Главная » 2013»Июль»10 » разработка урока природоведения "Леса России" 4 класс
10:57
разработка урока природоведения "Леса России" 4 класс
1. Орг. Момент. Психологический настрой. У: Доброе утро, ребята! Я рада встрече с вами. Пожалуйста, садитесь. Нам радостно, нам весело! Смеемся мы с утра. Но вот пришло мгновение, серьезным быть пора. Глазки прикрыли, ручки сложили, Головки опустили, ротик закрыли. И затихли на минутку, чтоб не слышать даже шутку, Чтоб не видеть никого, а себя лишь одного! - Я желаю вам плодотворно потрудиться.
2. Подготовка к активной познавательной деятельности.
-Послушайте аудиозапись и стихотворение. Звучит запись «Звуки леса» У: Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь- мы свои! С. Погорельский. У: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Д: Сегодня на уроке мы будем говорить о лесе. У: Молодцы, ребята, вы правильно определили объект изучения. У: Тема нашего сегодняшнего урока «Леса России». Мы с вами отправимся в экспедицию в лесную зону. У: Какие познавательные вопросы поставите по теме? Чему каждый из вас хотел бы научиться? Д: -Я хочу узнать какие виды леса существуют. Д: Я познакомлюсь с животным и растительным миром. Д: Я совершенствую умения работать с картой. У:- Реб., давайте вернемся к стихотворению. Почему автор говорит дважды: « Здравствуй, лес, дремучий лес…» -Что значит ДРЕМУЧИЙ ? Д: «Дремучий»- это значит «темный, страшный, как в сказке». Но не все леса темные. Например, в березовой роще светло. У: Верно. Сегодня мы с вами постараемся найти ответ на вопрос: Почему одни леса темные, а другие –светлые?
3. Работа над новой темой. -Итак, приступим к изучению лесной зоны. Приготовьте атласы. Ребята, сейчас мы поработаем парами. Каждая пара будет работать с атласами по памятке, составляет рассказ о лесной зоне. ПАМЯТКА: 1. Где находится зона лесов относительно зоны тундры? 2. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса? 3. Какая у зоны лесов земная поверхность? 4.Какая она в равнении с другими природными зонами? 5. Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади. У: Какая пара готова выступить? Д: Лесная зона находится южнее зоны тундры. На карте обозначена темно-зеленым, светло-зеленым и горчичным цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе. В этой зоне ярко выражены все четыре времени года, теплое лето и холодная зима. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона- самая большая. Лесная зона состоит из трех частей: тайга, смешанные леса, широколиственные леса. Слайд2 У: Теперь мы имеем представление о том, куда направляется наша экспедиция. -Вы, наверное заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Что это? Д: Эта природная зона – лесотундра. У: Как изменяются природные условия при направлении к югу тундры? Д: К югу тундры природные условия становятся мягче. У: Так как природные условия становятся мягче, появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга. Вы знаете, что одним растениям нужно больше тепла, света и влаги, а другим –меньше. -Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге? -В этом нам поможет разобраться первая группа БОТАНИКОВ. -Что растет в смешанных и широколиственных лесах, выяснит вторая группа БОТАНИКОВ. - А ЗООЛОГИ изучат, кто живет в лесной зоне. У: У вас на партах лежат атлас-определитель, учебник, энциклопедия «Я познаю мир. Растения. Животные», гербарий, компьютер энциклопедия «Кирилл и Мефодий». У: Во время выступления ваш рассказ будет сопровождаться слайдами. Ребята в группах определяются, кто главный в группе, секретарь, У каждой группы на столах лежат: атлас-определитель «От земли до неба», энциклопедия «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные»; красная книга «Растения», «Животные»; карточки- памятки; картинки с животными и растениями на слайдах компьютера, гербарий, электронная версия энциклопедии «Кирилла и Мефодия». У: Ребята, давайте послушаем, что удалось отыскать каждой группе. Просьба к выступающим давать четкие ответы на все вопросы. Слово предоставляется 1 группе. Все внимательно слушают, потому что эту информацию должен знать каждый. После выступления выделяем главные мысли и фиксируем в тетради.
ВЫСТУПЛЕНИЯ КАЖДОЙ ГРУППЫ. ГРУППА ЗООЛОГОВ СЛАЙД 3,4 Д: Мы отвечали на следующие вопросы: 1.Птицы тайги, что их объединяет. 2.Животные тайги, что их объединяет. 3. Животный мир смешанного и широколиственного леса. -Разнообразен животный мир лесной зоны: крупные и мелкие животные, насекомые. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось. Медведь, волки, рыси, лисы, глухари, белки, полевки, зайцы. Животные живут по всей зоне лесов. Некоторые животные на зиму ложатся в спячку (медведь, еж), другие делают запасы на зиму. Бурый медведь- всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, плавать, влезать на деревья. Рысь- хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах- кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Мы шагаем, мы шагаем. Руки выше поднимаем, голову не опускаем, дышим ровно, глубоко. Вдруг мы видим: у куста Выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берем и назад в дупло кладем. Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса. Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим. На поляну мы заходим, много ягод там находим. Земляника так душиста, что не лень нам наклониться. В окошко мы увидели и речку, и цветы. Узнали много нового и я, и ты, и мы. ПЕРВАЯ ГРУППА БОТАНИКОВ. СЛАЙД 5,6 Д: Мы отвечали на следующие вопросы: 1.Что называют тайгой? 2. Природные условия тайги. 3.Что общего у всех растений тайги? 4. Какие растения растут в тайге? Д: Тайга- это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не требовательны к теплу- это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья- это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, пихта, сосна, кедровая сосна, лиственница. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. В еловом лесу темно и влажно. Сосна- хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами. Шишки имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. У: Спасибо первой группе ботаников, послушаем вторую группу. ВТОРАЯ ГРУППА БОТАНИКОВ. СЛАЙД 7,8 Д: Мы отвечали на следующие вопросы: 1.Расположение смешанных и широколиственных лесов. 2.Природные условия в этих лесах. 3.Что объединяет растения этих лесов? 4.Какие растения растут в этих лесах? Д: К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев не крупные листья, которые они сбрасывают на зиму. Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами. Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы- темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком. Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды- крылатые орешки округлой формы. У: Молодцы, ребята, у вас получились хорошие рассказы. Какой же лес без гомона птиц? -Послушайте аудиозапись «Голоса птиц». -Чьи голоса вы узнали? Д: кукушка, соловей, сова. У: Ребята, а какое значение имеет лес для человечества? Д: Лес- это место отдыха человека. В лесу растет много лекарственных растений. В лесу мы находим себе пищу: ягоды, грибы, орехи, чистая вода. Лес- источник топлива Лес является домом для птиц, животных, грибов. СЛАЙД 9. У: Что может быть грозной бедой для леса? Д: Незатушенный человеком костер является грозной бедой для леса. Вырубка леса. Браконьерство. У: О чем должны помнить люди? Д: ЛЕС- НАШЕ БОГАТСТВО. ЛЕС- «ЛЕГКИЕ» НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ДУМАТЬ О ТОМ, ЧТО ОН ОСТАВИТ СВОИМ ДЕТЯМ. СЛАЙД 10 4.Итог урока. Рефлексия.
У: Какие вы испытывали чувства от работы на уроке? Кому было трудно на уроке, поднимите руки. А кто с удовольствием продолжил бы наш урок? Ребята, вы достигли на уроке цели, которую ставили перед собой? Д: Я узнал, какие виды леса существуют. У: Какие виды леса существуют? Д: Тайга, смешанный лес, широколиственный лес. Д: Я сегодня на уроке узнал, какие животные и растения в лесу. Это: рыси, лисы, глухари, белки, полевки, зайцы, ель, пихта, сосна, кедровая сосна, лиственница. У: Оцените свою работу. Если вы считаете, что работали на «5», поднимите зеленое дерево, если «4»- желтое, а на «3»- синее.
Д.З. запишите выводы, которые вы сегодня на уроке сделали в рабочую тетрадь подготовить сообщение о животном или растении леса..