Пятница | 19.04.2024 | 06:13
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Тематическое планирование [11]
Разработки уроков [56]
Олимпиады, конкурсы, контрольные работы [2]
Дидактические материалы [50]
Внеклассная работа [39]
Проектная деятельность [55]
Иное [11]

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Методичка 
Главная » Файлы » Литературное чтение » Разработки уроков

Последние обновления на форуме:
  • Конкурсы и гранты для учителей и учащихся
  • [Общение]
    Последнее сообщение: (16.04.2024) 17:27 Всего сообщений:(167)
  • Модернизация среднего профессионального образования в Москве
  • [Стандарты нового поколения]
    Последнее сообщение: (12.04.2024) 17:30 Всего сообщений:(0)
  • Развитие качества школьного образования в Москве
  • [Проекты модернизации образования]
    Последнее сообщение: (05.04.2024) 18:13 Всего сообщений:(0)



    Урок толерантности.

    Скачать с сервера (1.67 Mb) 07.11.2015, 12:33
    Автор: Яруллина Ольга Николаевна (учитель начальных классов, ГБОУ лицей № 273 имени Л.Ю.Гладышевой Колпинского района Санкт-Петербурга)

    Цель: раскрыть понятие “ Толерантность ”, познакомить с основными принципами толерантности, выделить характеристики толерантного человека.
    Задачи:
    Обучающие:
    - выявить стереотипы и предрассудки в нашем отношении к другим национальностям,
    - сформировать у детей понятие о толерантности.
    Развивающая:
    - развивать мышление, научить анализировать свои слова и чувства.
    Воспитывающие:
    - способствовать воспитанию доброты, чуткости, сострадания и сопереживания,
    - создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми по возрасту.
    Оборудование: ПК, проектор; экран

    Ход урока: (слайд 1)

    1. Организационный момент.

    - Здравствуйте, дорогие друзья! (слайд 2)
    Я очень рада, что мы собрались сегодня вместе. В ноябре весь мир празднует международный день Толерантности. На планете Земля проживает 7 млрд. человек. Каждый ждёт понимание, уважения, любви, дружбы. Но они не появляются на пустом месте, к ним нужно стремиться всем сердцем, всей душой. Когда мы готовились к мероприятию, вы все прочитали сказку о маленьком мальчике с большим сердцем, Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.

    2. Актуализация знаний.

    Давайте вспомним историю Маленького принца. (слайд 3)
    1) Скажите, где жил Маленький принц? (Он жил на планете величиной с его дом).
    2) Чем занимался? (Каждый день прочищал три вулкана –два действующих и один потухший, а также выпалывал ростки баобабов, чтобы зло не проникало на его планету, чтобы зло не победило добро)!
    3) Счастлив ли был Маленький принц? (Жизнь его была печальной и одинокой).
    4) Почему Маленький принц оставляет свою планету и отправляется в путешествие? (Чтобы найти себе друга).
    5) С кем он встречается во время путешествия? (Королём, фонарщиком, пьяницей, географом и маленьким Лисом).
    6) Чему он научился у маленького Лиса? (Он научился у Лиса дружить и понять что Роза на его планете по-прежнему единственная и самая близкая для Маленького принца, потому что он отдавал ей всю душу).
    7) Какие чувства испытывал Маленький принц к Розе? (любовь)
    8) Что он приобрёл, обращаясь с маленьким Лисом? (Каждый может кого-то приручить и стать ему другом, но всегда нужно быть в ответе за тех, кого приручил). (И ещё Лис сказал, что зорко одно лишь сердце – самого главного глазами не увидишь).

    Вывод: Только вдали от своей крошечной планеты, пройдя долгий путь, познакомившись с обитателями разных планет, маленький принц понял, что есть настоящие чувства, искренние отношения, бескорыстная забота и умение смотреть сердцем.

    - Какие качества личности приобрёл, путешествуя, Маленький принц? (Доброту, уважение, понимание, дружбу).
    - Всё то, о чём мы сейчас говорим можно объединить одним словом – Толерантность. (слайд 4)

    Толерантность – это милосердие.
    Толерантность – это доброта души.
    Толерантность – это сострадание.
    Толерантность – это уважение.
    Толерантность – это дружба.
    Толерантность – это терпение.

    3. Основная часть урока. (слайд 5)

    - Я вам предлагаю отправиться в увлекательное путешествие по планете толерантности, чтобы научиться ценить доброту, взаимопонимание, дружбу, милосердие, прощение и уважение.
    - А еще мы возьмем с собой свод заповедей Маленького принца. Маленький принц будет нашей звездой и, принесёт нам удачу! В путь!

    А) А вот и первая остановка “Доброта”. (слайд 6)

    Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: “ А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа? ”Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: “ Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? ” Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: “Всё в твоих руках.”
    - Какой выбор был у человека? (Убить бабочку или отпустить).
    - Как можно оценить убийство бабочки? (Это плохо, это зло).
    - Что такое зло?
    Зло (слайд 7) – это понятие нравственности, означающее намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.
    - А сохранение ее жизни? (Это хорошо, это добро).
    - Что такое добро?
    Добро (слайд 8) – понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру.
    - Как вы понимаете смысл этой притчи?

    Вывод: Эта фраза может стать жизненным принципом каждого человека, и здесь речь идёт не только о бережном отношении к окружающей среде обитания, но и о чистоте внутреннего мира, мыслей и поступков, души и сердца.

    Б) Остановка “Дружба”. (слайд 9)

    Что такое дружба?-
    Спросила я у птицы.
    - Это когда коршун
    Летает вместе с синицей.
    Спросила я у зверя:
    - Что такое дружба? –
    - Это когда зайцу
    Лисы бояться не нужно.
    А после спросила у девочки:
    - Дружба – что такое?
    - Это что-то огромное,
    Радостное, большое.
    Это когда ребята все сразу,
    Все вместе играют.
    Это когда мальчишки
    Девчонок не задирают.
    Дружить должны все на свете:
    И звери, и птицы, и взрослые, и дети!

    В) Пословицы о дружбе. (слайд 10)

    Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей).
    Друга ищи, а нашёл… (береги).
    Дерево живёт корнями, а человек… (друзьями).
    Дружба не гриб, в лесу… (не найдёшь).

    Г) Работа в группах. Задание – Ассоциации. (слайд 11)

    - Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
    - Какой “ запах ” у дружбы?
    - Какая она на ощупь?
    - На вкус?
    - С какой погодой вы бы сравнили “дружбу”?
    - С какими животными можно связывать слово дружба?
    - Какие краски вы возьмёте, чтобы “нарисовать” дружбу?

    Итог: Каждая группа зачитывает ответы на вопросы.
    Выводы: У всех дружба ассоциируется с добротой, отзывчивостью, мягкостью, чем –то светлым. Без дружбы жизнь в классе невозможна. Только с дружбой жизнь в классе будет многогранной и счастливой!

    Д) Остановка “Уважай и познавай”. (слайд 12)

    У моей знакомой Тани есть друг. Он замечательный: добрый, умный, весёлый. Его папа из Кореи. И в этом проблема, потому, что у Таниного друга кожа темнее и другой разрез глаз. Когда она выходит с ним на улицу, некоторые люди позволяют себе обзывать его. Тане это больно слышать, ведь на самом деле он такой же, как все и даже лучше. Мы все разные, но если мы будем уважать друг друга, будем терпимыми, то наша жизнь станет ярче, а небо безоблачней.

    - А теперь давайте посмотрим на себя разные ли мы? (слайд 13)
    - Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Посмотрите на них внимательно и выберите для себя ту фигуру, которая вам больше всего нравится, нарисуйте её у себя на листочках.
    А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг – вы доброжелательны и общительны, заботливы, чувствительны, доверчивы, бесконфликтны.

    - Кто выбрал квадрат:- бережливы, настойчивы и твёрды в решениях, трудолюбивы.

    - Кто выбрал треугольник: решительны, уверены в себе, вам присущи лидерские качества, вы берёте ответственность на себя, нацелены на победу, нетерпеливы и склонны к риску.

    - Кто выбрал зигзаг: творческие натуры, мечтательны, остроумны, интуитивны, раскованы и непосредственны, изменчивы в настроении и поведении.

    - Кто выбрал прямоугольник: вы смелы, чувствительны, любознательны, возбудимы.

    Вот видите, какие мы все разные и живём все на одной планете и поэтому это здорово…

    Вывод: Различия дополняют и обогащают общество.
    “ Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив одаряю ”. Антуан де Сент-Экзюпери (слайд 14)

    Е) Остановка “Милосердие”. (слайд 15)

    Милосердие… Нужно ли оно в наше время?
    "Куда бы ни лежал твой путь, иди со всем сердцем!"
    Один старый мужчина переехал жить к своему сыну, невестке и четырехлетнему внуку. Его руки дрожали, глаза плохо видели, походка была ковыляющей. Семья ела вместе за одним столом, но старые, трясущиеся дедушкины руки и слабое зрение затрудняли этот процесс. Горошины сыпались с ложки на пол, когда он зажимал в руках стакан, молоко проливалось на скатерть.
    Сын и невестка стали все больше раздражаться из-за этого.
    — Мы должны что-то предпринять, — сказал сын. — С меня достаточно того, как он шумно ест, пролитого им молока, и рассыпанной пищи на полу.
    Муж и жена решили поставить отдельный маленький столик в углу комнаты. Там дедушка стал есть в одиночестве, в то время как остальные члены семьи наслаждались обедом. После того, как дедушка дважды разбивал тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске. Когда кто-то из семьи мельком взглядывал на дедушку, иногда у него были слезы в глазах, потому что он был совсем один. С тех пор единственными словами, которые он слышал в свой адрес, были колкие замечания, когда он ронял вилку или рассыпал пищу.
    Четырехлетний мальчик наблюдал за всем молча. Однажды вечером, перед ужином, отец заметил его играющим с деревянной щепкой на полу. Он ласково спросил малыша:
    — Чем ты занимаешься?
    Так же доверчиво мальчик ответил:
    — Я делаю маленькую миску для тебя и мамы, из которой вы будете кушать, когда я вырасту.
    Мальчик улыбнулся и продолжил работать. Эти слова так ошеломили родителей, что они потеряли дар речи. Потом слезы заструились на их лицах. И хотя ни одного слова не было произнесено, оба знали, что надо сделать.
    В тот вечер муж подошел к дедушке, взял за руку и нежно проводил его обратно к семейному столу. Все оставшиеся дни он ел вместе с семьей. И почему-то ни муж ни жена больше не беспокоились, когда падала вилка, разливалось молоко или пачкалась скатерть.

    “ Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия ”. (Толковый словарь русского языка Ожегова). (слайд 16)

    Физкультминутка “Определение качества личности”. (слайд 17)

    Сейчас мы вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность: Терпимость, Бессердечность. Конфликтность. Сострадание. Вспыльчивость. Милосердие. Злорадство. Ложь. Сотрудничество. Уважение прав других. Раздражение. Зависть. Доброта.

    Ж) Упражнение “Лукошко”. (слайд 18)

    Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, предлагается каждому найти какую-нибудь связь между предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку.
    Например: “ Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру.”

    4. Рефлексия. Домашнее задание.

    Итог “В добрый путь”. (слайд 19)

    Ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются вашими сильными сторонами. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе. Я их все положу в сундучок. Потому, что это ваше богатство. Бывает богатство, которое можно потрогать, потратить, а бывает богатство, которое заключено в наших достоинствах, нашем характере. Это наша собственность! Как много у всех нас вместе достойных качеств, а значит, как много возможностей, какие мы сильные!
    - Скажите, а почему след такой маленький? (Мы делаем первые шаги на пути к толерантности).

    Мои пожелания: Дарите друг другу хорошее настроение, помогайте словом и делом, и даже взглядом всем, кому нужна ваша помощь. Каждый день, когда вы будете ложиться спать, подумайте: “А что сегодня я сделал хорошего?“
    Пусть ваши сердца наполняют дружба, доброта, нежность, милосердие, любовь, искренность, душевность и терпение.
    “В добрый путь! В страну толерантности!”

    Толерантность. Что это такое?-
    Непонятно?
    Что же, Если спросит кто-нибудь меня,
    Это счастье на Планете всей.
    Я отвечу: “ Это все земное.
    Это то, что я всех принимаю.
    То, на чём стоит Планета вся ”.
    Всех людей, Кто веры не моей.
    Толерантность, - сказала, - это
    Толерантность – это все прощенье
    То, на чём стоит планета вся,
    Тех, кто нам обиды приносил.
    И другого не найти ответа.
    Толерантность – это примененье
    В этом я уверена, друзья.
    Всех враждебных в этом мире сил.
    Толерантность – это люди света
    Разных наций, веры и судьбы
    Открываются что-то, где-то,
    Радуются вместе. Нет нужды
    Опасаться, что тебя обидят
    Люди, цвета, крови не твоей.
    Опасаться, что тебя унизят
    Люди на родной Земле твоей
    Ведь Планета наша дорогая
    Любит всех нас: белых и цветных!
    Будем жить, друг друга уважая!
    Толерантность – слово для живых!

    Задание на дом.

    - Подумайте, что нового вы узнали на сегодняшнем мероприятие и нарисуйте открытку “Толерантности”. Подарите её своим близким.
    -Помните, что все находящиеся рядом ждут от каждого из вас – доброты, любви, внимания, уважения, чуткости, сострадания и сопереживания. (слайд 20)

    ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЁМ ТОЛЕРАНТНОСТИ!
    С п а с и б о з а и г р у!

    Использованная литература и источники: (слайд 21)
    1. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании./ С.Л.Братченко // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. – Красноярск. – 2003.
    2. Бардиер Г.Л. Психологическое сопровождение проявлений интолерантности и толерантности в молодёжной среде. / Г.Л.Бардиер. – НП ЦСП “ Доверие ”.- 2011.
    3. Мацковский М. Толерантность как объект социологического исследования/ М.Мацковский // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. – М.: МГУ.- 2002.
    4. Шустова Л. Воспитание толерантности: приёмы для индивидуальной и групповой работы/ Л.Шустова. // Классный руководитель – 2006. - № 4.
    5. Фопель К. Сплочённость и толерантность в группе/ К.Фопель.-М.: Генез.-2003.
    6.http://topreferat.znate.ru/pars_docs/refs/10/9986/9986_html_42d9eb0d.png
    7.http://images.forwallpaper.com/files/thumbs/preview/24/240177__little-prince-a-fairy-tale-the-little-prince_p.jpg
    8. http://www.playcast.ru/uploads/2012/06/28/3509105.gif
    9. http://lusana.ru/files/2330/573/4.jpg
    10.http://oboi.ws/wallpapers/20_10574_oboi_art_na_skazku_malenkij_princ_480x800.jpg
    11. http://cs413020.vk.me/v413020648/91eb/NAkpcB6N6g4.jpg
    12. http://player.myshared.ru/1164885/data/images/img19.jpg
    13. http://images.forwallpaper.com/files/thumbs/preview/49/498659__white-and-black-unicorn_p.jpg
    14. http://ddut-everest.ucoz.ru/news2015/sol.jpg
    15. http://vse-zdes.ua/media/k2/items/cache/a195021f8f398ee1a8e620341461d2dd_XL.jpg
    16. http://yurio.info/uploads/news/id120/2015-08-02-partii-v-yuzhny.jpg
    17. http://knowmore.tv/wp-content/uploads/2013/08/shutterstock_60308743-e1377526304587.jpg
    18. http://uchebana5.ru/images/551/1101096/1beec06f.png
    19. http://friendsrecover.com/image/56181dee556a8.jpg
    20. http://www.pletenkino.ru/img/p/72-120-thickbox.jpg
    21. http://fs00.infourok.ru/images/doc/152/175924/hello_html_134633eb.jpg

    Категория: Разработки уроков | Добавил: Оленька4901 | Теги: урок, Фестиваль Нестандартный урок, телерантности.
    Просмотров: 2710 | Загрузок: 617 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 5.0/1
    Похожие материалы:
    Всего комментариев: 9
    Оценить комментарий  0   Спам
    1 gycmaer   (08.11.2015 23:39) [Материал]
    Ольга Николаевна, здравствуйте. Познакомилась с еще одной Вашей разработкой. Хочется отметить, что тема, которую вы затрагиваете в своем разговоре с детьми, в наше время очень актуальна. Не хватает нам сейчас сочувствия, терпимости, даже элементарное уважение у подрастающего поколения куда-то делось. А Вы в ходе путешествия ищите ответы на такие важные вопросы как, что такое доброта, что такое зло. Замечательная находка - игра в ассоциации. Очень неординарное решение показать дружбу с разных сторон и в разных красках. Презентация оформлена в едином стиле, иллюстративный ряд качественный. Прослеживается единая сюжетная линия Вашего урока. Вы четко определили цель урока и задачи по её достижению. На мой взгляд, Вы реализовали то, что запланировали. Скажите, пожалуйста, в какой предметной области изучаете Вы такие темы? Очень интересно!
    Хотелось бы обратить Ваше внимание на оформление конспекта. Пробелы между кавычками или скобками и словом не ставятся. Если предложение в скобках, то точка ставится после закрывающей скобки. Но это всё легко поправимо, не так ли?
    Большое спасибо Вам за такой нужный материал. Думаю, что коллегами он будет востребован.
    С уважением, Марина Юрьевна.

    Оценить комментарий  0   Спам
    2 Оленька4901   (09.11.2015 16:26) [Материал]
    Уважаемая Марина Юрьевна! Спасибо за Ваш положительный отзыв к моей работе, за тёплые слова. Что касается оформления конспекта, то обратила на это внимание, все исправила. Ольга Николаевна.

    Оценить комментарий  0   Спам
    3 forsolga   (09.11.2015 23:18) [Материал]
    Ольга Николаевна. Спасибо Вам за предоставленный материал. Хочу отметить, что выбранная Вами тема актуальна и востребована в современном мире. Подобранный материал соответствует возрастным особенностям учащихся. Вами проделана большая подготовительная работа, о которой Вы практически не упомянули в разработке. Какое оформление мероприятия было продумано? Для такого мероприятия , я считаю, эти моменты имеют большое воспитательное значение. Если в презентации на слайдах 5,7,8 уменьшить размер картинок, то внешний вид становится более привлекательным.

    Оценить комментарий  0   Спам
    4 sta1970   (10.11.2015 08:23) [Материал]
    Ольга Николаевна, здравствуйте! Соглашусь с коллегами, что на фестиваль Вами представлена разработка урока по актуальной теме. Современные подростки, к сожалению, порой слабо ориентируются в понятиях, которые на вашем занятии в игровой непринужденной форме они открывали. Для такой сложной темы Вами правильно выбран тип урока – урок путешествия. Удачно выбрано произведения для пропедевтической работы Антуана де Сен-Экзюпери “Маленький принц”. По анализу произведения, на мой взгляд, последовательно сформулированы вопросы беседы, которые определили тот круг понятий, которые им необходимо изучить в течение урока. Урок получился довольно таки плотным, насыщенным, ёмким и в тоже время светлым и открытым. Этому способствовали разнообразные методы и приёмы, интересные задания. Ну и конечно презентация, которая сопровождала ход урока. Удачи Вам на фестивале. Солидарна с вопросом Марины Юрьевны "В какой предметной области изучается эта тема"? Фестиваль называется "Нестандартный урок", а у Вас в ПЗ в графе "учебный предмет" прописано "Внеклассное мероприятие, классный час". В ПЗ в графе "Краткое описание работы с ресурсом" дублируется цель занятия. С уважением, Скворцова Татьяна.

    Оценить комментарий  0   Спам
    5 Оленька4901   (10.11.2015 18:46) [Материал]
    Уважаемые коллеги! Спасибо огромное за ваши комментарии к моей работе. Беру во внимание все Ваши советы и предложения. Предметная область, в которой изучается данная тема - литературное чтение. Пояснительную записку доработала. Краткое описание дописала. Спасибо за советы. Что касается презентации, то картинки немного уменьшила. С удовольствием принимаю участие в этом проекте, есть желание делиться своим опытом и получать его от коллег. С уважением, Ольга Николаевна.

    Оценить комментарий  0   Спам
    6 YuliaG   (12.11.2015 15:28) [Материал]
    Уважаемая Ольга Николаевна, спасибо за участие в Фестивале и желание делиться опытом!
    Мне тоже понравилась затронутая Вами тема, она актуальна всегда! Интересные задания!
    Спасибо, что прислушались к советам коллег и доработали материал!
    Желаю удачи и творческих успехов!
    С уважением, Юлия Михайловна.

    Оценить комментарий  0   Спам
    7 Оленька4901   (12.11.2015 17:21) [Материал]
    Юлия Михайловна, благодарю за внимание, оказанное к моей разработке, и за теплые, добрые слова. smile

    Оценить комментарий  0   Спам
    8 DCN67   (13.11.2015 22:43) [Материал]
    Здравствуйте, Ольга Николаевна. С интересом познакомилась с предоставленным Вами материалом. Сегодня все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам принимает жесточайшие формы и угрожающие размеры, особенно среди молодежи. А ведь проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, уважение, доброжелательность, коммуникабельность… Именно об этом Ваша работа. Путешествуя по планете Толерантность, Вы подводите ребят к выводу.Пусть работа, выполненная Вами, все же больше внеклассное мероприятие,чем урок, но заслуживает слова благодарности.Спасибо)

    Оценить комментарий  0   Спам
    9 Оленька4901   (13.11.2015 22:56) [Материал]
    Спасибо большое, Светлана Николаевна.

    Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    Мы "ВКонтакте"

    Поиск

    Наши планы
    Приглашаем Вас ознакомиться
    с планами нашего портала

    Афоризм дня
    Что такое воля, как не мысль переходящая в дело !
    /А. Бестужев-Марлинский/


    Файлообменник

    Реклама

    Рейтинг@Mail.ru
    "Методсовет" © 2010 - 2024
    My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы