Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 66
МОЙ АНГЕЛ – ХРАНИТЕЛЬ
Учитель начальных классов Киселева Ирина Александровна
Тула, 2013 г.
Пояснительная записка. ОУ: МКОУСОШ №66 Учитель: Киселева Ирина Александровна Класс: 4 Название модуля: Основы православной культуры Тема мероприятия: Мой Ангел – Хранитель Количество часов: 1 Цели и задачи:- познакомить с православным традициями русского народа;-сформировать представление о том, что такое ангел-хранитель;- развитие духовно-нравственных основ физического и психического здоровья детей; - воспитывать нравственные качества, милосердие, познавательный интерес к православной культуре; - развитие художественно-творческих способностей ребенка; Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические; Технологии: системно-деятельностный подход, игровые технологии; Планируемые результаты: Личностные: -формирование основ российской гражданской идентичности; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; -развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; -развитие навыков сотрудничества; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; Метапредметные: -активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения познавательных задач; - использование различных способов поиска информации; -овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; -готовность слушать собеседника и вести диалог; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая работа; Необходимые технические средства: персональный компьютер, мультимедиа-проектор, аудиозапись, презентация «Роwer Pont» Наглядность: листы с текстом песни; листы с картинкой ангела, помогающего девочке молиться; шаблоны для изготовления игрушки ангела; Оборудование: цветная бумага, клей, ножницы; цветные карандаши; Используемая литература: Закон божий. Первая книга о православной вере. Т.Н. Максимова. Классные часы. М.: ВАКО, 2008, (Учебный год) Интернет – ресурсы: 1)Multmir.net 4) ru.wikipedia.org 2)Get-tune.net 5) happy-school.ru 3)ikony.ru 6)azbyka.ru Конспект мероприятия: Ведущий: -Бывало ли в вашей жизни, когда что-то страшное могло случиться, но вдруг что-то останавливало вас, и неприятности проходили мимо? - Бывало ли с вами, что вам что-то плохое хотелось сказать или сделать? Но совесть помешала вам? - Или вам казалось, что что-то произойдет, и это произошло? - А знаете кто это был? Кто вам все это подсказывал? - Это ваш Ангел – Хранитель. - А хотите узнать какой он? Показ презентации (Смотрите приложение на диске 1) Слайд 1. Выходят 4 ученика и читают стихотворение: 1. Ангела Бог при крещеньи мне дал. Пусть я его никогда не видал, Знаю и верю, что день изо дня Он от врагов защищает меня. 2. Ангел Хранитель со мной день и ночь, Где бы я ни был – спешит мне помочь! Лучшего в мире не знаю врача я, Только вот часто его огорчаю… Лгу я, ленюсь или ссорюсь я с кем – Ангел отходит и плачет затем. Бесы ко мне подступают тогда. Ангел, прости, без тебя мне беда! 3. Ангел – добрый мой хранитель, Тихий светлый покровитель, Ангелу всегда молюсь, Ничего с ним не боюсь. 4. Ангел – Хранитель тебя охраняет, Мысли твои он и тайны все знает, Вместе с тобой веселится удаче, А согрешишь – он страдает и плачет. Слайд 2. Выходят подготовленные учащиеся: - Все, что мы видим, сотворено Богом. Но еще прежде чем сотворить этот видимый мир, Господь сотворил мир невидимый, т.е. ангелов. Слово «ангел» значит «вестник». Ангелов Бог посылает людям, чтобы открыть им Свою волю. Слайд 3. Ангелы невидимы, потому что у них нет тела. Они бестелесные духи. Но иногда, когда Бог этого хочет, ангелы являются людям в образе человека. Ангелов на иконах изображают с крыльями в знак того, что они с радостью и быстро исполняют волю Божию. Бог сотворил очень много ангелов, и все они были добрыми: они любили Бога и слушались Его. Но один из ангелов возгордился и захотел сам стать как Бог и никого не слушаться. Некоторые ангелы взяли с него пример и тоже перестали слушаться Господа. Тогда добрые ангелы вступили в борьбу со злыми, победили их и прогнали. С тех пор ангельский мир разделен: добрые ангелы остались с Богом, служат Ему, восхваляют Его и помогают людям делать добро. Злые ангелы находятся вдали от Бога и стараются противодействовать Ему и сеять всюду зло. Их не называют ангелами, а бесами, а первого ангела, который восстал против Бога – диаволом или сатаною. Слайд 4. Каждому человеку Бог дает ангела-хранителя. Ангел-Хранитель в христианстве — ангел, добрый дух, данный человеку Богом при крещении для помощи и руководства. Ангел – хранитель любит нас, дает нам добрые мысли и желания, помогает нам своей молитвой удержаться от злого и радуется, когда мы его не делаем, помогает нам в добрых делах и охраняет нас от бед. Слайд 5. По православным представлениям, ангел-хранитель невидимо находится при человеке на протяжении всей его жизни, если человек сохраняет в себе любовь к Богу и истинную веру перед Ним. Слайд 6. Задача ангела-хранителя — способствовать спасению подопечного. В частности, ангелы-хранители духовно наставляют христиан в вере и благочестии, охраняют их души и тела, заступаются за них в течение земной их жизни, молят о них Бога, не оставляют их, наконец, после смерти и отводят души окончивших земную жизнь в вечность. Слайд 7. Согласно учению Православной Церкви, личного имени конкретного ангела-хранителя человек знать не может, так как ангел дан человеку Богом и невидим для человека. Поэтому для каждого ангела-хранителя не назначается отдельного дня общественного его воспоминания, а установлены особые дни чествования всех небесных сил, когда вспоминаются все ангельские силы. Таким общим днем памяти всех ангелов является 8 (по юлианскому стилю)/21 (по григорианскому) ноября — Собор Архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных. Следует обратить внимание, что именины, или день ангела, несмотря на свое название, не являются днем празднования ангела-хранителя, а является днем памяти святого, чье имя носит (крещеный) человек. Церковь призывает обращаться к покровительству и защите ангелов частно, в домашних молитваx. Слайд 8. Притча об Ангеле-Хранителе В канун смерти задумался человек о прожитой жизни. И предстала перед его глазами пустыня, а по ней его следы - шаги по жизни. Рядом с его следами были и другие следы, следы его Ангела-Хранителя, который все время неотступно следовал за человеком. На тех участках жизни, когда человек болел или случались с ним несчастья, следы его ослабевали, становились неглубокими, а зачастую на песке и вовсе оставалась лишь одна пара следов. Через какое-то время картина восстанавливалась - и опять были две дорожки следов. - Что же ты за Ангел такой? - воскликнул человек. - Когда мне было хорошо, ты был рядом, а когда плохо - оставлял меня одного! - Когда тебе было хорошо, я шел рядом, а когда плохо - я нес тебя на руках... Ведущий: - В каком предложении заключен смысл этой притчи? Слайд 9. Рассказ. Кроме видимого мира - гор, морей, рек, животных, человека - Бог сотворил и мир невидимый. К этому миру относятся ангелы-хранители. Господь сотворил их для нашего блага, чтобы они помогали нам на пути к Небу, охраняя нас от всякого зла и помогая в разных ситуациях. Но чтобы воспользоваться помощью своего ангела, надо помнить о его существовании и научиться слушать его подсказки... Однажды брат с сестрой пошли в лес за грибами. День был ясный, и дети, быстро набрав полные корзинки, пошли домой. Дорога шла через поле, посреди которого рос могучий дуб. Вдруг поднялся сильный ветер. Небо потемнело. "Сейчас начнется гроза,- воскликнула девочка, -бежим скорей под дуб". Она схватила брата за руку, и они со всех ног побежали к дубу. В это время сверкнула молния, грянул гром и начался ливень. Детям стало страшно. "Давай помолимся к нашим ангелам-хранителям", предложил мальчик. И дети начали молиться: "Мой ангел-хранитель святой, Небесный друг мой, Веди меня к Богу, это моя дорога. Всегда меня храни, от злого духа сбереги, Я хочу в святости жить и Господу служить". "Во время грозы никогда не прячьтесь под одиноко стоящим деревом. Это очень опасно",- вдруг вспомнила мамины слова девочка. "Бежим домой!" - воскликнула она. Мама обрадовалась, увидев детей здоровыми и невредимыми. На следующий день, придя к дубу, дети увидели, что от него остался лишь обуглившийся пень. Это молния ударила в дерево, и оно сгорело. "Спасибо нашим ангелам-хранителям. Это они спасли нас", - сказал мальчик. Ведущий: - А в вашей жизни были случаи, когда ангел подсказывал вам как поступать в разных ситуациях? Слайд 10. Молитва АНГЕЛУ-ХРАНИТЕЛЮ. Ангел-хранитель всегда молится вместе с нами. Он наш самый близкий и верный друг. Надо всегда молиться своему ангелу-хранителю. По – славянски. Ангеле Божий, хранителю мой Святый! На соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю Тя: Ты мя днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. По – русски. Ангел Божий, святой мой Хранитель! Данный мне от Бога с неба в охранение, прошу Тебя усердно: Ты меня сегодня вразуми и сохрани от всякого зла, научи меня доброму делу и направь на путь спасения. Ведущий: - Прочитаем молитву хором (можно повторить ее 2-3 раза) Ведущий: - Давайте же посмотрим, как на самом деле ангелу-хранителю приходится трудиться с нами. Просмотр мультфильма «Гора самоцветов. Солдатская песня. Русская сказка по мотивам Саши Черного» (Смотрите приложение на диске 2). Обсуждение. Ведущий: - Основная задача ангела – направлять нашу душу к Богу: учить нас молиться, верить, любить Бога. - Давайте теперь послушаем очень красивую песню, в которой мы обращаемся к ангелу с просьбой научить нас молиться ( Смотрите приложение на диске 2, во время звучания песни идет смена слайдов). Задание 1: На партах лежат листы с текстом песни «Молитва Ангелу-Хранителю» Юлии Славянской. В тексте пропущены некоторые слова. Учащиеся должны вслушаться в текст и вставить пропущенные слова песни (Смотрите приложение 1). Ведущий : -Давайте проверим, какие слова вставили. 1) ангел 4) чистоту 2) лучи 5) шуму 3) крылья После проверки под фонограмму учащимся предлагается спеть эту песню. Задание 2: На партах лежат листы с нарисованной картинкой (Смотрите приложение 2). -Найдите на картинке ангела, который помогает девочке молиться. Раскрасьте ангела (Учащиеся, которые работают в быстром темпе, могут раскрасить всю картинку). Выставка работ. Ведущий: -Великие русские поэты тоже обращались к теме ангела-хранителя. Послушайте стихотворения А.С.Пушкина «Ангел», М.Лермонтова «Ангел», А.Блока «Сусальный ангел». Ведущий: - Раньше на Руси игрушки делали своими руками, и ни одно Рождество не обходилось без них. Кто же это – добрый вестник Рождества? Это ангел. И обязательно с трубой. Так, по преданию, он возвещал всем-всем-всем о рождении младенца Иисуса Христа. Выходит девочка в костюме ангела и продолжает рассказ: В магазине игрушка-ангел стоила очень дорого, поэтому ее делали в семьях сами. В ход шло буквально все: вата, шелк, бумага, тюль, пух, перья. У писателя Ивана Шмелева в книге «Лето Господне» описан и такой ангел: «На углу лавчонка… За мерзлым стеклышком-знакомый ангел с золотым цветочком, мерзнет… Бумажный ангел…осыпан блеском, снежком. Никто его не покупает, дорогой. Прижался к стеклышку и мерзнет…» Да, такого ангела кое-как не изобразишь, потому и были они дорогими. Случалось даже, что ангелов расписывали знаменитые художники, а заказывали у известных немецких фирм, со сложным рельефом, со стрекозиными крылышками. - Мы сегодня тоже сделаем ангела своими руками. Задание 3: - Выполнить ангела своими руками и украсить его. Класс делится на 4 группы, каждой группе раздаются шаблоны ( Смотрите приложение 3). Во время работы включается аудиозапись с историями об ангелах ( Смотрите приложение на диске 2 «Твой Ангел-Хранитель. Сборник рассказов». На диске предлагается 14 рассказов на выбор. Содержание смотрите в приложении 4)
Подведение итогов мероприятия: - Чем ангелы отличаются от людей? - Почему ангелы изображаются с крыльями? - Какие были сперва все ангелы? - Что произошло в мире ангелов? -Какие теперь бывают ангелы и что они делают? - Что такое ангел – хранитель?
Оформляется выставка детских работ. Лучшими работами можно украсить рождественскую елку.
Домашнее задание: 1) Запишите слова и расспросите взрослых, что они означают: Архангельск, Ангелина (Анжела), ангелоподобный, ангельская труба, ангельский лик, ангельские глаза, ангельская улыбка, ангельская красота, шестикрылый Серафим. 2) Выучить молитву.
В конце мероприятия звучит «Песенка про ангелов», слова К.Пастернак, муз. Ю. Пастернак ( Смотрите приложение 5)
Приложение 1.
Научи меня молиться, Добрый 1)…., научи! Уст твоих благоуханьем Чувства черствые смягчи! Да во глубь души проникнут Солнца вечного 2)…., Да в груди моей забьются Благодатных слез ключи! Дай моей молитве 3)…., Дай полет мне в высоту; Дай мне веры безусловной Высоту и теплоту! Неповинных, безответных Дай младенцев простоту И высокою, святою Нищих духом 4)….! Дай стряхнуть земные узы С прахом страннических ног, Дай во мне угаснуть 5)…. Битв житейских и тревог! Да откроется тобою Мне молитвенный чертог, Да в одну сольются думу Смерть, бессмертие и Бог!
Приложение 2.
.
Приложение 3.
Приложение 3.
Приложение 4.
Твой Ангел Хранитель Сборник рассказов Содержание Время (мин:сек) 1. Молитва. Стихотворение. 2:52 2. О святых ангелах и ангеле хранителе 2.1 Об ангелах 10:24 2.2 Об ангеле хранителе 2:04 2.3 Как хранят святые ангелы 3:55 2.4 Особое участие ангела в спасении души 5:15 2.5 Ангелы в час смерти 3:48 2.6 Можно ли видеть ангела хранителя 4:10 2.7 Духовная помощь через ангелов 1:03 2.8 Твой ангел хранитель 1:00 3. Ангел хранитель. Л. Кобеляцкая 41:20 4. Грех и покояние. К.Юрьева 32:49 5. Находка. Г.Гагарин 23:58 6. Шквал. Л. Кобеляцкая 17:18 7. Щит небесный. Л. Кобеляцкая 15:53 8. Мачеха. Г. Дейницина 14:43 9. Свеча. Г. Дейницина 12:53 10. Сила веры. К. Теплов 18:58 11. Свет Христов. Ф. Юрьев 18:40 12. То, чего нельзя забыть. Л. Кобеляцкая 12:34 13. Молитва ангелу хранителю (утреннее правило) 1:04 14. Молитва ангелу хранителю (вечернее правило) 0:44
Читают Наталия Минаева Наталья Воеводина Иван Калинин Илья Рыбаков