Главная » 2012 » Август » 13 » Открытый урок по русскому языку в 3-м классе "Обобщение знаний о падежах"
17:01
Открытый урок по русскому языку в 3-м классе "Обобщение знаний о падежах"
Открытый урок по русскому языку в 3-м классе "Обобщение знаний о падежах" Рассказова Ирина Сергеевна, учитель начальных классов Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка в начальной школе ________________________________________ Цели урока: Обобщить знания о падежах имён существительных; совершенствование умений определять падеж имён существительных по вопросам, предлогам и различать их по признакам; развивать умение рассуждать, делать выводы, опираясь на изученный материал; развивать внимание, речь, орфографическую зоркость; прививать интерес к изучению родного языка Оборудование: • Компьютер; • Презентация; • Сигнальные карточки с названием падежей. Ход урока 1. Орг. момент. (Слайд 1) Записали число, классная работа. 2. Каллиграфическая минутка - Сегодня, ребята, на каллиграфической минутке, мы будем писать буквы Н г, потому, как эти буквы присутствуют в названии грандиозного праздника, в ожидании которого, мы сейчас находимся. (Новый год) - Запишите цепочку в предложенной последовательности. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3. Словарная работа (Слайд 2)
- Прочитайте внимательно слова, вставьте буквы и назовите их части речи. - Можно ли все эти слова связать с предстоящим праздником?
ПРЕКРАСНЫЙ – (настроение) АККУРАТНЫЙ – (внешность человека) ДВЕНАДЦАТЬ – (куранты часов бьют 12 раз) ЕЩЁ - (а ещё) ЖЕЛАТЬ – ( загадывают желание или что-то желают друг другу) - Какие синонимы можно подобрать к слову прекрасный? (ответы детей) - Давайте заглянем в словарь синонимов и выпишем три слова, которые редко употребляются в речи. - Поработаем со словом «ещё». Это слово интересно, тем что оно в предложении может являться разными частями речи, например, наречие, частицей. Об этом очень подробно вы узнаете в старших классах, а нам с вами пока нужно научиться правильно писать это слово. Запишите это слово в тетрадь и сделайте к нему транскрипцию. - Выпишите слово желать: • Определите часть речи; • Как называется глагол, который оканчивается на ть?; • Образуйте от данного глагола имя существительное и выполните разбор по составу. Ещё раз обратите внимание на слова. Если взять первую букву у каждого из этих слов, то получится слово…. (падеж) 4. Сообщение темы и целей урока Это слово получилось не случайно, так как сегодня на уроке мы обобщим знания о падежах. И поставим перед собой на данный урок следующие задачи. (Слайды 3-4) 4. Теоретическая работа - Сколько в русском языке падежей? Назовите их по порядку вместе с вопросами. а) Задание: (для самостоятельной работы с взаимопроверкой) Измените слово гирлянда по падежам: Ῑ вариант – в ед. ч. ῙῙ вариант – во мн. ч - Какая часть слова изменилась? - Что называется изменение имён существительных по падежам? Всё что мы сейчас с вами вспомнили схематически изображено в этой таблице. (Слайд 5) б) – Я вам показываю словосочетание, а вы должны определить падеж у выделенных имён существительных с помощью сигнальных карточек. (Слайд 6) - Как вы определяли падеж? Объясните свои действия.(Слайд 7) (Надо найти слово, от которого зависит данное существительное и задать вопрос) - Кроме вопросов, что ещё помогает определить падеж у существительных? (Вспомогательное слово, предлоги) в) - В словосочетании определить падеж имени существительного у вас не вызвало трудности. Посмотрим, как с этим вы справитесь в предложении. Записываем под диктовку:
- Подчеркните грамматическую основу предложения. У существительного определите род, число и падеж. - Составьте ещё одно предложение со словом праздник так, чтобы это слово осталось в такой же форме, но являлось в предложении второстепенным членом.
(аналогичная работа) - Почему у этих одинаковых существительных разный падеж? (Слайд 8) 5. Работа по учебнику. - А теперь попробуем отличить В.п. от Р.п.. Запишите эти падежи в тетрадь вместе с вопросами и вспомогательными словами. (Р.п. нет кого? чего? В.п. вижу кого? что?) Упражнение. - Прочитайте задание. На какие вопросы отвечают слова: торт, стол, свисток? А слова: брат, друг, слон? Почему? (одуш., неодуш.) - Выпишите из упражнения одушевлённые имена существительные, поставьте их в форму В.п. и Р.п. и выделите окончания. Что вы заметили? Какая трудность может возникнуть при определении падежа одушевлённых имён существительных? Что надо помнить? ( Слайд 9)
6. Обобщение. Составление устного рассказа по опорным схемам. (Слайды 10-11) - Из того, что мы с вами сегодня вспомнили о падежах можно составить целый рассказ. А помогут нам в этом, опорные схемы. ( Составление устного рассказа) - За опорными схемами спрятано одно слово, узнать его вы сможете, если отгадаете две грамматические загадки: • У какого падежа всего два предлога? (Д.п.) • Какой падеж изначально назывался местным? (П.п.) (Открывается слово склонение) (Слайд 12) На следующем уроке, вы узнаете на сколько склонений делятся имена существительные. 7. Итог урока. (Слайд 13) - Подведём итог урока. - В чём заключалась цель нашего урока? - Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните. - Чью работу на уроке хотите отметить? 8. Домашнее задание. (Слайд 14-15)