Тема урока: "«Павел I – « Коронованный Гамлет» на троне России»." Тип урока: урок изучения нового материала Технология: развитие критического мышления Цели: Образовательная: формирование представлений учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; познакомить учащихся с документами этого периода, отражающими особенности той эпохи. Развивающая: формирование умений анализировать источники, критически осмысливая их, делать обобщающие выводы, развивать навыки групповой работы. Воспитательная: воспитывать толерантность, умение выслушать оппонента, учить отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: • Левандовский А.А. История России XVIII-XIX веков. 10 класс, • портреты Екатерины II, Павла I, Петра III; текст о правлении Павла I. • карта; • иллюстративный материал; • раздаточный материал (ксерокопии документов и вопросов для обсуждения.) • мультимедийная презентация Ход урока I. Организационный момент
Тема нашего урока «Павел I – « Коронованный Гамлет» на троне России». Знакомство с правлением Павла I мы начали на прошлом уроке, предварительно разделившись на три группы. Каждая группа получила задание: 1- словесное рисование портрета Павла I, 2- проанализировать и дать оценку внутренней политики Павла I , 3- указать основные направления внешней политики, показать на примерах и доказать ее противоречивость и непоследовательность. Мы просмотрели видеоматериал, дома вы работали с различными источниками, историческими документами. Сегодня вы поделитесь, друг с другом знаниями, которые получили самостоятельно, и вместе попробуем ответить на вопрос: кем же был Павел I, «романтическим нашим императором», как называл его Пушкин, «коронованным Дон-Кихотом»,каким его видел Герцен, неуравновешенным деспотом на троне, просвещенным монархом или просто несчастным человеком? Вместе ответим на вопрос, как противоречивый характер Павла I повлиял на внутреннюю и внешнюю политику. План урока: 1. Детство Павла I.
(cлайд 4). Будущий император Павел I родился в 1754 году в Петербурге, в Летнем дворце Елизаветы Петровны. Родители были полностью отстранены от воспитания сына. Павел был лишён любви близких ему людей. Это отразилось на психике ребёнка и на его восприятии мира. Но следует отдать должное императрице Елизавете Петровне, она приказала окружить его лучшими, по её представлениям, учителями. (слайд 5). Обучение началось с 4 лет. Первым воспитателем стал дипломат Ф.Д. Бехтеев, который был одержим духом всяческих уставов, четких приказаний, военной дисциплиной. Бехтеев придумал для маленького князя особый алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков. (слайд 6) С 1760 г. главным воспитателем Павла был назначен Н.И. Панин. Сторонник Просвещения Панин искренне привязался к великому князю и старался воспитать из него идеального монарха. Павел получил хорошее образование и, по свидетельствам современников, был способным, стремящимся к знаниям, романтически настроенным мальчиком с открытым характером, искренне верившим в идеалы добра и справедливости. (слайд 7) Владел латынью, французским и немецким языками, любил математику, танцы, воинские упражнения. Таким образом, мы можем заметить, что в детские, отроческие и юношеские годы Павел получил блестящее образование, имел широкий кругозор и уже тогда пришёл к рыцарским идеалам, свято уверовал в Бога. (слайд 8) Когда Павлу было 7 лет, его отец Петр III был свергнут с престола. Екатерина старалась внушить сыну, что его отец был пустым и никчемным человеком. Но Павел любил отца таким, каким он был. В 1771 г. Павел стал совершеннолетним и стал ждать, что мать передаст ему престол. (слайд 9) фильм 7.21-8.30 (слайд 10) В 1773 г. Павел женился на принцессе Вильгельмине Гессен-Дармштадской. Юноша без памяти влюбился в молодую жену, но счастье было недолгим - спустя три года она умерла при родах. Через несколько месяцев Павел вновь женился на принцессе Софии Доротее Вюртембергской (Марии Федоровне). (слайд 11) У Павла Петровича и Марии Федоровны было 10 детей. (слайд 12-14) В 1781-1782 гг. Павел Петрович и Мария Федоровна совершили путешествие по Европе. По возвращении великокняжеской четы в Россию императрица подарила им Гатчину, куда отныне переместился “малый” двор, и где Павел, унаследовавший от отца страсть ко всему военному на прусский манер, создал свою небольшую армию, проводя бесконечные маневры и парады. Он томился бездеятельностью, строил планы своего будущего царствования, а его характер к этому времени стал подозрительным, нервным, желчным и деспотичным. Здесь Павел завёл обычаи, резко отличные от петербургских. (слайд 15) фильм 11.06-12.30 Началось короткое, но чрезвычайно важное и насыщенное событиями царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории. Выступление 1 группы. Сообщение на тему « Внутренняя политика». Выступление 2 группы. Сообщение на тему « Словесный портрет императора». Выступление 3 группы. Сообщение на тему « Внешняя политика». Коллективное обсуждение проблемы, поставленной в начале урока, обобщение обсуждаемого материала. Давайте обобщим полученную информацию. Вывод: (слайд 16) • Противоречивый характер Павла I сказался как на внутренней, так и внешней политике. • Непоследовательная внешняя политика угрожала безопасности и стабильности Российского государства. • Мелочная регламентация всех сторон жизни подданных вызывала негативное отношение к Павлу. Император словно дает понять подданным, что он вездесущ, как Бог, и непрерывно следит за ними своим грозным всевидящим оком. И, к сожалению, не способен понять, что таким вмешательством и всеприсутствием только раздражает общество и восстанавливает его против себя. Волей-неволей поверишь, что царь сумасшедший, коли его государственный ум занят такими вещами, как бакенбарды и локоны. • Жёсткие, доходящие до жестокости методы управления Павла I создали обстановку страха и неуверенности, недовольство высших дворянских кругов. • Непредсказуемость поступков Павла вызывала неоднозначное отношение к нему не только современников, но и близких ему людей.
Вопиющий указ об узаконивании будущих внебрачных детей императора. Прибытие Евгения Вюртембургского (племянника Марии Федоровны), которого Павел будто бы намеревается женить на своей старшей дочери и сделать наследником.
(слайд 17) Говоря словами С.Ф.Платонова “то новое, что насаждал с такой строгостью,…всем казалось горше старого”. Все эти выводы можно считать причинами последнего дворцового переворота. . По зловещей иронии судьбы Павел Первый стал единственной жертвой последнего дворцового переворота. (слайд 18) Душой и организатором заговора стал военный губернатор столицы Петр Алексеевич Пален. (слайд 19) О вечере накануне убийства Павла много лет спустя Кутузов рассказывал графу Ланжерону: «Мы ужинали с государем… Он был очень оживлен и много шутил с моей старшей дочерью, которая присутствовала за ужином в качестве фрейлины и сидела против государя. После ужина он разговаривал со мной, взглянув в зеркало, стекло которого давало неправильное отражение, сказал, смеясь: “Странное зеркало, я вижу в нем свою шею свернутой”. Полтора часа спустя он был трупом”. Вечером 11 марта 1801 г. заговорщики под предводительством адъютанта Преображенского полка Аргамакова проникли по маленькой лестнице в покои императора. Их было около сорока человек. Они постучали в дверь, и на вопрос камер-гусаров, кто стучит. Аргамаков ответил: “Пожар!” Узнав голос Аргамакова, командир гусар, не колеблясь открыл ему дверь, и таким путем заговорщики ворвались к Павлу. Император, разбуженный криками, вскочил со своей постели и спрятался за полотном, стоявшим у кровати. Но заговорщики вскоре заметили его. Один из них, подойдя к императору, сказал: “Государь, Вы арестованы”. “Я арестован? Что это значит?” - спросил Павел. Ему ответили: “Уже четвертый год следовало бы с тобой покончить”. “Что же я вам сделал?”- воскликнул Павел. Тогда офицеры с ожесточением набросились на Павла, который пробовал сопротивляться, но Николай Зубов (зять А.В.Суворова) ударил его золотой табакеркой в висок, и Павел упал. Собрав последние силы, Павел пытался подняться, но снова последовали удары. Кто-то накинул ему на шею офицерский шарф. Слышно было, как Павел успел сказать по-французски: “Господа, именем Бога умоляю вас пощадить меня”. Но через несколько секунд шарф затянулся…(слайд 20) (слайд 21) Мы не можем судить, насколько благотворно повлияла политика Павла I на развитие России – для этого надо быть крупными исследователями. Но, благодаря многочисленным историческим источникам ( документам, высказываниям современников, исследованиям историков) мы с вами можем получить представление о событиях и исторических личностях. Я призываю вас к изучению истории, поиску интересных фактов. Рефлексия. Как вы оцениваете урок? Какой вам показалась подготовка к уроку: интересной, полезной или вызвала затруднения? Было ли вам скучно? Оцените свою работу на уроке. Д/з - парагр.9, подготовиться к зачету по датам и событиям в правлении Павла I.