Главная » 2013»Март»21 » Тема: Конспект занятия и дидактические игры по ЧС в средней группе
19:51
Тема: Конспект занятия и дидактические игры по ЧС в средней группе
Тема: Конспект занятия и дидактические игры по ЧС в средней группе
Южно-Казахстанская область, г.Шымкент Ясли-сад № 40 «Нурлан» воспитатель первой категории Дериглазова ЕленаСергеевна
Цель: Закрепить представления детей о ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными», о природных явлениях наносящих ущерб человеку, о навыках действия в экстремальных ситуациях. Развивать умение находить решение в сложных ситуациях. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки; внимательного, заботливого, готового прийти на помощь человека Оборудование: кукла-игрушка «Стобед», схематическое изображение явлений природы, кроссворд, карта группы, мяч, 3 стола, опасные и безопасные предметы, презентация «Опасные предметы», демонстрационный материал Предварительная работа: настольные игры «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», чтение рассказа Ю. Соколовой «Правила безопасности», просмотр TV передач, новостей, беседы. Словарная работа: чрезвычайные ситуации, торнадо, смерч, землетрясение, наводнение. Организация детей: за столами, подгруппой, в кругу. Методические приёмы: игровой, наглядный, словесный. Ход занятия: – Сегодня мы поговорим об опасности и безопасности. - Как вы понимаете слово опасность? ( Опасность – это ситуация, в которой человеку кто-то или что-то угрожает). - Что такое безопасность? (Безопасность - это когда нет угрозы здоровью и жизни, есть защита от опасности). Чаще всего беда застаёт человека неожиданно, даже когда ему кажется, что он внутренне готов к ней. – А вот и наш гость. Давайте с ним познакомимся. Его зовут СТОБЕД. – Как вы думаете, почему у него такое странное имя? (с ним происходят разные истории, он не соблюдает правила безопасности). – А попадает он в такие опасные ситуации, потому что не знает ничего об опасностях, отчего они бывают, как себя вести при той или иной опасности. – Поможем ему и расскажем, что мы знаем об опасностях. – Опасные ситуации могут возникнуть по вине человека (вывешиваю схему). – Назовите их (дети перечисляют: пожар, взрыв газа, потоп, порез, травма, ушибы, отравление, ДТП и др.) – В основном эти ситуации, возникшие по нашей вине, угрожают одному или нескольким людям. – Ещё есть опасные ситуации, которые возникают из-за изменения природных явлений: ветра, воды, снега, солнца, земли (вывесить схематическое изображение этих явлений). – Природа – наш большой друг, но иногда человек оказывается в ней один на один в чрезвычайной ситуации. – Что такое ЧС? (опасность, угрожающая сразу многим людям). – Назвать ЧС из-за природных изменений нам поможет вот этот кроссворд (вывешивается на доску кроссворд).
1. Временное затопление суши из-за подъёма воды? (наводнение). 2. Что возникает при неосторожном обращении со спичками? (пожар). 3. Очень сильный ветер, скорость которого больше чем у мчащегося автомобиля? (ураган). 4. Сильный ветер в виде вращающегося столба? (смерч). 5. Сильный вихрь в Америке? (торнадо). 6. Очень сильная буря на море? (шторм). 7. Быстрое движение земной коры, вызванное толчками снизу, сбоку (землетрясение). 8. Как называют людей, которые приходят на помощь во время чрезвычайной ситуации? (спасатели).
– Давайте прочитаем, что у нас получилось? (опасность). – Очень важно знать правила поведения (как себя вести) в таких ситуациях. – Разгадывая кроссворд, вы назвали такую ЧС как землетрясение. – Мы живём в домах, которые при подземных толчках ведут себя по-разному. – Какие дома более устойчивые: деревянные, бревенчатые или кирпичные, панельные? (деревянные). – Назовите, какие же самые безопасные места в доме? (углы пересечения капитальных стен, дверные проёмы, санузлы – показываю картину-схему, запрещающие места красным цветом, а зелёными – разрешающие). – Давайте попробуем найти такие места у нас в группе (дети встают на определённое место и объясняют, почему они выбрали его) Физминутка. – Но уж если землетрясение застало вас дома, что нужно делать? (по ходу перечисления вывешиваю схематическое изображение правил). • Отключить газ, электроэнергию, огонь. • Дойти до безопасного места. • Защитить голову от падающих предметов. • Не пользоваться лифтом. • Не прятаться. • Успокоиться самим и успокоить других, не паниковать. • Не пытаться покинуть здание до окончания подземных толчков. • Не стоять возле окон, зеркал. - А теперь встаньте, мы с вами поиграем (с мячом). Игра называется «Лови, бросай, сразу отвечай»: если землетрясение застало вас на улице, назовите ваши действия: Отойти на открытое место. Не стоять под мостом, козырьками домов, электропроводами. Не возвращаться в дом, пока землетрясение не закончится. Выйти из машины, если ты в ней находился. – Но бывает и так, что человек оказывается в завале, под грудой камней. Что ему необходимо предпринять? • Осмотреть себя, пошевелить руками, ногами; если есть кровотечение, постараться его остановить подручными средствами. • Стучать, звать на помощь. • Устроиться поудобнее, убрать от себя острые обломки. • Беречь силы до прибытия спасателей, не падать духом. – А сейчас я предлагаю вам поиграть и вспомнить, какие предметы, по вашему мнению, могут быть опасны. Игра называется «1, 2, 3 – что может быть опасно – «возьми!» – Почему ты взял именно этот предмет? (2-3 ребёнка). Под музыку дети бегают, с концом музыки надо найти и взять опасный предмет). Дети садятся. «Опасные предметы» Цель: стимулировать развитие скорости реакции и внимания. Игровые действия: называть предметы по порядку, хлопать в ладоши. Игровые правила: узнавать сло¬ва, обозначающие пожароопасные предметы. Следующее тренировочное задание: называть слова, а вы внимательно слушайте. Если вы услышите название предмета, кото¬рый может стать причиной пожара, скажите «ой». Набор слов для игры: утюг, жур¬нал, телевизор, ручка, тостер, жвач¬ка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт, режет, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт, сверлить, маска и др.
– Землетрясение до сих пор не научились точно предсказывать, а вот наводнения можно предвидеть, но избежать всё равно нельзя. – Из-за чего происходит наводнение? (из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, сильных ветров, разрушения плотин). – Жителей, которые попадают в зону затопления, заранее предупреждают об опасности. – Как они узнают о приближающемся наводнении? (сообщают по радио, TV, сирена или гудок машин, предприятий, друг от друга). – Подойдите к столу и выберите те предметы, которые нужно взять с собой в зону спасения (продукты запасные, но не быстропортящиеся, документы, деньги, аптечку, запасную тёплую одежду, обувь, туалетные принадлежности). – Ребята, давайте сделаем круг и поиграем в игру с мячом. - Бросаю мяч, дети называют, что необходимо делать, если наводнение застало внезапно (выбраться из воды; не попасть в несущийся поток; подняться на высокое место – чердак, крышу, верхние этажи; не терять надежду на спасение; чтобы заметили спасатели, размахивать тряпкой, ночью светить фонарём; если попали в воду ухватиться за плавающие предметы и др.). – Может ли быть опасным дом или здание после затопления? (да). – Почему? (повреждается фундамент дома). Дети садятся на места. «Спасение игрушки» Цель: развивать мелкую моторику рук, сенсорное восприятие и тактильные ощущения; развивать скоростные способности, ловкость; воспитывать смелость, желание прийти на помощь «по¬страдавшему». Игровые правила: задание вы¬полнять поочерёдно, не уронить игрушку. Игровые действия: с помощью одной руки взять игрушку, опушенную в банку с мутной водой и различными предметами; перенести игрушку в безопас¬ное место. – Мы назвали стихии земли, воды, остался – воздух. Ветер тоже способен вызвать разрушения и навредить человеку. – Назовите, какие вы знаете воздушные стихийные бедствия? (ураган, смерч, тайфун, буря и др.). – Что такое ураган, смерч, мы называли, когда разгадывали кроссворд. О них людей предупреждают заранее, чтобы люди могли к ним подготовиться. – Давайте назовём, как надо себя вести при этих бедствиях: - Спрятаться в надёжное укрытие (подвал, погреб, под мост). - Защитить глаза, рот, нос от песка и земли. - Нельзя залезать на крышу, прятаться на чердаке. - Если едите на машине, остановиться, но из машины не выходить, плотнее закрыть двери, окна. - Не прятаться под деревьями, электрическими проводами. – Что мы будем делать, если ураган застиг нас во время прогулки в лесу? (надо укрыться в овраге, прижаться к земле). – Во время ЧС бывают пострадавшие и очень важно вовремя оказать им первую медицинскую помощь, чтобы спасти им здоровье и жизнь. Тогда на помощь приходят спасатели (показываю картинку). – Какими должны быть спасатели? (сильными, смелыми, ловкими, специально подготовленными, обученными…) – У них есть специальная техника и инструменты, которые помогают разбирать завалы из камней. Назовите её. – Сейчас мы поиграем в игру «Спасатели» Игра-эстафета Цель: развивать координацию, быстроту реакции, умение быстро ориентироваться в пространстве. Игровые правила: выполнять задание поочерёдно, брать только один кусочек ткани (обломки). Игровые действия: игроки де¬лятся на две команды, выстраива¬ются в колонны; используя «ходу¬ли» дети поочерёдно собирают раз¬ложенные по залу кусочки ткани красного цвета, символизирующие огонь, складывая их в ведро (на¬ходится на противоположной от команд стороне зала). «Горит или не горит» На столе лежат карточки с изображением бумаги, металла, ткани, тетради, дерева, стекла, книги, воды, льда, снега, камня, стола и т. д. Ребенок крутит волчок, берет картинку на которую он указал и определяет горит или не горит этот предмет. Мы с вами вспомним, какие предметы горят, а какие нет. А теперь проведем несколько опытов с огнем. Давайте пройдем к нашей «экспериментальной лаборатории» и узнаем, как мы можем потушить небольшое возгорание самостоятельно. Дети играют, выполняют нужные действия, подбирая лекарства, сопровождая свои действия словами, вопросами о самочувствии. «Запрещается-разрешается» (Цель: закрепить знания об основных требованиях пожарной безопасности; повысить личную ответственность за свои поступки; сформировать дисциплинированность и чувство долга) Воспитатель раздает детям по одной сигнальной карточке – «светофору». Одна сторона «светофора – зелёного цвета «разрешающая», другая сторона – красного цвета, «запрещающая». Воспитатель: можно или нельзя… *играть со спичками *в случае возникновения пожара вызывать пожарную охрану по телефону 01, сообщить адрес и назвать свою фамилию *кричать и звать на помощь взрослых *оставлять без присмотра топящуюся печь *закрыть нос и рот влажной повязкой (шарфом, платком) для защиты от дыма *пользоваться поврежденными розетками *потушить одежду, сняв её или прижавшись к земле, полу, стене *оставлять в лесу не потушенный костёр Физминутка : Скок-поскок! Скок-поскок! Прыгнул зайка на пенек. Зайке некогда играть: надо всех на помощь звать. Лапки вверх, лапки вниз, на носочки подтянись! Лапки ставим на бочок, на носочках скок-скок-скок! «Вызов службы спасения» Цель: стимулировать развитие связной речи. Игровые правила: составлять короткий рассказ по плану (образ¬цу): правильно и чётко называть своё имя, фамилию, своё местопо¬ложение, кратко описывать про¬блему. Игровые действия: составлять короткий рассказ по мере появле¬ния слайдов от имени одного из героев ситуации или стороннего наблюдателя. На экране ПК сменяются кадры, дети рассказывают в игрушечный телефон о ситуации. «Спаси игрушку» Цель: развивать умение узнавать знакомые предметы через очки; сти-мулировать развитие зрительного восприятия; развивать умение со-относить схематичное изображение с предметом. Игровые правила: из набора кар¬тинок найти, запомнить и выбрать нужные. Игровые действия: рассмотреть изображения знакомых предметов через «задымление» (занавеску), запомнить их, затем выбрать нуж¬ные из набора картинок. Следующее задание: иногда спасателям приходится работать в специальном снаряжении — напри¬мер, в защитных очках. Наденьте специальные очки. Каждый по¬лучит карточку со схематическим изображением игрушки (тень, силуэт), по кото¬рому нужно найти и спасти игруш¬ку, находящуюся в задымлённой помещении. «Опасно – не опасно» Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не¬опасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуа¬ции; закреплять знание правил безопасного поведения; воспиты¬вать чувство взаимопомощи. Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки разных цветов (красного, белого и желтого) в зависимости от ва¬риантов игры. Содержание картинок: ребенок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д. Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (нагляд¬ной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять оп¬ределенную карточку, в зависимости от опасности, правильно раз¬ложить дидактические картинки. Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую — если опасность может возникнуть при определенном поведении, и белую — если опасности нет. Дети не должны мешать друг другу, при необходи¬мости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользо¬ваться подсказками. Итоги: В нашем городе такие стихийные бедствия бывают очень редко, но вы с родителями во время отпуска и каникул, можете оказаться в тех местах, где возникают ЧС. Поэтому важно знать, что делать в таких ситуациях, и я надеюсь, что вы не растеряетесь сами, успокоите и поможете другим. Знания, которые вы получили на занятии, помогут вам избежать неприятностей и опасностей