Пояснительная записка Тема: « Будь природе другом». Цели: Обучающая: а) формировать представление о природе, и её роли в жизни людей; в) выявить основные пути загрязнения природы; г) формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы. 2. Развивающая: а) расширять кругозор детей о природе; б) развивать логическое мышление; в) развивать познавательный интерес к предмету. 3. Воспитывающий аспект: а) воспитывать бережное отношение к природе; б) формировать гражданскую позицию: « Земля – это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать». Оборудование: проектор, экран, одуванчики для раскрашивания (на каждого ученика); цветные карандаши; медальки «активному защитнику природы».
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. Учитель: Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, вы должны ответить на вопрос: Как называется то, что нас окружает, но не сделано руками человека? (ПРИРОДА) Слайд №1. Мы будем говорить не только конкретно о природе, но и об отношении человека к ней. (Слайд №2.)
III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ ЗАНЯТИЯ. 1. Чтение стихотворений уч-ся. • Есть просто храм, Есть храм науки. А есть ещё природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам.
• Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь. Слайд №3. • Смотрю на глобус – шар земной, И вдруг вздохнул он, как живой; И шепчут мне материки: Ты береги нас, береги! Слайд №4. • В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза! И тихо просят родники: Ты береги нас, береги! Слайд №5. • Грустит глубокая река, Свои, теряя берега, И слышу голос я реки: Ты береги нас, береги! Слайд №6. • Остановил олень свой бег: Будь человеком, человек! В тебя мы верим – не солги Ты береги нас, береги!
Учитель: (Слайд №7) Где бы не жил человек, в городе или загородной местности, он всегда окружён растениями, животными, птицами, насекомыми… Человек никогда не бывает изолирован от природы, но люди не всегда понимают как отражаются на природе их поступки. (Слайды №8 - №15) • Наша планета пока что жива, Но без защиты погибнет она! • Экология – модное слово, Раньше Земля не знала такого. • Банки, бутылки везде не бросали, • В реку отходы и нефть не сливали, • Трубы заводов так не дымили, • Не было столько автомобилей. • И зверей в лесах не уничтожали. Нет в лесах теперь зверей Человек ведь всех главней!!! • Почему не может он Охранять, любить, ценить И природой дорожить? 2. Правила поведения в природе. ( На доске буквы в разброс СЛЕ – составьте правильное слово из них. Слово – ЛЕС ) -Ребята, что такое лес? Примерные ответы учащихся : Лес - наше богатство, дом зверей, птиц, растений.
3. Рубрика «Знаете ли вы растения?» (Слайд № 16) Одуванчик лекарственный. Показания к применению : плохой аппетит, гастрит, болезнь почек. (Слайд№17) Мята. Лечебные свойства мяты: профилактика простудных и воспалительных заболеваний, а так же масло мяты помогает при укасах насекомых. (Слайд №18) Чистотел. Русское название чистотел получил благодаря своим свойствам исцелять различные заболевания кожи. (Слайд №19) Ромашка. Настой ромашки полезен при воспалении печени, почек, также им можно промывать ожоги. (Слайд №20) Эхинацея . Напиток с содержанием эхинацеи очень полезен, он способствует защите организма от вирусов и бактерий. (Слайд №21) Подорожник с помощью его чудодейственных свойств, можно лечить раны , порезы, кожные язвы, нарывы.
4. Проблемные ситуации. Учитель: • Приходилось ли вам видеть такое? Ученик: Бом-бом-бом! Начинается погром! Выезжаем на природу Здесь костер и там костер, Банки , склянки всякий сор . -Хорошо ли это? -Что нужно сделать после того , как закончилась экскурсия, прогулка по лесу? ( Собрать мусор) • У вас экскурсия и в заключении ее вы решили нарвать букет цветов. Правильно ли это? • В лесу вы увидели березу , из ствола которой течет сок. Представьте себе, что она живая , что бы она вам сказала? Ученик: -Люди добрые! Пожалейте меня ! Острыми ножами вы режете мой ствол, через эти капельки сока мои илы покидают меня! Учитель: Что вы сделаете? Варианты: 1) Пройду мимо. 2) Закрою ранку глиной или пластилином. 3) Попью соку и пойду дальше. -Не собирайте, ребята, березовый сок, это очень вредит дереву. Мы не можем правильно собирать его. Промышленная заготовка по определенным правилам, с помощью специальных приспособлений, чтоб ущерб дереву был минимален, немалую часть сока заготавливают на вырубках из пней.
5. Будь природе другом. Учитель: -Ребята, давайте обговорим правила поведения в природе. Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать и закопать или забрать мусор с собой. Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них. Не разорять муравейники и птичьи гнезда. Не рвать цветы, не делать букеты цветов. Не разжигать костры, беречь лес от пожара. Ходить по тропинкам, чтоб не вытаптывать растения. На лугу не кричи, чтоб не напугать диких животных и птиц. Помни, что ты пришел в гости, поэтому вести себя надо очень скромно!
6. Игра «Учимся любить природу» Учитель : Я читаю фразу, а вы потом скажите, любит или не любит человек природу? o Человек вышел с леса с букетом цветов. o Человек посадил возле дома деревья. o Водитель моет машину на берегу реки машину. o Девочка бросила обвертку в мусорный ящик. o Дети вешают на деревья кормушки. o Мальчик бьет бутылки. o После отдыха в лесу , люди собрали и закопали мусор.
7. Разрисовка лекарственного растения. Учитель: Чтоб закрепить знания о лекарственных растениях, сейчас я раздам вам готовый рисунок растения для раскрашивания. А вы постарайтесь догадаться, что это за растение , каким цветом его оформить. IV. Итог урока. Учитель: Вот и подошло наше путешествие к концу, в котором мы узнали много нового об окружающем мире, о защите нашей природы и о том, что необходимо быть природе другом и помощником. И за ваше активное участие в сегодняшнем уроке вы каждый получаете медаль с надписью «Активному защитнику природы».