Понедельник | 18.11.2024 | 04:21
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Личный дневник
Портфолио

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Дневник 
Главная » 2010 » Август » 12 » Внеклассное занятие по русскому языку.
08:15
Внеклассное занятие по русскому языку.
Внеклассное занятие по русскому языку.
Тема:"Знакомство с синонимами и антонимами."
Цели:1)познакомить детей с терминами "синонимы и антонимы";
2)прививать любовь к русскому языку ;
3)обогатить словарный запас учащихся;
4)расширять знания детей по русскому языку.
План.
1.Организационный момент.
2.Знакомство детей с синонимами:
а)работа над стихотворением "Родник";
б)чтение рассказа о Незнайке;
в)упражнение детей в подборе синонимов;
г)работа с таблицей "Найди друзей".
3.Знакомство с антонимами:
а) игра "Найди слова с противоположным значением";
б)упражнения в подборе антонимов;
в)игра "Кто больше";
г)закончи рассказ;
д)игра "Закончи фразу."
4.Подведение итогов.
Награждение активных.
Ход занятия.
1.Ребята! Сейча я прочту вам стихотворение "Родник".
Вы внимательно послушайте и найдите в нём два слова,обозначающие один и тот же предмет.(родник, ключ)
А что эти слова обозначают?( место, где можно напиться)
- Таких слов в русском языке много. О них вы вспомните , когда узнаете небольшую историю о Незнайке и его друзьях.(читаю)
2. - Какие же слова называют синонимами?
(Это слова различные по звучанию, но сходные по значению).
- А вспомните , какие же примеры приводили Незнайка и его друзья.
1.Не сердитесь, не обижайтесь,не дуйтесь.
2.Недалеко, близко, рядом.
3.Маленькая, небольшая, крошечная.
4.Товарищи, приятели, друзья.
-А как можно сказать по - другому:
"Незнайка исчез; дверь неожиданно раскрылась(отворилась); у Пончика был таинственный, задумчивый взгляд.

3. - Теперь, ребята, сами постарайтесь подобрать синонимы к таким словам: - ограда(забор, изгородь);
- лётчик(пилот);
- счастливый(радостный, весёлый);
- ушёл(исчез,удалился, скрылся).
-Какими же частями речи могут быть синонимы? (сущ.,прил.,гл.)
- А сейчас нам ....прочтёт стихотворение. В нём вам тоже нужно отыскать синонимы.(бураны, вьюги, метели)
(шум , толкотня)
4.Внимание, ребята! Переходим к следующему виду работы.
- У меня на доске в двух столбиках написаны слова - друзья.
Ваша задача: к каждому слову из 1 столбика подобрать синоним из 2 столбика.

огонь алый
шалун скакать
чистый азбука
прыгать озорник
бросать кавалерия
красный кидать
конница пламя
алфавит аккуратный
5.А сейчас поучимся сочинять стихи.
У меня записано стихотворение, но последние слова в нём не в рифму.
Вам нужно подобрать к слову "работа" синоним, чтобы стихотворение получилось в рифму.
Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда -
Хлеб вкуснеет не от масла,
Хлеб вкуснеет от(работа) - труда.
По взмаху руки все хором называют это слово.
6.Мы познакомились со словами - друзьями.А сейчас переходим к следующему виду работы, познакомимся с другими словами.
Отгадайте загадку:
Далеко мой стук
Слышится вокруг
Червяка я враг,
А деревьям - друг.
- Кто это? (дятел)
В загадке попробуйте найти два слова с противоположным значением (друг, враг).
- Теперь слушайте вторую загадку:
Как столкнутся стук да стук
Тишину столкнут вокруг.
Толстый тонкого вобьёт,
Тонкий что - нибудь забьёт.(молоток и гвоздь).
- Найдите в этой загадке слова с противоположным значением (толстый, тонкий).
Ребята! Вот это и есть слова - антонимы.
- Кто может сказать, какие слова называют антонимами? (слова с противоположным значением).
- Верно!
- Сейчас вы сами будете называть к словам антонимы.
Говорить будете хором , по взмаху моей руки:
горе счастье
свет тьма
жара холод
утро вечер
новый старый
длинный короткий
узкий широкий
добрый злой
подниматься опускаться
приходить уходить
Какими частями речи могут быть антонимы?
(сущ, прил.,глаг.)

-А сейчас мы с вами поиграем.
Я буду называть слова, а вы подбирайте к ним антонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета.
темнота - свет, светлый, светить;
грусть - радость, радостный, радуется;
трус - храбрец, храбрый, храбриться
(если не смогут - помочь)

- Внимание! А сейчас ....прочитает с доски рассказ.
- Долго я был плохим мальчиком. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник.
- О каком ученике идёт речь в рассказе?( о неряшливом)
Вам предстоит подчёркнутые слова заменить противоположными по смыслу, чтобы рассказ получился о хорошем мальчике.
- Какой же рассказ получился у...?

Сейчас нам ...прочитает стихотворение"Спор" Все внимательно слушаем.
- Кто из вас запомнил, что же говорил о яблоке Конь и Мышонок?
(низко и высоко)
-Воробей и Улитка?
( для воробья близко, а для улитки далеко)
- Котёнок и Червячок?
(кислое, сладкое)
- Так почему же каждый из зверей сказал о яблоке по - своему?
(Потому что все звери различные: Мышонок маленький - для него яблоко велико, а Конь большой, для него оно мало)
А теперь попробуйте подобрать антоним к слову "яблоко". (нельзя)
Приведите примеры таких слов, к которым нельзя подобрать антонимы.
(стул, письмо, арбуз и др.)

- Сейчас мы вновь поучимся говорить в рифму. Я читаю стихотворение, а вы хором говорите слово, противоположное по значению последнему слову. По взмаху руки.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь....(низко)
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь....(близко)
Скажу тебе я слово трус
Ответишь ты...(храбрец)
Теперь начало я скажу
Ну, отвечай....(конец).
Наше занятие подошло к концу.

Итог занятия

Категория: Личный дневник | Просмотров: 3325 | Добавил: galryabo | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы "ВКонтакте"

Поиск

Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться
с планами нашего портала

Афоризм дня
Да разве любовь имеет что-либо общее с умом!
/И. Гёте/


Реклама

Рейтинг@Mail.ru
"Методсовет" © 2010 - 2024
My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы