Воскресенье | 24.11.2024 | 08:47
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Личный дневник
Портфолио

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Дневник 
Главная » 2013 » Июль » 10 » разработка урока природоведения "Леса России" 4 класс
10:57
разработка урока природоведения "Леса России" 4 класс
1. Орг. Момент. Психологический настрой.
У: Доброе утро, ребята! Я рада встрече с вами. Пожалуйста, садитесь.
Нам радостно, нам весело! Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновение, серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку, чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а себя лишь одного!
- Я желаю вам плодотворно потрудиться.

2. Подготовка к активной познавательной деятельности.

-Послушайте аудиозапись и стихотворение.
Звучит запись «Звуки леса»
У: Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь- мы свои!
С. Погорельский.
У: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
Д: Сегодня на уроке мы будем говорить о лесе.
У: Молодцы, ребята, вы правильно определили объект изучения.
У: Тема нашего сегодняшнего урока «Леса России». Мы с вами отправимся в экспедицию в лесную зону.
У: Какие познавательные вопросы поставите по теме? Чему каждый из вас хотел бы научиться?
Д: -Я хочу узнать какие виды леса существуют.
Д: Я познакомлюсь с животным и растительным миром.
Д: Я совершенствую умения работать с картой.
У:- Реб., давайте вернемся к стихотворению. Почему автор говорит дважды:
« Здравствуй, лес, дремучий лес…»
-Что значит ДРЕМУЧИЙ ?
Д: «Дремучий»- это значит «темный, страшный, как в сказке». Но не все леса темные. Например, в березовой роще светло.
У: Верно. Сегодня мы с вами постараемся найти ответ на вопрос: Почему одни леса темные, а другие –светлые?

3. Работа над новой темой.
-Итак, приступим к изучению лесной зоны. Приготовьте атласы. Ребята, сейчас мы поработаем парами. Каждая пара будет работать с атласами по памятке, составляет рассказ о лесной зоне.
ПАМЯТКА:
1. Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
2. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
3. Какая у зоны лесов земная поверхность?
4.Какая она в равнении с другими природными зонами?
5. Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.
У: Какая пара готова выступить?
Д: Лесная зона находится южнее зоны тундры. На карте обозначена темно-зеленым, светло-зеленым и горчичным цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе. В этой зоне ярко выражены все четыре времени года, теплое лето и холодная зима. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона- самая большая. Лесная зона состоит из трех частей: тайга, смешанные леса, широколиственные леса.
Слайд2
У: Теперь мы имеем представление о том, куда направляется наша экспедиция.
-Вы, наверное заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Что это?
Д: Эта природная зона – лесотундра.
У: Как изменяются природные условия при направлении к югу тундры?
Д: К югу тундры природные условия становятся мягче.
У: Так как природные условия становятся мягче, появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга.
Вы знаете, что одним растениям нужно больше тепла, света и влаги, а другим –меньше.
-Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге?
-В этом нам поможет разобраться первая группа БОТАНИКОВ.
-Что растет в смешанных и широколиственных лесах, выяснит вторая группа БОТАНИКОВ.
- А ЗООЛОГИ изучат, кто живет в лесной зоне.
У: У вас на партах лежат атлас-определитель, учебник, энциклопедия «Я познаю мир. Растения. Животные», гербарий, компьютер энциклопедия «Кирилл и Мефодий».
У: Во время выступления ваш рассказ будет сопровождаться слайдами.
Ребята в группах определяются, кто главный в группе, секретарь,
У каждой группы на столах лежат: атлас-определитель «От земли до неба», энциклопедия «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные»; красная книга «Растения», «Животные»; карточки- памятки; картинки с животными и растениями на слайдах компьютера, гербарий, электронная версия энциклопедии «Кирилла и Мефодия».
У: Ребята, давайте послушаем, что удалось отыскать каждой группе.
Просьба к выступающим давать четкие ответы на все вопросы. Слово предоставляется 1 группе. Все внимательно слушают, потому что эту информацию должен знать каждый. После выступления выделяем главные мысли и фиксируем в тетради.

ВЫСТУПЛЕНИЯ КАЖДОЙ ГРУППЫ.
ГРУППА ЗООЛОГОВ СЛАЙД 3,4
Д: Мы отвечали на следующие вопросы:
1.Птицы тайги, что их объединяет.
2.Животные тайги, что их объединяет.
3. Животный мир смешанного и широколиственного леса.
-Разнообразен животный мир лесной зоны: крупные и мелкие животные, насекомые. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось. Медведь, волки, рыси, лисы, глухари, белки, полевки, зайцы. Животные живут по всей зоне лесов. Некоторые животные на зиму ложатся в спячку (медведь, еж), другие делают запасы на зиму.
Бурый медведь- всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, плавать, влезать на деревья.
Рысь- хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах- кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем, голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем и назад в дупло кладем.
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.
На поляну мы заходим, много ягод там находим.
Земляника так душиста, что не лень нам наклониться.
В окошко мы увидели и речку, и цветы.
Узнали много нового и я, и ты, и мы.
ПЕРВАЯ ГРУППА БОТАНИКОВ. СЛАЙД 5,6
Д: Мы отвечали на следующие вопросы:
1.Что называют тайгой?
2. Природные условия тайги.
3.Что общего у всех растений тайги?
4. Какие растения растут в тайге?
Д: Тайга- это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не требовательны к теплу- это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья- это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, пихта, сосна, кедровая сосна, лиственница.
У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. В еловом лесу темно и влажно.
Сосна- хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами. Шишки имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.
У: Спасибо первой группе ботаников, послушаем вторую группу.
ВТОРАЯ ГРУППА БОТАНИКОВ. СЛАЙД 7,8
Д: Мы отвечали на следующие вопросы:
1.Расположение смешанных и широколиственных лесов.
2.Природные условия в этих лесах.
3.Что объединяет растения этих лесов?
4.Какие растения растут в этих лесах?
Д: К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев не крупные листья, которые они сбрасывают на зиму.
Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.
Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы- темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.
Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды- крылатые орешки округлой формы.
У: Молодцы, ребята, у вас получились хорошие рассказы. Какой же лес без гомона птиц?
-Послушайте аудиозапись «Голоса птиц».
-Чьи голоса вы узнали?
Д: кукушка, соловей, сова.
У: Ребята, а какое значение имеет лес для человечества?
Д: Лес- это место отдыха человека. В лесу растет много лекарственных растений. В лесу мы находим себе пищу: ягоды, грибы, орехи, чистая вода. Лес- источник топлива Лес является домом для птиц, животных, грибов.
СЛАЙД 9.
У: Что может быть грозной бедой для леса?
Д: Незатушенный человеком костер является грозной бедой для леса.
Вырубка леса. Браконьерство.
У: О чем должны помнить люди?
Д: ЛЕС- НАШЕ БОГАТСТВО.
ЛЕС- «ЛЕГКИЕ» НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ.
КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ДУМАТЬ О ТОМ, ЧТО ОН ОСТАВИТ
СВОИМ ДЕТЯМ.
СЛАЙД 10
4.Итог урока. Рефлексия.

У: Какие вы испытывали чувства от работы на уроке?
Кому было трудно на уроке, поднимите руки.
А кто с удовольствием продолжил бы наш урок?
Ребята, вы достигли на уроке цели, которую ставили перед собой?
Д: Я узнал, какие виды леса существуют.
У: Какие виды леса существуют?
Д: Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.
Д: Я сегодня на уроке узнал, какие животные и растения в лесу. Это: рыси, лисы, глухари, белки, полевки, зайцы, ель, пихта, сосна, кедровая сосна, лиственница.
У: Оцените свою работу. Если вы считаете, что работали на «5», поднимите зеленое дерево, если «4»- желтое, а на «3»- синее.

Д.З. запишите выводы, которые вы сегодня на уроке сделали в рабочую тетрадь
подготовить сообщение о животном или растении леса..

Урок окончен. До новых встреч, ребята!
Категория: Личный дневник | Просмотров: 2777 | Добавил: s3565 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы "ВКонтакте"

Поиск

Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться
с планами нашего портала

Афоризм дня
Все, что следовало сделать в литературе по-шекспировски, в основном сделал уже Шекспир.
/Г. Лихтенберг/


Реклама

Рейтинг@Mail.ru
"Методсовет" © 2010 - 2024
My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы