Суббота | 03.12.2016 | 12:37
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Личный дневник
Портфолио

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 6
Пользователей: 1
карин

Наша кнопка

Методсовет


 Дневник 
Главная » 2015 » Декабрь » 30 » Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике в соответствии с ФГОС.
15:08
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике в соответствии с ФГОС.
Наша речь осуществляется благодаря чёткой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, лёгкие и дыхательные пути (нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Каждый из органов речи имеет свою функцию. Нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» вначале постановки звукопроизношения, голосоведения в логопедической практике. Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между выдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой дизартрией, моторной и сенсорной алалией, ринолалией, заиканием. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Для детей-логопатов характерен ряд нарушений и синдромов: (слайд 1) синдром артикуляционных расстройств, синдром нарушений речевого дыхания, синдром нарушений фонетической стороны речи, эмоциональные нарушения. Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объём лёгких у таких детей ниже возрастной нормы. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи, недостаточный объём вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох. Таким образом, дошкольникам с речевой патологией прежде всего необходимо развивать объём лёгких. Поэтому работа с детьми обязательно должна быть направлена на коррекцию дыхания, фонетической стороны речи, развитие интеллектуальной деятельности, на общее оздоровление детей.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей : (слайд 2) ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, бронхит, аденоидит, полипы носовой полости, которые часто являются причиной нарушения звукопроизношения у детей, затрудняют процесс речевого дыхания.
Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения. В дошкольном учреждении необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении разработана система работы по формированию правильного дыхания и воспитания привычки к самоконтролю у детей.
Целью работы является: формирование у детей умений и навыков правильного физиологического дыхания без ущерба для здоровья, для реализации которой определены задачи (слайд 3):
1. Знакомство детей с актом дыхания.
2. Расширить знания детей о дыхании.
3. Познакомить детей с разными упражнениями для правильного дыхания.
4. Развивать наблюдательность.
5. Воспитывать сознательность в выполнении упражнений.
6. Активизировать работу по пропаганде формирования правильного дыхания и здорового образа жизни среди родителей.
Комплексное воздействие на дыхательную систему осуществляется в двух аспектах:
• Участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию).
• Использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (прогулки, самостоятельная деятельность, занятия).
Этапы работы: (слайд 4)
1. Создание фундамента для формирования правильного дыхания(слайд).Опираясь на имеющиеся у ребёнка дыхательные навыки, нужно учить его направлять внимание к самому акту дыхания, сохранять вертикаль позвоночника.
2. Тренировка дыхательных мышц с целью увеличения дыхательного объёма и улучшения движений дыхательной мускулатуры (слайд). На втором этапе формирование качественных движений происходит на контрасте напряжения и расслабления. Поэтому детям нужно помогать максимально расслабляться, учить чередовать напряжение и расслабление. Применяются такие упражнения как, «Чайка», «Ленивец», «Отдых», «Медуза» и т.д. Таким образом, для развития нервно-мышечного аппарата используются специальные игровые упражнения, направленные на силу сокращений дыхательных мышц.
3. Создание активного вдоха с акцентом на силу, скорость и объём воздушного потока; регуляцию дыхательного ритма.(слайд). На этом этапе отработка навыков дыхания способствует активизации зон верхних дыхательных путей. Детей нужно приучать контролировать и регулировать длительность и глубину вдоха и выдоха и пауз между ними, осознанной задержке дыхания. Способствуют игры «Ловцы жемчуга», «Водный велосипед», «Костёр».
4. Формирование речевого дыхания, автоматизация нижнее-рёберного дыхания (слайд). В основу легли упражнения пародоксальной гимнастики А.Н.Стрельниковой, согласно которой тренировочный эффект усиливается благодаря созданию сопротивления дыхательным мышцам и потоку воздушной струи. При проведении этих упражнений детям даётся установка- делать шумный вдох носом, а выдох произвольный.
Параллельно с дыхательной гимнастикой при формировании правильного дыхания , рекомендуется проводить звуковую гимнастику. В своей взаимосвязи они имеют большое значение в оздоровительно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.
Звуковая гимнастика направлена: (слайд №5)
• на укрепление общего тонуса организма;
• на повышение работоспособности ребёнка;
• снятия нервного напряжения;
• на укрепление сосудов головного мозга;
• для нормального функционирования внутренних органов.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики: (слайд №6)
1. Выполнять дыхательные упражнения каждый день по 3-5 минут.
2. Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении.
3. Заниматься до еды.
4. Дозировать темп и количество проведения упражнений.
5. Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать через рот.
6. Вдыхать легко и коротко, выдыхать длительно и протяжно.
Правильно подобранный комплекс упражнений, который проводятся в определенной последовательности укрепляет и оздоравливает организм детей , способствует быстрой постановке и автоматизации звуков речи.
(Слайд №7)-спасибо за внимание.

Литература:
1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под редакцией Л.И.Беляковой. – М.Книголюб, 2005.
2. Лебедева Н.В. Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. - М.2000.
3. Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников.- Ь.1999.
4. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. – М.2007.

Материал подготовила учитель-логопед ГБОУ СОШ №16 СПДС "Красная Шапочка" Момогид Нажия Арслановна.
Категория: Личный дневник | Просмотров: 229 | Добавил: momogid2013 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы "ВКонтакте"

Поиск

Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться
с планами нашего портала

Афоризм дня
Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.
/Ф. Бэкон/


Реклама

Рейтинг@Mail.ru
"Методсовет" © 2010 - 2016
My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы