Главная » 2013»Октябрь»7 » Психологическая подготовка спортсмена как фактор формирования спортивного характера
15:13
Психологическая подготовка спортсмена как фактор формирования спортивного характера
Психологическая подготовка спортсмена как фактор формирования спортивного характера Шаранов Александр Афанасьевич, старший тренер отделения легкой атлетики, Секу Зухра Магометовна, тренер отделения легкой атлетики ДЮСШ г. Алдан, Республика Саха (Якутия)
На пути к результатам высокого класса спортсменам сегодня приходится систематически выдерживать и преодолевать экстремальные физические и эмоциональные нагрузки, что определяет важное значение психологического фактора в их подготовке. Нередко, в начале тренировочного процесса, во время тренировок больших по объему и интенсивности, возникают переутомление, страх перед нагрузками, появляется сильная раздражительность, ухудшается сон, теряется аппетит. Часто из-за психических срывов на соревнованиях атлеты не могут показать результаты, соответствующие их готовности. Чтобы избежать этого использую постоянный контроль и регуляцию физического и психологического состояния спортсменов. К сожалению, в штате спортивной школы нет психолога. Часто приходится обращаться к школьным психологам за советом, искать самому ответы на вопросы, которые возникают во время тренировочного процесса. Очень помогают работы Геннадия Дмитриевича Горбунова в области психопедагогики спорта. Его научные изыскания помогают разработать комплекс методов психологического воздействия на ребенка, используемый для решения практических задач тренировочного процесса. В условиях отсутствия спортивного психолога его роль приходится выполнять тренеру. У нас на отделении сформировалась хорошая команда тренеров, которые организуют коллектив спортсменов и настроение в нем, воспитывают значимые для спорта свойства личности, создают нужные психические состояния, решают многочисленные задачи воздействия на детей, обучают приемам саморегуляции, ненавязчиво проводят беседы о тренировках и соревнованиях, учебе, любви, досуге, отношениях в группах, улаживают конфликты. Тренировочный процесс в любом виде спорта довольно монотонный и тренеру приходится снимать монотонность этого процесса. Создаем и поддерживаем традиции коллектива и делаем массу других, странных для тренера, дел, но вполне естественных для педагога и любого другого человека, который хочет помочь спортсмену в его трудной спортивной жизни. Психологическая подготовка спортсмена начинается с первых шагов в спорте. Ранняя психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному, нередко монотонному, многолетнему и нестандартному, процессу – это большая по объему и по времени работа, которую надо начинать с первых тренировок. Спортсмен, не подготовленный к необычайно жесткому общему жизненному и тренировочному режимам, до соревнований может и не дойти. Психологическая подготовка-это формирование спортивного характера и свойств личности, значимых для спорта. В каждодневных мероприятиях задача психологической подготовки ставится более узко и конкретно – создать у спортсмена благоприятное психическое состояние, обеспечивающее успешность и тренировок, и соревнований. Важно, чтобы это состояние носило более продолжительный, стабильный характер. Для этого нужно, чтобы у спортсмена было соответствующее отношение к процессу деятельности, её условиям, к самому себе, нагрузкам. Один спортсмен всегда качественно и продуктивно выполняет задания тренера, другой делает это от случая к случаю. У первого работоспособность определяется добросовестным отношением к процессу, то есть свойством личности, у второго - сегодняшним настроением, то есть состоянием. Для того чтобы это психическое состояние стало свойством личности, его надо вызвать у спортсмена изо дня в день, перед каждой тренировкой и процессе её или соревнования, применяя для этого комплекс психолого-педагогических воздействий. Основная задача психологической подготовки- создание спортивного характера. Главное здесь добиться того, что актуальное состояние спортсмена перешло в доминирующее. Доминирующее состояние и составляет основу спортивного характера. Это определяет успех спортивной тренировки и соревнования. Сформированная система самоуправления, саморегуляции позволяет добиться высоких результатов, раскрыть резервные возможности, как в тренировке, так и в соревнованиях. Всем ясно, что соревнования – это главное в спорте. Но это своеобразный измеритель подготовленности спортсмена. Будучи яркими, броскими, эмоциональными затмевают собой длительный путь подготовки к ним. Психологическая подготовка развивается по нескольким путям: 1. Создание, подкрепление, непрерывное развитие, совершенствование мотивов спортивной тренировки. 2. Создание благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса. Создание мотивов осуществляется через формирование соответствующих отношений. Мотивация – краеугольный камень психологии. Педагоги задают одни и те же вопросы: почему ребенок действует так, ведь жизнь предлагает тысячи возможностей. Все это имеет большое значение и в спортивной деятельности. Активность, собранность, дисциплинированность спортсмена, его результативность определяются мотивацией в тренировочном процессе. Мотивация базируется на способностях спортсмена, идет через цели, которые он себе ставит и находит выражение в создании конкретных побуждений. Мотивация спортсмена строится по принципу: хочу-могу-должен. Вопрос мотивации в спорте всегда вызывает интерес у тренеров. Еще в студенческие годы были увлечены спортивной психологией и этот интерес пронесли через всю свою спортивную, педагогическую жизнь. Именно, жизнь. Считаем что учительство, наставничество- это образ жизни. Потребность, или ощущение человеком нужды в чем-либо, означает нарушение равновесия с окружающей средой. Психологически это всегда связано с возникновением внутреннего напряжения, более или менее выраженного дискомфорта, от которого можно избавиться лишь удовлетворив соответствующую нужду. Именно поэтому любая потребность пробуждает так называемую поисковую активность, направленную на поиск способа ее удовлетворения. Многие дети пытаются удовлетворить свою потребность в движении, желании победить себя, превзойти других, именно в спорте. Итак, ребенок пришел в секцию легкой атлетики. Как его удержать, чем заинтересовать так, чтобы легкая атлетика стала его увлечением, возможно, судьбой? Чем и как мотивировать ребенка на систематические, серьезные занятия легкой атлетикой? Пришлось вспомнить свои увлечения спортивной психологией, призвать свой многолетний опыт работы школьным учителем и начать работу по формированию системы мотивации к занятиям спортом. Вспоминается пословица «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить её пить, если она не хочет». Так и в детском спорте. Главное, понять, потребности ребенка, практическим путем выяснить, чего он хочет. Это имеет большое значение, так как понимание этой потребности поможет создать у спортсмена готовность к изменениям. Сформировать у него внутреннюю установку типа «Пора меняться», «Так больше продолжаться не может». Эту работу надо проводить совместно с родителями, школьными учителями, окружением детей. Готовность к изменениям – это почва, на которой произрастает дивное растение спортивного результата. «Я хочу …» должно превратиться в цель. Но цель – это не просто то, что я хочу. Это мишень, в которую ты прицелился и увидел то благо, к чему ты стремишься. Здесь главная задача тренера заключается в том, чтобы совместно с ребенком, его родителями поставить эту цель, выбрать мишень, в которую будет произведен «выстрел» высокими спортивными достижениями. Если у спортсмена есть цель, стремление удовлетворять свои амбиции и улучшать качество подготовки, есть и постоянная готовность к изменениям. Постепенно формируется понятие «Я могу…», которое находиться между понятиями «Я хочу…» и «Я должен…». Важным является отношение к слову «должен». Оно рассматривается как волеизъявление свободного спортсмена, стремящегося реализовать свои желания, а не приказы тренера. Основной непреходящий мотив – постоянное стремление к успеху, к достижению более высоких результатов. Как только стремление к достижению успеха сменяется на установку избегания неудачи, спортивный результат получает тенденцию к снижению. Важно, научить спортсмена поднимать стойку, эмоционально-волевые качества держать на высоте. Раздражителем, двигателем в спортивной карьере должно стать понятие вершины, на которой еще не бывал спортсмен.