Автор: Трусов Александр Анатольевич (учитель физики, МБОУ Пичаевская СОШ)
Тема урока. Инерция. Взаимодействие тел. 7 класс
Цели урока : - познакомить учащихся с понятием "взаимодействие тел", раскрыть суть инерциального движения; Задача : - сформировать умение различать взаимодействия и характеризовать их, сформировать понятие, что изменение скорости тела или его деформация могут служить мерой действия на это тело других тел; - развивать логическое мышление учеников, умения анализировать и проводить исследование, формировать научное мировоззрение.
Оборудование: наклонная плоскость, тележка, песок, линейка, пластилин, резиновый мячик, два стальных и пластилиновых шарика.
Тип урока : изучения новых знаний. План урока № Этап урока Время Методы и приемы 1 Актуализация опорных знаний 5 - 10 мин. вопросы классу 2 Изучение нового материала 20 - 25 мин. Беседа, групповая работа, постановка и обсуждение опыта, запись конспекта 3 Закрепление нового материала 10 - 15 мин. Беседа 4 Домашнее задание 1 - 2 мин. Записи на доске и в дневниках
ХОД УРОКА 1. Актуализация опорных знаний Вопрос к классу: - Что называют механическим движением? - Какие виды движения вы знаете? - Какие из них чаще всего встречаются в природе, в технике? - Какие характеристики движения вам известные?
2. Изучение нового материала Беседа Вопрос к классу : - В результате чего тела изменяют свою скорость? - На столе лежит стальной шарик. Чему равна его скорость относительно стола? - Как изменить скорость шарика? (подействовать на него другим телом) - Что можно сказать о скорости шарика после действия на него другого тела? (скорость уменьшается, то есть изменяется) - Что является причиной изменения скорости шарика? Вывод: Действие одного тела на другое приводит к изменению скорости.
Попробуем это проверить: ((Класс разделить на три группы. Каждая группа получает оборудование, план проведения опыта и вопроса для анализа опыта.)
Деятельность учителя Деятельность учеников Познакомить учащихся с заданием и условиями его выполнения, регламентировать время работы Ознакомление с заданием, оборудованием Корректирующая роль Выполнение работы
Обсуждение опытов и результатов работы групп Выступления представителей групп с отчетом работы. Запись выводов в конспект.
Карточка для группы №1 С наклонной плоскости скатывать тележку. В основании плоскости, с горкой насыпать песок. Повторить опыт, разгладив песок по поверхности, убрав его. Задание: сравните тормозной путь тележки во всех трех случаях, сделайте вывод.
Карточка для группы №2 Сожмите руками кусок пластилина, резиновый мячик, пружину и дайте ответ на вопрос: - действует ли в этом случае одно тело на другое? - Изменяется ли при этом скорость тела? - Что происходит с телом? (деформируется) - Сделайте вывод.
Карточка для группы №3 Столкните два шарика (сначала стальные, потом - мягкие -пластилин ). Наблюдайте за изменением скорости этих тел. Задание: сделайте вывод своих наблюдений, приведите свои примеры существования взаимодействия тел в природе.
ВЫВОДЫ: - Действие одного тела на другое приводит к изменению скорости. - Действие одного тела на другое приводит не только к изменению скорости тела, но и к его деформации. - В природе существует только взаимодействие тел. Результатом которых является изменение скорости тел или их деформация.
Вопрос к классу : - А что будет происходить с телами, если на них не будут действовать другие тела? (скорость тела изменяться не будет).
В физике такое явление называют инерцией. Запись в тетради: Инерция - явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
Вылетев из ствола ружья пуля продолжала бы двигаться. Сохраняя свою скорость, если бы на нее не действовал воздух. Так же сохранил бы свою скорость автомобиль, после выключения . Если сравнить тормозной путь автомобиля по сухому асфальту и по ледяной дороге, то мы увидим, что взаимодействия взаимно компенсируют друг друга. При этом изменение скорости и деформация не происходят. Хотя взаимодействие происходит. Опыты доказывают, что действие одного тела на другое никогда не бывает односторонним. В природе существует лишь взаимодействие. Соответственно, после взаимодействия изменяются скорости обоих тел, или происходит их деформация.
3. Закрепление нового материала
Вопрос к классу : - Зачем велосипедист, приближаясь к подъему дороги, увеличивает скорость движения? - Книга лежит на столе. Сравните силу действия книги на стол и стола на книгу. - Могут ли два физических тела взаимодействовать, если они не сталкиваются непосредственно друг с другом? Приведите примеры. - Почему трудно удержать шланг, из которого под напором льется вода? - Пассажиры автобуса почувствовали, что их клонит к левой стенке салона. Как двигался в этот момент автобус?
4. Домашнее задание
§18, 19 упр 5 №1-2 Творческое задание: Что было бы с телами, если вдруг исчезли все взаимодействия?
Александр Анатольевич, спасибо за предоставленный материал. Урок имеет чёткую структуру, основан на практической работе. учитель использует разные формы работы, отводит место для самостоятельной экспериментальной работы учащихся. Рекомендация одна: разграничить цель и задачи урока. На мой взгляд, цель урока - осознание сути инерционного движения тел (или как-то в этом роде), а всё остальное, что у Вас перечислено - это задачи урока. О внесении изменений сообщайте, пожалуйста, здесь, в комментариях. С уважением, Анжела Григорьевна.
Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При возникновении каких либо проблем с материалом, просим Вас сообщить.
Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.
Мы "ВКонтакте"
Поиск
Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться с планами нашего портала
Афоризм дня
3начительность художника измеряется количеством новых знаков, которые он введет в пластический язык. /А. Матисс/