Суббота | 27.04.2024 | 05:01
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Личный дневник
Портфолио

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Дневник 
Главная » 2013 » Март » 21 » Тема: Конспект занятия и дидактические игры по ЧС в средней группе
19:51
Тема: Конспект занятия и дидактические игры по ЧС в средней группе
Тема: Конспект занятия и дидактические игры по ЧС
в средней группе

Южно-Казахстанская область, г.Шымкент
Ясли-сад № 40 «Нурлан»
воспитатель первой
категории Дериглазова ЕленаСергеевна

Цель:
Закрепить представления детей о ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными», о природных явлениях наносящих ущерб человеку, о навыках действия в экстремальных ситуациях. Развивать умение находить решение в сложных ситуациях. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки; внимательного, заботливого, готового прийти на помощь человека
Оборудование: кукла-игрушка «Стобед», схематическое изображение явлений природы, кроссворд, карта группы, мяч, 3 стола, опасные и безопасные предметы, презентация «Опасные предметы», демонстрационный материал
Предварительная работа:
настольные игры «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», чтение рассказа Ю. Соколовой «Правила безопасности», просмотр TV передач, новостей, беседы.
Словарная работа:
чрезвычайные ситуации, торнадо, смерч, землетрясение, наводнение.
Организация детей: за столами, подгруппой, в кругу.
Методические приёмы: игровой, наглядный, словесный.
Ход занятия:
– Сегодня мы поговорим об опасности и безопасности.
- Как вы понимаете слово опасность? ( Опасность – это ситуация, в которой человеку кто-то или что-то угрожает).
- Что такое безопасность? (Безопасность - это когда нет угрозы здоровью и жизни, есть защита от опасности).
Чаще всего беда застаёт человека неожиданно, даже когда ему кажется, что он внутренне готов к ней.
– А вот и наш гость. Давайте с ним познакомимся. Его зовут СТОБЕД.
– Как вы думаете, почему у него такое странное имя? (с ним происходят разные истории, он не соблюдает правила безопасности).
– А попадает он в такие опасные ситуации, потому что не знает ничего об опасностях, отчего они бывают, как себя вести при той или иной опасности.
– Поможем ему и расскажем, что мы знаем об опасностях.
– Опасные ситуации могут возникнуть по вине человека (вывешиваю схему).
– Назовите их (дети перечисляют: пожар, взрыв газа, потоп, порез, травма, ушибы, отравление, ДТП и др.)
– В основном эти ситуации, возникшие по нашей вине, угрожают одному или нескольким людям.
– Ещё есть опасные ситуации, которые возникают из-за изменения природных явлений: ветра, воды, снега, солнца, земли (вывесить схематическое изображение этих явлений).
– Природа – наш большой друг, но иногда человек оказывается в ней один на один в чрезвычайной ситуации.
– Что такое ЧС? (опасность, угрожающая сразу многим людям).
– Назвать ЧС из-за природных изменений нам поможет вот этот кроссворд (вывешивается на доску кроссворд).

1. Временное затопление суши из-за подъёма воды? (наводнение).
2. Что возникает при неосторожном обращении со спичками? (пожар).
3. Очень сильный ветер, скорость которого больше чем у мчащегося автомобиля? (ураган).
4. Сильный ветер в виде вращающегося столба? (смерч).
5. Сильный вихрь в Америке? (торнадо).
6. Очень сильная буря на море? (шторм).
7. Быстрое движение земной коры, вызванное толчками снизу, сбоку (землетрясение).
8. Как называют людей, которые приходят на помощь во время чрезвычайной ситуации? (спасатели).

– Давайте прочитаем, что у нас получилось? (опасность).
– Очень важно знать правила поведения (как себя вести) в таких ситуациях.
– Разгадывая кроссворд, вы назвали такую ЧС как землетрясение.
– Мы живём в домах, которые при подземных толчках ведут себя по-разному.
– Какие дома более устойчивые: деревянные, бревенчатые или кирпичные, панельные? (деревянные).
– Назовите, какие же самые безопасные места в доме? (углы пересечения капитальных стен, дверные проёмы, санузлы – показываю картину-схему, запрещающие места красным цветом, а зелёными – разрешающие).
– Давайте попробуем найти такие места у нас в группе (дети встают на определённое место и объясняют, почему они выбрали его)
Физминутка.
– Но уж если землетрясение застало вас дома, что нужно делать? (по ходу перечисления вывешиваю схематическое изображение правил).
• Отключить газ, электроэнергию, огонь.
• Дойти до безопасного места.
• Защитить голову от падающих предметов.
• Не пользоваться лифтом.
• Не прятаться.
• Успокоиться самим и успокоить других, не паниковать.
• Не пытаться покинуть здание до окончания подземных толчков.
• Не стоять возле окон, зеркал.
- А теперь встаньте, мы с вами поиграем (с мячом). Игра называется «Лови, бросай, сразу отвечай»: если землетрясение застало вас на улице, назовите ваши действия:
Отойти на открытое место.
Не стоять под мостом, козырьками домов, электропроводами.
Не возвращаться в дом, пока землетрясение не закончится.
Выйти из машины, если ты в ней находился.
– Но бывает и так, что человек оказывается в завале, под грудой камней. Что ему необходимо предпринять?
• Осмотреть себя, пошевелить руками, ногами; если есть кровотечение, постараться его остановить подручными средствами.
• Стучать, звать на помощь.
• Устроиться поудобнее, убрать от себя острые обломки.
• Беречь силы до прибытия спасателей, не падать духом.
– А сейчас я предлагаю вам поиграть и вспомнить, какие предметы, по вашему мнению, могут быть опасны. Игра называется «1, 2, 3 – что может быть опасно – «возьми!»
– Почему ты взял именно этот предмет? (2-3 ребёнка).
Под музыку дети бегают, с концом музыки надо найти и взять опасный предмет). Дети садятся.
«Опасные предметы»
Цель: стимулировать развитие скорости реакции и внимания.
Игровые действия: называть предметы по порядку, хлопать в ладоши.
Игровые правила: узнавать сло¬ва, обозначающие пожароопасные предметы. Следующее тренировочное задание: называть слова, а вы внимательно слушайте. Если вы услышите название предмета, кото¬рый может стать причиной пожара, скажите «ой».
Набор слов для игры: утюг, жур¬нал, телевизор, ручка, тостер, жвач¬ка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт, режет, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт, сверлить, маска и др.

– Землетрясение до сих пор не научились точно предсказывать, а вот наводнения можно предвидеть, но избежать всё равно нельзя.
– Из-за чего происходит наводнение? (из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, сильных ветров, разрушения плотин).
– Жителей, которые попадают в зону затопления, заранее предупреждают об опасности.
– Как они узнают о приближающемся наводнении? (сообщают по радио, TV,
сирена или гудок машин, предприятий, друг от друга).
– Подойдите к столу и выберите те предметы, которые нужно взять с собой в зону спасения (продукты запасные, но не быстропортящиеся, документы, деньги, аптечку, запасную тёплую одежду, обувь, туалетные принадлежности).
– Ребята, давайте сделаем круг и поиграем в игру с мячом.
- Бросаю мяч, дети называют, что необходимо делать, если наводнение застало внезапно (выбраться из воды; не попасть в несущийся поток; подняться на высокое место – чердак, крышу, верхние этажи; не терять надежду на спасение; чтобы заметили спасатели, размахивать тряпкой, ночью светить фонарём; если попали в воду ухватиться за плавающие предметы и др.).
– Может ли быть опасным дом или здание после затопления? (да).
– Почему? (повреждается фундамент дома).
Дети садятся на места.
«Спасение игрушки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, сенсорное восприятие и тактильные ощущения; развивать скоростные способности, ловкость; воспитывать смелость, желание прийти на помощь «по¬страдавшему».
Игровые правила: задание вы¬полнять поочерёдно, не уронить игрушку.
Игровые действия: с помощью одной руки взять игрушку, опушенную в банку с мутной водой и различными предметами; перенести игрушку в безопас¬ное место.
– Мы назвали стихии земли, воды, остался – воздух. Ветер тоже способен вызвать разрушения и навредить человеку.
– Назовите, какие вы знаете воздушные стихийные бедствия? (ураган, смерч, тайфун, буря и др.).
– Что такое ураган, смерч, мы называли, когда разгадывали кроссворд. О них людей предупреждают заранее, чтобы люди могли к ним подготовиться.
– Давайте назовём, как надо себя вести при этих бедствиях:
- Спрятаться в надёжное укрытие (подвал, погреб, под мост).
- Защитить глаза, рот, нос от песка и земли.
- Нельзя залезать на крышу, прятаться на чердаке.
- Если едите на машине, остановиться, но из машины не выходить, плотнее закрыть двери, окна.
- Не прятаться под деревьями, электрическими проводами.
– Что мы будем делать, если ураган застиг нас во время прогулки в лесу? (надо укрыться в овраге, прижаться к земле).
– Во время ЧС бывают пострадавшие и очень важно вовремя оказать им первую медицинскую помощь, чтобы спасти им здоровье и жизнь. Тогда на помощь приходят спасатели (показываю картинку).
– Какими должны быть спасатели? (сильными, смелыми, ловкими, специально подготовленными, обученными…)
– У них есть специальная техника и инструменты, которые помогают разбирать завалы из камней. Назовите её.
– Сейчас мы поиграем в игру
«Спасатели»
Игра-эстафета
Цель: развивать координацию, быстроту реакции, умение быстро ориентироваться в пространстве.
Игровые правила: выполнять задание поочерёдно, брать только один кусочек ткани (обломки).
Игровые действия: игроки де¬лятся на две команды, выстраива¬ются в колонны; используя «ходу¬ли» дети поочерёдно собирают раз¬ложенные по залу кусочки ткани красного цвета, символизирующие огонь, складывая их в ведро (на¬ходится на противоположной от команд стороне зала).
«Горит или не горит»
На столе лежат карточки с изображением бумаги, металла, ткани, тетради, дерева, стекла, книги, воды, льда, снега, камня, стола и т. д. Ребенок крутит волчок, берет картинку на которую он указал и определяет горит или не горит этот предмет.
Мы с вами вспомним, какие предметы горят, а какие нет. А теперь проведем несколько опытов с огнем. Давайте пройдем к нашей «экспериментальной лаборатории» и узнаем, как мы можем потушить небольшое возгорание самостоятельно.
Дети играют, выполняют нужные действия, подбирая лекарства, сопровождая свои действия словами, вопросами о самочувствии.
«Запрещается-разрешается»
(Цель: закрепить знания об основных требованиях пожарной безопасности; повысить личную ответственность за свои поступки; сформировать дисциплинированность и чувство долга)
Воспитатель раздает детям по одной сигнальной карточке – «светофору». Одна сторона «светофора – зелёного цвета «разрешающая», другая сторона – красного цвета, «запрещающая».
Воспитатель: можно или нельзя…
*играть со спичками
*в случае возникновения пожара вызывать пожарную охрану по телефону 01, сообщить адрес и назвать свою фамилию
*кричать и звать на помощь взрослых
*оставлять без присмотра топящуюся печь
*закрыть нос и рот влажной повязкой (шарфом, платком) для защиты от дыма
*пользоваться поврежденными розетками
*потушить одежду, сняв её или прижавшись к земле, полу, стене
*оставлять в лесу не потушенный костёр
Физминутка :
Скок-поскок! Скок-поскок!
Прыгнул зайка на пенек.
Зайке некогда играть:
надо всех на помощь звать.
Лапки вверх, лапки вниз,
на носочки подтянись!
Лапки ставим на бочок,
на носочках скок-скок-скок!
«Вызов службы спасения»
Цель: стимулировать развитие связной речи.
Игровые правила: составлять короткий рассказ по плану (образ¬цу): правильно и чётко называть своё имя, фамилию, своё местопо¬ложение, кратко описывать про¬блему.
Игровые действия: составлять короткий рассказ по мере появле¬ния слайдов от имени одного из героев ситуации или стороннего наблюдателя.
На экране ПК сменяются кадры, дети рассказывают в игрушечный телефон о ситуации.
«Спаси игрушку»
Цель: развивать умение узнавать знакомые предметы через очки; сти-мулировать развитие зрительного восприятия; развивать умение со-относить схематичное изображение с предметом.
Игровые правила: из набора кар¬тинок найти, запомнить и выбрать нужные.
Игровые действия: рассмотреть изображения знакомых предметов через «задымление» (занавеску), запомнить их, затем выбрать нуж¬ные из набора картинок.
Следующее задание: иногда спасателям приходится работать в специальном снаряжении — напри¬мер, в защитных очках. Наденьте специальные очки. Каждый по¬лучит карточку со схематическим изображением игрушки (тень, силуэт), по кото¬рому нужно найти и спасти игруш¬ку, находящуюся в задымлённой помещении.
«Опасно – не опасно»
Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не¬опасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуа¬ции; закреплять знание правил безопасного поведения; воспиты¬вать чувство взаимопомощи.
Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки разных цветов (красного, белого и желтого) в зависимости от ва¬риантов игры. Содержание картинок: ребенок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.
Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (нагляд¬ной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять оп¬ределенную карточку, в зависимости от опасности, правильно раз¬ложить дидактические картинки.
Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую — если опасность может возникнуть при определенном поведении, и белую — если опасности нет. Дети не должны мешать друг другу, при необходи¬мости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользо¬ваться подсказками.
Итоги:
В нашем городе такие стихийные бедствия бывают очень редко, но вы с родителями во время отпуска и каникул, можете оказаться в тех местах, где возникают ЧС. Поэтому важно знать, что делать в таких ситуациях, и я надеюсь, что вы не растеряетесь сами, успокоите и поможете другим. Знания, которые вы получили на занятии, помогут вам избежать неприятностей и опасностей
Категория: Личный дневник | Просмотров: 9340 | Добавил: ALENADES | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы "ВКонтакте"

Поиск

Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться
с планами нашего портала

Афоризм дня
Плохи, согласен, стихи; но кто их читать заставляет ?
/Овидий/


Реклама

Рейтинг@Mail.ru
"Методсовет" © 2010 - 2024
My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы