Внеклассное занятие по русскому языку. Тема:"Знакомство с синонимами и антонимами." Цели:1)познакомить детей с терминами "синонимы и антонимы"; 2)прививать любовь к русскому языку ; 3)обогатить словарный запас учащихся; 4)расширять знания детей по русскому языку. План. 1.Организационный момент. 2.Знакомство детей с синонимами: а)работа над стихотворением "Родник"; б)чтение рассказа о Незнайке; в)упражнение детей в подборе синонимов; г)работа с таблицей "Найди друзей". 3.Знакомство с антонимами: а) игра "Найди слова с противоположным значением"; б)упражнения в подборе антонимов; в)игра "Кто больше"; г)закончи рассказ; д)игра "Закончи фразу." 4.Подведение итогов. Награждение активных. Ход занятия. 1.Ребята! Сейча я прочту вам стихотворение "Родник". Вы внимательно послушайте и найдите в нём два слова,обозначающие один и тот же предмет.(родник, ключ) А что эти слова обозначают?( место, где можно напиться) - Таких слов в русском языке много. О них вы вспомните , когда узнаете небольшую историю о Незнайке и его друзьях.(читаю) 2. - Какие же слова называют синонимами? (Это слова различные по звучанию, но сходные по значению). - А вспомните , какие же примеры приводили Незнайка и его друзья. 1.Не сердитесь, не обижайтесь,не дуйтесь. 2.Недалеко, близко, рядом. 3.Маленькая, небольшая, крошечная. 4.Товарищи, приятели, друзья. -А как можно сказать по - другому: "Незнайка исчез; дверь неожиданно раскрылась(отворилась); у Пончика был таинственный, задумчивый взгляд. 3. - Теперь, ребята, сами постарайтесь подобрать синонимы к таким словам: - ограда(забор, изгородь); - лётчик(пилот); - счастливый(радостный, весёлый); - ушёл(исчез,удалился, скрылся). -Какими же частями речи могут быть синонимы? (сущ.,прил.,гл.) - А сейчас нам ....прочтёт стихотворение. В нём вам тоже нужно отыскать синонимы.(бураны, вьюги, метели) (шум , толкотня) 4.Внимание, ребята! Переходим к следующему виду работы. - У меня на доске в двух столбиках написаны слова - друзья. Ваша задача: к каждому слову из 1 столбика подобрать синоним из 2 столбика. огонь алый шалун скакать чистый азбука прыгать озорник бросать кавалерия красный кидать конница пламя алфавит аккуратный 5.А сейчас поучимся сочинять стихи. У меня записано стихотворение, но последние слова в нём не в рифму. Вам нужно подобрать к слову "работа" синоним, чтобы стихотворение получилось в рифму. Я трудилась не напрасно И запомню навсегда - Хлеб вкуснеет не от масла, Хлеб вкуснеет от(работа) - труда. По взмаху руки все хором называют это слово. 6.Мы познакомились со словами - друзьями.А сейчас переходим к следующему виду работы, познакомимся с другими словами. Отгадайте загадку: Далеко мой стук Слышится вокруг Червяка я враг, А деревьям - друг. - Кто это? (дятел) В загадке попробуйте найти два слова с противоположным значением (друг, враг). - Теперь слушайте вторую загадку: Как столкнутся стук да стук Тишину столкнут вокруг. Толстый тонкого вобьёт, Тонкий что - нибудь забьёт.(молоток и гвоздь). - Найдите в этой загадке слова с противоположным значением (толстый, тонкий). Ребята! Вот это и есть слова - антонимы. - Кто может сказать, какие слова называют антонимами? (слова с противоположным значением). - Верно! - Сейчас вы сами будете называть к словам антонимы. Говорить будете хором , по взмаху моей руки: горе счастье свет тьма жара холод утро вечер новый старый длинный короткий узкий широкий добрый злой подниматься опускаться приходить уходить Какими частями речи могут быть антонимы? (сущ, прил.,глаг.) -А сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть слова, а вы подбирайте к ним антонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета. темнота - свет, светлый, светить; грусть - радость, радостный, радуется; трус - храбрец, храбрый, храбриться (если не смогут - помочь) - Внимание! А сейчас ....прочитает с доски рассказ. - Долго я был плохим мальчиком. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. - О каком ученике идёт речь в рассказе?( о неряшливом) Вам предстоит подчёркнутые слова заменить противоположными по смыслу, чтобы рассказ получился о хорошем мальчике. - Какой же рассказ получился у...? Сейчас нам ...прочитает стихотворение"Спор" Все внимательно слушаем. - Кто из вас запомнил, что же говорил о яблоке Конь и Мышонок? (низко и высоко) -Воробей и Улитка? ( для воробья близко, а для улитки далеко) - Котёнок и Червячок? (кислое, сладкое) - Так почему же каждый из зверей сказал о яблоке по - своему? (Потому что все звери различные: Мышонок маленький - для него яблоко велико, а Конь большой, для него оно мало) А теперь попробуйте подобрать антоним к слову "яблоко". (нельзя) Приведите примеры таких слов, к которым нельзя подобрать антонимы. (стул, письмо, арбуз и др.) - Сейчас мы вновь поучимся говорить в рифму. Я читаю стихотворение, а вы хором говорите слово, противоположное по значению последнему слову. По взмаху руки. Скажу я слово высоко, А ты ответишь....(низко) Скажу я слово далеко, А ты ответишь....(близко) Скажу тебе я слово трус Ответишь ты...(храбрец) Теперь начало я скажу Ну, отвечай....(конец). Наше занятие подошло к концу. Итог занятия |