? И значит, вопросы вам известны). И только в конце урока мы увидели деятельность обучающихся: сделали анализ в группах, провели рефлексию (как понимаю, индивидуально). Отсутствует физминутка, что не очень хорошо, тем более в начальной школе. Презентация - хорошее подспорье при рассказе учителя. Но на отдельных слайдах размещены некачественные (нечеткие, размытые) изображения. Отсутствуют активные ссылки на использованные изображения. С уважением, Татьяна Викторовна.
Уважаемые коллеги! Благодарю за комментарий. У меня один вопрос - ваши рекомендации - это стимул к редактированию материала или к снятию с участия в фестивале? Жду ответа.
Уважаемая Людмила Анатольевна, добрый вечер! Нашему вниманию представлен интересный краеведческий материал. И очень здорово, что Вы решили изучать тему «Храм» на примере православных традиций родного города Ирбит. И важный момент, что на уроке присутствует известный краевед. Но прислушайтесь к экспертам, что бы урок выглядел как нестандартный и раскрыть общение детей с Молокотиным О.А. Вам необходимо его доработать. Я ещё раз прочитала рекомендации Татьяны Викторовны и взяла на заметку урок-интервью. Возможно, продумать такой вариант, когда дети сообщают заранее подготовленный материал, который даёте Вы в конспекте урока и задают на эту тему вопросы, также заранее продуманные. Возможно, этому предстоит провести пропедевтическую работу, настроить детей, на то что предстоит брать интервью, а к этому мероприятию необходимо подготовиться. Людмила Анатольевна, это моё видение Вашего урока. Решать Вам как преподнести его коллегам. Удачи Вам, с уважением Скворцова Татьяна.
Уважаемая Людмила Анатольевна, ознакомилась с Вашим ресурсом. Материал собран огромный и, несомненно, интересный. Я предполагаю, что этому уроку предшествовала огромная исследовательская работа детей при участии родителей. Но, увы, нигде это не отражено. Если бы дети рассказали о своей работе, а в ответ услышали слова Молокотина Олега Алексеевича о том, что их труд заслуживает внимания, а потом сошлись во мнении, что надо восстанавливать храмы и дети в конце урока показали свои детские проекты восстановления - это было бы здорово! Они почувствовали сопричастность к великому делу восстановления храмов Ирбита. Возможно это и было так... С уважением к Вам Куцекова Ольга Михайловна
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Неразумно бояться того, что неизбежно. /Публилий Сир/