МОУ Нармонская общеобразовательная школа Лаишевского района
Внеурочная программа отряда ЮИД для 1 класса по социально- нравственному направлению «Перекресток»
Ожмекова Наталья Юрьевна Учитель 1 категории
2011-2012 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность создания программы. Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Необходимо заметить, что за последние пять лет, в связи с увеличением количества транспорта, обстановка на дорогах значительно усложнилась. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков. Отличительные особенности программы. 1. Данная программа обеспечивает непрерывность обучения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям на улицах и дорогах. 2. Обязательные принципы в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении: • Взаимодействие учреждений образования с социально-педагогической средой; • Учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков. 3. Данная система включает в себя такие элементы, как: • совместная деятельность педагогов и учащихся; • соответствующие организационные формы и методы обучения; • использование методов программного обучения в начальных классах и межпредметной интеграции в начальной, основной и средней школе; • закрепление получаемых знаний путем формирования специальных умений и навыков во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения. Система внешних связей способствует обеспечению реализации данной программы (связь с ГИБДД, участие в районном слете юных инспекторов дорожного движения). Цель программы: Формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Задачи программы: Образовательные • повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации; • помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов; • оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи Развивающие • развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации; • способствовать развитию у учащихся таких умения, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость. Воспитательные • воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге; • вырабатывать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику; • сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. В программу входят теоретические и практические знания об оказании первой медицинской помощи пострадавшим. Программа построена таким образом, чтобы учащиеся не только усвоили информацию, но и воспользовались ею в реальной жизни. Форма организации занятий • Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние из последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает групповые занятия и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Программа уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков и с этой целью используются такие формы проведения занятий, как выступление агитбригады, театрализованное представление, КВН, рей, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра. Методы и средства обучения Словесные – рассказ, объяснение, беседа. Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов. Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание Правил дорожного движения, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения программного материала. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и посторенние пройденного материала. В образовательном процессе используются «Правила дорожного движения РФ» (последняя редакция), плакаты с изображением знаков дорожного движения, экзаменационные билеты по Правилам дорожного движения и комментарии к ним (категория «В»), тематические задачи и комментарии к ним, аптечку водителя для оказания первой медицинской помощи. Программа способствует: • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы; • нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям. Члены отряда ЮИД ведут пропагандистскую деятельности по профилактике дорожно-транспортного травматизма; • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. Члены отряда ЮИД выступают с агитбригадой перед детьми и родителями; • трудовому воспитанию - учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям; • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам. Основные требования к уровню подготовки обучаемых. В результате обучения учащиеся должны знать: • основные понятия и термины из Правил дорожного движения РФ; • общие положения Правил дорожного движения РФ; • правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках; • правила посадки в общественный транспорт и высадки из него; • правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля; • основы страхования Учащиеся должны уметь: • правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги; • пользоваться общественным транспортом; • самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности; • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях В ходе занятий по изучению и пропаганде Правил дорожного движения учащиеся должны сформировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность. Контроль знаний и умений. Проверка знаний и умений проводится после изучения каждого раздела в форме тестов, зачетов, соревнований, конкурсов, олимпиад. Оценивание личностных качеств проводится в процессе участия в практических занятиях по пропаганде Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Тематическое планирование 1 класса «ЮИД-надежный друг ГАИ и ГИБДД» № Тема занятий Всего Теория Практика 1 Отряды юных инспекторов движения. 2 1 1 2 Мы идем в школу 2 1 1 3 Наша улица. Город, поселок, деревня, где мы живем 2 1 1 4 Движение пешеходов по улицам и дорогам 2 1 1 5 История развития автомототранспорта 2 1 1 6 ГИБДД и ДПС. Что это? Знакомство с профессией автоинспектора ДПС. 1 1 - 7 Виды транспортных средств. 2 1 1 8 Обязанности пассажиров. 2 1 1 9 Сигналы (жесты) регулировщика. 1 - 1 10 Дорожные знаки 2 1 1 11 Светофорное регулирование. 2 1 1 12 Где можно играть? 2 1 1 13 Настольные игры по правилам дорожного движения 1 - 1 14 Скрытая опасность на дороге. 1 1 - 15 Велосипедист – водитель транспортного средства. 2 1 1 16 Конкурс велосипедистов «Фигурное вождение» 2 1 1 17 Оказание первой медицинской помощи 2 1 1 18 Игра «Полосатая зебра» 1 - 1 19 Прием зачета по ПДД 1 1 - 20 Вручение удостоверений и значков членам отряда ЮИД. 1 - 1
Содержание программы Занятие 1 Отряды юных инспекторов движения. Роль и участие в обеспечении безопасности дорожного движения. Правила членов отряда. Выборы актива. Решение организационных вопросов (структура отряда, выборы командира, его заместителя, связного, пропагандистов, редакторов стенной газеты, агитационного листка, оформителя дневника отряда. Выбор названия, девиза, речевки, песни). Занятие 2 Представление младших школьников о безопасности дорожного движения. Разработать безопасный маршрут от дома в школу. Занятие 3. Город, микрорайон, квартал, в котором мы живем. Как и зачем мы передвигаемся. Улица – место, где движется транспорт, идут пешеходы. Движение транспорта по проезжей части, а пешеходов – по тротуару. Проезжая часть – место повышенной опасности. Правила дорожного движения РФ. Отличие дорожной среды от другой окружающей среды. Элементы улицы: проезжая часть, тротуар, трамвайные пути. Участники дорожного движения – пешеходы, пассажиры, водители – как и где они могут передвигаться. Элементарные правила поведения на улице – внимание к транспорту, спокойствие, осмотрительность. Недопустимость игр на проезжей части. Основная причина ДТП – несоблюдение правил безопасного поведения на улицах. Понятие правостороннего движения. Последствия столкновения автомобиля и пешехода и факторы, от которых они зависят (масса, скорость). С помощью схем и зарисовок провести беседы в младших классах о недопустимости перехода проезжей части дороги в неустановленном месте и перед приближающемся транспортом.
Занятие 4 Движение пешеходов по тротуару и обочине. Особенности движения пешеходов по обочине улицы. ПДД для пешеходов - правостороннее движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Оформить красочно места перехода проезжей части дороги. Быстро определять правую и левую сторону.
Занятие5 История автомототранспорта и безопасности движения. Автомобили, мотоциклы, велосипеды. Правила дорожного движения, их история. Рекомендовать прочтение книги Исаева «От самодельной коляски до ЗИЛа», И. Серебрякова «Знакомьтесь, автомобиль». Сфотографировать на улицах села автомобили разных марок и видов. Поместить фотографии на стенд или в рабочие тетради. Написать рассказ «Автомобиль» Занятие 6 История милиции. История службы ГАИ-ГИБДД. Роль отрядов и групп ГИБДД в решении вопросов предупреждения ДДТ.
Занятие 7 Отличие дорожного движения от других видов движения. Транспорт не только средство передвижения, но и источник повышенной опасности. Грузовой и пассажирский транспорт. Специальные автомашины. В чем опасность движущихся транспортных средств. Интенсивное движение. Основные сигналы, подаваемые водителем. Скорость движения и тормозной путь машины. Сигналы, подаваемые водителем. Опасность перехода дороги перед близко идущим транспортом. Сделать подборку фотографий разных видов транспорта. Занятие 8 Виды общественного транспорта. Обозначение мест ожидания общественного транспорта. Правила ожидания прибытия общественного транспорта. Правила посадки в общественный транспорт и выхода из него. Поведение в салоне. Правила ожидания транспорта зимой. Возможные последствия посадки в переполненный салон и движения с открытой дверью Спешка при посадке. Действия при пожаре автобуса. Выпуск стенгазеты «Мы – пассажиры». Занятие 9 Изучить сигналы (жесты) регулировщика. Занятие - игра «Я - регулировщик». Изготовить для отряда жезлы. Занятие 10. Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков. Их предназначение. Название и предназначение следующих дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Дети». Занятие – практикум с включением игры «Угадай, какой знак!». Ответственность за повреждение дорожных знаков. Изготовить макет дорожного знака «Пешеходный переход».Зарисовать в рабочих тетрадях дорожные знак, написать их название и их назначение.
Занятие 11 Правила дорожного движения. Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Значение сигналов светофора. Изучить фазы цикла светофора. Изготовить макет светофора. Написать рассказ или стихотворение о светофоре.
Занятие 12 Почему нельзя играть на улицах и дорогах? Места для игр. Жилая зона. Транспорт во дворе. Особенности движения автомобилей во дворе. Сигналы, по которым можно определить направление движения автомобиля. Неожиданные маневры автомобиля и мотоцикла во дворе, их опасность для пешехода. Признаки, по которым можно предвидеть начало движения автомобиля. Гараж во дворе – место возможного выезда автомобиля или мотоцикла. Выступление агитбригады в параллельных классах. Занятие 13 Закрепление знаний школьников о безопасности дорожного движения. Занятие 14 Основной принцип безопасности пешехода – видеть транспорт, движущийся на дороге, и быть хорошо видимым для водителей. Объекты, мешающие увидеть обстановку на дороге. Погодные и атмосферные условия, ухудшающие видимость на дороге: дождь, снег, туман, метель, сумерки. Переход дороги близко от объектов, мешающих обзору. Ограничение обзора дороги у детей с суженным полем зрения и носящих очки. Необходимость выработки компенсирующего навыка более частого и тщательного поворота головы у детей с такими особенностям и зрения. Яркая одежда и светоотражающие значки – хороший способ помочь водителю вовремя увидеть пешехода. Занятие 15-16 Устройство велосипеда. Исправность тормозов – гарантия остановки. Правила безопасности при катании на велосипеде. Предупредительные сигналы велосипедистов. Велосипедист – водитель транспортного средства. Кто может мим стать, что он должен уметь. Особенности управления велосипедом. Прочтение книги А.Седова «Твой друг велосипед», нарисовать дорожные знаки, запрещающие проезд на велосипеде, а также знаки велосипедных дорожек. Выступление на конкурсе «Фигурное вождение». Занятие 17 Оказание первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях. Умение накладывать различные виды повязок. Беседа с медсестрой школы. Занятие 18 Проверка знаний ПДД и умение их использовать в различных ситуациях. Занятие 19 Проверка теоретических знаний по ПДД. Занятие 20 Обобщение положительного опыта работы ЮИД. Оформление отрядного альбома-рапорта. Вручение удостоверения и значка члена отряда ЮИД. Порядок их хранения. Краткий перечень материалов оборудования Занятия проводятся в специально оснащенном кабинете, укомплектованном методическими, дидактическими и техническими средствами: методическими комплект «Правила дорожного движения»- перекрестки, участники дорожного движения, дорожные знаки с методическими указаниями; комплект плакатов «Дорожные ситуации», «Элементы улицы», «Мы изучаем ПДД», «Народная мудрость на службе ГАИ-ГИБДД», рисунки по басням с методическими указаниями по использованию, тесты по ПДД пассажиров, пешеходов, велосипедистов для участников 1,2,3 годов обучения; разработки проведения игровых конкурсов, праздников, встреч, театрализованных представлений, отдельных занятий, ситуативных экскурсий, итоговых финальных слетов и др. положения о конкурсах, смотров и др. дидактическими - дорожные знаки (игровой материал - собери дорожный знак, какой знак лишний в логической цепочке, распределить по сериям, кубики с изображением дорожных знаков;; - плакаты «формы перекрестков», «жесты регулировщиков», «сигналы светофора»; - фотоматериал «улицы нашего города», «ретро автомобили», «эмблемы автомобилей», «марко отечественных и зарубежных автомобилей»; - шифровки, карточки для игровых конкурсов «пойми меня с полуслова (полужеста)» и др.; - видеоматериалы: «Ситуации на дорогах», «Зеленый огонек»- встреча юных инспекторов движения с сотрудниками ГИБДД в честь Дня милиции, «ЮИД и старшие товарищи» - конкурсная встреча командиров отрядов ЮИД общеобразовательных учреждений города, промежуточных и финальных конкурсных встреч отрядов ЮИД города. техническое: - телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, аудио и видео кассеты; - светофор, жезлы; - стенд «дорожные знаки» распределенные по сериям; - стенд «дорожная разметка»; - велосипеды; - наборы тематических плакатов; настольные игры по ПДД. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Яковлев Ю. Ваши права, дети.- М.: Международные отношения, 1992. 2. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ. 3. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. Введены в действие с 1.07.2003 года. 4. Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002. 5. «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002. 6. «Методические рекомендации» по организации работы юных инспекторов движения в Ростовской области. Ростов-на-Дону, 2001 . 7. «Методические рекомендации» по обучению учащихся 10,11 классов ПДД в Ростовской области. Ростов -на -Дону, 2002 . 8. «Дети и дорога». Методический комплект для учителей. Москва. 1994. 9. «Учись быть пешеходом» М.Л. Форштат Санкт-Петербург 1998. 10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? психологические игры и упражнения. Практическое пособие. В 4 томах.-М.: Генезис,2001 11. Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения.- М.: Транспорт, 1990. 12. Юсин А.А. Я купил велосипед.- М.: Молодая гвардия, 1984 13. Охлябинин С.Д. Легенды и были об экомобиле. - М.: Советская Россия, 1987 14. ГАИ 60 лет. История, воспоминания, очерки. М.: Объединенная редакция МВД России, 1996. 15. Зайцева О.В. Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль, 1998. 16. Учителю о правилах дорожного движения. Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по ПДД М.: Просвещение ,1982 17. Суковицин В.И. От городового до инспектора ГИБДД. Иллюстрированная история службы. М.: Вариант, 2002. 18. В.Белоусов Пленники добрых знаков. Ставрополь, Кн. изд-во,1976. 19. Праздники: школьные, внешкольные, старые, новые. Методическое пособие для тех, кто работает с детьми. Сообщение. ВыпускЗ:.М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2000. 20. И.П. Подласый. Педагогика, т. 1,2.- М.: Владос, 2001.