Автор: Яруллина Ольга Николаевна (учитель начальных классов, ГБОУ лицей № 273 имени Л.Ю.Гладышевой Колпинского района Санкт-Петербурга)
Цель: раскрыть понятие “ Толерантность ”, познакомить с основными принципами толерантности, выделить характеристики толерантного человека.
Задачи:
Обучающие:
- выявить стереотипы и предрассудки в нашем отношении к другим национальностям,
- сформировать у детей понятие о толерантности.
Развивающая:
- развивать мышление, научить анализировать свои слова и чувства.
Воспитывающие:
- способствовать воспитанию доброты, чуткости, сострадания и сопереживания,
- создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми по возрасту.
Оборудование: ПК, проектор; экран
Ход урока: (слайд 1)
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие друзья! (слайд 2)
Я очень рада, что мы собрались сегодня вместе. В ноябре весь мир празднует международный день Толерантности. На планете Земля проживает 7 млрд. человек. Каждый ждёт понимание, уважения, любви, дружбы. Но они не появляются на пустом месте, к ним нужно стремиться всем сердцем, всей душой. Когда мы готовились к мероприятию, вы все прочитали сказку о маленьком мальчике с большим сердцем, Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.
2. Актуализация знаний.
Давайте вспомним историю Маленького принца. (слайд 3)
1) Скажите, где жил Маленький принц? (Он жил на планете величиной с его дом).
2) Чем занимался? (Каждый день прочищал три вулкана –два действующих и один потухший, а также выпалывал ростки баобабов, чтобы зло не проникало на его планету, чтобы зло не победило добро)!
3) Счастлив ли был Маленький принц? (Жизнь его была печальной и одинокой).
4) Почему Маленький принц оставляет свою планету и отправляется в путешествие? (Чтобы найти себе друга).
5) С кем он встречается во время путешествия? (Королём, фонарщиком, пьяницей, географом и маленьким Лисом).
6) Чему он научился у маленького Лиса? (Он научился у Лиса дружить и понять что Роза на его планете по-прежнему единственная и самая близкая для Маленького принца, потому что он отдавал ей всю душу).
7) Какие чувства испытывал Маленький принц к Розе? (любовь)
8) Что он приобрёл, обращаясь с маленьким Лисом? (Каждый может кого-то приручить и стать ему другом, но всегда нужно быть в ответе за тех, кого приручил). (И ещё Лис сказал, что зорко одно лишь сердце – самого главного глазами не увидишь).
Вывод: Только вдали от своей крошечной планеты, пройдя долгий путь, познакомившись с обитателями разных планет, маленький принц понял, что есть настоящие чувства, искренние отношения, бескорыстная забота и умение смотреть сердцем.
- Какие качества личности приобрёл, путешествуя, Маленький принц? (Доброту, уважение, понимание, дружбу).
- Всё то, о чём мы сейчас говорим можно объединить одним словом – Толерантность. (слайд 4)
Толерантность – это милосердие.
Толерантность – это доброта души.
Толерантность – это сострадание.
Толерантность – это уважение.
Толерантность – это дружба.
Толерантность – это терпение.
3. Основная часть урока. (слайд 5)
- Я вам предлагаю отправиться в увлекательное путешествие по планете толерантности, чтобы научиться ценить доброту, взаимопонимание, дружбу, милосердие, прощение и уважение.
- А еще мы возьмем с собой свод заповедей Маленького принца. Маленький принц будет нашей звездой и, принесёт нам удачу! В путь!
А) А вот и первая остановка “Доброта”. (слайд 6)
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: “ А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа? ”Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: “ Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? ” Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: “Всё в твоих руках.”
- Какой выбор был у человека? (Убить бабочку или отпустить).
- Как можно оценить убийство бабочки? (Это плохо, это зло).
- Что такое зло?
Зло (слайд 7) – это понятие нравственности, означающее намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.
- А сохранение ее жизни? (Это хорошо, это добро).
- Что такое добро?
Добро (слайд 8) – понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру.
- Как вы понимаете смысл этой притчи?
Вывод: Эта фраза может стать жизненным принципом каждого человека, и здесь речь идёт не только о бережном отношении к окружающей среде обитания, но и о чистоте внутреннего мира, мыслей и поступков, души и сердца.
Б) Остановка “Дружба”. (слайд 9)
Что такое дружба?-
Спросила я у птицы.
- Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
- Что такое дружба? –
- Это когда зайцу
Лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
- Дружба – что такое?
- Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют.
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и взрослые, и дети!
В) Пословицы о дружбе. (слайд 10)
Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей).
Друга ищи, а нашёл… (береги).
Дерево живёт корнями, а человек… (друзьями).
Дружба не гриб, в лесу… (не найдёшь).
Г) Работа в группах. Задание – Ассоциации. (слайд 11)
- Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
- Какой “ запах ” у дружбы?
- Какая она на ощупь?
- На вкус?
- С какой погодой вы бы сравнили “дружбу”?
- С какими животными можно связывать слово дружба?
- Какие краски вы возьмёте, чтобы “нарисовать” дружбу?
Итог: Каждая группа зачитывает ответы на вопросы.
Выводы: У всех дружба ассоциируется с добротой, отзывчивостью, мягкостью, чем –то светлым. Без дружбы жизнь в классе невозможна. Только с дружбой жизнь в классе будет многогранной и счастливой!
Д) Остановка “Уважай и познавай”. (слайд 12)
У моей знакомой Тани есть друг. Он замечательный: добрый, умный, весёлый. Его папа из Кореи. И в этом проблема, потому, что у Таниного друга кожа темнее и другой разрез глаз. Когда она выходит с ним на улицу, некоторые люди позволяют себе обзывать его. Тане это больно слышать, ведь на самом деле он такой же, как все и даже лучше. Мы все разные, но если мы будем уважать друг друга, будем терпимыми, то наша жизнь станет ярче, а небо безоблачней.
- А теперь давайте посмотрим на себя разные ли мы? (слайд 13)
- Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Посмотрите на них внимательно и выберите для себя ту фигуру, которая вам больше всего нравится, нарисуйте её у себя на листочках.
А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг – вы доброжелательны и общительны, заботливы, чувствительны, доверчивы, бесконфликтны.
- Кто выбрал квадрат:- бережливы, настойчивы и твёрды в решениях, трудолюбивы.
- Кто выбрал треугольник: решительны, уверены в себе, вам присущи лидерские качества, вы берёте ответственность на себя, нацелены на победу, нетерпеливы и склонны к риску.
- Кто выбрал зигзаг: творческие натуры, мечтательны, остроумны, интуитивны, раскованы и непосредственны, изменчивы в настроении и поведении.
- Кто выбрал прямоугольник: вы смелы, чувствительны, любознательны, возбудимы.
Вот видите, какие мы все разные и живём все на одной планете и поэтому это здорово…
Вывод: Различия дополняют и обогащают общество.
“ Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив одаряю ”. Антуан де Сент-Экзюпери (слайд 14)
Е) Остановка “Милосердие”. (слайд 15)
Милосердие… Нужно ли оно в наше время?
"Куда бы ни лежал твой путь, иди со всем сердцем!"
Один старый мужчина переехал жить к своему сыну, невестке и четырехлетнему внуку. Его руки дрожали, глаза плохо видели, походка была ковыляющей. Семья ела вместе за одним столом, но старые, трясущиеся дедушкины руки и слабое зрение затрудняли этот процесс. Горошины сыпались с ложки на пол, когда он зажимал в руках стакан, молоко проливалось на скатерть.
Сын и невестка стали все больше раздражаться из-за этого.
— Мы должны что-то предпринять, — сказал сын. — С меня достаточно того, как он шумно ест, пролитого им молока, и рассыпанной пищи на полу.
Муж и жена решили поставить отдельный маленький столик в углу комнаты. Там дедушка стал есть в одиночестве, в то время как остальные члены семьи наслаждались обедом. После того, как дедушка дважды разбивал тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске. Когда кто-то из семьи мельком взглядывал на дедушку, иногда у него были слезы в глазах, потому что он был совсем один. С тех пор единственными словами, которые он слышал в свой адрес, были колкие замечания, когда он ронял вилку или рассыпал пищу.
Четырехлетний мальчик наблюдал за всем молча. Однажды вечером, перед ужином, отец заметил его играющим с деревянной щепкой на полу. Он ласково спросил малыша:
— Чем ты занимаешься?
Так же доверчиво мальчик ответил:
— Я делаю маленькую миску для тебя и мамы, из которой вы будете кушать, когда я вырасту.
Мальчик улыбнулся и продолжил работать. Эти слова так ошеломили родителей, что они потеряли дар речи. Потом слезы заструились на их лицах. И хотя ни одного слова не было произнесено, оба знали, что надо сделать.
В тот вечер муж подошел к дедушке, взял за руку и нежно проводил его обратно к семейному столу. Все оставшиеся дни он ел вместе с семьей. И почему-то ни муж ни жена больше не беспокоились, когда падала вилка, разливалось молоко или пачкалась скатерть.
“ Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия ”. (Толковый словарь русского языка Ожегова). (слайд 16)
Физкультминутка “Определение качества личности”. (слайд 17)
Сейчас мы вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность: Терпимость, Бессердечность. Конфликтность. Сострадание. Вспыльчивость. Милосердие. Злорадство. Ложь. Сотрудничество. Уважение прав других. Раздражение. Зависть. Доброта.
Ж) Упражнение “Лукошко”. (слайд 18)
Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, предлагается каждому найти какую-нибудь связь между предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку.
Например: “ Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру.”
4. Рефлексия. Домашнее задание.
Итог “В добрый путь”. (слайд 19)
Ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются вашими сильными сторонами. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе. Я их все положу в сундучок. Потому, что это ваше богатство. Бывает богатство, которое можно потрогать, потратить, а бывает богатство, которое заключено в наших достоинствах, нашем характере. Это наша собственность! Как много у всех нас вместе достойных качеств, а значит, как много возможностей, какие мы сильные!
- Скажите, а почему след такой маленький? (Мы делаем первые шаги на пути к толерантности).
Мои пожелания: Дарите друг другу хорошее настроение, помогайте словом и делом, и даже взглядом всем, кому нужна ваша помощь. Каждый день, когда вы будете ложиться спать, подумайте: “А что сегодня я сделал хорошего?“
Пусть ваши сердца наполняют дружба, доброта, нежность, милосердие, любовь, искренность, душевность и терпение.
“В добрый путь! В страну толерантности!”
Толерантность. Что это такое?-
Непонятно?
Что же, Если спросит кто-нибудь меня,
Это счастье на Планете всей.
Я отвечу: “ Это все земное.
Это то, что я всех принимаю.
То, на чём стоит Планета вся ”.
Всех людей, Кто веры не моей.
Толерантность, - сказала, - это
Толерантность – это все прощенье
То, на чём стоит планета вся,
Тех, кто нам обиды приносил.
И другого не найти ответа.
Толерантность – это примененье
В этом я уверена, друзья.
Всех враждебных в этом мире сил.
Толерантность – это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открываются что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность – слово для живых!
Задание на дом.
- Подумайте, что нового вы узнали на сегодняшнем мероприятие и нарисуйте открытку “Толерантности”. Подарите её своим близким.
-Помните, что все находящиеся рядом ждут от каждого из вас – доброты, любви, внимания, уважения, чуткости, сострадания и сопереживания. (слайд 20)
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЁМ ТОЛЕРАНТНОСТИ!
С п а с и б о з а и г р у!
Использованная литература и источники: (слайд 21)
1. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании./ С.Л.Братченко // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. – Красноярск. – 2003.
2. Бардиер Г.Л. Психологическое сопровождение проявлений интолерантности и толерантности в молодёжной среде. / Г.Л.Бардиер. – НП ЦСП “ Доверие ”.- 2011.
3. Мацковский М. Толерантность как объект социологического исследования/ М.Мацковский // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. – М.: МГУ.- 2002.
4. Шустова Л. Воспитание толерантности: приёмы для индивидуальной и групповой работы/ Л.Шустова. // Классный руководитель – 2006. - № 4.
5. Фопель К. Сплочённость и толерантность в группе/ К.Фопель.-М.: Генез.-2003.
6.http://topreferat.znate.ru/pars_docs/refs/10/9986/9986_html_42d9eb0d.png
7.http://images.forwallpaper.com/files/thumbs/preview/24/240177__little-prince-a-fairy-tale-the-little-prince_p.jpg
8. http://www.playcast.ru/uploads/2012/06/28/3509105.gif
9. http://lusana.ru/files/2330/573/4.jpg
10.http://oboi.ws/wallpapers/20_10574_oboi_art_na_skazku_malenkij_princ_480x800.jpg
11. http://cs413020.vk.me/v413020648/91eb/NAkpcB6N6g4.jpg
12. http://player.myshared.ru/1164885/data/images/img19.jpg
13. http://images.forwallpaper.com/files/thumbs/preview/49/498659__white-and-black-unicorn_p.jpg
14. http://ddut-everest.ucoz.ru/news2015/sol.jpg
15. http://vse-zdes.ua/media/k2/items/cache/a195021f8f398ee1a8e620341461d2dd_XL.jpg
16. http://yurio.info/uploads/news/id120/2015-08-02-partii-v-yuzhny.jpg
17. http://knowmore.tv/wp-content/uploads/2013/08/shutterstock_60308743-e1377526304587.jpg
18. http://uchebana5.ru/images/551/1101096/1beec06f.png
19. http://friendsrecover.com/image/56181dee556a8.jpg
20. http://www.pletenkino.ru/img/p/72-120-thickbox.jpg
21. http://fs00.infourok.ru/images/doc/152/175924/hello_html_134633eb.jpg
Ольга Николаевна, здравствуйте. Познакомилась с еще одной Вашей разработкой. Хочется отметить, что тема, которую вы затрагиваете в своем разговоре с детьми, в наше время очень актуальна. Не хватает нам сейчас сочувствия, терпимости, даже элементарное уважение у подрастающего поколения куда-то делось. А Вы в ходе путешествия ищите ответы на такие важные вопросы как, что такое доброта, что такое зло. Замечательная находка - игра в ассоциации. Очень неординарное решение показать дружбу с разных сторон и в разных красках. Презентация оформлена в едином стиле, иллюстративный ряд качественный. Прослеживается единая сюжетная линия Вашего урока. Вы четко определили цель урока и задачи по её достижению. На мой взгляд, Вы реализовали то, что запланировали. Скажите, пожалуйста, в какой предметной области изучаете Вы такие темы? Очень интересно! Хотелось бы обратить Ваше внимание на оформление конспекта. Пробелы между кавычками или скобками и словом не ставятся. Если предложение в скобках, то точка ставится после закрывающей скобки. Но это всё легко поправимо, не так ли? Большое спасибо Вам за такой нужный материал. Думаю, что коллегами он будет востребован. С уважением, Марина Юрьевна.
Уважаемая Марина Юрьевна! Спасибо за Ваш положительный отзыв к моей работе, за тёплые слова. Что касается оформления конспекта, то обратила на это внимание, все исправила. Ольга Николаевна.
Ольга Николаевна. Спасибо Вам за предоставленный материал. Хочу отметить, что выбранная Вами тема актуальна и востребована в современном мире. Подобранный материал соответствует возрастным особенностям учащихся. Вами проделана большая подготовительная работа, о которой Вы практически не упомянули в разработке. Какое оформление мероприятия было продумано? Для такого мероприятия , я считаю, эти моменты имеют большое воспитательное значение. Если в презентации на слайдах 5,7,8 уменьшить размер картинок, то внешний вид становится более привлекательным.
Ольга Николаевна, здравствуйте! Соглашусь с коллегами, что на фестиваль Вами представлена разработка урока по актуальной теме. Современные подростки, к сожалению, порой слабо ориентируются в понятиях, которые на вашем занятии в игровой непринужденной форме они открывали. Для такой сложной темы Вами правильно выбран тип урока – урок путешествия. Удачно выбрано произведения для пропедевтической работы Антуана де Сен-Экзюпери “Маленький принц”. По анализу произведения, на мой взгляд, последовательно сформулированы вопросы беседы, которые определили тот круг понятий, которые им необходимо изучить в течение урока. Урок получился довольно таки плотным, насыщенным, ёмким и в тоже время светлым и открытым. Этому способствовали разнообразные методы и приёмы, интересные задания. Ну и конечно презентация, которая сопровождала ход урока. Удачи Вам на фестивале. Солидарна с вопросом Марины Юрьевны "В какой предметной области изучается эта тема"? Фестиваль называется "Нестандартный урок", а у Вас в ПЗ в графе "учебный предмет" прописано "Внеклассное мероприятие, классный час". В ПЗ в графе "Краткое описание работы с ресурсом" дублируется цель занятия. С уважением, Скворцова Татьяна.
Уважаемые коллеги! Спасибо огромное за ваши комментарии к моей работе. Беру во внимание все Ваши советы и предложения. Предметная область, в которой изучается данная тема - литературное чтение. Пояснительную записку доработала. Краткое описание дописала. Спасибо за советы. Что касается презентации, то картинки немного уменьшила. С удовольствием принимаю участие в этом проекте, есть желание делиться своим опытом и получать его от коллег. С уважением, Ольга Николаевна.
Уважаемая Ольга Николаевна, спасибо за участие в Фестивале и желание делиться опытом! Мне тоже понравилась затронутая Вами тема, она актуальна всегда! Интересные задания! Спасибо, что прислушались к советам коллег и доработали материал! Желаю удачи и творческих успехов! С уважением, Юлия Михайловна.
Здравствуйте, Ольга Николаевна. С интересом познакомилась с предоставленным Вами материалом. Сегодня все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам принимает жесточайшие формы и угрожающие размеры, особенно среди молодежи. А ведь проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, уважение, доброжелательность, коммуникабельность… Именно об этом Ваша работа. Путешествуя по планете Толерантность, Вы подводите ребят к выводу.Пусть работа, выполненная Вами, все же больше внеклассное мероприятие,чем урок, но заслуживает слова благодарности.Спасибо)
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
Сильная мысль передает частицу своей силы противнику. /М. Пруст/