Главная » 2017»Октябрь»5 » Разработка по композиции в художественной школе. Пейзаж со стаффажем.
11:53
Разработка по композиции в художественной школе. Пейзаж со стаффажем.
Методическая разработка по композиции «Пейзаж со стаффажем» 3 учебный год в МУ ДО «ДХШ»
Преподаватель Захарова Наталья Петровна
План: 1. Введение 2. Поурочное планирование занятия 3. Описание занятий: А) Подготовка к занятию Б) Выполнение эскизов В) Рисунок на формате Г) Работа в цвете Д) Завершение 4. заключение Введение. На этом уроке школьники более углубленно познакомятся с изображением образа города в живописи и графике, с особенностями изображения города в истории искусств, будут выполнять городской пейзаж, создавая образное решение города. Предлагается использование художественно-творческих технологий. История жанра городского пейзажа развивалась вместе с развитием городов. Художники эпохи Возрождения увлекались пространственными построениями придуманных, «идеальных» городов. Потом появились мастера, которые, наоборот, создавали очень точные, реальные городские пейзажи. Совершенно по-новому создавали образ города художники объединения «Мир искусства» в начале хх века. Город на их работах обрел одушевленность, изменчивость настроений. В русском искусстве хх века изображение города очень многолико, художников привлекает разнообразие форм и конструкций, непрерывное движение, быт наших улиц. При обучении детей в детской художественной школе, композиция играет ключевую роль в развитии пространственного, образного мышления, которое они развивают, решая в своих работах разнообразные учебные и творческие задачи. Слово «композиция» происходит от латинского соmpositiо, что означает сочетание частей в определенном порядке. Композиция в живописи — это такое расположение элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет с наибольшей полнотой и силой выразить замысел.
Готовых рецептов для составления композиции нет, композиционные построения основываются на жизненной группировке и сочетании предметов природы и нашего восприятия. Но на самом деле существует множество законов композиционного построения картины, которые планомерно изучаются на уроках композиции в художественной школе.
ЗАНЯТИЕ 1. Выполнение упражнений к композиции. Так как главной целью композиции является именно выполнение таких учебных задач, как: линейная перспектива, свето- воздушная перспектива, ограниченная цветовая палитра в изображении пейзажной композиции, тон, состояние в пейзаже, знакомство с понятием «пейзаж со стаффажем», перед выполнением самого задания ученикам предлагается выполнить ряд упражнений. Учебные задачи: Закрепление понятий «целостность композиции», «выделение главного», «тон», «состояние в пейзаже», воздушная и линейная перспектива. Понятие «виды и формы ритма». Овладение способами передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета, методики поэтапного ведения работы. Знакомство с ограничением цветовой палитры в живописной композиции.
На выполнение упражнений дается 1 занятие в 3 урока, на котором ученики выполняют цветовые упражнения на изучение передачи тонально-- воздушной перспективы.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ. 1. Подготовка к уроку. Для учителя — подборка наглядного материала в виде фотографий, работ художников, учебных таблиц, и/или презентации. 2. Вводное объяснение учителя 3. Выполнение упражнений 4. Завершение 5. Подведение итогов и выставление оценок.
Теоретическая часть занятия.
Понятие «свето- воздушная перспектива» Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом — глубина кажется более светлой, чем передний план. Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются еще у Леонардо да Винчи. «Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нем видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…». Большое значение в передаче пространства в изображении, как в прочем, и объёма изображаемых предметов, имеет правильное перспективное построение рисунка. Если предметы и объекты в пространственных планах построены без соблюдения закономерностей линейной перспективы, даже верное нахождение тональных и цветовых отношений и учет воздушной перспективы мало что даст для передачи пространства. Предметы, объекты, расположенные вблизи или вдали, должны быть нарисованы в строгом соответствии с их конструкцией и законами линейной перспективы. Линейная перспектива — точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действи¬тельности так, чтобы создавалось впечатление такое, как в натуре. В переводе с латинского перспектива означает ясно вижу.
Тональная перспектива — понятие техники живописи. Тональная перспектива — это изменение вцвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении в глубь пространства. Принципы тональной перспективы первым обосновал Леонардо да Винчи . В некоторых случаях под тональной перспективой понимают такой вид изображений, который может иметь место при изображении предмета с большой высоты или снизу. Тональная перспектива отличается наличием точки схода для вертикальных граней, расположенных ниже или выше линии горизонта. Воздушная перспектива ________________________________________
Воздушная перспектива — кажущиеся изменения некото¬рых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя. Так, все ближние предметы воспринимаются четко со мно¬гими деталями и фактурой, а удаленные — обобщенно, без подробностей. Контуры ближних предметов выглядят резко, а удаленных — мягко. Все близкие предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все даль¬ние — слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими.
Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом — глубина кажется более светлой, чем передний план. Из-за воздушной прослойки цвета всех удаленных предметов становятся менеенасыщенными и приобретают цвет воз¬душной дымки — голубой, молочно-белый, фиолетовый. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные -одноцветными. Художник должен учитывать все эти измене¬ния для передачи пространства и состояния освещенности в своей картине. Воздушная среда, особенно если воздух на¬полнен дымкой или туманом, помогает пере¬дать в рисунке пространство, подчеркивает плановость вкомпозиции. В творческой рабо¬те необходимо учитывать перспективные из¬менения воздушной среды, благодаря кото¬рым дальние планы кажутся светлее перед¬них, контуры предметов расплываются, теря¬ют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, поросшей лесом. Это явление но¬сит название воздушной перспективы.
Итак основные правила передачи световоздушной перспективы: • Размеры предметов уменьшаются. • Контур дальних предметов становится менее четким. • Чем дальше предмет, тем он становится более светлым и приобретает синий оттенок. • На дальних предметах нет темных теней и ярких светлых бликов. • Яркие цвета и мелкие детали мы видим только на первом плане. Изучение световоздушной перспективы в художественной школе, начинается в младших классах параллельно на рисунке, живописи и композиции. К обучению передачи плановости приступают с выполнения упражнений по предметам. На данном занятии предлагается выполнить ряд упражнений с использованием ограниченной палитры с использованием 3 красок из набора: черной, белой и цветной по выбору (коричневой, красной, желтой, синей) Первые упражнения выполняем с тональным световоздушным коридором: уходящая вдаль дорога. Давайте посмотрим, как выглядит дорога на фотографиях городской среды.
При дневном освещении на ближнем плане дорога темнее, а уходя вдаль, она будет светлеть, таким образом свето- воздушная среда влияет на ее тональное решение. Ночью дорога в глубину пространства будет смотреться темнее, а светлые ее части (бордюр, разметка, освещенные фонарями части) будут тоже менее светлые и четкие. В вечернем состоянии пейзажа, или туманности, темные и светлые детали дороги будут сереть. Давайте посмотрим, как выполнялись эти задачи известными художниками и учениками художественной школы. (далее следует подборка репродукций и работ из фонда школы) Теперь мы будем выполнять упражнения на передачу свето- воздушной перспективы дорожного полотна, уходящего вдаль. Для этого начертим по линейке три прямоугольника примерного размера 15/10, и в каждом нарисуем дорогу, уходящую вдаль при высоком горизонте. Дорога может быть прямой, с небольшими изгибами или наклонами, одинаково или по-разному в каждом случае. Упражнения выполняются в заданной, выбранной гамме тремя красками—хроматическими черной и белой и одной ахроматической на выбор. В первом упражнении в цвете гуашью, дорогу предлагается выполнить при дневном освещении, вдаль уходящее полотно дороги «уходит в свет», становится светлее, белая разметка становится менее контрастная к тону дородного покрытия, т. е. менее интенсивная. На ближнем плане соответственно больше используется цветной краски, с добавлением для контраста черного, а для удаления в глубину пространства примешивается все больше и больше белой гуаши. На втором упражнении выполняется ночное освещение— при удалении плоскость дороги будет темнеть. Как и в первом варианте на ближнем плане берется более «цветной» вариант, возможно с небольшим количеством белой краски, делая тональную растяжку в глубину темнее. Разметка дороги вдаль тоже будет темнее. Немаловажно учитывать еще и такой момент, что будет темнее на горизонте, дорога или небо. Небо всегда является источником освещения, т. е. по определению светлее земли, значит, дорога, имеющая собственный средний тон, и потемнее вдали, будет темнее неба, как и теневые части домов и прочее. Исключение составляют белые объекты изображения (снег, а в нашем случае белая разметка на дороге), электрический свет, и части композиции, освещенные электрическим светом, они будут светлее тона неба. На третьем упражнении предлагается выполнить среднетоновой вариант, который может быть либо в очень пасмурную погоду, вечером, утром или при туманном состоянии. В этом случае изображаемая поверхность дороги на ближайшем плане будет изображаться без тональных искажений, интенсивно по цвету и тону. Удаляя в глубину пространства, примешиваем больше хроматического серого (смешивая черную и белую краску). Дорога, удаляясь, будет терять насыщенность, становясь более бесцветной, и насыщенность тона, становясь менее интенсивной по тону. Теперь мы переходим к изучению передачи четкости, детализации изображения в световоздушной среде, что является так же не второстепенным правилом изображения в пространстве. Для упражнения на передачу детализации изображения на ближнем, среднем и дальнем плане можно брать как фигуру человека, так и другие мелкие и дробные элементы городского пейзажа, например, транспорт, элементы мелкой архитектуры на выбор. При изображении городского пейзажа, мы должны хорошо себе представлять, что это творение человека и среда его обитания. Здесь буквально все создано для людей, и поэтому ни один городской пейзаж не может обойтись без его присутствия. Возможно, в некоторых картинах фигура не является главным предметом изображения, но тем не менее, если его изображение присутствует, оно должно быть не только пропорционально верным, но и гармонично вписан в окружающую воздушную среду, не «проваливаться» и не «вырываться» из нее, освещение фигуры человека подвержено основному состоянию в картине. И так, понятно, что каждый человек будет иметь свою неповторимую индивидуальность, и все варианты мы охватить в упражнениях не сможем. Но все же будут выделяться несколько основных варианта: 1. Контрастный вариант, с присутствием деталей контрастных светлых, и темных тонов. 2. Силуэтный вариант, цельный по образу, если он находится в тени, такой вариант будет смотреться практически плоским силуэтным пятном. На свету, или освещенный солнечным или электрическим светом, силуэтный вариант фигуры будет смотреться цельным объемом. Школьникам предлагается выполнить фигуру, контрастную по тону на разном удалении: на ближнем плане, на второстепенном и на дальнем. Или силуэтную фигуру на выбор, но так же на разных планах удаления.
Выполнение композиции на тему: «пейзаж со стаффажем»
Подготовка к уроку. Для преподавателя: Наглядные пособия в виде подборки иллюстраций художников разных эпох на тему городской пейзаж», «пейзаж со стаффажем», подборка методических пособий в виде таблиц для наглядного показа и объяснений задач при выполнении работы— --линейная перспективаи ее виды. --тональная и воздушная перспектива; --Теоретическая часть. --ограниченная цветовая палитра в изображении пейзажной композиции; --Городской пейзаж со стаффажем; --Примеры выполнения компоновки и расположение зрительного центра; Подборка работ учеников художественной школы на заданную тему.
Для учеников: листы для выполнения подготовительных упражнений формата А4, листы для выполнения поисковых эскизов и рабочего эскиза в цвете формата А4, листы для выполнения основной работы по выбранному формату (квадратной или вытянутой формы), карандаш, ластик, кнопки, гуашь, кисти для гуаши.
План урока. 5-8 минут подготовка учеников к занятию, оборудование рабочего места. 15-40 минут — объяснения занятия. Вводное объяснение дается вначале занятия, более углубленные беседы ведутся на переходах к следующим этапам выполнения заданий, так и во время самого выполнения, когда в работах требуется подчеркнуть и предугадать типичные недочеты. Выполнение задания. Резюмирование итогов, оценка работ.
Ход урока.
Преподаватель озвучивает тему, время, которое дается на это занятие, сколько времени выделяется для подготовительной работы над эскизами, сколько для работы на эскиз в цвете, на выполнение рисунка на основном формате, на выполнение работы в цвете до полного завершения. (Так же необходимо учитывать индивидуальные особенности скорости выполнения работы разными учащимися.) Дальше идут постановки целей, и озвучивание учебных задач, выполняемых на занятии
Итак, мы начинаем выполнение задания на тему «Городской пейзаж со стаффажем». Прежде, чем выполнить ее на большом формате и в цвете, я предлагаю вам нарисовать маленькие эскизы для композиционного поиска пейзажа. При составлении пейзажа, выбирать для изображения мы можем и город, в котором мы живем, и собирательный образ любого городка по памяти, и даже по представлению, или любой существующий понравившийся город, если же мы выбираем крупный, узнаваемый город, такой, как Москва, Париж, или другой, мы должны изображать достопримечательности, более узнаваемые и на своем историческом месте. Чтобы учащиеся могли выбрать более разнообразные и интересные варианты для изображения, преподаватель как на словах, так и в наглядном материале, перебирает возможные примеры для изображения, какой город, в какой стране, особенности строений, улиц, особенности природы, выбор наиболее интересного времени года и суток для изображения. Что нам может быть интереснее изображать в городском пейзаже? Может быть, современные блестящие высотки, украшенные огнями или освещенные солнцем? Или маленькую обветшалую улочку с малоэтажными домиками, полурассыпавшимися ступеньками и заросшую цветами? Городской парк, пруд или фонтан, кого-то, может, привлекают дороги с транспортом, каждый может выбрать себе изображение по своим предпочтениям. После выбора места следует определиться с форматом, то есть формой картины. Существуют три традиционных формата — горизонтальный (также известный как пейзажный), вертикальный (который также называют портретным) и квадратный. На этапе выполнения поисковых эскизов форму можно заменять на более выгодную, добавляя или урезая границы изображения. При изображении пейзажа картина зачастую разделяется поровну на небо и землю. Однако это не самый лучший подход, особенно если горизонт проходит посередине: это делает композицию рисунка крайне скучной. В масштабных работах эффект глубины пространства получится более впечатляющим, если оставить небу больше места, чем земле — две трети или три четверти. И наоборот, если вы хотите добиться эффекта замкнутого пространства, например в изображении горных пейзажей, маленьких двориков, оставьте на картине лишь небольшой кусочек неба. Так же на этапе рисования поисковых эскизов решаются такие композиционные задачи, как зрительный и смысловой центр композиции, который выбирается самостоятельно учеником. «Центр композиции» в изображении должен присутствовать всегда, это тот элемент, который должен притягивать взгляд на изображении, в городском пейзаже это может быть любой элемент архитектуры, памятник или другая достопримечательность, даже дорога с ее переходами, знаками и прочими деталями. Так же для выделения зрительного центра используются ритмы направленных к нему линий домов, проводов и других второстепенных элементов. Более подробно темы выделения центра в композиции изучались уже в предыдущих занятиях, на данном этапе идет напоминание, закрепление и применение этих навыков. Так же применяются все ранее изученные основы художественной композиции Каких то готовых рецептов в использовании закономерностей и средств композиции не существует. Бытуют общепринятые понятия, позволяющие в каждом конкретном случае достичь художественной выразительности. Изучение законов композиции само по себе не может заменить живого творчества. Но знание различных примеров, лежащих в основе принятых понятий, дает ту подготовку, без которой невозможна успешная работа. Для определения различных видов композиции и многообразных зависимостей между ними используют такие категории как ритм, динамика, в противовес динамике-статика, масштаб и масштабность, симметрия и асимметрия, контраст, нюанс, пропорция. Рассмотрим ритм, важнейшее средство, ведущее к упорядочению различных изображений, форм. Ритм со своим равномерным чередованием элементов, порядком сочетания линий, объемов и т.д., воздействует на наши чувства. Восприятие идет не только зрительно, но и на слух (например, в музыке, стихах). Здесь также выдержан необходимый одинаковый интервал. Когда мы смотрим на неподвижное изображение, хотя бы тот же орнамент на вазе, с чередованием каких-либо повторяющихся элементов, плоскостных, объемных, линейных, ощущение ритма дает восприятие условного движения, глаз как бы следует за этим размеренным повтором элементов стиля. Закономерное чередование объемов, линий, поверхностей, упорядоченное изменение их характеристик - все это используется в качестве специфического средства композиции. Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону или сходящимся к центру, двигаться как по горизонтали, так и по вертикали. Ощущение беспокойства могут создавать частые членения, как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. По горизонтали чередования зрительно снижают высоту изображаемого предмета, а вертикальные делают выше. Необходимое впечатление можно создать правильным использованием всех возможностей ритма, в частности продуманным и прочувствованным чередованием элементов, цветовых пятен, как бы направляющих движение глаз в соответствии с выбранным ритмом. Сейчас, на этом этапе начинает формироваться и состояние пейзажа в композиции, задача его передачи стоит так же в главных целях выполнения работы. Состояние в пейзажной композиции достигается выбором и передачей состояния времени года и суток, передачей состояния погоды- солнечное состояние для более радостных позитивных пейзажей, вечернее состояние для передачи лирических настроений, ночные пейзажи наиболее загадочные, могут быть и очень контрастными при большом использовании уличного освещения в пейзаже. Выбирается так же и время года для изображаемого пейзажа, что так же играет роль при передачи состояния, и наиболее типичную погоду—дождь, прояснение после дождя, туманы, метели, солнечное состояние и многие другие. Здесь возможно, чтобы облегчить выбор для учеников, преподаватель, как на словах, так и на подобранном наглядном материале акцентирует особенности тонального решения при различных природных состояниях. Пейзаж со стаффажем. Теория. Стаффа́ж (нем. Staffage, от staffieren — украшать картины фигурами) — в пейзажной живописи небольшие фигуры людей и животных, изображаемые для оживления вида и имеющие второстепенное значение. Стаффаж получил распространение в 16—17 вв., когда пейзажисты часто включали в свои произведения религиозные и мифологические сцены. Фигурки людей, часто изображённых со спины, помогают зрителю мысленно «войти в картину», промерить её своими шагами, ощутить масштаб пространства. Так же стаффаж в композиции подчеркивает состояние в картине, её настроение. Например, яркой солнечной, дневной картине, с позитивным настроением, подойдут легкие, с быстрыми движениями, контрастно или светло одетые фигуры. В пасмурную, вечернюю, туманную картину хорошо впишутся тяжело шагающие, может быть массивные или загруженные сумками и пакетами, выполненные серыми или темными силуэтами, или шагающие быстрым шагом, спешащие домой в непогоду, в дождь фигуры людей.
• В ночной городской пейзаж жорошо впишутся одинокие животные, бредущие в поисках ночлега, фигуры людей, одетые так же контрастно. Вставляя фигуру в композицию, нужно учитывать так же время года, и время дня, чтобы композиция подчинялась и некоторым жизненным условиям. Что мы можем наблюдать по утрам на городских улицах? Правильно, школьников, спешащих в школу, взрослых, идущих на работу, деловых или творческих, рабочих, дворников, метущих улицы, и так далее. Так же вспоминаем, что мы можем наблюдать в городе днем, вечером, как будут одеты люди в летнем и зимнем пейзаже, как будут отличаться их занятия в зависимости от времени года. Например, в летнем пейзаже скорее всего не будет школьника с ранцем, а в зимнем пейзаже странно будет выглядеть легко одетый человек. Во время беседы учитель периодически показывает работы из школьного фонда, и такие работы, которые составлены с композиционной идеей, которым можно даже пробовать давать такие названия, как: "возвращение домой", "вечерняя прогулка", и тому подобное.Во время такой беседы у некоторых учащихся уже находятся свои идеи по составлению композиции, но все ученики очень индивидуальные, поэтому кому-то сначала необходимо изобразить саму улицу, чтобы потом вставить в нее подходящий стаффаж.