Пятница | 26.04.2024 | 05:49
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Личный дневник
Портфолио

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Дневник 
Главная » 2014 » Октябрь » 11 » Предметно -пространственная среда
09:29
Предметно -пространственная среда
Модель - описание
предметно – развивающая среда (ФГОС)
старшая группа (5 – 6 лет)
Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Программа «От рождения до школы» не предъявляет каких-то особых специальных требований к оснащению развивающей предметно-пространственной среды помимо требований, обозначенных в ФГОС ДО.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации с учетом требований ФГОС ДО должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной.
Подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:
 полифункциональностью;
 возможностью применения игрушки в совместной деятельности;
 дидактическими свойствами;
 принадлежностью к изделиям художественных промыслов;
При подборе материалов и определении их количества педагоги учитывают количество детей в группе, площадь групповых и подсобных помещений.
Подбор материалов и оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации образовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами.
Материал для сюжетной игры включает предметы оперирования, игрушки – персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства.
Материал для игры с правилами включает материал для игр на физическое развитие, для игр на удачу и игр на умственное развитие.
Материалы и оборудование для продуктивной деятельности представлены двумя видами: материалами для изобразительной деятельности и конструирования, а также оборудование общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) Оборудование общего назначения являются обязательными и используются при реализации образовательной программы.
Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации.
Материалы для продуктивной (конструктивной) деятельности включают строительный материал, детали конструкторов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.
Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включают материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно-знаковый материал. Это оборудование поможет создать мотивационно-развивающее пространство для познавательно-исследовательской деятельности (телескоп, бинокль-корректор, детские мини-лаборатории, головоломки-конструкторы и т.д.).
Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени включают различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши – формы, объекты для сериации и т.п.). Данная группа материалов так же включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойства и научиться различным способом упорядочивания их (коллекции минералов, плодов и семян растений и т.п.).
Группа образно-символического материала представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.
Группа нормативно-знакового материала включает разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы, математические мульти-разделители, магнитные демонстрационные плакаты для счета и т.д.
Материалы и оборудование для двигательной активности включают следующие типы оборудования для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.
При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:
- психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка;
- психофизиологические факторы, обусловливающие соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования.
При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать
- контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды;
- зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны);
- слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек;
- тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления
объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка;
- физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка;
- антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды.
Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:
- провоцируют ребенка на агрессивные действия;
- вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры -
людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);
- вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);
- провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
- вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим
планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития могут выступать:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок ряжения (для театрализованных игр);
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных
мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений за природой);
• спортивный уголок;
• уголок для игр с песком;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности де-
тей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,
тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Центр конструирования и строительных игр.
Оборудование:
Мозаики - крупные, средние и мелкие; конструкторы типа “Лего” - крупные и мелкие; кубики различных размеров; строительные наборы, содержащие элементы для конструирования архитектурных форм (арки, призмы, параллепипеды, конусы); дидактические игры, связанные с ориентированием в пространстве, приемами моделирования; транспортные игрушки; альбомы с алгоритмами и схемами создания построек.
Центр математики
Оборудование: дидактические игры на ознакомление с понятиями времени, количества, числа, размера; дидактические игры на развитие логики и аналитико-синтетического мышления; игры на развитие классификации, счетный и сенсорный материал, пирамидки и вкладыши, пособия «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюзинера», игры «Уникуб», «Танграм», «Сложи узор», «Собери картинку».
Центр речевого творчества
Оборудование: различные виды детских театров (пальчиковый, перчаточный, конусный); ширма, маски, костюмы и атрибуты для ряжения; дидактические игры на развитие речи, словотворчества.
Центр художественного творчества
Оборудование: бумага разных размеров и форм, картон белый и цветной; наклейки, ножницы, карандаши, восковые мелки, гуашь, штампики, краски, кисти; стаканчики для воды, пластилин, трафареты, раскраски; альбомы с произведениями разных жанров для рассматривания, дидактические игры по ознакомлению с различными жанрами живописи, направлениями архитектуры, видами народных промыслов, изделия народных промыслов и народные игрушки; алгоритмы и схемы поэтапной лепки и поэтапного рисования.
Центр экологии
Оборудование: комнатные растения, алгоритмы ухода за ними; лейки, совочки для рыхления; дидактические игры о домашних и диких животных, среде их обитания; временах года и природных явлениях; модели строения животных, рыб, насекомых и среды их обитания; наборы антропоморфных домашних и диких животных различных климатических зон, вымерших животных; познавательная энциклопедическая литература; природный материал.
Центр науки и экспериментирования
Оборудование: бумага различных видов, металл, дерево, песок, глина, перышки, пипетки, линейки, нитки, краски, бусины, мерные емкости, стаканчики, контейнеры, лупы; алгоритмы проведения опытов, картотеки опытов и экспериментов, познавательная литература, энциклопедии; дидактические игры о свойствах предметов, их использовании; атласы, карты, глобус, весы, приспособления для сравнения по величине, весу (эталоны).
Центр физической активности
Оборудование: ленты, мячики, скакалки, обручи, кольцебросы, кегли, моталки; дидактические игры о здоровом образе жизни, игры валеологической направленности, видах спорта; картотеки утренней гимнастики, гимнастики после сна, подвижных игр, динамических пауз.
Центр музыки
Оборудование: музыкальные инструменты (металлофон, погремушки, маракасы, бубенчики, барабан, дудки); портреты композиторов, комплект дисков с фоновой музыкой (активизирующая, успокаивающая, музыка для рефлексии и т.д.), комплект дисков для слушания с тематическим репертуаром согласно тематическому планированию.
Центр юного патриота
Оборудование: символика страны и малой родины (герб, флаг, портреты президента и губернатора), открытки для рассматривания с видами столицы нашей Родины, родного города, городов России, дидактические игры на ознакомление с жизнью различных наций нашего государства, жизнью русского народа, альбомы для рассматривания с архитектурными памятниками.
Категория: Личный дневник | Просмотров: 4149 | Добавил: mitroxina | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы "ВКонтакте"

Поиск

Наши планы
Приглашаем Вас ознакомиться
с планами нашего портала

Афоризм дня
Для которых их учения - это закон жизни, а не только знания, выставляемые напоказ ?
/Цицерон/


Реклама

Рейтинг@Mail.ru
"Методсовет" © 2010 - 2024
My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы