Модель - описание предметно – развивающая среда (ФГОС) старшая группа (5 – 6 лет) Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Программа «От рождения до школы» не предъявляет каких-то особых специальных требований к оснащению развивающей предметно-пространственной среды помимо требований, обозначенных в ФГОС ДО. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации с учетом требований ФГОС ДО должна быть: • содержательно-насыщенной, развивающей; • трансформируемой; • полифункциональной; • вариативной; • доступной; • безопасной; • здоровьесберегающей; • эстетически-привлекательной. Подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня), а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами: полифункциональностью; возможностью применения игрушки в совместной деятельности; дидактическими свойствами; принадлежностью к изделиям художественных промыслов; При подборе материалов и определении их количества педагоги учитывают количество детей в группе, площадь групповых и подсобных помещений. Подбор материалов и оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации образовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами. Материал для сюжетной игры включает предметы оперирования, игрушки – персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства. Материал для игры с правилами включает материал для игр на физическое развитие, для игр на удачу и игр на умственное развитие. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности представлены двумя видами: материалами для изобразительной деятельности и конструирования, а также оборудование общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) Оборудование общего назначения являются обязательными и используются при реализации образовательной программы. Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Материалы для продуктивной (конструктивной) деятельности включают строительный материал, детали конструкторов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы. Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включают материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно-знаковый материал. Это оборудование поможет создать мотивационно-развивающее пространство для познавательно-исследовательской деятельности (телескоп, бинокль-корректор, детские мини-лаборатории, головоломки-конструкторы и т.д.). Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени включают различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши – формы, объекты для сериации и т.п.). Данная группа материалов так же включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойства и научиться различным способом упорядочивания их (коллекции минералов, плодов и семян растений и т.п.). Группа образно-символического материала представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий. Группа нормативно-знакового материала включает разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы, математические мульти-разделители, магнитные демонстрационные плакаты для счета и т.д. Материалы и оборудование для двигательной активности включают следующие типы оборудования для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы: - психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка; - психофизиологические факторы, обусловливающие соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать - контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды; - зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны); - слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек; - тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка; - физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка; - антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: - провоцируют ребенка на агрессивные действия; - вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры - людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый); - вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.); - провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; - вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития могут выступать: • уголок для сюжетно-ролевых игр; • уголок ряжения (для театрализованных игр); • книжный уголок; • зона для настольно-печатных игр; • выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.); • уголок природы (наблюдений за природой); • спортивный уголок; • уголок для игр с песком; • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности де- тей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.; • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства; • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом). Центр конструирования и строительных игр. Оборудование: Мозаики - крупные, средние и мелкие; конструкторы типа “Лего” - крупные и мелкие; кубики различных размеров; строительные наборы, содержащие элементы для конструирования архитектурных форм (арки, призмы, параллепипеды, конусы); дидактические игры, связанные с ориентированием в пространстве, приемами моделирования; транспортные игрушки; альбомы с алгоритмами и схемами создания построек. Центр математики Оборудование: дидактические игры на ознакомление с понятиями времени, количества, числа, размера; дидактические игры на развитие логики и аналитико-синтетического мышления; игры на развитие классификации, счетный и сенсорный материал, пирамидки и вкладыши, пособия «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюзинера», игры «Уникуб», «Танграм», «Сложи узор», «Собери картинку». Центр речевого творчества Оборудование: различные виды детских театров (пальчиковый, перчаточный, конусный); ширма, маски, костюмы и атрибуты для ряжения; дидактические игры на развитие речи, словотворчества. Центр художественного творчества Оборудование: бумага разных размеров и форм, картон белый и цветной; наклейки, ножницы, карандаши, восковые мелки, гуашь, штампики, краски, кисти; стаканчики для воды, пластилин, трафареты, раскраски; альбомы с произведениями разных жанров для рассматривания, дидактические игры по ознакомлению с различными жанрами живописи, направлениями архитектуры, видами народных промыслов, изделия народных промыслов и народные игрушки; алгоритмы и схемы поэтапной лепки и поэтапного рисования. Центр экологии Оборудование: комнатные растения, алгоритмы ухода за ними; лейки, совочки для рыхления; дидактические игры о домашних и диких животных, среде их обитания; временах года и природных явлениях; модели строения животных, рыб, насекомых и среды их обитания; наборы антропоморфных домашних и диких животных различных климатических зон, вымерших животных; познавательная энциклопедическая литература; природный материал. Центр науки и экспериментирования Оборудование: бумага различных видов, металл, дерево, песок, глина, перышки, пипетки, линейки, нитки, краски, бусины, мерные емкости, стаканчики, контейнеры, лупы; алгоритмы проведения опытов, картотеки опытов и экспериментов, познавательная литература, энциклопедии; дидактические игры о свойствах предметов, их использовании; атласы, карты, глобус, весы, приспособления для сравнения по величине, весу (эталоны). Центр физической активности Оборудование: ленты, мячики, скакалки, обручи, кольцебросы, кегли, моталки; дидактические игры о здоровом образе жизни, игры валеологической направленности, видах спорта; картотеки утренней гимнастики, гимнастики после сна, подвижных игр, динамических пауз. Центр музыки Оборудование: музыкальные инструменты (металлофон, погремушки, маракасы, бубенчики, барабан, дудки); портреты композиторов, комплект дисков с фоновой музыкой (активизирующая, успокаивающая, музыка для рефлексии и т.д.), комплект дисков для слушания с тематическим репертуаром согласно тематическому планированию. Центр юного патриота Оборудование: символика страны и малой родины (герб, флаг, портреты президента и губернатора), открытки для рассматривания с видами столицы нашей Родины, родного города, городов России, дидактические игры на ознакомление с жизнью различных наций нашего государства, жизнью русского народа, альбомы для рассматривания с архитектурными памятниками.