Главная » 2012»Июль»25 » Работа кафедры начальной школы над содержанием учебной деятельности младших школьников.
09:43
Работа кафедры начальной школы над содержанием учебной деятельности младших школьников.
В работе кафедры над содержанием учебной деятельности младших школьников можно выделить следующие 3 направления: 1. Изменение подходов к формированию ключевых математических понятий. 2. Изменение в структуре учебного материала. Практика работы кафедры показала, что материал курса математики построен концентрически и поэтому не позволяет в полной мере формировать у школьников УУД (выводить обобщенные способы действий). Отсюда возникла необходимость модульного изучения материала. Представим сравнительную таблицу выделения основных линий до изменения содержания материала и после. Построение материала до изменения (1й столбик) не совсем устраивало, т.к. способы действий не обобщались. Во 2й части таблицы показан принцип изменения содержания материала: 1 момент – формирование общего способа + и – с переходом через разряд (не важно 2-хзначные или 3-хзначные числа), 2 момент – письменное + и – любых многозначных чисел. 1 класс 1. Сложение и вычитание в пределах 10 1 класс 1. Сложение и вычитание в пределах 10 с опорой на состав чисел и отно-шения целого и частей 2. Сложение и вычитание круглых де-сятков без перехода (с опорой на + и – в пределах 10 ) 2. Сложение и вычитание круглых де-сятков, круглых сотен, круглых тысяч без перехода (с опорой на + и – в пределах 10 ) 4+5 400+500 40+50 4000+5000 3. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода в столбик 3. Сложение и вычитание чисел с пе-реходом через разряд (дес., сот., тыс.) 8+5 80+50 800+500 56+7 560+70 5600+700 (Табличное сложение в пределах 20) 4. Сложение и вычитание в пределах 20 (табличное сложение)
2 класс Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик с переходом через разряд Сложение и вычитание трехзначных чисел 2 класс Сложение и вычитание любых много-значных чисел в столбик (в пределах класса тысяч)
3 класс Сложение и вычитание любых много-значных чисел в столбик (в пределах кл. мил.) 3 класс Сложение и вычитание любых много-значных чисел в столбик (в пределах кл. мил.)
3 направление - Изменение способа изучения отдельных тем. Изменения вносились в следующие темы: (вы видите их на слайде). Эти изменения проиллюстрируем на примере решения задач на процессы - сложение и вычитание с переходом через разряд - сложение и вычитание многозначных чисел - сложение и вычитание именованных чисел - решение сложных уравнений - табличное умножение и деление - умножение и деление многозначных чисел - решение задач на процессы (обратите внимание на 2й столбик таблицы) где сначала вводится понятие о «процессе» и его характеристиках: продукт, скорость, время, а затем эти понятия конкретизируются для решения задач на движение, покупку, работу. Затем выводится общий способ решения этих задач. Т.е освоение материала двигается от общего понятия к частным задачам. Что отличает от предыдущей методики решения задач на процессы (1й столбик). Где рассматривались сначала частные задачи: на движение, работу, покупку. А затем дети побуждались к поиску общего свойства всех этих задач, лежащих в их основе действия умножения). Скорость, время, расстояние. Формула пути: s = v • t. Решение задач на движение Понятие «процесса» и основные характеристики (продукт, скорость, расстояние) Формула продукта s = v • t.
Способы нахождения скорости, времени, продукта. Стоимость, цена, количество товара. Формула стоимости: С= a • n. Решение задач на формулу стоимости.
Виды процессов (движение, работа, по-купка) Конкретизация характеристик процесса (скорость, время, расстояние; работа производительность время; стоимость, цена, количество) Процессы с одним, двумя и более участ-никами. Характер взаимодействия участников. Работа, производительность, время работы. Формула работы: А= v • t. Решение задач на формулу работы Частные и общие характеристики процесса. Формула произведения: а = b • c. Классификация задач. Решение задач разных типов. Строение задач: краткая запись, модель-отрезок, таблица, уравнение.
4. При изучении русского языка и окружающего мира не менялось построение содер-жания предметного материала. Но вырабатывались предметные и метапредметные способы действий. Изучение окружающего мира строится по единой схеме проблемного изложения ма-териала, создание проблемной ситуации, возникновение проблемного вопроса, дис-куссия по решению проблемы, применение новых знаний, КОД, что соответствует деятельностному подходу в обучении. Явных предметных способов в этом курсе мы не выявили, но конструировались метапредметные способы: выполнение заданий, сравнение по иллюстрации, работа с толковым словарем, работа с текстом. Логика разворачивания предметного содержания в рамках учебной деятельности за-дает новую типологию уроков: 1. Урок постановки учебной задачи. 2. Урок решения учебной задачи (конструирование способа действия). 3. Урок конкретизации и освоения СД. 4. Урок рефлексии и коррекции (презентация домашней самостоятельной работы). Все эти «уроки» пронизывает контроль и оценка. (на каждом из этих уроков осуществляются действия контроля и оценки)