Воспитание детей – очень сложное, тонкое и ответственное дело. Перед педагогом встаёт масса вопросов: как научить детей учиться, как воспитать любовь к Родине. Чувство доброты и справедливости, отзывчивость и непримиримость к злу. Сформировать потребность в труде на собственное благо и благо общества. Факторов, влияющих на развитие ребёнка. Много, и все их необходимо учитывать в каждодневной работе, постоянно анализировать, как развивается ребёнок, каковы причины его поступков. Все направления воспитательной работы во втором классе основаны на личностно ориентированном подходе: внушение уверенности в собственных силах и возможностях ребёнка; признание воспитанником не только статуса ученика, но и всех прав человека-гражданина; опора на положительные качества ребёнка. Система работы нацелена на коррекцию и максимальное сглаживание определённых недостатков в развитии, проявляющихся в различных психофизических процессах и сторонах личности воспитанников с проблемами в развитии, и предполагает решение следующих задач: 1. Осуществление тесной взаимосвязи классного руководителя и воспитателя, а также других педагогов, работающих с детьми в данном классе. 2. Сплочение детского коллектива, воспитание взаимовыручки и взаимопомощи посредством воспитательных занятий, бесед, праздников, коллективных дел. Экскурсий. Коррекция эмоционально-волевой сферы. 3. Привитие детям трудовых навыков в выполнении поручений и обязанностей. В процессе дежурства. 4. Формирование предпосылок трудовой деятельности. Коррекция двигательной активности и моторики, психофизических недостатков средствами труда. 5. Знакомство с правилами этикета. Формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни. 6. Продолжение работы по формированию нравственных знаний, умений и навыков. Регуляция отклоняющегося поведения. 7. Формирование познавательной потребности и положительной мотивации к познанию нового. Все направления коррекционно-образовательной работы взаимосвязаны, и задачи коррекционного обучения и воспитания решаются комплексно.
Основные критерии сформированности навыков адаптивного поведения у воспитанников второго класса
• Знает названия органов чувств, внутренних органов; устанавливает связи между отношением к своему здоровью и заболеванием. • Знает некоторые особенности функционирования своего организма. • Имеет чёткую позицию укрепления собственного здоровья, владеет отдельными навыками тренировки своего организма и закаливания. • Знает и соблюдает правила поведения в различных ситуациях согласно этическим и нравственным нормам. • Знает, что поступки взрослых и детей могут быть положительными и негативными. • Устанавливает связи между поступком и настроением людей, на которых он был направлен. • Умеет элементарно управлять чувствами (сдерживать гнев, огорчение, не плакать и другое). • Умеет оказывать помощь другому человеку. • Умеет договориться, устанавливать некоторые отношения со сверстниками. • Знает о Декларации прав ребёнка. • Расширяет свои представления об окружающем мире. • Испытывает интерес к школе, к проводимым занятиям и мероприятиям. • Содержит в чистоте своё тело, одежду, моет руки перед едой, после прогулки. Посещения туалета. По мере загрязнения. • Определяет и исправляет непорядок в своём внешнем виде; организует своё рабочее место; владеет навыками уборки классной, групповой комнат. • Проявляет внимание к взрослым, одноклассникам, оказывает им услуги (выполняет просьбу, помогает в совместной деятельности). • Соблюдает и выполняет Правила дорожного движения. • Повышает уровень развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления. • Владеет начальными механизмами творческого мышления. • Сформирована система учебных и элементарных трудовых умений и навыков. • Знает и понимает, что взрослые и дети должны заботиться друг о друге, что нужно бережно относиться к старым людям, уважать их, помогать им. • Знает и понимает, что деятельность человека разнообразна (трудится, занимается спортом, воспитывает детей, отдыхает и т.д.). • Знает и понимает, что для овладения профессией необходимо учиться. • Знает и понимает, что учёба – это труд. • Умеет с пользой проводить своё время. • Делает для себя и окружающих всё, что умеет сделать сам. • Заботится о животных, ухаживает за комнатными растениями. • Избавляется от комплекса неполноценности и иждивенческих настроений. • Знает и понимает, что представляет собой флаг и герб России. • Проявляет гуманизм, обладает элементарным чувством патриотизма.
Сентябрь
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Личностное развитие Охрана здоровья и физическое развитие Основы гражданского и патриотического воспитания Основы социализации и общения Трудовое воспитание; творческое развитие Линейка, посвящённая 1-му сентября 2 «В живой природе всё растёт». Экскурсия 3 «Моя группа – моя семья». Занятие - размышление 4 «Слова приветствия при встрече». Занятие 5 Наши добрые дела (распределение поручений и обязанностей) 6 «Я второклассник». Ролевая игра 9 «Я собираюсь на прогулку». Практическое занятие 10 «Мои права и обязанности в классе». Блиц опрос 11 Экскурсия в библиотеку. 12 Выход в природу. Сбор природного материала. 13 «Школьные вещи». Лепка 16 «Твоя жизнь и ПДД». Решение ситуативных задач 17 «Мои отношения со сверстниками». Классный час 18 «Мир вокруг и наше поведение» Игровое занятия 19 Аппликация-коллаж на осеннюю тематику. 20 «Что я думаю сам о себе». Классный час 23 «Здоровье и учебная нагрузка». Беседа - практикум 24 «Я горжусь своим городом». Беседа - рассуждение 25 «Ленивые не бывают аккуратными» Занятие -размышления 26 «Кукла в гостях». Дидактическая игра 27 «Зеркало». Игра 30
Экскурсия - 3 Практическое занятие - 3 Октябрь
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Личностное развитие Охрана здоровья и физическое развитие Основы гражданского и патриотического воспитания Основы социализации и общения Трудовое воспитание; творческое развитие «Только я сам смогу уберечь свой организм от беды». Профилактическая беседа 1 «История моего города». Устный журнал 2 «Мои «хочу» и мои «надо». Занятие 3 Изготовление поделок ко Дню учителя. 4 «Школьная одежда. Её комплектность. Назначение и бережное использование». Беседа 7 «Несчастный случай». Игра 8 «История моей школы». Устный журнал 9 «На прогулке» (о правилах поведения). Практическое занятие 10 «Непослушный зайчик». Игра 11 «Я – хороший, я многое хочу!». Занятие 14 «Какое питание необходимо моему организму?». Беседа с врачом 15 «Обязанности школьника». Классный час 16 «В гостях и дома». Час игры 17 Игры на определение порядка и непорядка в одежде 18 «Парк осенью». Экскурсия 21 «Будь осторожен дома». Беседа 22 «Что я могу сделать для своего города?». Беседа – рассуждение 23 «Как себя вести?» (отработка навыков коммуникативного поведения на улице). 24 Рисование на тему «Осень». 25 «Внешний вид учащегося» Практическое занятие 28 «Уход за руками». Практическое занятие 29 «Что такое «мир в стране»?». Занятие - размышление 30 «Что хорошо, что плохо и почему?». Занятие 31
Экскурсия - 3 Практическое занятие - 3
Ноябрь
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Личностное развитие Охрана здоровья и физическое развитие Основы гражданского и патриотического воспитания Основы социализации и общения Трудовое воспитание; творческое развитие С 4 по 10 ноября – каникулы
«Осень – перемен восемь». Выход в природу 11 «Уход за телом». Практическое занятие 12 «Добро и доброжелательность». Занятие 13 «Что такое общение?». Занятие 14 «Назначение мыло и полотенца». Беседа с элементами практикума 15 «В гости к берёзе». Экскурсия 18 Открытое занятие. 19 «Воля и Я: «Я могу себя заставить делать…». Беседа с элементами тренинга 20 «Добро и зло в сказках». Занятие 21 «Приметы осени». Прогулка - наблюдение 22 «Добрый воспитатель, добрый воспитанник». Игра 25 «Учись правильно есть». Практическое занятие 26 «Проступок и преступление». Беседа - рассуждение 27 «Для чего люди общаются?». Занятие 28 «Как пришить пуговицу?». Практическое занятие 29
Экскурсия - 3 Практическое занятие - 4 Декабрь
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Личностное развитие Охрана здоровья и физическое развитие Основы гражданского и патриотического воспитания Основы социализации и общения Трудовое воспитание; творческое развитие «Что значит в жизни похвала?» Занятие – размышление 2 «Умывание и протирание различных частей тела». Практическое занятие 3 Поход – экскурсия по городу. 4 «Кого бы ты назвал вежливым?» Занятие 5 Изготовление поделок из природного материала. 6 «Как можно, а что нельзя?» Занятие 9 «Педикулёз – что это такое?». Пользование инд. расчёской. Практическое занятие 10 «Основной закон государства – День конституции». Беседа 11 Выходной 12 Лепка символики своего края. 13 «Не забудь извиниться». Беседа 16 «Роль спорта в укреплении физического и душеного здоровья». Беседа с элементами практикума 17 «Зеркало настроения» (учись управлять своими эмоциями). Игра 18 «Можно ли общаться без слов?» Занятие 19 Практическое занятие по уходу за комнатными растениями 20
С 23 по 27 подготовка к Новому году, 30 – ёлка
Экскурсия - 1 Практическое занятие - 5
Январь
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Личностное развитие Охрана здоровья и физическое развитие Основы гражданского и патриотического воспитания Основы социализации и общения Трудовое воспитание; творческое развитие С 1 по 12 января – каникулы
«Новый год в городе». Экскурсия 13 «Знакомство с законами НЕ». Занятие 14 «Новый год – семейный праздник». Классный час 15 «Заботливое отношение к друзьям». Занятие - беседа 16 «Снежинка». Рисование и вырезание 17 «Счастье, ожидание и радость». Решение ситуативных задач 20 «Чтобы нам не болеть» (осознание необходимости укреплять своё здоровье). Беседа 21 «Высмеивание, обзывание – зачем это надо? Кому это надо?». Беседа - рассуждение 22 «Взаимопонимание в группе». Занятие 23 Рисуем каникулы. 24 «Что такое зависть?». Занятие - размышление 27 «Зачем человеку кожа?». Занятие 28 «Национальные зимние забавы». Час игры 29 «Поиграем и подумаем». Практическое занятие 30 Лепка на свободную тему. 31
Экскурсия - 1 Практическое занятие - 4 Февраль
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Личностное развитие Охрана здоровья и физическое развитие Основы гражданского и патриотического воспитания Основы социализации и общения Трудовое воспитание; творческое развитие «Мои друзья – мальчики и девочки». Беседа 3 «Зачем мы спим?». Беседа 4 «Что приятнее: права или обязанности?». Занятие – размышление 5 «Ласковое слово не трудно молвить». Занятие с элементами тренинга 6 Развешивание кормушек. Подкармливание птиц. 7 «Общественный транспорт. Дорожные знаки». Целевая прогулка 10 «Забавы и здоровье». Беседа 11 «Народные праздники. Истоки народных праздников». Классный час 12 «Весёлые друзья». Игра – драматизация 13 «Валентинов день». Практическое занятие (поделка из цветного картона) 14 «Нации и народы». Дидактическая игра 17 «Мозг – мой главнокомандующий. Влияние никотина на работу головного мозга». Беседа 18 «Масленица. Праздник масленицы на Руси». Час игры 19 «Права и обязанности ребёнка в семье». Индивидуальные беседы 20 «Мастерить умеем сами». Практическое занятие (лепка) 21 Выходной 24 «Вкусы и увлечения». Практическое занятие (лепка) 25 «Общение со взрослыми и сверстниками». Тренинг 26 «Птицы зимой». Наблюдения 27 «Нет скуки, коль заняты руки». Практическое занятие (поделка из цветной бумаги) 28
Экскурсия - 2 Практическое занятие - 5
Март
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Личностное развитие Охрана здоровья и физическое развитие Основы гражданского и патриотического воспитания Основы социализации и общения Трудовое воспитание; творческое развитие «Для чего нужны ткани?» Занятие 3 «Дружи со спортом». Спортивный час 4 «Благодарность и внимание». Беседа 5 Подарок маме своими руками (поделка из цветного картона) 6 Праздничная линейка. 7 «Техника – наша помощница». Занятие 10 «Как сохранить продукты?». Игра 11 «Нет друга – ищи, нашёл - береги». Беседа 12 «От улыбки стало всем светлей». Занятие – тренинг 13 Рисуем наши ощущения. 14 «Первые вестники весны». Наблюдение 17 «Спортивные секции» (их роль и назначение). Беседа 18 «Я смогу стать достойным гражданином своего города». Занятие - размышление 19 «О дружбе». Беседа 20 «Весна, весна, и всё ей радо». Экскурсия 21 С 24 по 30 марта – каникулы. «Каникулы. Улица и Я». Беседа 31
Экскурсия - 2 Практическое занятие - 3
Апрель
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Личностное развитие Охрана здоровья и физическое развитие Основы гражданского и патриотического воспитания Основы социализации и общения Трудовое воспитание; творческое развитие «День смеха». Викторина 1 Обсуждение проблем группы. 2 «Обнимать. Как часто это надо делать?» Игровое занятие 3 «Непослушный воспитанник». Сюжетно – ролевая игра 4 «Наблюдение за трудом работников торговли». Экскурсия 7 «Спорт – это здоровье». Спортивное занятие 8 «Государственный праздник – День космонавтики». Классный час 9 «Оплошность. Как её исправить?» Занятие – практикум 10 «Весна, весна!» Рисование по желанию 11 «Растения в твоей жизни». Занятие 14 «Народные подвижные игры». Час игры 15 «Забота о родных». Беседа 16 «Дружба начинается с улыбки». Занятие 17 Генеральная уборка. 18 «Чего не хватает растениям?» Беседа 21 «Я знаю и умею» (о ПДД). Практическое занятие 22 Подготовка к празднику. 23 Праздник. 24 «Моё поведение». Рисование 25 «Моя комната мои игрушки». Беседа 28 «Полезная пища, вредная пища». Занятие 29 «Государственный праздник весны и труда». Классный час 30
Экскурсия - 1 Практическое занятие - 3 Май
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Личностное развитие Охрана здоровья и физическое развитие Основы гражданского и патриотического воспитания Основы социализации и общения Трудовое воспитание; творческое развитие «Весна в городе». Экскурсия 5 «Поведение и здоровье». Решение ситуативных задач 6 9 Мая – День Победы. Беседа 7 Праздничная линейка. 8 Выходной «Мои желания и увлечения». Занятие 12 «Мы против алкоголя». Беседа с рисованием 13 «Сказочные персонажи» (добро – зло – конфликт). Дидактическая игра 14 «Учиться надо веселей, чтоб хорошо жилось». Занятие 15 Ремонт книг. 16 «Наша группа. Достижения и неудачи». Беседа 19 «Мой режим дня в летнее время». Дидактическая игра 20 «Мой вклад в жизнь семьи, школы». Занятие 21 «Вот и стали мы на год взрослей…» Занятие - размышление 22 «Что я буду делать в летнее время». Рисование 23 Лето. Водоём. Правила безопасности на водоёме. 26 Профилактические беседы по охране жизни и здоровья во время летнего отдыха 27 28, 29, 30 – подготовка игровой и бытовой комнаты к ремонту.