Тема урока: «Олимпийские игры в древности» Цели урока: 1.Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции. 2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное. 3. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.
Задачи: 1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала. 2. Изучение новых понятий по данной теме. 3. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.
Ожидаемые результаты: В ходе проведения урока учащиеся смогут: - рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены; - объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов; - назвать виды спорта в Древней Греции;
Формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные 1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию). 2. Выявлять причинно-следственные связи. 3. Делать выводы. 4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать. 5. Доказывать. 6. Сравнивать. 7. Анализировать – выделять главное. 8. Представлять информацию в разных формах (текст).
Личностные 1.Оценивать свои и чужие поступки. 2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.
Коммуникативные 1. Излагать своё мнение, аргументируя его. 2. Создавать устные и письменные тексты.
I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными и активными. II. Актуализация опорных знаний обучающихся и подготовка к восприятию нового материала. Слайд. Учитель: Скажите пожалуйста, что изображено на этой картинке? Олимпийские кольца - это символ Олимпийских игр. - Кто знает, что символизируют эти кольца? (Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный - Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия ) - Почему я обратила внимание на символы Олимпийских игр, какое историческое событие проходит в нашей стране? - Следите ли вы как проходит олимпиада, какие результаты нашей страны на сегодняшний день, имена каких наших олимпийских чемпионов вы узнали и запомнили? - Кто знает, какие талисманы у сочинской олимпиады? Учитель: Ребята, а вы знаете где и когда в первый раз и как проходили Олимпийские игры? Вам интересно это узнать? Попытайтесь сформулировать тему урока сами. - Откройте свои тетради и запишите число и тему урока. Постановка целей урока: Учитель: Что же мы с вами должны выяснить на сегодняшнем уроке? (Что же вам хотелось бы узнать об Олимпийских играх?) ( работа с кластером) Проблемное задание: - Слушая сегодня моё объяснение, проводя собственные исследования, к концу урока вы должны дать ответ на следующий вопрос: «Какие факты подтверждают мысль, что олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?» Слайд
III. Изучение нового материала. Слайд ( словарная работа) - Где могли проходить Олимпийские игры? ( в г. Олимпии, на горе Олимп) (Местом их проведения была избранна Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение).
Учитель: У Олимпийских игр была своя предыстория и свои причины появления. Давайте узнаем причины появления Олимпийских игр, прочитав Миф об основании Олимпийских игр на стр. 151. -Какому богу посвятили греки эти игры? (Зевсу) слайд
Решение проблемной задачи: Учитель: В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!» Слайд - Что нового об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва? Ученики: 1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы. 2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников. 3. Игры были честными. Слайд Учитель: - Когда впервые проводились Олимпийские игры ? ( 1 раздел) Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры. (Записываем в тетрадь). Учитель: На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Лишь однажды это правило было нарушено. Кто же смог пойти на такой риск?
Это была легендарная Ференика, женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами. Она сама тренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть его чемпионом, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Она переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением наблюдая за сыном. И вот… его объявляют чемпионом! Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе — женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она — дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило — теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.
- Какие же существовали правила прохождения Олимпийских игр? ( работа по карточкам) Вопрос учащимся: Ребята, скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами? Ученик: Только богатые. У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.
Слайды. Пять незабываемых дней. Первый день. Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения. Клятва участника соревнований: Я, Кореб, сын Пареса, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как того требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду употреблять в соревновании недостойных приёмов. Клятва судей: - Мы, судьи, клятвенно обещаем, что будем выносить свои решения честно и неподкупно.
Второй – четвертый дни проходили соревнования. Одно из состязаний - Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта.
Работа с презентацией и текстом учебника 1. Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялась одному стадию - 192 м (от этого названия произошло наше слово - стадион). Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь. Гражданин города Аргос после своей победы в беге сбегал из Олимпии домой, чтобы сообщить о своей победе и вернулся обратно, чтобы принять участие в соревнованиях следующего дня. Всего за несколько часов он пробежал около 100 км. 2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед. 3. Борьба - панкратион. Древнегреческое каратэ. Кто побеждал в борьбе? В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды бросал противника на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало. 4 - 5. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг.
Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый захватывающий, проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований) – это гонки колесниц. Они проходили в четвертый день соревнований. Слайд На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома. Двенадцать раз надо было промчаться по кругу, обогнав соперников. Однажды из 40 колесничих, состязавшихся на олимпийском ипподроме, благополучно закончить соревнование удалось только одному. Но слава победителя доставалась не возничему, а хозяину упряжки, богачу, вся доблесть которого состояла в том, что он владел колесницей и конями. Неизменный интерес зрителей на Олимпийских играх вызывали кулачные бои, которые проводились вне обязательных состязаний. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение, а не грубую силу. Например, знаменитый древнегреческий математик и философ Пифагор, стал чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою. Кулачный бой был опасным и трудным делом. Нередко борцы получали серьезные увечья. 5-й день Олимпиады – награждение победителей. В этот день перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!» Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Греки вели учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами. Слайд Учитель: Слава о победителях переживала их в веках. Ребята, давайте прочитаем п. 4 на странице 159 учебника: Легендарные рассказы о знаменитых атлетах, и узнаем, о ком греки складывали легенды. Учитель: Итак знаменитые атлеты Древней Греции это: Милон Кротонский Полидам Феаген Участниками Олимпийских игр были также историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ… Записываем в тетрадях: Первый день – жертвы богам и клятвы, следующие три дня – состязания, 5 день – награждение. Виды соревнований, входивших в пятиборье: бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба. Учитель: Соревнования заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза. Но вот в 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город. - Когда же вновь возродились Олимпийские игры? Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции. ( герои) Д/з – узнать имена героев. IV. Закрепление изученного материала. Задание «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в предложениях? (можно использовать белые и черные карточки) 1. Олимпийские игры греки посвящали богине Гере . 2. Первые Олимпийские игры были в 750-м году до нашей эры. 3. С наступлением зимы, у подножия горы Олимп начинались Олимпийские игры. 4. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры. 5. Победителю в беге досталась главная награда – венок из золотых листьев. 6. Пятиборье - это соревнование одного человека в пяти видах спорта. Решение проблемного задания. А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале нашего урока. Слайд Ученики называют факты, говорящие о том, что олимпийские игры были любимым праздником древних греков. Рефлексия Учитель: Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили, все ли пункты нашего кластера мы разобрали? И сейчас я хочу вас попросить продолжить мое предложение. Сегодня на уроке, я узнал, что…
НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!
Выставление оценок за урок. Ребята! Вы хорошо усвоили материал новой темы и узнали много интересного об олимпийском движении. У каждого из вас есть комплект олимпийских медалей. Оцените пожалуйста сегодняшний урок. Спасибо! А я хочу оценить вашу работу на уроке. VI. Домашнее задание: Слайд Параграф 33, пересказ; творческое задание: придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя (в 4 в учебнике на стр. 154). Учитель: Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы. И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Спасибо за урок, ребята. До свидания!